Стратегии и проблемы профессиональной адаптации ординаторов: мнения и оценки экспертов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. Профессиональная адаптация ординаторов является важным аспектом их практической деятельности, который влияет на успех их дальнейшей карьеры. Для понимания стратегий и проблем, с которыми сталкиваются ординаторы в процессе профессиональной адаптации, мы обратились к экспертам в данной области – преподавателям клинических кафедр медицинских вузов и наставникам ординаторов из числа врачей медицинских организаций. В данной статье мы рассмотрим их взгляд на эту проблему и предложения по ее решению.

Цель – выявление мнения и опыта экспертов по организации адаптации ординаторов, оценок изменений в системе обучения и поддержки молодых специалистов и их влияния на профессиональное развития ординаторов.

Материалы и методы. Для достижения глубокого и детального понимания мнения экспертов о профессиональной адаптации ординаторов применена качественная методология. Главных метод исследования – глубинные интервью с экспертами по разработанной авторами оригинальной анкете.

Результаты. Проведенное исследование показывает, что основные факторы мотивации наставников к работе с ординаторами - это возможность делиться знаниями и опытом, а также личностные качества, такие как коммуникативные навыки и увлеченность профессией. Наставничество со стороны опытных врачей рассматривается как деятельность, приносящая пользу и молодым специалистам, и самим наставникам, а также способствующая улучшению морально – этического климата в коллективе, развитию процессов обмена знаниями и опытом. 

 Важным этапом адаптации является индивидуальное знакомство и определение траектории обучения каждого ординатора. Респонденты указали на такие недостатки в системе подготовки ординаторов, как  большой объем теоретической подготовки в первые месяцы обучения, что приводит к снижению мотивации; выразили опасения, что увеличение работы в симуляционных центрах приведет к снижению коммуникативных компетенций ординаторов.

Преподаватели и наставники отмечают появление рисков при реализации проекта по трудоустройству ординаторов второго года обучения врачами-стажерами.  

Об авторах

Татьяна Владимировна Рябова

Казанский государственный медицинский университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: tatry@rambler.ru
ORCID iD: 0000-0002-2199-2251
SPIN-код: 7765-8842
Scopus Author ID: 57195770044

кандидат психологических наук, доцент кафедры психиатрии и медицинской психологии, руководитель Центра исследования медицинского образования

 

Россия, ул. Бутлерова, 49, г. Казань, 420012, Российская Федерация

Ольга Николаевна Игна

Сибирский государственный медицинский университет

Email: onigna@tspu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0001-6864-6367
SPIN-код: 2326-4299

доктор педагогических наук, доцент, научный сотрудник лаборатории развития образования

 

Россия, Московский тракт, 2, г. Томск, 634050, Российская Федерация

Лайсан Музиповна Мухарямова

Казанский государственный медицинский университет

Email: edu-prorector@kazangmu.ru
ORCID iD: 0000-0002-5016-6928
SPIN-код: 5938-5967

доктор политических наук, профессор, заведующая кафедрой истории, философии, социологии

 

Россия, ул. Бутлерова, 49, г. Казань, 420012, Российская Федерация

Список литературы

  1. Абдуллаева, А. С., Мамина, В. П., & Бусурина, Л. Ю. (2022). Особенности проявления жизнестойкости у врачей-ординаторов, как фактор профессиональной адаптации. Казанский педагогический журнал, (6), 228–234. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.157.7.029 EDN: https://elibrary.ru/ZNHIDR
  2. Абдуллаева, А. С., Горяева, С. Н., & Иноземцева, А. Н. (2023). Организация психолого-педагогического сопровождения врачей-ординаторов (на примере специальностей "инфекционные болезни" и "скорая медицинская помощь"). Казанский педагогический журнал, (1), 283–290. https://doi.org/10.51379/KPJ.2023.158.1.033 EDN: https://elibrary.ru/FMDCZL
  3. Аверин, В. А., Зинкевич, Е. Р., & Кульбах, О. С. (2021). Ценностные ориентации ординаторов как основа их деонтологической культуры. Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture, 13(1), 279–296. https://doi.org/10.12731/2658-6649-2021-13-1-279-296 EDN: https://elibrary.ru/KNEEQB
  4. Булычева, Е. В., Ткаченко, И. В., Калинина, Е. А., & Лозинская, Т. Ю. (2023). Анализ прогресса самостоятельной работы ординаторов по подготовке к первичной специализированной аккредитации. Медицинское образование и профессиональное развитие, 14(3), 22–32. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-22-32 EDN: https://elibrary.ru/KCKSCM
  5. Гацура, О. А., Дерюшкин, В. Г., & Гацура, С. В. (2019). Начинающий врач на пороге клинической ординатуры: ожидания и вызовы. Медицинское образование и профессиональное развитие, 10(3), 64–70. https://doi.org/10.24411/2220-8453-2019-13007 EDN: https://elibrary.ru/GTSLPS
  6. Григорьева, Д. Д., Михеев, М. И., Башилов, Р. Н., & Башилова, С. М. (2019). Формирование у ординаторов профессиональной врачебной идентичности. Ярославский педагогический вестник, (3(108)), 119–124. https://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10424 EDN: https://elibrary.ru/PQLRCS
  7. Игна, О. Н., Рябова, Т. В., Ганов, Д. И., & Рейм, А. С. (2024). Слагаемые образовательно-профессиональной адаптации ординаторов: самооценка опыта. Перспективы науки и образования, (4(70)), 209–222. https://doi.org/10.32744/pse.2024.4.13 EDN: https://elibrary.ru/HWKALU
  8. Карлова, Н. А., Бойцова, М. Г., & Зорин, Я. П. (2020). Организация самостоятельной работы ординаторов по специальности «рентгенология» с элементами симуляционного обучения. Визуализация в медицине, 2(4), 3–6.
  9. Коваленко, Л. А. (2018). Методологические подходы, модели обучения и формы развития социальной ответственности ординаторов. Образовательный вестник «Сознание», 20(5), 64–68.
  10. Корж, Е. В., Бельских, Е. Л., & Наумова, Н. В. (2018). Педагогическая модель формирования социальной и личностной мотивации врачей-ординаторов к будущей профессиональной деятельности. Наука и образование: новое время, (5), 543–552.
  11. Кубекова, А. С., Мамина, В. П., & Горяева, С. Н. (2022). Исследование стрессоустойчивости и копинг-стратегий у клинических ординаторов разных специальностей. Казанский педагогический журнал, (5), 218–223. https://doi.org/10.51379/KPJ.2022.156.6.027 EDN: https://elibrary.ru/JQNYRR
  12. Малютина, Т. В., Цыганкова, О. Ю., & Лонская, Л. В. (2022). Характеристика статуса профессиональной идентичности ординаторов медицинского вуза. Проблемы современного педагогического образования, (74), 287–290.
  13. Микита, О. Ю., Ефимова, Е. М., Виноградов, А. А., Афанасьева, Е. А., Мягченко, Е. В., & Маренкова, О. В. (2023). Правовые аспекты допуска ординаторов к осуществлению медицинской деятельности на должностях врачей-стажёров. Медицинское образование и профессиональное развитие, 14(3), 56–67. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-3-65-57 EDN: https://elibrary.ru/IPIIBL
  14. Плотникова, И. Е., & Нижельский, Д. А. (2019). Использование метода фасилитации в профессиональной подготовке ординаторов. Мир науки. Педагогика и психология, 7(2), 1–9.
  15. Рябова, Т. В., Марапов, Д. И., Жидяевский, А. Г., Галимова, Л. Л., & Мухарямова, Л. М. (2024). Факторы и условия успешной профессиональной адаптации ординаторов. Казанский медицинский журнал, 105(1), 128–136. https://doi.org/10.17816/KMJ321747 EDN: https://elibrary.ru/VLXMXQ
  16. Рябова, Т. В., & Мухарямова, Л. М. (2023). Междисциплинарное исследование мотивации как фактора успешной профессиональной адаптации ординаторов. Медицина и экология, (2), 60–67. https://doi.org/10.59598/ME-2305-6045-2023-107-2-60-67 EDN: https://elibrary.ru/MSUTDB
  17. Томилова, М. И., & Харькова, О. А. (2021). Представления ординаторов о коммуникативных навыках врача. Азимут научных исследований: педагогика и психология, (1(34)), 261–263. https://doi.org/10.26140/anip-2021-1001-0068 EDN: https://elibrary.ru/OYVNVU
  18. Трегубов, В. Н., Кузнецова, М. Ю., & Дорофеев, А. Е. (2021). Совершенствование подготовки врачей-стоматологов в ординатуре посредством их мотивации к образовательной деятельности. Медицинское образование и профессиональное развитие, 12(1), 81–90. https://doi.org/10.33029/2220-8453-2021-12-1-81-90 EDN: https://elibrary.ru/XFLNMO
  19. Савельева, Л. А., Кашапов, М. М., & Савельева, М. И. (2021). Когнитивные основы синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам ординатуры. Перспективы науки и образования, (2(50)), 353–364. https://doi.org/10.32744/pse.2021.2.24 EDN: https://elibrary.ru/WVPLQD
  20. Слесаренко, Л. А. (2020). Исследование эмоционально-волевых ресурсов врачей-ординаторов, влияющих на степень адаптационного потенциала к профессиональной деятельности. Ярославский педагогический вестник, (6(117)), 122–126. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-6-117-122-126 EDN: https://elibrary.ru/UNTZNY
  21. Чижкова, М. Б. (2020). Коммуникативная компетентность врача и её формирование в представлениях ординаторов: к постановке проблемы. Современные проблемы науки и образования, (2). Получено с https://science-education.ru/ru/article/view?id=29727 (дата обращения: 17.01.2025). https://doi.org/10.17513/spno.29727
  22. Чижкова, М. Б., & Москалёва, Ю. А. (2016). Вклад руководителя лечебно-профилактического учреждения в профессиональную адаптацию выпускников медицинского университета. Интернет-журнал "Мир науки", 4(4). Получено с http://mir-nauki.com/PDF/24PSMN416.pdf (дата обращения: 17.01.2025).
  23. Шубина, Л. Б., & Лопатин, З. В. (2023). Формирование модели обучения коммуникативным навыкам специалистов в области здравоохранения. Российский семейный врач, 27(4), 41–50. https://doi.org/10.17816/RFD607409 EDN: https://elibrary.ru/ZOJAKY
  24. Chaudhuri, S., Park, S., & Johnson, K. R. (2022). Engagement, inclusion, knowledge sharing, and talent development: is reverse mentoring a panacea to all? Findings from literature review. European Journal of Training and Development, 46(5/6), 468–483. https://doi.org/10.1108/ejtd-01-2021-0005 EDN: https://elibrary.ru/QYCEYP
  25. Coakley, N., O'Leary, P., & Bennett, D. (2023). Endured and prevailed: a phenomenological study of doctors' first year of clinical practice. BMC Medical Education, 23(109). https://doi.org/10.1186/s12909-023-04059-w EDN: https://elibrary.ru/EPSOQS
  26. Gao, Y. (2022). How do medical students learn professionalism and develop professional identities? An institutional ethnography of the curriculum at one medical school. University of Saskatchewan. 283 р.
  27. Helewaut, F., Reniers, J., Paelinck, E., & Yildirim, S. (2024). How do mentors perceive and perform their role in a reflection-based mentoring programme for medical students? International Journal Medical Education, 15, 130–138. https://doi.org/10.5116/ijme.6712.35da EDN: https://elibrary.ru/OYPQPQ
  28. Kingthong, A., et al. (2024). Assessing the role of mentors in mitigating burnout and enhancing professional development in medical education. International Journal Medical Education, 15, 1–7. https://doi.org/10.5116/ijme.659b.d08c
  29. Tagawa, M. (2020). Scales to evaluate developmental stage and professional identity formation in medical students, residents, and experienced doctors. BMC Medical Education, 20(1), 1–9. https://doi.org/10.1186/s12909-020-1942-y EDN: https://elibrary.ru/PJOJIV

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».