Представления о школьных агрессорах и жертвах у подростков и их родителей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассмотрены результаты исследования представлений об агрессии и виктимизации субъектов образовательных отношений в рамках понятия школьного буллинга, включающего обязательными компонентами обидчика (агрессора) и его жертву.

Цель исследования: выявить специфику представлений подростков и их родителей о школьных агрессорах и жертвах на выборке, в состав которой вошли 70 подростков, родители подростков (120 человек).

Установлено, что представления о школьном агрессоре и школьной жертве у родителей существенно более универсальны, а у подростков — более индивидуализированы, содержат меньшее число стереотипных элементов.

Образ «агрессора» в представлениях подростков более позитивен, чем образ «жертвы», подтверждена популярность статуса агрессора в школьной подростковой среде. В репрезентациях родительской общественности образы жертвы и агрессора стереотипны, жертву воспринимают в основном как наделённую положительными личностными качествами, а школьного агрессора — негативными.

Полный текст

Поскольку пагубность агрессивного поведения и его распространённость в обществе оказывают значительное деструктивное воздействие, проблема агрессивности стала предметом научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии [1, 2].

В большинстве определений агрессии идёт речь о насильственном нарушении прав другого лица и/или оскорбительных действиях по отношению к нему [3–6]. Изначально негативное определение агрессии с течением времени дополнилось положительными характеристиками, такими как личностный рост, воля, отстаивание своего достоинства. [7].

Агрессивные тенденции проявляются у людей разных возрастов начиная с детского [8]. Особое внимание специалистов и родителей привлекают не только прогрессирующая отчуждённость, духовная опустошённость подрастающего поколения, но и присущие ему цинизм, жестокость, агрессивность [8–11].

В рамках образовательной системы регулярная и длительная агрессия учащихся по отношению к более слабому субъекту против его воли трактуется как буллинг [12]. Попытки объяснения агрессивных действий школьников затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на снижение уровня агрессивности учащихся [13–15]. Важной задачей исследования агрессивного поведения в школьной среде является анализ представлений субъектов образовательных отношений о феномене школьной агрессии и психологических характеристиках субъектов агрессивного поведения.

Цель данного исследования: выявить специфику представлений подростков и их родителей о школьных агрессорах, т.е. о тех учащихся, которые осуществляют в школе систематические агрессивные действия (продолжительные и неединичные) в отношении жертв (лиц, оказывающихся под воздействием агрессивного поведения), и о самих жертвах.

В исследовании были использованы прямой ассоциативный тест; семантический дифференциал. Респондентам было предложено назвать не менее 10-ти любых ассоциаций, которые возникают у них в связи с понятиями «школьный агрессор» и «жертва школьного буллинга». Для описания гипотетической структуры представлений использовалась методика, предложенная П. Вержесом.

Далее респондентам был предложен бланк семантического дифференциала, направленный на изучение представлений о школьных агрессорах и жертвах.

Выборка исследования: 70 подростков в возрасте от 14 до 16 лет; родители подростков (120 человек) в возрасте от 35 до 51 года (69 женщин и 51 мужчина).

Методом свободных ассоциаций при определении понятия «школьный агрессор» в выборке подростков были выделены 752 дискриптора; в выборке родителей были выделены 1382 дискриптора. В табл. 1 представлен рейтинг упоминаний ассоциаций в порядке уменьшения частоты встречаемости.

 

Таблица 1

Ассоциации к понятию «школьный агрессор» в группе подростков (N = 70) и их родителей (N = 120)

Ранг

Подростки

Ранг

Родители

Ядро представлений

1

Опасный

1

Опасный

2

Выделяющийся, особенный

2

Агрессивный

3

Агрессивный

3

Неуравновешенный

4.5

Больной

4.5

Психованный, эмоционально нестабильный

4.5

Сильный

6

Неадекватный

6

Популярный

7

Асоциальный

7

Неуправляемый

8.5

Грубый, глупый

  

10

Больной

Периферийные компоненты

8

Раздражительный

11

Возбуждённый

9

Бунтующий

12

Псих

10.5

Возбуждённый

13

Дебил

10.5

Непонятый

14

Неадекватный

12

Тяжёлый

15

Дёрганный

13

Интересный

16

Одержимый

14

Грубый

17

Импульсивный

 

И родители, и подростки полагают, что школьный агрессор опасен.

Наряду с негативными коннотациями в ядро представлений о школьном агрессоре у подростков входят и позитивные качества («сильный», «популярный»). На периферии данных представлений подростков находятся дескрипторы, описывающие импульсивность человека.

И в ядре, и в периферии представлений родителей о школьном агрессоре имеются описания ментального неблагополучия: «больной», «псих», «неадекватный», что может свидетельствовать о склонности родителей стигматизировать, обвинять «школьного агрессора».

Методом свободных ассоциаций при определении понятия «жертва школьной агрессии» в выборке подростков были выделены 789 дискрипторов; в выборке родителей — 1353 дискриптора. В табл. 2 представлен рейтинг ассоциаций в порядке уменьшения частоты встречаемости.

 

Таблица 2

Ассоциации к понятию «жертва школьной агрессии» в группе подростков (N = 70) и их родителей (N = 120)

Ранг

Подростки

Ранг

Родители

Ядро представлений

1

Беззащитный

1

Необычный, особенный

2

Замкнутый

2

Чувствительный

3

Испуганный

3

Ранимый

4.5

Жалкий, странный

4.5

Беззащитный, тревожный

6

Обидчивый

6

Наивный

7

Необычный

7

Добрый

  

8.5

Депрессивный, талантливый

  

10

Непонятый

  

11

Умный

Периферийные компоненты

8

Доверчивый

12

Интересный

9

Тревожный

13

Одинокий

10

Нервный

14

Рассеянный

11

Эмоциональный

15

Обидчивый

12

Невезучий

16

Странный

  

17

Нерешительный

  

18

Испуганный

  

19

Непринятый

  

21

Замкнутый

 

Данные табл. 2 показывают, что жертва школьной агрессии в представлениях сверстников наделяется атрибутами слабости, беззащитности, эмоциональной нестабильности.

Родители подростков в данном случае подчёркивают наличие у жертвы необычности, оригинальности, выделяют позитивные характеристики («добрый», «талантливый», «умный»).

Представим семантические универсалии, выявленные в нашем исследовании при использовании метода семантического дифференциала (табл. 3).

 

Таблица 3

Семантические универсалии в представлениях о школьных агрессорах и жертвах в выборке подростков и родителей

Подростки

Родители

Образ агрессора

Образ жертвы

Образ агрессора

Образ жертвы

Опасный

Сильный

Популярный

Робкий

Слабый

Непопулярный

Неумелый

Необычный

Опасный

Вредоносный

Ненадёжный

Сильный

Трусливый

Глупый

Злой

Больной

Робкий

Нерасторопный

Легковерный

Слабый

Мягкий

Добрый

Умный

Наивный

Непопулярный

 

Таблица 4

Статистически значимые различия в представлениях о школьных агрессорах и жертвах в выборках подростков и родителей

Шкала

Значение

критерия

Статистическая

значимость

Образ агрессора

Популярный–непопулярный

392

0,008

Трусливый–смелый

336

0,001

Глупый–умный

421

0,028

Больной–здоровый

415

0,020

Образ жертвы

Злой–добрый

372

0,006

Умный–глупый

346

0,003

 

В подростковой выборке образ «агрессора» более позитивен, чем образ «жертвы», в группе родителей наблюдается обратная тенденция.

Статистическая обработка данных семантического дифференциала осуществлялась с использованием критерия U-Манна-Уитни.

В представлениях о школьном агрессоре статистически значимые различия между группами родителей и подростков были выявлены по четырём шкалам дифференциала. При этом родители склонны воспринимать школьного агрессора как глупого и больного, трусливого и непопулярного, а подростки определяют школьного агрессора как смелого и популярного человека.

При сравнении образа жертвы в группе родителей и подростков статистически значимые различия были выявлены по двум шкалам. Родители в отличие от подростков определяют жертву школьной агрессии как умного и доброго.

По другим шкалам наблюдается сходство в представлениях подростков и их родителей.

Проведённое исследование позволило нам сформулировать следующие выводы.

В подростковой выборке образ «агрессора» более позитивен, чем образ «жертвы».

В репрезентациях родителей образы жертвы и агрессора стереотипны, жертву воспринимают в основном как наделённую положительными личностными качествами, а школьного агрессора – негативными.

Практическая значимость исследования состоит в том, что данный систематизированный практический материал может применяться при разработке учебных курсов, тренинговых, коррекционно-развивающих программ работы с лицами подросткового возраста.

×

Об авторах

Игорь Вячеславович Гайдамашко

Сочинский государственный университет (СГУ)

Автор, ответственный за переписку.
Email: rector@sutr.ru

академик РАО, доктор психологических наук, и.о. ректора

Россия

Юлия Эдуардовна Макаревская

Сочинский государственный университет (СГУ)

Email: yuliya-sochi@mail.ru

кандидат психологических наук, декан социально-педагогического факультета

Россия

Ирина Георгиевна Макаревская

Сочинский государственный университет (СГУ)

Email: athoc@yandex.ru

старший преподаватель кафедры психологии и дефектологии

Россия

Список литературы

  1. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60–72.
  2. Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999.
  3. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М., 2005.
  4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.
  5. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб., 2003.
  6. Felson R.B. A theory of instrumental aggression // R.B. Felson. Violence and gender reexamined. Law and public policy. Washington, DC, US: American Psychological Association. 2002. Pp. 11–28.
  7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  8. Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. М., 2016.
  9. Осинкина И.А. Социальные последствия школьного буллинга // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 5–6 (92).
  10. Антонов А.С. Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у подростков / А.С. Антонов, Э.В. Третяк // Интерактивная наука. 2020. № 3 (49).
  11. Науменко М.В. Исследование агрессии подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–4.
  12. Гриненко Д.Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. 2014. № 41.
  13. Гребенникова О.А. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 59. С. 1–6.
  14. Прудникова М.С. Психолого-педагогические детерминанты безопасного поведения детей в образовательной среде // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 1. С. 87–92.
  15. Аудмайер К. Все на одного: как защитить ребёнка от травли в школе. М., 2016.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Гайдамашко И.В., Макаревская Ю.Э., Макаревская И.Г., 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».