Аляскинский английский: контексты и условия формирования
- Авторы: Григорьева А.А.1, Бергельсон М.Б.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Выпуск: Том 28, № 3 (2024)
- Страницы: 680-705
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2687-0088/article/view/312766
- DOI: https://doi.org/10.22363/2687-0088-37951
- EDN: https://elibrary.ru/XXOJYW
- ID: 312766
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Аляскинский английский (Alaskan English), или разновидность английского языка коренных жителей территории Аляски, представляет собой уникальное, но недостаточно изученное явление. В частности, малое число исследователей посвящали работы условиям, способствовавшим возникновению феномена и его характерных особенностей. Цель данной статьи состоит в выявлении специфики условий и изменений, окружавших процесс появления аляскинского английского, а также их долгосрочного влияния на сообщества коренных жителей региона. Для этого в статье рассматриваются исторические и социолингвистические факторы, оставившие отпечаток на формировании местного английского и языковой ситуации на Аляске в целом. Особое внимание в работе уделяется значению культурных и языковых контактов различных групп населения в регионе во времена промышленного освоения территории, языковой политике в разные периоды, образовательному контексту освоения английского языка коренным населением, а также процессам языкового сдвига. Отдельные аспекты проблемы рассматриваются на примере рассказов представителей двух возрастных групп верхнекускоквимских индейцев-атабасков, интервью с которыми были взяты во время экспедиций в пос. Николай одним из авторов данной статьи в 2001 и 2019 годах. В общей сложности материалом для исследования стали 26 интервью, отражающих пережитый каждым информантом индивидуальный и семейный опыт адаптации к изменениям в их языковом сообществе. Для описания отраженных в рассказах последствий языкового сдвига и процессов формирования аляскинского английского в качестве методологии используется сравнительный анализ транскриптов бесед, позволяющий сопоставить языковые реалии и контекст овладения языковыми навыками как между поколениями, так и внутри них. Также некоторые элементы дискурсивной интерпретации текстов применяются для реконструирования социолингвистического контекста, стоящего за высказываниями рассказчиков. Полученные данные проливают свет на происходившие в регионе неоднозначные процессы, повлиявшие на языковую ситуацию и местный английский, а также являются фундаментом для дальнейших исследований этого идиома.
Ключевые слова
Об авторах
Анастасия Александровна Григорьева
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: aagrigoreva@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-3083-4079
аспирант Аспирантской школы по филологическим наукам Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), сотрудник Лаборатории комплексных междисциплинарных проектов НИУ ВШЭ, г. Москва, Российская Федерация. Сфера ее научных интересов включает языковую политику, языковые идеологии, кросс-культурный анализ дискурса и медиаисследования.
Москва, РоссияМира Борисовна Бергельсон
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Email: mbergelson@hse.ru
ORCID iD: 0000-0002-7617-9356
доктор филологических наук, профессор Школы филологических наук ФГН, Академический руководитель магистерской программы «Языковая политика в условиях этнокультурного разнообразия», Руководитель Большого проекта НИУ ВШЭ «Речевые практики российского общества», г. Москва, Российская Федерация. В сферу ее научных интересов входит исследования нарративов, кросс-культурный анализ дискурса, кросс-культурная прагматика, интеркакционная социолингвистика, русское языковое и культурное наследие на Аляске.
Москва, РоссияСписок литературы
- Бергельсон М.Б., Кибрик А.А. Русский язык на берегах залива Кука: самоидентификация культуры в условиях изоляции // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2018. № 54. С. 29-41. [Bergelson, Mira B. & Andrei A. Kibrik. 2018. The Russian language in the Cook Inlet area: Self-identification in the situation of cultural isolation. Tomsk State University Journal of Philology 54. 29-41. (In Russ.)].
- Беляева Т.М., Потапова И.А. Английский язык за пределами Англии. Л: Учпедгиз, 1961. [Beliayeva, Tatiana M. & Irina A. Potapova. 1961. Angliiskii yazyk za predelami Anglii (English Beyond England). Leningrad: Uchpedgiz Publ. (In Russ.)].
- Голомидова П.С., Сабуров А.А. Государственная политика в отношении коренных народов Аляски: исторический обзор и современные проблемы // Арктика и Север. 2016. № 25. С. 61-77. [Golomidova, Polina S. & Aleksander A. Saburov. 2016. State policy towards indigenous peoples of Alaska: Historical review and contemporary issues. Arctic and North 25. 61-77. (In Russ.)].
- Григорьева А.А., Бергельсон М.Б. Аляскинский английский: этнические, культурные и поколенческие особенности // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2024. №17 (5). С. 993-1004. [Grigoryeva, Anastasia A. & Mira B. Bergelson. 2024. Alaskan English: Regional, generational, ethnic and cultural peculiarities. SibFU Journal. Humanities and Social Sciences 17 (5). 993-1004. (In Russ.)].
- Иванова А. М. Контактная вариантология как новая лингвистическая парадигма: некоторые актуальные вопросы преподавания английского языка в высшей школе // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2017. № 4 (28). С. 72-78. [Ivanova, Anna M. 2017. The world Englishes paradigm and current challenges of teaching and learning English at universities. MCU Journal of Philology. Theory of Linguistics. Linguistic Education 4 (28). 72-78. (In Russ.)].
- Крысин Л.П. Очерки о социолингвистике. М.: Флинта, 2021. [Krysin, Leonid P. 2021. Ocherki o sociolingvistike (Essays on sociolinguistics). Moscow: Flinta Publ. (In Russ.)].
- Петров А.Ю. История и наследие Русской Америки: проблемы, направления, перспективы исследований // Новая и новейшая история. 2016. № 5. С. 177-182. [Petrov, Alexander Iu. 2016. Istoriya i nasledie Russkoi Ameriki: problemy, napravleniya, perspektivy issledovanii (Historical and cultural heritage of Russian America: Issues, trajectories, research perspectives). Modern and Contemporary History 5. 177-182. (In Russ.)].
- Прошина З.Г. Контактная вариантология английского языка: проблемы теории. М.: Флинта: наука, 2017. [Proshina, Zoya G. 2017. Kontaktnaya variantologiya angliyskogo yazyka: Problemy teorii (World Englishes Paradigm). Moscow: Flinta - Nauka Publ. (In Russ.)].
- Шеина И.М., Сидорина Е.И. Русские заимствования в языках коренных народов Аляски как отражение историко-культурного наследия Русской Америки // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 457. С. 53-60. [Sheina, Irina M. & Elena I. Sidorina. 2020. Russian borrowings in the languages of Alaska Indigenous Peoples as a manifestation of the historical and cultural heritage of Russian America. Tomsk State University Journal 457. 53-60. (In Russ.)].
- Alton, Thomas L. 1998. Federal Policy and Alaska Native Languages since 1867. Fairbanks: University of Alaska.
- Barnhardt, Сarol. 2001. A history of schooling for Alaska native people. Journal of American Indian Education 1 (40). 1-30.
- Bergelson, Mira. 2019. Maintaining tradition: Thematic and structural coherence in personal stories by Northern Athabaskans. Anthropological Linguistics 2 (61). 183-219.
- Collins, Ray L. 2004. Dichinanek' Hwt'ana: A History of the People of the Upper Kuskokwim Who Live in Nikolai and Telida, Alaska. McGrath, Alaska.
- Hickey, Raymond (ed.). 2010. The Handbook of Language Contact. Malden, MA: Wiley-Blackwell.
- Jones, Anne & Marie-Claire Tarlow. 2013. Alaskan language and literacy instruction: Dialect attitudes. Conference: American Educational Research Association. San Francisco CA. 1-20.
- Kachru, Braj B. 1961. An Analysis of Some Features of Indian English: A Study of Linguistic Method. Unpublished doctoral dissertation. University of Edinburgh.
- Kachru, Braj B. 1983. Models for non-native Englishes. In Larry E. Smith (ed.), Readings in English as an international language, 69-86. Oxford: Pergamon Press.
- Kachru, Braj B. 1985. Standards, codification and sociolinguistic realism. The English language in the outer circle. In Randolph Quirk & Henry G. Widdowson (eds.), English in the world: Teaching and learning the language and literatures, 11-30. Cambridge: Cambridge University Press.
- Kachru, Braj B. 1986. The Alchemy of English: The Spread, Functions, and Models of Non-Native Englishes. Oxford: Pergamon Press.
- Kachru, Braj B. & Larry E. Smith. 1985. Editorial. World Englishes 4 (2). 209-212.
- Krauss, Michael E. 1980. Alaska Native Languages: Past, Present, and Future. Fairbanks: Alaska Native Language Center.
- Proshina, Zoya G. & Cecil L. Nelson. 2020. Varieties of English and Kachru’s Expanding Circle. Russian Journal of Linguistics 24 (3). 523-550.
- Ringsmuth, Katherine J. 2007. Beyond the Moon Crater Myth: A New History of the Aniakchak Landscape: A Historic Resource Study for Aniakchak National Monument and Preserve.
- Smith, Larry E. 1976. English as an international auxiliary language. RELC Journal 7 (2). 38-43.
- Smith, Larry E. (ed.). 1987. Discourse Across Cultures: Strategies in World Englishes. London: Prentice Hall.
- Smith, Larry E. & Michael L. Forman (eds.). 1997. World Englishes 2000. Honolulu: University of Hawaii Press.
- Thompson, Chad. 1984. Athabaskan Languages and the Schools. A Handbook for Teachers. Juneau: Alaska Department of Education.
- Wheeler, Rebecca S. & Rachel Swords. 2004. Codeswitching: Tools of language and culture transform the dialectally diverse classroom. Language Arts 81 (6). 470-480.
- Разумовский И.В. Уступка Россией Аляски США и закат Русской Америки // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2015. №2. С. 15-26. [Razumovskij, Igor V. 2015. Ustupka Rossiei Alyaski SShA i zakat Russkoi Ameriki (Russia's concession of Alaska to the United States and the decline of Russian America). Lokus: ludi, obshhestvo, kul'tury, smysly 2. 15-26. (In Russ.)].
- Carruthers, J.B. 1970. Language Survey of Entering Primary Students (Rural Schools). Juneau: Alaska Department of Education Office of Planning & Research.
- Kari, James. 2021. Dena'ina Topical Dictionary: Revised Edition. Fairbanks: Alaska Native Language Center.
- Rodli, Agnes. 1963. North of Heaven. A Teaching Ministry among the Alaskan Indians. Chicago: Moody press.
- Tabbert, Russell. 1991. Dictionary of Alaskan English. Juneau: Denali Press.
Дополнительные файлы
