Том 19, № 4 (2021): Современные проблемы медиарусистики

Русский язык в Интернет-пространстве

Русский язык в современном интернет-пространстве: динамические процессы и тенденции развития

Иванова М.В., Клушина Н.И.

Аннотация

Исследуются новые языковые тенденции в интернет-коммуникации. Цель - комплексное описание новаций, происходящих на каждом уровне языковой системы при ее функционировании в сетевом пространстве. Изучение новых системных явлений в интернете является актуальным и перспективным, так как фокус развития литературного языка сместился с текстов художественной литературы к интернет-текстам. Материал исследования - посты и комментарии, размещенные в социальной сети «Фейсбук». Материал обрабатывался стилистическими методами (контекстуальный, стилистической сочетаемости, интерпретация и др.). Синхронный анализ дополнялся элементами диахронического комментария. В ходе исследования не отрицался нормативный аспект, но акцент делался на эволюции современного литературного языка под воздействием цифровизации и развития интернета. Важным фактором, активно влияющим на трансформацию и развитие языка в интернет-пространстве, является реализация креативной функции языка в пользовательском контенте неофициального сегмента интернета. Экстралингвистические факторы, под воздействием которых происходит интернет-коммуникация, многочисленны и подробно описаны, но для развития литературного языка в Рунете главенствующими становятся именно креативная функция языка и особенности нового общения. На примерах доказывается, что в интернете новые языковые явления носят не случайный характер, а являются системными, поскольку проявляются на каждом языковом уровне. Это позволяет делать выводы о неизбежности в будущем трансформации русского литературного языка, поскольку язык должен будет обеспечивать коммуникацию цифрового общества, которое уже сейчас вырабатывает новые этические нормы. Учитывая тенденцию по усилению правового регулирования действий государственных и транснациональных акторов в международном сетевом пространстве, изучение использования русского языка и тенденций его развития в интернете как одного из мощных средств мягкой силы позволяет настоящее исследование сделать актуальным для формирования законодательных механизмов, направленных на соблюдение российских национальных интересов в международной коммуникации. Продолжение исследования и его результаты являются перспективными, поскольку вносят существенный вклад в сохранение культурной и языковой идентичности российских граждан в условиях роста международной конкуренции и неопределенности. Кроме того, в качестве лингвистического исследование касается вопросов работы с информацией в условиях увеличения скорости и объема информационных потоков.

Русистика. 2021;19(4):367-382
pages 367-382 views

Языковые последствия современных информационно-психологических войн в русскоязычных массмедиа: постановка проблемы

Копнина Г.А., Кошкарова Н.Н., Сковородников А.П.

Аннотация

Ставится актуальная и новая для политической лингвистики проблема влияния информационно-психологических войн на русский язык. Цель исследования - описать наиболее характерные лексико-фразеологические новации в современном русском языке и речи, возникшие под влиянием преимущественно внутрироссийских информационно-психологических войн. Исследование проводилось главным образом на материале языка массмедиа с использованием традиционных для лингвистики методов исследования (аналитико-описательного метода, контекстуального, лингвоаксиологического анализа и др.). В результате обозначены как новые, так и актуализированные слова и сочетания слов в современном русском языке, которые являются одновременно и оружием, и следствием информационно-психологических войн. Выделены две группы языковых/ речевых средств: специализированные (предназначенные для выполнения соответствующей оценочной функции - негативной или позитивной) и неспециализированные (меняющие функцию в зависимости от контекста - прежде всего аксиологические амбиваленты). В группе специализированных средств наблюдается значительное преобладание негативаторов, к которым относятся политические ярлыки, инвективная лексика, террибилитизмы (средства-«страшилки»), симулятизмы (средства-«обманки»), отрицательные коннотаты неярлычного свойства и эвфемизмы. Продуцирование мелиоративных средств для информационно-психологической войны не характерно, хотя наблюдается актуализация слов и словосочетаний, именующих нациеобразующие концепты, которые являются предметом острого информационного противоборства. Языковыми последствиями, нейтральными в аспекте эмоционально-оценочных функций, можно считать вошедшие в русский язык термины и терминоиды, служащие для наименования информационно-психологического противоборства разного типа и некоторых составляющих их технологий. Полученные результаты способствуют развитию лингвистики информационно-психологической войны. Перспективу исследования составляют уточнение некоторых положений и анализ языковых последствий информационно-психологических войн в аспекте лингвистической экологии.

Русистика. 2021;19(4):383-400
pages 383-400 views

Актуальные проблемы изучения русского языка

Некоторые аспекты демократизации языка современных российских СМИ

Загидуллина М.В., Киклевич А.К.

Аннотация

Исследование имеет обзорно-теоретический характер, а его предметом являются активные процессы в языке современных российских средств массовой информации, вызванные демократизацией общества, особенно в связи с перестройкой государственной и политической системы, которая в странах Восточной Европы произошла в 1990-е годы. С опорой на научные публикации, а также на эмпирический материал (современные журналистские тексты) осуществляется систематизация социокультурных процессов (в рамках общей тенденции к демократизации), которые оказали и продолжают оказывать влияние на язык СМИ. К этим процессам отнесены социальное конструирование действительности и ангажирование СМИ, поляризация социальных групп и формаций, вытеснение трансмиссионной модели функционирования СМИ моделью взаимодействия, феномен «эхо-камер». В связи с воздействием социально-политического фактора отмечаются наиболее важные динамические процессы в языке СМИ, такие как депатетизация языковых штампов эпохи тоталитаризма, неосемантизация, количественный рост лексики, относящейся к сфере консьюмеризма, активация средств, обслуживающих сферу диалогических отношений, преодоление чрезмерно сложного характера языковой системы и др. Показано, что переход к модели взаимодействия СМИ (с политическими, религиозными, общественными организациями, корпорациями - с одной стороны, и сообществом потребителей - с другой стороны) обусловил социальную ангажированность медийных дискурсов, что в свою очередь вызвало рост этикетирующих, оценочных и экспрессивных текстовых элементов. Другая важная тенденция связана с феноменом «эхо-камер», который в языке СМИ проявляется в специализации лексики и снижении степени грамматикализации сообщений. Представленные в статьи аспекты демократизации языка СМИ в перспективе могут служить в качестве параметров, в соответствии с которыми может проводиться мониторинг СМИ, включающий элементы лингво-критического характера.

Русистика. 2021;19(4):401-418
pages 401-418 views

Коммуникативный статус профессиональной журналистской речи в русскоязычной медийной среде

Коньков В.И., Соломкина Т.А.

Аннотация

Рассматривается одна из наиболее важных тем - многообразие русскоязычной медийной среды. Цель исследования - определить, какое место занимает в русскоязычной медийной среде профессиональная журналистская речь, каков ее коммуникативный статус. Анализируются русскоязычные публикации традиционной печатной прессы, радио, телевидения, а также материалы, представленные в коммуникативной среде интернета: сайты различных изданий, паблики в социальных сетях, блоги и др. В основе работы лежит описательный и сравнительный анализ. Впервые в лингвистическом аспекте раскрывается содержание понятия «профессиональная журналистская речь». Основным признаком, определяющим онтологию медийной речи, можно считать утилитарность - непосредственную включенность в общую практическую деятельность общества. Медийный текст в своем существовании всегда связан со временем опубликования, имеет конкретные координаты социального пространства-времени, создается для здесь и для сейчас. Именно это свойство медийной речи определяет все ее лексико-грамматические параметры. Медийная среда представлена как пространство повседневной коммуникации социума. Рядом с ним существует коммуникативное пространство повседневной межличностной коммуникации - разговорная речь, которая благодаря коммуникативным технологиям интернета активно вторгается в медийное речевое пространство. Медийная речь активно взаимодействует с разговорной речью. Показано, что профессиональная журналистская речь была и остается системообразующим элементом медийной среды, что проявляется в самых разнообразных формах. Многочисленные частные коммуникативные предприятия адаптируют профессиональную журналистскую речевую продукцию к своим потребностям. Медийная коммуникативная среда является открытой, в ее границах начинает оформляться печатная разновидность разговорной речи. Формируется и пространство непрофессиональной медийной речи - отдельные виды блогов, новостная лента «Яндекс-дзен». В медиасфере постоянно увеличивается удельный вес устной речи. При общей тенденции к персонализации общего информационно-аналитического потока растет объем авторского вещания. В этой ситуации профессиональная устная журналистская речь требует особого внимания к невербальным компонентам коммуникации. При специализации в сфере авторского вещания необходима разработка технологии обучения русской устной речи с повышенным вниманием к невербальным компонентам коммуникации, имеющим ярко выраженную национальную специфику. Перспективы исследования связаны прежде всего с изучением динамично развивающихся локальных русскоязычных речевых медийных систем, как вербальных, так и поликодовых, состав которых постоянно обновляется.

Русистика. 2021;19(4):419-435
pages 419-435 views

Особенности газетных заголовков в русскоязычной прессе Армении

Мартирян Н.И.

Аннотация

Происходящие в мире события по-разному освещаются в прессе. Газетные заголовки дают читателю возможность ориентироваться в огромном газетном материале и судить о наиболее важной и интересной информации. Исследование посвящено анализу заголовков русскоязычных газет Республики Армения. Его актуальность заключается в необходимости изучения заголовков с точки зрения их функций, грамматической структуры, использования в них знаков препинания, семантической составляющей. Цель - выявить и описать языковые особенности и функции заголовков в русскоязычной прессе Армении. Использовались методы сплошной выборки, статистический, описательный, включающий приемы наблюдения и сопоставления, компонентного анализа, сопоставительного анализа. Материалом исследования стали статьи газет «Республика Армения» и «Голос Армении» за июнь - июль 2021 года. Установлено, что в русскоязычной прессе Армении функционируют в качестве заголовка все типы предложений, в заголовках используются практически все знаки препинания, заголовки образуют тематически организованные группы. Особенности заголовков современной русскоязычной прессы Армении определяются такими факторами, как тенденция языка к экспрессии, диалогичности, демократизации, креативности и авторскому началу в оформлении заголовка. Учитывая тенденцию по изменению удельного веса видов речевой деятельности и выдвижению на первый план наиболее затребованного и важного в настоящее время - чтения, изучение языковых особенностей газетно-публицистического стиля, в частности заголовков, весьма актуально. Продолжение исследования и его результаты являются перспективными, поскольку вносят существенный вклад в изучение развития современной русскоязычной прессы Республики Армения.

Русистика. 2021;19(4):436-452
pages 436-452 views

Прецедентное пространство русского массмедийного дискурса

Моисеенко Л.В., Хервилья Э.К.

Аннотация

Изучается роль прецедентных феноменов в организации медиального пространства, в процессах текстопорождения и смыслоформирования в медиатексте. Сегодня СМИ моделируют медиальную реальность. Она может отличаться от реальной действительности, которая не отображается, а представляется посредством многочисленных интерпретаций. В процессах интерпретации высказывания/сообщения значительное место занимают прецедентные феномены и лежащие в их основе структуры знания. Проблематика медиатекста, который является социально значимой коммуникативной средой современности, обусловила актуальность исследования. Цель исследования заключается в изучении роли прецедентных единиц в интерпретации медиатекста (на уровне смысла и значения). Анализировались материалы российских газет, Газетного корпуса русского языка, Национального корпуса русского языка, интернет-источников на русском языке. Использовались методики дискурсивного уровня, дискурс-анализ прецедентных феноменов с учетом экстралингвистического измерения; когнитивная проекция исследования предполагала лингвокогнитивный анализ и лингвокогнитивное моделирование как моделирование структуры значения, текстообразования и смыслоформирования на основе прецедентных единиц. Проведен дискурс-анализ прецедентных феноменов с учетом экстралингвистического измерения и лигвокогнитивный анализ с целью моделирования дополнительных смыслов и структуры значения прецедентных единиц. Когнитивный подход, примененный в работе, позволил выявить роль экстралингвистического знания в формировании смысла текста и значения прецедентной единицы. Тематизированное, разделяемое коммуникантами (инвариантное) знание является залогом успешной интерпретации прецедентной единицы и функциональной эффективности медиатекста. В дальнейшем представляется перспективным изучение корпуса прецедентных единиц, релевантных для профессиональной и гражданской журналистики, их структуры, отличий, сфер функционирования, а также моделирование значения прецедентных единиц в социальных сетях, мемах, блогосфере.

Русистика. 2021;19(4):453-465
pages 453-465 views

Специфика русских медийных новообразований в отражении социальных реалий

Рацибурская Л.В., Жданова Е.А.

Аннотация

Включенность медийной речи в практическую деятельность общества обусловливает актуальность изучения компонентов медийного текста в экстралингвистическом аспекте. Социальная обусловленность медийных новообразований способствует их рассмотрению в лингвопрагматическом и социокультурном аспектах. Цель исследования - выявить специфику русских новообразований в отражении актуальных социальных реалий. Материалом послужили лексико-словообразовательные инновации в текстах печатных и электронных СМИ начала XXI века. Использовались методы структурно-семантического анализа новообразований, словообразовательного анализа, контент-анализа, контекстуального анализа, описательный и классификационный методы. Выявлены тематические группы новообразований, отражающих актуальные российские реалии (неодериваты пандемийной тематики; неодериваты, отражающие цифровую действительность, интернет-реалии, бизнес-реалии и др.); определены актуальные словообразовательные средства и способы создания рассматриваемых новообразований (узуальные способы суффиксации, префиксации, префиксоидации, сложения агглютинативного типа; неузуальный способ контаминации, а также неузуальные способы создания поликодовых новообразований, в частности дефисация, парентезис, квотация, использование идеограмм и цифр, шрифтовые и цветовые выделения); в результате контекстуального анализа медиатекстов охарактеризованы основные функции новообразований (номинативная, экспрессивно-оценочная, игровая). Проведенное исследование отличается новизной речевого и языкового материала и должно способствовать выявлению специфики социокультурного и лингвокогнитивного освоения действительности современным языковым сознанием представителей российского социума. Результаты исследования вносят вклад в решение практических задач журналистской деятельности.

Русистика. 2021;19(4):466-480
pages 466-480 views

Имплицитные способы выражения авторской позиции в публицистическом дискурсе блогосферы Рунета

Шумилина С.А., Левина В.Н.

Аннотация

Современный анализ публицистического дискурса цифровой сферы строится с учетом многих экстралингвистических факторов: этнокультурных особенностей социальной среды, создающей и поддерживающей дискурс, условий политической лояльности и направленности распространения публицистического дискурса на таргетную аудиторию, источников пополнения дискурса и условий его саморазвертывания в общей дискурсообразующей среде. Эти факторы оказывают непосредственное влияние на формирование специфических способов донесения информации русскоязычными авторами публицистического сообщения до индивидуального реципиента и массовой аудитории. Актуальность исследования определяется, прежде всего, изучением особенностей функционирования русского языка в интернете, что вписывается в передовую проблематику современной русистики. Новизна связана с анализом конкретных способов языкового выражения авторской позиции в публицистике Рунета, которые до сих пор в русистике специально не изучались. Цель исследования - рассмотреть способы выражения оценки в текстах авторов блогов Рунета. Показано, что использование неявных способов выражения авторской оценки в текстах публицистического дискурса Рунета осуществляется с той же целью, что и любое другое оценочное высказывание: оказание особого воздействия на адресата. Исследованный материал свидетельствует, что оценочность высказываний авторов блогосферы Рунета, тесно взаимодействуя с экспрессивностью и эмоциональностью, зависит от их субъективного восприятия информации и помогает им выразить свою точку зрения. Освещаются имплицитные способы выражения авторской позиции, которые позволяют автору в неявной, но понятной форме донести до реципиента смысл своего высказывания. В исследовании использованы материалы блогов Рунета, наиболее ярко и репрезентативно позволяющие представить некоторые особенности публицистического дискурса русскоязычного сетевого пространства. При работе с речевым материалом применялись аналитические методы: описательный (дескриптивно-аналитический) и контрастивный, что дало возможность представить языковую специфику публицистического дискурса, выявить и интерпретировать внутриконтекстуальные и интертекстуальные связи, установить особенности коммуникации, а также исследовательские подходы дискурс-анализа и стилистики. Изученный материал и полученные при этом результаты позволяют сделать вывод, что имплицитные способы выражения авторской позиции достигают тех же целей, что и явные оценочные суждения: эмоционально воздействуют на реципиента и точно передают смысл высказывания. Вместе с тем имплицитность в русском языке успешно работает над решением задачи создания и поддержания авторской индивидуальности. Перспективы данного исследования видятся в использовании полученных результатов в дальнейших научных разработках разновидностей имплицитных способов выражения авторской позиции в публицистике Рунета для осмысления новых процессов в русском языке, в формировании публицистического дискурса и в русской коммуникации цифрового пространства.

Русистика. 2021;19(4):481-495
pages 481-495 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».