🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Возможен ли общественный контроль за пределами территориальных границ государства: к постановке проблемы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Настоящая статья посвящена анализу вопросов возможности и необходимости организации и осуществления общественного контроля за пределами территориальных границ государства. Авторы отмечают, что институт общественного контроля является важнейшей юридической гарантией охраны, реализации и защиты как системы конституционных принципов, так и всей системы прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, а также многочисленных негосударственных некоммерческих организаций. В этой связи, особый интерес представляют вопросы определения пространственных границ функционирования данного института гражданского общества. В контексте международного права территория планеты условно представлена государственной территорией стран мира, территориями со смешанным режимом, а также территориями с международным режимом (особое место в данной группе территорий занимает материк Антарктика). Авторы анализируют возможности и пределы функционирования общественного контроля в рамках каждой группы указанных территорий.  В статье использован ряд методов научного познания, в том числе: формально-логический; сравнительно-правовой; историко-правовой; статистический; социологический; метод анализа конкретных правовых ситуаций. В работе проводится анализ современных проблем, препятствующих оптимальному функционированию института общественного контроля за пределами территориальных границ государства (на примере России), важнейшими из которых выступают: отсутствие закрепления в законодательстве об общественном контроле понятия и содержания территориальных пределов функционирования данного института гражданского общества; отсутствие в международном законодательстве прямого закрепления института контроля гражданского общества народов Объединенных Наций за международными правительственными и неправительственными организациями; слабое развитие института международных ассоциаций и союзов субъектов общественного контроля (субъектов гражданского общества); игнорирование рядом стран (в том числе – США) необходимости подписания и (или) ратификации важнейших конвенций ООН, затрагивающих вопросы территорий со смешанным и международным режимом (например, Конвенции ООН по морскому праву от 16.11.1994); слабая разработка в научной доктрине международного права форм, методов, принципов, оснований и пределов функционирования общественного контроля (контроля гражданского общества) за пределами территориальных границ государства. Авторами разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем.

Об авторах

Александр Алексеевич Максимов

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова

Email: niipgergo2009@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0853-1669
преподаватель; администрация;

Виталий Викторович Гончаров

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М. Горбатова" Российской академии наук

Email: niipgergo2009@mail.ru
доцент; кафедра гражданского процесса и международного права;

Олег Николаевич Малиновский

Кубанский государственный университет

Email: niipgergo2009@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6541-9046
зав. кафедрой; кафедра гражданского процесса и международного права;заведующий кафедрой;

Елена Геннадьевна Петренко

Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина

Email: niipgergo2009@mail.ru
доцент; кафедра государственного и международного права;

Список литературы

  1. Achmad H., Djais A. I., Petrenko E. G., Markov A. A., Vikhareva L. V., Putra A. P. 3-D printing as a tool for applying biotechnologies in modern medicine // International Journal of Pharmaceutical Research. 2020. Т. 12. № 4. С. 3454-3463.
  2. Бердникова Е. В. Международные правовые стандарты в сфере общественного контроля // Международное публичное и частное право. 2018. № 4. С. 6-9.
  3. Гончаров В. В. Общественный контроль за филиалами и представительствами международных неправительственных организаций на территории России // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 7 (120). С. 94-99. URL: https://doi.org/10.24158/pep.2023.7.11.
  4. Гончаров В. В. Международное сотрудничество субъектов общественного контроля: к постановке проблемы // Международное право и международные организации. 2023. № 4. С. 80-91. URL: https://doi.org/10.7256/2454-0633.2023.4.69430.
  5. Гончаров В. В., Максимова С. М., Петренко Е. Г., Поярков С. Ю. О проблемах и перспективах развития информационного обеспечения общественного контроля в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 1 (217). С. 76-79. URL: https://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_1_76.
  6. Гончаров В. В., Петренко Е. Г., Борисова А. А., Толмачёва Л. В., Дмитриева И. А. Система социального доверия (социального рейтинга) в КНР: проблемы и перспективы внедрения в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2023. № 3. С. 78-91. URL: https://doi.org/10.7256/2454-0595.2023.3.39983.
  7. Григорчук М. А. К вопросу о самоопределении народов и территориальной целостности государства // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 92-7. С. 64-67. URL: https://doi.org/10.18411/trnio-12-2022-323.
  8. Евтехов Р.А. Трансграничные пространства в системе восприятия угроз национальной безопасности России // Национальная безопасность / nota bene. 2022. № 6. С.109-120. doi: 10.7256/2454-0668.2022.6.39056 EDN: SFSGCH URL: https://e-notabene.ru/nbmag/article_39056.html
  9. Завьялова Т. Д., Кириллов Р. А., Кириллова О. Ю. Общественный контроль в системе государственных закупок: международный опыт и российская практика // Вестник МИРБИС. 2020. № 2 (22). С. 111-121. URL: https://doi.org/10.25634/MIRBIS.2020.2.13.
  10. Козак Д. Н. Правовое регулирование границ территории континентального шельфа государства // Вестник науки. 2023. Т. 1. № 11 (68). С. 328-332. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_54781444_66863534.pdf.
  11. Неженец О. В., Петренко Е. Г. ООН как посредник в урегулировании международных конфликтов // Эпомен. 2020. № 35. С. 230-235.
  12. Никлаус А. А. К вопросу о роли суверенитета в процессе территориальной оптимизации государства // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2021. № 5 (88). С. 12-19. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48163204_69515359.pdf.
  13. Пальченкова В. М. Организация общественного контроля на международном уровне: историко-правовой аспект // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 4 (10). С. 51-56. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18272723_73940102.pdf.
  14. Петренко Е. Г., Кулешова Е. Д. Проблемы защиты жертв военного конфликта на Востоке Украины // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 33. № 1. С. 86-89.
  15. Романова В. В., Моисеева В. Ю. Особенности перемещения дипломатическими представителями оружия через таможенные границы на примере США и России // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2024. № 1 (56). С. 13-19. URL: https://doi.org/10.18323/2220-7457-2024-1-13-19.
  16. Савоськин А. В., Галицков В. А. Правовая регламентация изменения территории Российской Федерации как фактор национальной безопасности // Вопросы безопасности. 2022. № 4. С. 111-118. URL: https://doi.org/10.25136/2409-7543.2022.4.38952

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».