№ 2 (2024)

Обложка

Весь выпуск

От редакции

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):7-8
pages 7-8 views

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТВОРЧЕСТВА А.С. ПУШКИНА

Три пушкинских завещания

Есаулов И.А.

Аннотация

В статье рассматриваются три разножанровых текста последнего года жизни А.С. Пушкина: письмо к П.Я. Чаадаеву, «Капитанская дочка» и Каменноостровский цикл. В силу особой значимости для завершающего этапа пушкинской биографии и творчества этих источников их можно назвать тремя завещаниями поэта. Хотя в каждом из них акцентируется та или иная грань русского национального характера, порождённого, согласно Пушкину, православным вероисповеданием, в них есть и нечто общее: глубинная укоренённость в национальной истории, чувство родины, всемирность и всечеловечность России, свободное послушание воли Божией, основанное на пасхальном уповании. Автор статьи показывает, как именно этот духовный план воплотился в текстах этих источников, и демонстрирует, что в некоторых случаях (приводя свидетельства М.М. Пришвина и Ф.М. Достоевского) интуиция художников в понимании главного у Пушкина может опережать собственно литературоведческое осмысление.

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):9-25
pages 9-25 views

«Явление русского духа»: Гоголь и Пушкин

Виноградов И.А.

Аннотация

Анализируется гоголевская апология пушкинской поэзии как органичного выражения русского национального менталитета. Указывается, что статья Гоголя «Несколько слов о Пушкине», содержащая апологию поэта, отличается полемичностью и острой на тот момент актуальностью. Гений Пушкина оценивается Гоголем в полемике с противоречивыми суждениями о пушкинских произведениях современных критиков и рядовой публики. Писатель-критик защищает наследие поэта со стороны эстетической — как художественно совершенное; религиозно-политической — как соответствующее началам Православия, Самодержавия, Народности; и нравственной — как свободное от фривольных тем, близких «пошлому» обывателю. Очерчиваются перспективы, обозначенные Гоголем для реализации гения поэта, рано ушедшего из жизни. Поднимается «сквозная» для Гоголя тема «мёртвой души» современника, не способного оценить по достоинству пушкинскую поэзию. Подробно освещается единая национальная идентичность творчества Пушкина и Гоголя.

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):26-44
pages 26-44 views

М.Ю. Лермонтов как духовный преемник А.С. Пушкина

Киселева И.А.

Аннотация

Феномен А.С. Пушкина рассматривается как ценностный вектор развития художественного и личностного гения М.Ю. Лермонтова. На основе анализа присутствия пушкинских реминисценций в лермонтовском творчестве делаются выводы, что творчество Пушкина стоит у истоков формирования исторических взглядов Лермонтова, стало фундаментом постижения им народности как приятия духовно-нравственных ориентиров русской культуры, в диалоге с Пушкиным Лермонтов постигает онтологические основания человеческого существования. Усвоение пушкинского наследия происходило как на речевом, так и на ценностно-смысловом уровнях текста. От прямых заимствований, свидетельствующих о приятии мировоззренческой позиции Пушкина как безусловно верной, Лермонтов переходит на уровень равноправного диалога, в котором пушкинское слово не только функционирует в качестве смысловой опоры, но и раскрывается в своей духовной перспективе. Творчество Пушкина стало для Лермонтова не только существующим и признанным наследием гения, но и фактом его внутреннего мира.

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):45-58
pages 45-58 views

Достоевский и «пушкинский вопрос»

Викторович В.А.

Аннотация

«Пушкинский вопрос» — один из основных в русской литературной критике — сводится к тому, как понимать значение и место великого поэта в отечественной словесности, в становлении национальной культуры. Начиная с 1840-х гг., с выступлений Белинского и Гоголя, широкое распространение получает тезис о Пушкине как «только художнике» с отрицательными («реальная», а также славянофильская критика) или положительными (эстетическая критика) коннотациями. Новый уровень философско-эстетического осмысления феномена Пушкина предложил в своих статьях Ап. Григорьев, затем его концепцию развил и довёл до логического завершения Ф.М. Достоевский. Новизна подхода заключалась во внедрении категории «идеал», которая конкретизировала абстрактно-личностные положения эстетической критики в сторону ценностных установок народного миросозерцания. Концепция русской литературы, предложенная Достоевским (раскрытие сказанного Пушкиным последовавшими за ним писателями сродни проращиванию зерна), изоморфна природе христианской культуры. И там, и здесь развитие происходит из заданной точки: вначале сказанного Слова.

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):59-75
pages 59-75 views

Судьба России в исторических драмах А.С. Пушкина, А.К. Толстого и А.Н. Островского

Фёдорова Е.А.

Аннотация

Исторические драмы А.С. Пушкина «Борис Годунов» (1825), А.К. Толстого «Царь Борис» (1869), А.Н. Островского «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» (1861, 1866) написаны в кризисное для России время. Авторы поднимают проблему выбора личности, которая берёт на себя ответственность за всю страну. В трагедиях Пушкина и А.К. Толстого прослеживаются традиции Шекспира: это мотивы вызова судьбе, одержимости, больной совести, мотивы суда и искупления. В трагедии Пушкина и Толстого показаны Самозванцы, ввергающие страну в хаос, живущие страстями и жаждущие власти. Авторы включают в произведения демонологические виде́ния этих героев. Пушкин противопоставляет Борису Годунову Ивана Грозного, покаявшегося перед смертью, и кроткого царя Феодора. В трагедии Толстого царь Борис представлен как герой-идеолог, мечтающий стать сверхчеловеком. Ему, как и герою Пушкина, даётся демонологическое виде́ние. Народ в трагедии Пушкина отказывается от выбора, а когда в финале видит новое злодеяние, в нём пробуждается самосознание. В исторических драмах Пушкина и Островского сюжет строится на мотивах подчинения себя воле Божией и помощи небесных сил, как в древнерусской словесности. В произведениях Пушкина и Островского показаны праведники: летописец Пимен, патриарх Иов, юродивые Николка и Григорий, Марфа Борисовна, Минин. Эти герои способны забыть о себе, думая об общем благе. Минину даётся виде́ние преподобного Сергия Радонежского, заступника Земли русской. Виде́ние юродивого Григория меняется, поскольку русский народ делает выбор, который определяет его судьбу. В драмах Пушкина и Островского происходит обращение к древнерусской агиографической литературе и воинской повести (виде́ние, символика света, молитва перед боем, прощальное целование), в драме Островского показано соборное единение народа.

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):76-92
pages 76-92 views

ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПУШКИНОВЕДЕНИЯ

«Пушкин — наше всё» (теоретико-литературные уроки Пушкина)

Борев Ю.Б.

Аннотация

В статье рассматриваются теоретико-литературные уроки, извлекаемые из анализа творчества Пушкина. Поэзия Пушкина определила развитие русского стиха в XIX и XX вв. Проза Пушкина даёт новые импульсы нарратологии. Пушкин выдвинул новую идею исторической вероятности, разработал тему безумства, ввёл эзотерическое в литературу. Экзистенциальная проблематика крайнего индивидуализма, абсурда бытия — один из аспектов европейства Пушкина. В поэме «Медный всадник» Пушкин даёт новое, новаторское для европейской литературы XIX в. решение проблемы личности и государства: государственность может торжествовать только через «частное», во имя личности. Мировое значение имеет открытие Пушкиным образа человека с ориентацией на духовные ценности.

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):93-105
pages 93-105 views

Из истории понимания Пушкина

Бочаров С.Г.

Аннотация

Статья посвящена истории изучения и понимания Пушкина в России. Отмечается, что Пушкин определялся, с одной стороны, как «пророческое явление русского духа» (Ф.М. Достоевский), а с другой стороны — как «динамически-пышный гений» (К.Н. Леонтьев). Проведя анализ стихотворения Пушкина «В начале жизни школу помню я», автор вслед за А.В. Михайловым утверждает, что место Пушкина «в центральной фокусной точке европейского развития», когда античность была ещё живой. А.А. Григорьев называл Пушкина «заклинателем и властелином многообразных стихий». Автор соглашается с таким определением, с его динамизмом и драматизмом, отражающим встречу и конфликт во внутреннем мире Пушкина двух миров — античности и христианства.

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):106-116
pages 106-116 views

«Посмертная книга»

Кожинов В.В.

Аннотация

В статье анализируется противоречие между прозрачностью и «общедоступностью» творчества Пушкина, с одной стороны, и его непостижимой глубиной, доступной небольшому числу «всех своих истинных ценителей» (Н.В. Гоголь), – с другой. Анализируя несколько «необнародованных» поздних стихотворений Пушкина, составляющих, по словам автора, «посмертную книгу», автор делает вывод об их глубокой поэтической историософии, о том, что в них как бы «бытие говорит само о себе», об их поразительной разносторонности, об отразившейся в них целостности бытия. Делается вывод об обращённости «посмертной книги» Пушкина в будущее, о том, что пушкинская поэзия всегда впереди нас и поэтому — наше бесценное достояние.

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):117-129
pages 117-129 views

Пушкин: проблема целостности подхода и категория контекста (методологические заметки)

Непомнящий В.С.

Аннотация

Статья посвящена интертекстуальности как важнейшей характеристике творчества Пушкина. При этом контекст понимается как система связей. Контекст Пушкина диахроничен, телеологичен, осмыслен, субъективно свободен, музыкален, диалогичен, биографичен. Пушкинская точность есть следствие онтологичности его слова. Произведениям Пушкина свойственна «обратная перспектива». Картина мира Пушкина — это своего рода «икона». Метод Пушкина — онтологический реализм. Целостное понимание Пушкина невозможно без понимания его связи с судьбами России.

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):130-144
pages 130-144 views

«Имя Пушкинского Дома…»

Скатов Н.Н.

Аннотация

А.С. Пушкина принимают во всех слоях общества, разные социальные и духовные силы. Он открыт и для семиклассника, и для семидесятилетнего академика. Пушкинское творчество отличает эстетический универсализм и художественный интернационализм. В 1905 г. был создан Пушкинский Дом как вечно живой памятник вечно живому поэту. Характеризуются готовящиеся к юбилею Поэта издания Пушкинского Дома. Отмечается роль в подготовке к юбилею Фонда двухсотлетия А.С. Пушкина. Утверждается, что Пушкин — гений нормы. При этом он остаётся великой тайной и загадкой, которую мы без него разгадываем.

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):145-150
pages 145-150 views

Пушкиниана в издательской программе РГНФ/РФФИ (1994–2022)

Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2024;(2):151-159
pages 151-159 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».