Правовое обеспечение деятельности кинологических служб ФСИН России
- Авторы: Упоров А.Г.1
-
Учреждения:
- ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России»
- Выпуск: Том 9, № 1 (2025)
- Страницы: 62-67
- Раздел: ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2588-0012/article/view/293434
- DOI: https://doi.org/10.17277/pravo.2025.01.pp.062-067
- ID: 293434
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья содержит авторские размышления об организации деятельности кинологической службы уголовно-исполнительной системы. Автор констатирует, что кинологические службы Федеральной службы исполнения наказаний играют важную роль в обеспечении безопасности в исправительных учреждениях России. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения их эффективности через оптимизацию нормативно-правового регулирования. Приведен анализ основных нормативных актов, регулирующих деятельность кинологических служб, а также проблем, связанных с нехваткой финансирования и квалифицированного персонала. Выводы подчеркивают важность совершенствования правового регулирования и обеспечения служб современным оборудованием для повышения уровня безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Полный текст
Введение
Кинологические службы Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) играют важную роль в обеспечении безопасности и правопорядка в исправительных учреждениях России. Основной задачей этих служб является предотвращение преступлений с использованием специальных средств, в частности служебных собак [1, с. 462]. Эффективная деятельность кинологических подразделений требует не только высокой профессиональной подготовки персонала, но и наличия четкой правовой базы, которая регулирует их деятельность.
Обсуждение
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность ФСИН, является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, который устанавливает общие нормы, касающиеся функционирования исправительных учреждений. Однако деятельность кинологических служб ФСИН регулируется специальными нормативными актами. Одним из ключевых является приказ Минюста РФ № 1210 от 29 декабря 2017 года «Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»1, который определяет требования к содержанию, уходу, племенному разведению служебных собак, а также к их использованию для выполнения служебных задач [2, с. 186]. Приказ регулирует как вопросы сертификации, так и проверки пригодности служебных животных и кинологов.
Данный приказ определяет порядок применения служебных собак, их содержание, комплектование, перемещение и выбраковку. В приказе подробно описаны требования к размещению собак, условия их кормления, ухода, а также процесс подготовки и дрессировки для выполнения служебных задач.
Кинологические службы ФСИН выполняют широкий спектр задач, направленных на обеспечение правопорядка в исправительных учреждениях. Одна из основных задач – поиск и обнаружение запрещенных предметов и веществ, таких как наркотики, оружие, взрывчатые вещества. Служебные собаки активно применяются для контроля поступающих на территорию учреждений посылок, передач, а также для регулярных обысков камер и других помещений.
Кинологические подразделения также выполняют охранные функции, участвуя в патрулировании территории исправительных учреждений и обеспечивая безопасность на режимных объектах. В задачи кинологов входит предотвращение побегов заключенных и обеспечение правопорядка в местах лишения свободы. Собака, обученная обнаружению следов человека, способна оперативно среагировать на попытки побега или несанкционированное проникновение на территорию учреждения.
Задачи кинологических служб включают обеспечение правопорядка и безопасности при проведении массовых мероприятий, таких как этапирование осужденных или проведение обысков. Служебные собаки, подготовленные для охраны и задержания, оказывают содействие персоналу в контроле за поведением осужденных и предупреждении правонарушений. Все эти задачи регулируются положениями Федерального закона «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации» от 21 июля 1993 г. № 5473-12и ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации3, которые предусматривают использование служебных собак как специальное средство для поддержания безопасности и предотвращения происшествий в исправительных учреждениях.
Приказ № 336 Федеральной службы исполнения наказаний от 29 апреля 2005 года4 касался утверждения Наставления по организации кинологической службы ФСИН России. Основной целью документа было совершенствование кинологической службы, в том числе охрана объектов, конвоирование осужденных, а также участие служебных собак в оперативно-розыскных мероприятиях, таких как поиск и задержание сбежавших, обнаружение наркотических веществ, взрывных устройств и оружия [3, с. 49–50]. Приказ также устанавливал основные требования к подготовке, содержанию и использованию служебных собак.
Тем не менее этот приказ утратил силу в связи с изданием приказа от 10 февраля 2020 года № 75, который официально отменил действие приказа № 336. Проблема заключается в том, что в правовых системах, таких как «КонсультантПлюс», отсутствует полный текст приказа № 75, но информация об отмене приказа № 336 все же содержится.
Правовое обеспечение деятельности кинологических служб ФСИН охватывает несколько уровней нормативного регулирования. Основой является Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, который предоставляет общие правовые рамки для деятельности всех подразделений ФСИН, включая кинологические.
Важным элементом регулирования также являются требования к условиям содержания служебных собак. Эти условия включают обеспечение полноценного питания, регулярное ветеринарное обслуживание и поддержание здоровья собак на должном уровне. Приказы ФСИН России, такие как приказ № 850 «Об утверждении порядка обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных учреждений и органов уголовно-исполнительной системы РФ»5, закрепляют нормы, касающиеся питания служебных собак, их содержания в питомниках и специальных условий для работы.
Дополнительное регулирование обеспечивается стандартами подготовки и сертификации кинологов и служебных собак, которые установлены как на федеральном, так и на уровне конкретных регионов. Эти стандарты включают требования к условиям содержания собак, их обучению и регулярным проверкам на пригодность к выполнению служебных задач.
Также стоит упомянуть приказ Минюста РФ от 4 июля 2018 года № 5706, который регулирует порядок обеспечения учреждений ФСИН техникой, инвентарем и оборудованием, включая инвентарь для служебных животных. Он касается снабжения кинологических служб всем необходимым для их работы.
Организационно-штатная структура кинологических подразделений в учреждениях ФСИН подчинена общим правилам и нормам, регулирующим деятельность ведомственных подразделений. В зависимости от размеров и задач конкретного исправительного учреждения, численность кинологов и служебных собак может варьироваться. Как правило, в крупных исправительных учреждениях действуют отдельные кинологические группы, которые подчиняются руководству охранного подразделения или начальнику службы безопасности.
Кинологи проходят специальное обучение, которое включает как теоретические курсы по основам уголовного и уголовно-исполнительного права, так и практические занятия по дрессировке и работе с собаками [4, с. 38]. Собака, поступившая на службу, должна пройти сертификацию и проверку на соответствие требованиям, предъявляемым к служебным животным. В ходе службы кинологи также проходят регулярные переаттестации и курсы повышения квалификации.
Исследователи в области пенитенциарной системы и правоприменительной практики положительно оценивают деятельность кинологических служб как важный элемент обеспечения правопорядка в исправительных учреждениях. В особенности, А. В. Русинович, И. А. Ягунов в своих работах отмечают высокую эффективность использования служебных собак при обнаружении наркотических средств и других запрещенных веществ [5, с. 480]. По их мнению, кинологические подразделения существенно повышают уровень безопасности как среди осужденных, так и сотрудников исправительных учреждений.
Также ученые подчеркивают важность дальнейшего совершенствования нормативно-правового регулирования деятельности кинологических служб. В частности, А. Н. Алексеев указывает на необходимость разработки более строгих стандартов содержания и использования служебных собак, а также совершенствования системы контроля за их подготовкой [6, с. 239]. Важным аспектом является обеспечение кинологических служб современным оборудованием и техникой для отслеживания передвижений и мониторинга территории исправительных учреждений.
Несмотря на очевидные достижения, кинологические службы ФСИН сталкиваются с рядом проблем, которые снижают их эффективность. Одной из основных проблем является недостаток финансирования и современного оборудования. В ряде исправительных учреждений кинологические службы испытывают нехватку технических средств, необходимых для контроля за территорией и поиска запрещенных веществ. Отсутствие достаточного числа электронных устройств, таких как тепловизоры и камеры слежения, затрудняет контроль за деятельностью осужденных, особенно в ночное время.
Кроме того, существует проблема нехватки квалифицированного персонала. Обучение кинологов требует времени и значительных ресурсов, а дефицит кадров затрудняет эффективное выполнение задач. Специалисты также отмечают, что условия содержания служебных собак в некоторых учреждениях далеки от оптимальных, что негативно сказывается на их рабочей способности и здоровье [7, с. 173].
Еще одной проблемой является несовершенство правовой базы, касающейся взаимодействия кинологических служб с другими подразделениями ФСИН. Отсутствие четких процедур и инструкций приводит к несогласованности действий между различными службами, что может затруднять выполнение общих задач по обеспечению безопасности.
Заключение
Кинологические службы ФСИН играют важную роль в обеспечении безопасности и правопорядка в исправительных учреждениях. Их деятельность регулируется рядом нормативно-правовых актов, которые обеспечивают правовую основу для использования служебных собак в оперативной работе. Однако для повышения эффективности деятельности кинологических служб необходимо дальнейшее совершенствование нормативного регулирования, обеспечение современными техническими средствами и подготовка кадров. Развитие этих служб может существенно повысить уровень безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы и сделать их деятельность более эффективной.
1 Об утверждении Порядка обращения со служебными животными в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: Приказ ФСИН России от 31.12.2019 № 1210 (ред. от 15.07.2024) (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2020 № 57290). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73373955/ (дата обращения: 02.10.2024).
2 Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I (ред. от 29.05.2024). URL: https://base.garant.ru/1305321/ (дата обращения: 05.10.2024).
3Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 23.03.2024) // Российская газета. № 9. 16.01.1997.
4 Об утверждении Наставления по организации кинологической службы Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ ФСИН России от 29.04.2005 № 336 (ред. от 13.05.2008). (Документ утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 10.02.2020 № 75). URL: https://docs.cntd.ru/document/420315098 (дата обращения: 12.10.2024).
5 Об утверждении Порядка обеспечения кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации: Приказ ФСИН РФ от 26.09.2019 № 850 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.10.2019 № 56328). URL: https://minjust.consultant.ru/documents/44408 (дата обращения: 20.10.2024).
6 Об утверждении норм и порядка обеспечения учреждений уголовно-исполнительной системы техникой, продукцией общехозяйственного назначения и имуществом продовольственной службы: Приказ ФСИН РФ 04.07.2018 № 570 (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.07.2018 № 51700). URL: https://minjust.consultant.ru/documents/40134 (дата обращения: 27.09.2024).
Об авторах
Александр Геннадьевич Упоров
ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России»
Автор, ответственный за переписку.
Email: uporov65@mail.ru
канд. юрид. наук, доцент, кафедра государственно-правовых дисциплин
Россия, НовокузнецкСписок литературы
- Бабкина Е. В., Морозов А. С. Профилактика проникновения запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения: организационно-правовые аспекты // Уголовно-исполнительное право. 2021. Т. 16, № 4. С. 461 – 467.
- Упорова Е. Г. Административный надзор за лицами, освобожденными от отбывания наказания: проблемы его реализации и эффективности // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк, 20–21 октября 2021 г.). Новокузнецк, 2021. С. 186 – 190.
- Морозов А. С. Особенности взаимодействия отделов и служб исправительных учреждений и следственных изоляторов при осуществлении надзора // Вестник Томского института повышения квалификации работников ФСИН России. 2022. № 1(11). С. 42 – 54.
- Курбатова Г. В., Курбатов М. В. Фундаментальные аспекты профессиональной подготовки специалистов-кинологов в современной уголовно-исполнительной системе // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. материалов IX Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 06 – 08 апреля 2022 г.). Т. 2. Пермь, 2022. С. 38 – 40.
- Русинович А. В., Ягунов И. А. Административно-правовое обеспечение деятельности кинологических служб ФСИН России // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: сб. материалов XX Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 21 апреля 2023 г.). М., 2023. С. 480 – 484.
- Алексеев А. Н. Кинологическая служба ФСИН России, служебная деятельность и эффективность применения на современном этапе // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Пермь, 06 – 08 апреля 2021 г.). Т. 2. Пермь, 2021. С. 239 – 241.
- Крутовский И. В. Кинологическая служба: развитие и проблемы // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы XXI Всероссийской научно-практической конференции (Новокузнецк, 20–21 октября 2021 г.). Новокузнецк, 2021. С. 173 – 176.
Дополнительные файлы
