Стратегии и проблемы профессиональной адаптации ординаторов: мнения и оценки экспертов
- Авторы: Рябова Т.В.1, Игна О.Н.2, Мухарямова Л.М.1
-
Учреждения:
- Казанский государственный медицинский университет
- Сибирский государственный медицинский университет
- Выпуск: Том 16, № 2 (2025)
- Страницы: 208-231
- Раздел: Педагогические исследования
- Статья опубликована: 30.04.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2658-4034/article/view/302859
- DOI: https://doi.org/10.12731/2658-4034-2025-16-2-689
- EDN: https://elibrary.ru/CAHXXW
- ID: 302859
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. Профессиональная адаптация ординаторов является важным аспектом их практической деятельности, который влияет на успех их дальнейшей карьеры. Для понимания стратегий и проблем, с которыми сталкиваются ординаторы в процессе профессиональной адаптации, мы обратились к экспертам в данной области – преподавателям клинических кафедр медицинских вузов и наставникам ординаторов из числа врачей медицинских организаций. В данной статье мы рассмотрим их взгляд на эту проблему и предложения по ее решению.
Цель – выявление мнения и опыта экспертов по организации адаптации ординаторов, оценок изменений в системе обучения и поддержки молодых специалистов и их влияния на профессиональное развития ординаторов.
Материалы и методы. Для достижения глубокого и детального понимания мнения экспертов о профессиональной адаптации ординаторов применена качественная методология. Главных метод исследования – глубинные интервью с экспертами по разработанной авторами оригинальной анкете.
Результаты. Проведенное исследование показывает, что основные факторы мотивации наставников к работе с ординаторами - это возможность делиться знаниями и опытом, а также личностные качества, такие как коммуникативные навыки и увлеченность профессией. Наставничество со стороны опытных врачей рассматривается как деятельность, приносящая пользу и молодым специалистам, и самим наставникам, а также способствующая улучшению морально – этического климата в коллективе, развитию процессов обмена знаниями и опытом.
Важным этапом адаптации является индивидуальное знакомство и определение траектории обучения каждого ординатора. Респонденты указали на такие недостатки в системе подготовки ординаторов, как большой объем теоретической подготовки в первые месяцы обучения, что приводит к снижению мотивации; выразили опасения, что увеличение работы в симуляционных центрах приведет к снижению коммуникативных компетенций ординаторов.
Преподаватели и наставники отмечают появление рисков при реализации проекта по трудоустройству ординаторов второго года обучения врачами-стажерами.
Ключевые слова
Об авторах
Татьяна Владимировна Рябова
Казанский государственный медицинский университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: tatry@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2199-2251
SPIN-код: 7765-8842
Scopus Author ID: 57195770044
кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, руководитель Центра исследования медицинского образования
Россия, ул. Бутлерова, 49, г. Казань, 420012, Российская Федерация
Ольга Николаевна Игна
Сибирский государственный медицинский университет
Email: onigna@tspu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6864-6367
SPIN-код: 2326-4299
доктор педагогических наук, доцент, научный сотрудник лаборатории развития образования
Россия, Московский тракт, 2, г. Томск, 634050, Российская Федерация
Лайсан Музиповна Мухарямова
Казанский государственный медицинский университет
Email: edu-prorector@kazangmu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5016-6928
SPIN-код: 5938-5967
доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой истории, философии, социологии
Россия, ул. Бутлерова, 49, г. Казань, 420012, Российская Федерация
Список литературы
- Абдуллаева, А. С., Мамина, В. П., & Бусурина, Л. Ю. (2022). Особенности проявления жизнестойкости у врачей-ординаторов, как фактор профессиональной адаптации. Казанский педагогический журнал, (6), 228–234. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.157.7.029 EDN: https://elibrary.ru/ZNHIDR
- Абдуллаева, А. С., Горяева, С. Н., & Иноземцева, А. Н. (2023). Организация психолого-педагогического сопровождения врачей-ординаторов (на примере специальностей "инфекционные болезни" и "скорая медицинская помощь"). Казанский педагогический журнал, (1), 283–290. https://doi.org/10.51379/KPJ.2023.158.1.033 EDN: https://elibrary.ru/FMDCZL
- Аверин, В. А., Зинкевич, Е. Р., & Кульбах, О. С. (2021). Ценностные ориентации ординаторов как основа их деонтологической культуры. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 13(1), 279–296. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-1-279-296 EDN: https://elibrary.ru/KNEEQB
- Булычева, Е. В., Ткаченко, И. В., Калинина, Е. А., & Лозинская, Т. Ю. (2023). Анализ прогресса самостоятельной работы ординаторов по подготовке к первичной специализированной аккредитации. Медицинское образование и профессиональное развитие, 14(3), 22–32. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-22-32 EDN: https://elibrary.ru/KCKSCM
- Гацура, О. А., Дерюшкин, В. Г., & Гацура, С. В. (2019). Начинающий врач на пороге клинической ординатуры: ожидания и вызовы. Медицинское образование и профессиональное развитие, 10(3), 64–70. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-13007 EDN: https://elibrary.ru/GTSLPS
- Григорьева, Д. Д., Михеев, М. И., Башилов, Р. Н., & Башилова, С. М. (2019). Формирование у ординаторов профессиональной врачебной идентичности. Ярославский педагогический вестник, (3(108)), 119–124. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10424 EDN: https://elibrary.ru/PQLRCS
- Игна, О. Н., Рябова, Т. В., Ганов, Д. И., & Рейм, А. С. (2024). Слагаемые образовательно-профессиональной адаптации ординаторов: самооценка опыта. Перспективы науки и образования, (4(70)), 209–222. https://doi.org/10.32744/pse.2024.4.13 EDN: https://elibrary.ru/HWKALU
- Карлова, Н. А., Бойцова, М. Г., & Зорин, Я. П. (2020). Организация самостоятельной работы ординаторов по специальности «рентгенология» с элементами симуляционного обучения. Визуализация в медицине, 2(4), 3–6.
- Коваленко, Л. А. (2018). Методологические подходы, модели обучения и формы развития социальной ответственности ординаторов. Образовательный вестник «Сознание», 20(5), 64–68.
- Корж, Е. В., Бельских, Е. Л., & Наумова, Н. В. (2018). Педагогическая модель формирования социальной и личностной мотивации врачей-ординаторов к будущей профессиональной деятельности. Наука и образование: новое время, (5), 543–552.
- Кубекова, А. С., Мамина, В. П., & Горяева, С. Н. (2022). Исследование стрессоустойчивости и копинг-стратегий у клинических ординаторов разных специальностей. Казанский педагогический журнал, (5), 218–223. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.156.6.027 EDN: https://elibrary.ru/JQNYRR
- Малютина, Т. В., Цыганкова, О. Ю., & Лонская, Л. В. (2022). Характеристика статуса профессиональной идентичности ординаторов медицинского вуза. Проблемы современного педагогического образования, (74), 287–290.
- Микита, О. Ю., Ефимова, Е. М., Виноградов, А. А., Афанасьева, Е. А., Мягченко, Е. В., & Маренкова, О. В. (2023). Правовые аспекты допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажёров. Медицинское образование и профессиональное развитие, 14(3), 56–67. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-65-57 EDN: https://elibrary.ru/IPIIBL
- Плотникова, И. Е., & Нижельский, Д. А. (2019). Использование метода фасилитации в профессиональной подготовке ординаторов. Мир науки. Педагогика и психология, 7(2), 1–9.
- Рябова, Т. В., Марапов, Д. И., Жидяевский, А. Г., Галимова, Л. Л., & Мухарямова, Л. М. (2024). Факторы и условия успешной профессиональной адаптации ординаторов. Казанский медицинский журнал, 105(1), 128–136. https://doi.org/10.17816/KMJ321747 EDN: https://elibrary.ru/VLXMXQ
- Рябова, Т. В., & Мухарямова, Л. М. (2023). Междисциплинарное исследование мотивации как фактора успешной профессиональной адаптации ординаторов. Медицина и экология, (2), 60–67. https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2023-107-2-60-67 EDN: https://elibrary.ru/MSUTDB
- Томилова, М. И., & Харькова, О. А. (2021). Представления ординаторов о коммуникативных навыках врача. Азимут научных исследований: педагогика и психология, (1(34)), 261–263. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0068 EDN: https://elibrary.ru/OYVNVU
- Трегубов, В. Н., Кузнецова, М. Ю., & Дорофеев, А. Е. (2021). Совершенствование подготовки врачей-стоматологов в ординатуре посредством их мотивации к образовательной деятельности. Медицинское образование и профессиональное развитие, 12(1), 81–90. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-81-90 EDN: https://elibrary.ru/XFLNMO
- Савельева, Л. А., Кашапов, М. М., & Савельева, М. И. (2021). Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам ординатуры. Перспективы науки и образования, (2(50)), 353–364. https://doi.org/10.32744/pse.2021.2.24 EDN: https://elibrary.ru/WVPLQD
- Слесаренко, Л. А. (2020). Исследование эмоционально-волевых ресурсов врачей-ординаторов, влияющих на степень адаптационного потенциала к профессиональной деятельности. Ярославский педагогический вестник, (6(117)), 122–126. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-6-117-122-126 EDN: https://elibrary.ru/UNTZNY
- Чижкова, М. Б. (2020). Коммуникативная компетентность врача и её формирование в представлениях ординаторов: к постановке проблемы. Современные проблемы науки и образования, (2). Получено с https://science-education.ru/ru/article/view?id=29727 (дата обращения: 17.01.2025). https://doi.org/10.17513/spno.29727
- Чижкова, М. Б., & Москалёва, Ю. А. (2016). Вклад руководителя лечебно-профилактического учреждения в профессиональную адаптацию выпускников медицинского университета. Интернет-журнал "Мир науки", 4(4). Получено с http://mir-nauki.com/PDF/24PSMN416.pdf (дата обращения: 17.01.2025).
- Шубина, Л. Б., & Лопатин, З. В. (2023). Формирование модели обучения коммуникативным навыкам специалистов в области здравоохранения. Российский семейный врач, 27(4), 41–50. https://doi.org/10.17816/RFD607409 EDN: https://elibrary.ru/ZOJAKY
- Chaudhuri, S., Park, S., & Johnson, K. R. (2022). Engagement, inclusion, knowledge sharing, and talent development: is reverse mentoring a panacea to all? Findings from literature review. European Journal of Training and Development, 46(5/6), 468–483. https://doi.org/10.1108/ejtd-01-2021-0005 EDN: https://elibrary.ru/QYCEYP
- Coakley, N., O'Leary, P., & Bennett, D. (2023). Endured and prevailed: a phenomenological study of doctors' first year of clinical practice. BMC Medical Education, 23(109). https://doi.org/10.1186/s12909-023-04059-w EDN: https://elibrary.ru/EPSOQS
- Gao, Y. (2022). How do medical students learn professionalism and develop professional identities? An institutional ethnography of the curriculum at one medical school. University of Saskatchewan. 283 р.
- Helewaut, F., Reniers, J., Paelinck, E., & Yildirim, S. (2024). How do mentors perceive and perform their role in a reflection-based mentoring programme for medical students? International Journal Medical Education, 15, 130–138. https://doi.org/10.5116/ijme.6712.35da EDN: https://elibrary.ru/OYPQPQ
- Kingthong, A., et al. (2024). Assessing the role of mentors in mitigating burnout and enhancing professional development in medical education. International Journal Medical Education, 15, 1–7. https://doi.org/10.5116/ijme.659b.d08c
- Tagawa, M. (2020). Scales to evaluate developmental stage and professional identity formation in medical students, residents, and experienced doctors. BMC Medical Education, 20(1), 1–9. https://doi.org/10.1186/s12909-020-1942-y EDN: https://elibrary.ru/PJOJIV
Дополнительные файлы
