Провербиальное моделирование референциальной ситуации винопития в русских паремиях


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность исследования обосновывается интересом современной лингвистики к накоплению данных об этноспецифичности словесного выражения общечеловеческих жизненных ситуаций в пословичных фондах разных народов, а также недостаточной изученностью провербиального моделирования в пословицах. Цель исследования — выявить особенности провербиальной репрезентации ситуации винопития посредством антропонимов, зоонимов и религионимов в русских паремиях. Материалом для исследования послужили содержащие вакхическую лексику паремии, извлеченные из сборника «Пословицы русского народа» В.И. Даля методом сплошной выборки. Использованы общенаучные методы (анализ и синтез, эмпирическое наблюдение, описание и обобщение), а также лингвистические: метод лексико-семантического, концептуального, контекстуального и лингвокультурологического анализа, приемы моделирования и интерпретации переносного смысла паремий. Новизна заключается в определении особенностей функционирования антропонимов, зоонимов и религионимов в аспекте моделирования провербиальной ситуации винопития. В результате анализа выявлено, что антропонимы, зоонимы и религионимы используются в пословичной объективации субъекта и объекта, действия и состояния, хронотопа референциальной ситуации винопития. Имена собственные в пословицах о пьянстве фиксируют народные представления о субъекте и объекте, времени референтной ситуации. Зоонимы характеризуют субъект и его качества, действия и состояния, коррелируют с хронотопом. Религионимы участвуют в репрезентации всех компонентов ситуации. Овнешнение референциальной ситуации винопития посредством антропонимической, зоонимической и религиозной лексики в русских паремиях помещает как саму ситуацию, так и отдельные ее компоненты в систему координат с духовной вертикалью и человеческой горизонталью. Перспективы исследования видятся в изучении провербильной этноспецифичности моделирования других референциальных ситуаций, в т.ч. в сопоставительном плане.

Об авторах

Татьяна Геннадьевна Бочина

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: Tatyana.Bochina@kpfu.ru
ORCID iD: 0000-0002-2606-2985
SPIN-код: 2455-0673
Scopus Author ID: 56028782000
ResearcherId: E-2299-2015

Doctor of Philology, Professor, Head of the Department of Linguistic Education for International Students

Российская Федерация, 420008, Казань, ул. Кремлевская, д. 18

Ольга Альбертовна Димитриева

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева

Email: olgaal_79@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2734-640X
SPIN-код: 9686-0190
Scopus Author ID: 57787537900
ResearcherId: AAZ-3038-2020

кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русской и чувашской филологии и культурологии 

Российская Федерация, 428000, Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 38

Список литературы

  1. Alefirenko, N. F. (2021). Linguistic images as units of etno-cultural consciousness. Humanitarian researches, (4), 10–18. (In Russ.). https://doi.org/10.21672/1818-4936-2021-80-4-010-018 EDN: ERMWMY
  2. Bochina, T. G. (2023). Numerical and color code as an element of Tuvan riddles about man. The New Research of Tuva, (3), 6–20. (In Russ.). https://doi.org/10.25178/nit.2023.3.1 EDN: IVOVAX
  3. Bochina, T. G. (2018). With name he is Ivan, without name — just a fool (on the contrast of personal namesin Russian proverbs). In Names and phraseology: collection of articles (pp. 71–77). Skopje. (In Russ.).
  4. Boychenko, A. G. (2009). Drinking. In Anthology of concepts. Vol. 7 (pp. 223–234). Volgograd: Paradigma Publ. (In Russ.).
  5. Dimitrieva, O. A. (2025). The Bacchic Code of Russian Linguistic Culture (Based on the Fiction of the Second Half of the 19th Century). Moscow: Flinta Publ. (In Russ.).
  6. Dolgova, E. Y. (2009). Vocabulary and phraseology related to the sphere of alcohol consumption in the Russian language. [Author’s abstr. cand. ped. diss.]. Ufa. (In Russ.). EDN: NKWLET
  7. Feoktistova, L. A. (2017). Anthroponyms in Russian appellative names for alcoholic drinks (Yerofeich, Erokha, Ivashko, Ivanushko, etc.). Problems of onomastics, 14(2), 100–114. (In Russ.). https://doi.org/10.15826/vopr_onom.2017.14.2.013 EDN: YUPLZT
  8. Glushkova, T. S. (2009). Drinking wine. In Anthology of concepts. Vol. 7 (pp. 234–244). Volgograd: Paradigma Publ. (In Russ.).
  9. Glushkova, T. S. (2015). Stereotypes of wine drinking in Russian folklore. Communication studies, (3), 149–156. (In Russ.). EDN: VTYVAT
  10. Gudkov, D. B. (2017). Culture codes and natural language system. Russian studies without borders, 1(1), 43–48. (In Russ.). EDN: USNJBI
  11. Gzhibek, P. (2009). Proverb and its situations: From definition to classification. Zhivaya Starina, (4), 51–54. (In Russ.). EDN: NBFIWP
  12. Kalita, I. V. (2021). The image of a drunken man in the mirror of Slavic phraseology. Vestnik slavianskikh kul’tur, 60, 123–138. (In Russ.). https://doi.org/10.37816/2073-9567-2021-60-123-13 EDN: OFFFMT
  13. Karasik, V. I., & Shaklein, V. M. (2025). Symbolization of paper in the Russian language and culture. Russian Language Studies, 23(1), 81–96. (In Russ.). http://doi.org/10.22363/2618-8163-2025-23-1-81-96 EDN: VIZNUJ
  14. Khomkova, L. R. (2019). Assessment of drunkenness as a mass social and cultural phenomenon in Russian proverbs and sayings. Na peresechenii yazykov i kul’tur. Aktual’nye voprosy gumanitarnogo znaniya, (3), 49–54. (In Russ.). EDN: YUJDXY
  15. Kolesov, V. V. (2022). Conceptual field of Russian consciousness: the meaningful forms of the concept. Journal of Psycholinguistics, (4), 100–115. (In Russ.). https://doi.org/10.30982/2077-5911-2022-54-4-100-115 EDN: DKIMYP
  16. Maslova, V. A. (2016). Spiritual code from the standpoint of linguoculturology: the unity of the sacral and the secular. Metaphysics, (4), 78–97. (In Russ.). EDN: YSLZBP
  17. Mokienko, V. M. (2023). The Rusin Bog in proverbs and sayings. Rusin, (71), 163–182. (In Russ.). https://doi.org/10.17223/18572685/71/7 EDN: VRZALU
  18. Nelyubova, N. Yu., Sknarev, D. S., & Kol, Ch. Sh. (2024). The role of the gastronomic component in expressing the axiological meaning of Tuvan proverbs (against the background of Russian and French material). The New Research of Tuva, (2), 90–111. (In Russ.). https://doi.org/10.25178/nit.2024.2.6 EDN: VPHGJY
  19. Nichiporchik, E. V. (2023). Thematic association of proverbs about intelligence and stupidity in V. I. Dahl’s paremiological dictionary. In Slavic phraseology and paremiology: a collection of scientific articles, Iss. 3 (pp. 164–170). Gomel: F. Skorina State University Publ. (In Russ.).
  20. Permyakov, G. L. (1970). From Proverb to Fairy Tale (Notes on the General Theory of Cliches). Moscow: Nauka Publ. (In Russ.).
  21. Potebnya, A. A. (1976). Aesthetics and Poetics. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russ.).
  22. Trostina, M. A. (2019). Table sayings in verbal folklore of Russian people (on the materials of folklore expeditions of Ogarev Mordovia State University in 2016–2019). I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, (4), 100–106. (In Russ.). https://doi.org/10.26293/chgpu.2019.104.4.015 EDN: ANTHKP
  23. Vinogradov, V. V. (1999). The history of words. Moscow: Russian Language Institute named after V.V. Vinogradov Publ. (In Russ.).
  24. Vysochansky, V. (2019). Conceptualization of faith in phraseology. In Logical analysis of language. The concept of faith in different languages and cultures. (pp. 292–303). Moscow: Gnosis Publ. (In Russ.).
  25. Yunakovskaya, A. A. (2007). Colloquial speech of the bearers of mass urban culture (based on the material of Omsk). Moscow: Languages of Slavic cultures Publ. (In Russ.). EDN: SUQGWH

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».