Государственное управление в сфере охраны здоровья населения в новой парадигме публичной власти: проблемы соотношения конституционно-правового и административно-правового регулирования

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем соотношения конституционно-правового и административно-правового регулирования государственного управления в сфере охраны здоровья населения в системе социального управления. Цель статьи - выявить соотношение предмета регулирования конституционного и административного права в сфере государственного управления в части охраны здоровья в системе социального управления, обозначить его отличительные черты. Поставленная цель была достигнута при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, диалектический, историко-правовой метод) и формально-юридического метода. Государственное управление осуществляется постоянно, вне зависимости от наличия или отсутствия у конкретного государства конституции, иных конституционных актов и даже при отсутствии конституционных идей, как это было в России вплоть до XIX в. Концепция административно-правового регулирования публичного управления в сфере охраны здоровья населения в современных условиях базируется на конституционных нормах о праве граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), а также на нормах об организации публичной власти в Российской Федерации. Анализируя юридическую литературу, действующее законодательство, автор пришел к выводу, что для анализа соотношения концепций конституционно-правового и административно-правового регулирования в сфере охраны здоровья непреходящее значение имеют положения ст.ст. 71 и 72 Конституции РФ. В частности, закрепляя за федеральным центром организацию публичной власти, Конституция РФ тем самым предопределяет принципы организации системы государственного управления в сфере охраны здоровья. Кроме того, ст. 71 Конституции РФ оставляет в ведении федеральных органов установление единых правовых основ системы здравоохранения, что трансформируется в законодательном и подзаконном регулировании, в том числе вопросов управления системой здравоохранения. Административному праву в силу широких возможностей оперативного подзаконного регулирования свойственен учет в отраслевых нормах новейших достижений естественных и гуманитарных наук порой быстрее, чем это делает законодатель.

Об авторах

Елена Владимировна Епифанова

Кубанский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: epifanova_elen@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9541-0923
SPIN-код: 4484-4976

профессор кафедры теории и истории государства и права юридического факультета

Россия, ул. Рашпилевская, 43, Краснодар, 350000

Список литературы

  1. Старилов Ю. Н. Административное право : в 2 ч. Воронеж : Изд-во ВГУ, 1998. Ч. 1 : История, наука, предмет, нормы. 392 с.
  2. Банникова И. Г. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: содержание и историческая ретроспектива // Вестник Пензенского государственного университета. 2014. № 2 (6). С. 51-55.
  3. Ковригина Г. Д. Правовое регулирование целительской деятельности в России: история вопроса и современные общеюридические начала // Медицинское право. 2008. № 4. С. 38-41.
  4. Третьякова О. С. Здравоохранение России и его правовое регулирование: от монастырской медицины до создания государственной системы здравоохранения // Таврический медико-биологический вестник. 2017. Т. 20, № 2-1. С. 172-180.
  5. Богданов А. Всеобщая организационная наука (Тектология) / под ред. Г. Д. Гловели. 6-е изд., испр. и доп. М. : URSS : ЛЕНАНД, 2019. 679 с.
  6. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине / пер. с англ. ; предисл. Г. Н. Поварова. 2-е изд. М. : Совет. радио, 1968. 326 с.
  7. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М. : Политиздат, 1980. 368 с.
  8. Садовский В. Н. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ. М. : Наука, 1974. 276 с.
  9. Фомин Э. В., Фомина Ю. А. Общий системный подход и социально-экономические системы (от управления к самоорганизации). М. : ЛЕНАНД, 2014. 160 с.
  10. Россинский Б. В. Проблемы государственного управления с позиции теории систем : моногр. М. : Норма : ИНФРА-М, 2021. 264 с.
  11. Слепышeв А. Л. Государственное управление: объекты и приоритеты. Часть I // Социум и власть. 2015. № 2 (52). С. 87-94.
  12. Низова Л. М., Соловьева И. Г. Здравоохранение как элемент социальной политики на региональном уровне // Социальная политика и социальное партнерство. 2018. № 11. С. 17-22.
  13. Копыткин С. А., Назарова А. Б. О необходимости мер профилактического воздействия в отношении лиц, имеющих социально значимые заболевания в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. № 2. С. 16-19. https://doi.org/10.18572/2072-4438-2018-2-16-19
  14. Бондарь Н. С. Конституционная категория достоинства личности в ценностном измерении: теория и судебная практика // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 4. С. 19-31.
  15. Васильев Д. Ф., Кругова Н. В., Кулиш А. С. Право, религия и медицина: пути взаимодействия на благо пациента // Тверской медицинский журнал. 2017. № 5. С. 148-151.
  16. Chica-Velez S. A., Salazar-Ortiz C. A. Post-new Public Management, Governance and Innovation. Three Concepts regarding Organizational Form and Public Management // Opera. 2021. № 28. P. 17-51.
  17. Public Innovation and Living Labs in Action: A Comparative Analysis in post-New Public Management Contexts, International Journal of Public Administration / J. I. Criado, T. F. Dias, H. Sano, F. Rojas-Martín, A. Silvan, A. I. Filho // International Journal of Public Administration. 2021. Vol. 44, iss. 6. P. 451-464. https://doi.org/10.1080/01900692.2020.1729181
  18. Dubois H. F. W., Fattore G. Definitions and Typologies in Public Administration Research: The Case of Decentralization // International Journal of Public Administration. 2009. Vol. 32, iss. 8. P. 704-727. https://doi.org/10.1080/01900690902908760
  19. Парилов О. В. Смерть ребенка из-за отказа от гемотрансфузии по религиозным мотивам: юридический аспект // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2020. № 2 (50). С. 105-110. https://doi.org/10.36511/2078-5356-2020-2-105-110
  20. Маркова Е. Н. Право врачей на отказ от предоставления медицинских услуг по религиозным соображениям // Юридический мир. 2019. № 2. С. 58-62.
  21. Тищенко Е. В. Проблемы демаркации начала человеческой жизни // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 9. С. 63-66.
  22. Борисова Л. В. Защита права на образование и охрану здоровья обучающихся детей в контексте добровольности туберкулинодиагностики // Юрист. 2021. № 4. С. 65-70. https://doi.org/10.18572/1812-3929-2021-4-65-70
  23. Богданова Е. Е., Белова Д. А. Актуальные проблемы реформирования законодательства о суррогатном материнстве // Актуальные проблемы российского права. 2021. Т. 16, № 4 (125). С. 66-75. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.125.4.066-075
  24. Ищенко С. А. Государственно-частное партнерство в сфере физической культуры и спорта и его административно-правовое регулирование // Административное право и процесс. 2021. № 9. С. 52-54. https://doi.org/10.18572/2071-1166-2021-9-52-54
  25. Вершило Н. Д. К вопросу о государственном экологическом контроле и надзоре // Законы России: опыт, анализ, практика. 2017. № 6. С. 35-38.
  26. Винокуров В. А. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и новая коронавирусная инфекция: проблемы правового регулирования // Медицинское право. 2020. № 4. С. 9-19.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Епифанова Е.В., 2022

Ссылка на описание лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by/3.0/

Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.

ISSN 2658-7602 (Print)
ISSN 2658-7610 (Online)

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».