Современное трансграничное образование: сущность и тенденции

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В современных сложных и противоречивых международных процессах немаловажная роль принадлежит высшей школе, деятельность которой приобрела транснациональный характер. Это относится и к российским вузам, перед которыми стоит проблема экспорта русскоязычного образования за рубеж, прежде всего в формате трансграничного сотрудничества на постсоветском пространстве.

Цель. Раскрыть транснациональный контекст современных образовательных процессов, исследовать дискуссионные вопросы, касающиеся международной практики и многообразных аспектов трансграничного взаимодействия в образовательном пространстве.

Материалы и методы. Методология исследования основана на анализе актуальных научных работ, в которых изучаются сложные и противоречивые аспекты современного трансграничного образования. Обобщения и интерпретации изученного материала формируют содержательный контент, в котором раскрывается сущность трансграничного образования и сложный, многообразный опыт международных университетов. Метод единства теории и практики формирует смысловую ткань исследования, в котором анализ международной деятельности высших учебных заведений, в том числе опыт взаимодействия Набережночелнинского государственного педагогического университета с учебными заведениями Туркменистана, позволяет рассмотреть общие тенденции и специфические детали современного транснационального образования.

Результаты. Исследования выявило, что современное состояние трансграничного образования представляет собой сложный многоплановый процесс, требующий изучения большого спектра сложных и дискуссионных вопросов. Они касаются организационных моделей, целевых принципов, критериев эффективности и качества, факторов индивидуальной и коллективной мотивации, влияния на психическое состояние и психофизиологические трансформации у студентов, связи такого типа образования с качеством жизни и числом поступающих в колледжи и университеты, специфики в различных отраслях, возрастных особенностей обучающихся и т. д. Каждый из этих аспектов трансграничного образования представляет собой важное и самостоятельное исследовательское направление. Выявив в современном трансграничном образовании позитивные и негативные стороны, необходимо сделать вывод, что российский подход к экспорту образовательных программ и технологий на постсоветском пространстве может основываться лишь на принципах равноправного взаимодействия, трансграничного сотрудничества со странами, их органами образования и учебными заведениями.

Об авторах

Азат Габдулхакович Мухаметшин

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: magngpi@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-6521-9171
SPIN-код: 1837-7534
Scopus Author ID: 57203264317
ResearcherId: KGL-4150-2024

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики им. З.Т. Шарафутдинова

 

Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация

Норайр Мартинович Асратян

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: norair.asratyan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6075-2018
SPIN-код: 1844-9122
Scopus Author ID: 57218913815
ResearcherId: P-3345-2018

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории, географии и методик их преподавания

 

Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация

Ирина Валерьевна Корнилова

Набережночелнинский государственный педагогический университет; Академия наук Республики Татарстан

Email: ivkornilova@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0910-8897
SPIN-код: 6727-2777
Scopus Author ID: 55799533500
ResearcherId: I-2607-2018

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, географии и методик их преподавания; ведущий научный сотрудник Камского научного центра Института Татарской энциклопедии и регионоведения

 

Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация; ул. Баумана, 20, г. Казань, 420111, Российская Федерация

Сергей Петрович Дырин

Набережночелнинский государственный педагогический университет

Email: sdyrin@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0005-4308-5555
SPIN-код: 6239-1711
Scopus Author ID: 57403213200

доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры истории, географии и методик их преподавания

 

Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация

Список литературы

  1. Галиакберова, А. А., Мухаметшин, А. Г., Асратян, Н. М., Галиев, Р. М., Шакирова, Л. Р., & Корнилова, И. В. (2024). Разработка и осуществление модели эффективного продвижения дополнительного профессионального образования на русском языке в Туркменистане. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 13(4(49)), 43–48. https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2025/03/ANI-PiP-2024-4_30.12.2024.pdf. EDN: https://elibrary.ru/XBFYUU
  2. Лиотар, Ж.-Ф. (1998). Состояние постмодерна. Москва: Институт экспериментальной социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, 160 с. https://djvu.online/file/S3tFzIBS5tPVy
  3. Мухаметшин, А. Г., Асратян, Н. М., Галиев, Р. М., Чечина, Е. С., & Шакирова, Л. Р. (2024). Концептуальные проблемы наставничества в образовании и опыт реализации инновационного проекта Набережночелнинского государственного педагогического университета в Туркменистане. Вестник педагогических инноваций, (1(73)), 80–94. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2401.07. EDN: https://elibrary.ru/MFMUSZ
  4. Открытая онлайн-лекция на базе Набережночелнинского педуниверситета собрала слушателей из Туркменистана (24.02.2025). Получено с: https://tatngpi.ru/about_the_university/news/8319/?sphrase_id=39038 (дата обращения: 16.06.2025).
  5. Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Получено с: https://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-razvitie-eksportnogo-potentsiala-rossiiskoi-sistemy-obrazovanija/ (дата обращения: 16.06.2025).
  6. Altbach, P. G. (2008). Globalization and forces for change in higher education. International Higher Education, 50, 2–4. https://doi.org/10.6017/ihe.2008.50.7997
  7. Altbach, Ph., & Knight, J. (2007). The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities. Journal of Studies in International Education, 11(3/4), 290–305. https://doi.org/10.1177/1028315307303542. EDN: https://elibrary.ru/JNYVLB
  8. Bilsland, C., Carter, L., & Wood, L. (2020). Beyond the degree: graduate transitions from a transnational campus in Vietnam. Higher Education, 80(6), 1103–1120. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00533-2. EDN: https://elibrary.ru/DDMHSE
  9. Bilsland, C., Carter, L., & Wood, L. N. (2019). Work integrated learning internships in transnational education. Education + Training, 61(3), 359–373. https://doi.org/10.1108/ET-07-2017-0094
  10. Carvalho, N., Rosa, M. J., & Amaral, A. (2022). Cross-Border Higher Education and Quality Assurance. Results from a Systematic Literature Review. Journal of Studies in International Education, 27(5), 695–718. https://doi.org/10.1177/10283153221076900. EDN: https://elibrary.ru/XRWFHO
  11. Chen, C., & Vanclay, F. (2023). Universities Need a Social License to Operate and Grow: Reflecting on the University-Community Engagement of two Transnational Universities. Journal of Studies in International Education, 27(5), 798–816. https://doi.org/10.1177/10283153221121394. EDN: https://elibrary.ru/TMBMKW
  12. Cheng, M., & Yu, Y. (2023). The Chain of Cultural Disdain: Demystifying the Patterns of Intercultural Interactions on University Campuses in China. Journal of Studies in International Education, 28(4), 663–681. https://doi.org/10.1177/10283153231211996. EDN: https://elibrary.ru/HLRNZF
  13. Cheong, K.-C., Hill, C., Fernandez-Chung, R., & Leong, Y.-C. (2016). Employing the ‘unemployable’: employer perceptions of Malaysian graduates. Studies in Higher Education, 41(12), 1–18. https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1034260
  14. Clifford, V., & Montgomery, C. (2014). Challenging conceptions of western higher education and promoting graduates as global citizens. Higher Education Quarterly, 68(1), 28–45. https://doi.org/10.1111/hequ.12029
  15. Cotton, D. R. E., George, R., & Joyner, M. (2013). Interaction and influence in culturally mixed groups. Innovations in Education and Teaching International, 50(3), 272–283. https://doi.org/10.1080/14703297.2012.760773
  16. Ding, X. (2019). Marginal revolution: The impact of transnational education on higher education in host countries: A case study of China. Higher Education Policy, 32(3), 419–440. https://doi.org/10.1057/s41307-018-0089-5. EDN: https://elibrary.ru/YCVNLR
  17. Donn, G., & Al Manthri, Y. (2012). Globalisation and higher education in the Arab Gulf States. International Review of Education, (58), 137–139. https://doi.org/10.1007/s11159-012-9279-3
  18. Goronga, P., Deredzai, M., Matongo, M., & Mazhude, A. (2025). Bridging Borders in the Globalisation of Higher Education. В: Navigating Quality Assurance and Accreditation in Global Higher Education (pp. 137–164). https://doi.org/10.4018/979-8-3693-6915-9.ch006
  19. Healey, N. M., & Bordogna, C. (2014). From Transnational to Multinational Education: Emerging Trends in International Higher Education. In Internationalisation of Higher Education (pp. 33–56). Vol. 3.
  20. Heffernan, T., Wilkins, S., & Butt, M. M. (2018). Transnational higher education: The importance of institutional reputation, trust and student-university identification in international partnerships. International Journal of Educational Management, 32(2), 227–240. https://doi.org/10.1108/IJEM-05-2017-0122
  21. Jones, E., & de Wit, H. (2021). The globalization of internationalization. In International Education at the Crossroads (pp. 35–48). Indiana University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv1ghv48c.10
  22. Knight, J. (2015). Cross-Border Education: Not Just Students. International Higher Education, March. https://doi.org/10.6017/ihe.2005.41.7499
  23. Knight, J. (2024). The evolution of contemporary education hubs: Fad, brand or innovation? International Journal of Educational Development, 104(4), 102972. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2023.102972. EDN: https://elibrary.ru/BWFZIK
  24. Leask, B. (2013). Internationalization of the Curriculum and the Disciplines: Current Perspectives and Directions for the Future. Journal of Studies in International Education, 17(2), 99–102. https://doi.org/10.1177/1028315313486228
  25. Lopes, G. C. D., de Farias, W. S., Lopes, P. C. P., da Silva, R. T., & Catapan, A. (2024). The Importance of Cross-Border Education in Contexts of Collaboration Between Countries According to the SDGS. Journal of Lifestyle and SDGs Review, 4(2), e02054. https://doi.org/10.47172/2965-730X.SDGsReview.v4.n02.pe02054. EDN: https://elibrary.ru/CTKHUY
  26. Mellors-Bourne, R., Jones, E. E., & Woodfield, S. (2015). Transnational Education and Employability Development. The Higher Education Academy, 70 p.
  27. Paniagua, J., Villó, C., & Escrivà-Beltran, M. (2022). Cross-Border Higher Education: The Expansion of International Branch Campuses. Research in Higher Education, 63(64), 1037–1057. https://doi.org/10.1007/s11162-022-09674-y. EDN: https://elibrary.ru/GSVZFM
  28. Romanowski, M. H., Tok, E., Amatullah, T., Amin, H., & Sellami, A. (2023). Globalisation, policy transferring and indigenisation in higher education: the case of Qatar’s education city. Journal of Higher Education Policy and Management, 46(4), 347–361. https://doi.org/10.1080/1360080X.2023.2277478
  29. Schueller, J. (2023). Transnational education, labor market outcomes and graduate employability: a scoping review. Career Development International, 28(2), 196–216. https://doi.org/10.1108/CDI-05-2022-0121. EDN: https://elibrary.ru/MZARPC
  30. Wilkins, S., & Juusola, K. (2018). The benefits and drawbacks of transnational higher education: Myths and realities. Australian Universities’ Review, 60(2), 68–76.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».