Усмотрение против современных технологий и «изворотливости» предпринимателей (на примере налоговых правоотношений)
- Авторы: Кобзарь- Фролова М.Н.1
-
Учреждения:
- Институт государства и права Российской академии наук
- Выпуск: Том 22, № 4 (2025)
- Страницы: 555-571
- Раздел: ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО УСМОТРЕНИЯ
- Статья опубликована: 24.12.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-7602/article/view/360907
- DOI: https://doi.org/10.19073/2658-7602-2025-22-4-555-571
- ID: 360907
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена актуальной и весьма дискуссионной проблематике действий
исполнительных органов власти по усмотрению и судебному контролю за административной дискрецией. В данной статье рассматриваются особенности дискреции в сфере налогов и сборов. Доводится мысль о том, что отдельные теоретики не связывают (отрицают) наличие административного усмотрения в финансовых отношениях. Законодательство о налогах и сборах стало активно развиваться лишь после перестройки и изначально конфликтно уже в силу
закона, который закрепляет наличие властных отношений и утверждает право изъятия у лица части его собственности. Современные IT- и интернет-технологии не только дают налогоплательщикам широкие возможности и условия для извлечения прибыли, но и создают условия, при которых налогоплательщик не должен платить налог, а в отдельных случаях может рассчитывать на возмещение суммы налога из бюджета. Законодатель не успевает реагировать на новшества технического прогресса. Налоговые органы, ежедневно сталкиваясь с различными финансовыми схемами, зачастую выносят решения в порядке дискреции (усмотрения).
Цель работы – доведение идеи о том, что сама деятельность налоговых органов законна, основана на нормах права и направлена на защиту интересов государства (экономических, социальных и прочих). Обеспечить соблюдение закона в сфере налогов и сборов признан судебный контроль. В статье приводятся отдельные примеры. В основной части работы развивается вопрос о судебном контроле за административным усмотрением налоговых органов. В заключении делается вывод о том, что усмотрение в налоговых юридических отношениях, в том числе в конфликтах по налоговым спорам, должно пониматься как правовое отношение.
Об авторах
Маргарита Николаевна Кобзарь- Фролова
Институт государства и права Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: adminlaw@igpran.ru
ORCID iD: 0000-0003-2885-6401
главный научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права Российской академии наук
Россия, ул. Знаменка, 10, Москва, 119019, Российская ФедерацияСписок литературы
- 1. Денисенко В. В., Денисенко С. Г. Философско-правовой анализ дискреционных полномочий властных субъектов административно-деликтных отношении // Философия права. 2023. № 4 (107). С. 80–86.
- 2. Соловей Ю. П. Стандарты судебной оценки дискреционных актов органов (должностных лиц) публичной организации по законодательству Российской Федерации об административном судопроизводстве //
- Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА). 2015. № 8 (12). С. 99–113.
- 3. Соловей Ю. П. Дискреционный характер административного акта как обстоятельство, исключающее судебную проверку его законности // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 4. С. 72–99. DOI:
- https://doi.org/10.17323/2072-8166.2019.4.72.99
- 4. Соловей Ю. П. Административное усмотрение (сравнительно-правовое исследование) // Формирование и развитие отраслей права в исторической и современной правовой реальности России : моногр. : в 12 т. /
- [Р. Л. Хачатуров, Л. И. Глухарева, А. А. Головина и др.] ; под ред. д-ра юрид. наук, проф. Р. Л. Хачатурова. М. : Юрлитинформ, 2022. Т. VIII: Административное право в системе современного российского права / под ред.
- проф. Р. Л. Хачатурова, проф. А. П. Шергина. С. 407–454.
- 5. Бросалина А. А. Административное усмотрение: понятие и пределы реализации в деятельности ор-
- ганов исполнительной власти // Государственная служба. 2023. Т. 25, № 5 (145). С. 6–14. DOI: https://doi.
- org/10.22394/2070-8378-2023-25-5-6-14
- 6. Зырянов С. М. Пределы усмотрения в правоприменительной деятельности органов исполнительной
- власти // Административное право и процесс. 2018. № 7. С. 72–77.
- 7. Манохин В. М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Советское государство и право. 1990. № 1. С. 23–30.
- 8. Старилов Ю. Н. Административное усмотрение – не «свое мнение», а правовое решение! // Административное право и процесс. 2024. № 12. С. 3–13. DOI: https://doi.org/10.18572/2071-1166-2024-12-3-13
- 9. Елистратов А. И. Основные начала административного права. М. : Изд. Г. А. Лемана, 1914. 337 с.
- 10. Старилов Ю. Н. Сложный путь познания правового усмотрения: к чувству уверенности на основе ценностных ориентиров // Административное право и процесс. 2025. № 1. С. 15–25. DOI: https://doi.
- org/10.18572/2071-1166-2025-1-15-25
- 11. Горбунова О. Н. Избранное = Best works / [предисл. И. А. Цинделиани]. М. : РГУП, 2017. 542 с.
- 12. Крохина Ю. А. Доктрина как фактор оптимизации финансового законодательства // Финансово-
- правовая доктрина постсоциалистического государства : материалы междунар. науч. конф. Черновцы, 2003.
- Вып. 1. С. 40.
- 13. Запольский С. В. Теория финансового права: научные очерки. М. : РАП, 2010. 371 с.
- 14. Брызгалин А. В. Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2022 год // Налоги и финансовое право. 2022. № 2. С. 9–115.
- 15. Серков П. П. Правоотношение (Теория и практика современного правового регулирования) : моногр. : в 3 ч. М. : Норма, 2018. Ч. первая: Грани правового неведомого. 512 с.
- 16. Гришковец А. А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) // Государство и право. 2004. № 1. С. 24–36.
Дополнительные файлы


































