Современное трансграничное образование: сущность и тенденции
- Авторы: Мухаметшин А.Г.1, Асратян Н.М.1, Корнилова И.В.1,2, Дырин С.П.1
-
Учреждения:
- Набережночелнинский государственный педагогический университет
- Академия наук Республики Татарстан
- Выпуск: Том 16, № 4 (2025)
- Страницы: 33-56
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 30.09.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4034/article/view/348972
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-4-895
- EDN: https://elibrary.ru/CWXRMV
- ID: 348972
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В современных сложных и противоречивых международных процессах немаловажная роль принадлежит высшей школе, деятельность которой приобрела транснациональный характер. Это относится и к российским вузам, перед которыми стоит проблема экспорта русскоязычного образования за рубеж, прежде всего в формате трансграничного сотрудничества на постсоветском пространстве.
Цель. Раскрыть транснациональный контекст современных образовательных процессов, исследовать дискуссионные вопросы, касающиеся международной практики и многообразных аспектов трансграничного взаимодействия в образовательном пространстве.
Материалы и методы. Методология исследования основана на анализе актуальных научных работ, в которых изучаются сложные и противоречивые аспекты современного трансграничного образования. Обобщения и интерпретации изученного материала формируют содержательный контент, в котором раскрывается сущность трансграничного образования и сложный, многообразный опыт международных университетов. Метод единства теории и практики формирует смысловую ткань исследования, в котором анализ международной деятельности высших учебных заведений, в том числе опыт взаимодействия Набережночелнинского государственного педагогического университета с учебными заведениями Туркменистана, позволяет рассмотреть общие тенденции и специфические детали современного транснационального образования.
Результаты. Исследования выявило, что современное состояние трансграничного образования представляет собой сложный многоплановый процесс, требующий изучения большого спектра сложных и дискуссионных вопросов. Они касаются организационных моделей, целевых принципов, критериев эффективности и качества, факторов индивидуальной и коллективной мотивации, влияния на психическое состояние и психофизиологические трансформации у студентов, связи такого типа образования с качеством жизни и числом поступающих в колледжи и университеты, специфики в различных отраслях, возрастных особенностей обучающихся и т. д. Каждый из этих аспектов трансграничного образования представляет собой важное и самостоятельное исследовательское направление. Выявив в современном трансграничном образовании позитивные и негативные стороны, необходимо сделать вывод, что российский подход к экспорту образовательных программ и технологий на постсоветском пространстве может основываться лишь на принципах равноправного взаимодействия, трансграничного сотрудничества со странами, их органами образования и учебными заведениями.
Об авторах
Азат Габдулхакович Мухаметшин
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: magngpi@mail.ru
ORCID iD: 0009-0005-6521-9171
SPIN-код: 1837-7534
Scopus Author ID: 57203264317
ResearcherId: KGL-4150-2024
доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики им. З.Т. Шарафутдинова
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация
Норайр Мартинович Асратян
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Email: norair.asratyan@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6075-2018
SPIN-код: 1844-9122
Scopus Author ID: 57218913815
ResearcherId: P-3345-2018
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры истории, географии и методик их преподавания
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация
Ирина Валерьевна Корнилова
Набережночелнинский государственный педагогический университет; Академия наук Республики Татарстан
Email: ivkornilova@list.ru
ORCID iD: 0000-0003-0910-8897
SPIN-код: 6727-2777
Scopus Author ID: 55799533500
ResearcherId: I-2607-2018
доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры истории, географии и методик их преподавания; ведущий научный сотрудник Камского научного центра Института Татарской энциклопедии и регионоведения
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация; ул. Баумана, 20, г. Казань, 420111, Российская Федерация
Сергей Петрович Дырин
Набережночелнинский государственный педагогический университет
Email: sdyrin@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0005-4308-5555
SPIN-код: 6239-1711
Scopus Author ID: 57403213200
доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры истории, географии и методик их преподавания
Россия, ул. Низаметдинова, 28, г. Набережные Челны, 423806, Российская Федерация
Список литературы
- Галиакберова, А. А., Мухаметшин, А. Г., Асратян, Н. М., Галиев, Р. М., Шакирова, Л. Р., & Корнилова, И. В. (2024). Разработка и осуществление модели эффективного продвижения дополнительного профессионального образования на русском языке в Туркменистане. Азимут научных исследований: педагогика и психология, 13(4(49)), 43–48. https://landrailpip.ru/wp-content/uploads/2025/03/ANI-PiP-2024-4_30.12.2024.pdf. EDN: https://elibrary.ru/XBFYUU
- Лиотар, Ж.-Ф. (1998). Состояние постмодерна. Москва: Институт экспериментальной социологии; Санкт-Петербург: Алетейя, 160 с. https://djvu.online/file/S3tFzIBS5tPVy
- Мухаметшин, А. Г., Асратян, Н. М., Галиев, Р. М., Чечина, Е. С., & Шакирова, Л. Р. (2024). Концептуальные проблемы наставничества в образовании и опыт реализации инновационного проекта Набережночелнинского государственного педагогического университета в Туркменистане. Вестник педагогических инноваций, (1(73)), 80–94. https://doi.org/10.15293/1812-9463.2401.07. EDN: https://elibrary.ru/MFMUSZ
- Открытая онлайн-лекция на базе Набережночелнинского педуниверситета собрала слушателей из Туркменистана (24.02.2025). Получено с: https://tatngpi.ru/about_the_university/news/8319/?sphrase_id=39038 (дата обращения: 16.06.2025).
- Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». Получено с: https://legalacts.ru/doc/pasport-prioritetnogo-proekta-razvitie-eksportnogo-potentsiala-rossiiskoi-sistemy-obrazovanija/ (дата обращения: 16.06.2025).
- Altbach, P. G. (2008). Globalization and forces for change in higher education. International Higher Education, 50, 2–4. https://doi.org/10.6017/ihe.2008.50.7997
- Altbach, Ph., & Knight, J. (2007). The Internationalization of Higher Education: Motivations and Realities. Journal of Studies in International Education, 11(3/4), 290–305. https://doi.org/10.1177/1028315307303542. EDN: https://elibrary.ru/JNYVLB
- Bilsland, C., Carter, L., & Wood, L. (2020). Beyond the degree: graduate transitions from a transnational campus in Vietnam. Higher Education, 80(6), 1103–1120. https://doi.org/10.1007/s10734-020-00533-2. EDN: https://elibrary.ru/DDMHSE
- Bilsland, C., Carter, L., & Wood, L. N. (2019). Work integrated learning internships in transnational education. Education + Training, 61(3), 359–373. https://doi.org/10.1108/ET-07-2017-0094
- Carvalho, N., Rosa, M. J., & Amaral, A. (2022). Cross-Border Higher Education and Quality Assurance. Results from a Systematic Literature Review. Journal of Studies in International Education, 27(5), 695–718. https://doi.org/10.1177/10283153221076900. EDN: https://elibrary.ru/XRWFHO
- Chen, C., & Vanclay, F. (2023). Universities Need a Social License to Operate and Grow: Reflecting on the University-Community Engagement of two Transnational Universities. Journal of Studies in International Education, 27(5), 798–816. https://doi.org/10.1177/10283153221121394. EDN: https://elibrary.ru/TMBMKW
- Cheng, M., & Yu, Y. (2023). The Chain of Cultural Disdain: Demystifying the Patterns of Intercultural Interactions on University Campuses in China. Journal of Studies in International Education, 28(4), 663–681. https://doi.org/10.1177/10283153231211996. EDN: https://elibrary.ru/HLRNZF
- Cheong, K.-C., Hill, C., Fernandez-Chung, R., & Leong, Y.-C. (2016). Employing the ‘unemployable’: employer perceptions of Malaysian graduates. Studies in Higher Education, 41(12), 1–18. https://doi.org/10.1080/03075079.2015.1034260
- Clifford, V., & Montgomery, C. (2014). Challenging conceptions of western higher education and promoting graduates as global citizens. Higher Education Quarterly, 68(1), 28–45. https://doi.org/10.1111/hequ.12029
- Cotton, D. R. E., George, R., & Joyner, M. (2013). Interaction and influence in culturally mixed groups. Innovations in Education and Teaching International, 50(3), 272–283. https://doi.org/10.1080/14703297.2012.760773
- Ding, X. (2019). Marginal revolution: The impact of transnational education on higher education in host countries: A case study of China. Higher Education Policy, 32(3), 419–440. https://doi.org/10.1057/s41307-018-0089-5. EDN: https://elibrary.ru/YCVNLR
- Donn, G., & Al Manthri, Y. (2012). Globalisation and higher education in the Arab Gulf States. International Review of Education, (58), 137–139. https://doi.org/10.1007/s11159-012-9279-3
- Goronga, P., Deredzai, M., Matongo, M., & Mazhude, A. (2025). Bridging Borders in the Globalisation of Higher Education. В: Navigating Quality Assurance and Accreditation in Global Higher Education (pp. 137–164). https://doi.org/10.4018/979-8-3693-6915-9.ch006
- Healey, N. M., & Bordogna, C. (2014). From Transnational to Multinational Education: Emerging Trends in International Higher Education. In Internationalisation of Higher Education (pp. 33–56). Vol. 3.
- Heffernan, T., Wilkins, S., & Butt, M. M. (2018). Transnational higher education: The importance of institutional reputation, trust and student-university identification in international partnerships. International Journal of Educational Management, 32(2), 227–240. https://doi.org/10.1108/IJEM-05-2017-0122
- Jones, E., & de Wit, H. (2021). The globalization of internationalization. In International Education at the Crossroads (pp. 35–48). Indiana University Press. https://doi.org/10.2307/j.ctv1ghv48c.10
- Knight, J. (2015). Cross-Border Education: Not Just Students. International Higher Education, March. https://doi.org/10.6017/ihe.2005.41.7499
- Knight, J. (2024). The evolution of contemporary education hubs: Fad, brand or innovation? International Journal of Educational Development, 104(4), 102972. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2023.102972. EDN: https://elibrary.ru/BWFZIK
- Leask, B. (2013). Internationalization of the Curriculum and the Disciplines: Current Perspectives and Directions for the Future. Journal of Studies in International Education, 17(2), 99–102. https://doi.org/10.1177/1028315313486228
- Lopes, G. C. D., de Farias, W. S., Lopes, P. C. P., da Silva, R. T., & Catapan, A. (2024). The Importance of Cross-Border Education in Contexts of Collaboration Between Countries According to the SDGS. Journal of Lifestyle and SDGs Review, 4(2), e02054. https://doi.org/10.47172/2965-730X.SDGsReview.v4.n02.pe02054. EDN: https://elibrary.ru/CTKHUY
- Mellors-Bourne, R., Jones, E. E., & Woodfield, S. (2015). Transnational Education and Employability Development. The Higher Education Academy, 70 p.
- Paniagua, J., Villó, C., & Escrivà-Beltran, M. (2022). Cross-Border Higher Education: The Expansion of International Branch Campuses. Research in Higher Education, 63(64), 1037–1057. https://doi.org/10.1007/s11162-022-09674-y. EDN: https://elibrary.ru/GSVZFM
- Romanowski, M. H., Tok, E., Amatullah, T., Amin, H., & Sellami, A. (2023). Globalisation, policy transferring and indigenisation in higher education: the case of Qatar’s education city. Journal of Higher Education Policy and Management, 46(4), 347–361. https://doi.org/10.1080/1360080X.2023.2277478
- Schueller, J. (2023). Transnational education, labor market outcomes and graduate employability: a scoping review. Career Development International, 28(2), 196–216. https://doi.org/10.1108/CDI-05-2022-0121. EDN: https://elibrary.ru/MZARPC
- Wilkins, S., & Juusola, K. (2018). The benefits and drawbacks of transnational higher education: Myths and realities. Australian Universities’ Review, 60(2), 68–76.
Дополнительные файлы



