Представления о школьных агрессорах и жертвах у подростков и их родителей
- Авторы: Гайдамашко И.В.1, Макаревская Ю.Э.1, Макаревская И.Г.1
-
Учреждения:
- Сочинский государственный университет (СГУ)
- Выпуск: № 4 (2024)
- Страницы: 142-147
- Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ МОЛОДЁЖИ И ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ И РОЛЬ СЕМЕЙНОЙ ПОДДЕРЖКИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2587-6090/article/view/285310
- DOI: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2024-119-04-142-147
- ID: 285310
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье рассмотрены результаты исследования представлений об агрессии и виктимизации субъектов образовательных отношений в рамках понятия школьного буллинга, включающего обязательными компонентами обидчика (агрессора) и его жертву.
Цель исследования: выявить специфику представлений подростков и их родителей о школьных агрессорах и жертвах на выборке, в состав которой вошли 70 подростков, родители подростков (120 человек).
Установлено, что представления о школьном агрессоре и школьной жертве у родителей существенно более универсальны, а у подростков — более индивидуализированы, содержат меньшее число стереотипных элементов.
Образ «агрессора» в представлениях подростков более позитивен, чем образ «жертвы», подтверждена популярность статуса агрессора в школьной подростковой среде. В репрезентациях родительской общественности образы жертвы и агрессора стереотипны, жертву воспринимают в основном как наделённую положительными личностными качествами, а школьного агрессора — негативными.
Ключевые слова
Полный текст
Поскольку пагубность агрессивного поведения и его распространённость в обществе оказывают значительное деструктивное воздействие, проблема агрессивности стала предметом научной рефлексии в отечественной и зарубежной психологии [1, 2].
В большинстве определений агрессии идёт речь о насильственном нарушении прав другого лица и/или оскорбительных действиях по отношению к нему [3–6]. Изначально негативное определение агрессии с течением времени дополнилось положительными характеристиками, такими как личностный рост, воля, отстаивание своего достоинства. [7].
Агрессивные тенденции проявляются у людей разных возрастов начиная с детского [8]. Особое внимание специалистов и родителей привлекают не только прогрессирующая отчуждённость, духовная опустошённость подрастающего поколения, но и присущие ему цинизм, жестокость, агрессивность [8–11].
В рамках образовательной системы регулярная и длительная агрессия учащихся по отношению к более слабому субъекту против его воли трактуется как буллинг [12]. Попытки объяснения агрессивных действий школьников затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на снижение уровня агрессивности учащихся [13–15]. Важной задачей исследования агрессивного поведения в школьной среде является анализ представлений субъектов образовательных отношений о феномене школьной агрессии и психологических характеристиках субъектов агрессивного поведения.
Цель данного исследования: выявить специфику представлений подростков и их родителей о школьных агрессорах, т.е. о тех учащихся, которые осуществляют в школе систематические агрессивные действия (продолжительные и неединичные) в отношении жертв (лиц, оказывающихся под воздействием агрессивного поведения), и о самих жертвах.
В исследовании были использованы прямой ассоциативный тест; семантический дифференциал. Респондентам было предложено назвать не менее 10-ти любых ассоциаций, которые возникают у них в связи с понятиями «школьный агрессор» и «жертва школьного буллинга». Для описания гипотетической структуры представлений использовалась методика, предложенная П. Вержесом.
Далее респондентам был предложен бланк семантического дифференциала, направленный на изучение представлений о школьных агрессорах и жертвах.
Выборка исследования: 70 подростков в возрасте от 14 до 16 лет; родители подростков (120 человек) в возрасте от 35 до 51 года (69 женщин и 51 мужчина).
Методом свободных ассоциаций при определении понятия «школьный агрессор» в выборке подростков были выделены 752 дискриптора; в выборке родителей были выделены 1382 дискриптора. В табл. 1 представлен рейтинг упоминаний ассоциаций в порядке уменьшения частоты встречаемости.
Таблица 1
Ассоциации к понятию «школьный агрессор» в группе подростков (N = 70) и их родителей (N = 120)
Ранг | Подростки | Ранг | Родители |
Ядро представлений | |||
1 | Опасный | 1 | Опасный |
2 | Выделяющийся, особенный | 2 | Агрессивный |
3 | Агрессивный | 3 | Неуравновешенный |
4.5 | Больной | 4.5 | Психованный, эмоционально нестабильный |
4.5 | Сильный | 6 | Неадекватный |
6 | Популярный | 7 | Асоциальный |
7 | Неуправляемый | 8.5 | Грубый, глупый |
10 | Больной | ||
Периферийные компоненты | |||
8 | Раздражительный | 11 | Возбуждённый |
9 | Бунтующий | 12 | Псих |
10.5 | Возбуждённый | 13 | Дебил |
10.5 | Непонятый | 14 | Неадекватный |
12 | Тяжёлый | 15 | Дёрганный |
13 | Интересный | 16 | Одержимый |
14 | Грубый | 17 | Импульсивный |
И родители, и подростки полагают, что школьный агрессор опасен.
Наряду с негативными коннотациями в ядро представлений о школьном агрессоре у подростков входят и позитивные качества («сильный», «популярный»). На периферии данных представлений подростков находятся дескрипторы, описывающие импульсивность человека.
И в ядре, и в периферии представлений родителей о школьном агрессоре имеются описания ментального неблагополучия: «больной», «псих», «неадекватный», что может свидетельствовать о склонности родителей стигматизировать, обвинять «школьного агрессора».
Методом свободных ассоциаций при определении понятия «жертва школьной агрессии» в выборке подростков были выделены 789 дискрипторов; в выборке родителей — 1353 дискриптора. В табл. 2 представлен рейтинг ассоциаций в порядке уменьшения частоты встречаемости.
Таблица 2
Ассоциации к понятию «жертва школьной агрессии» в группе подростков (N = 70) и их родителей (N = 120)
Ранг | Подростки | Ранг | Родители |
Ядро представлений | |||
1 | Беззащитный | 1 | Необычный, особенный |
2 | Замкнутый | 2 | Чувствительный |
3 | Испуганный | 3 | Ранимый |
4.5 | Жалкий, странный | 4.5 | Беззащитный, тревожный |
6 | Обидчивый | 6 | Наивный |
7 | Необычный | 7 | Добрый |
8.5 | Депрессивный, талантливый | ||
10 | Непонятый | ||
11 | Умный | ||
Периферийные компоненты | |||
8 | Доверчивый | 12 | Интересный |
9 | Тревожный | 13 | Одинокий |
10 | Нервный | 14 | Рассеянный |
11 | Эмоциональный | 15 | Обидчивый |
12 | Невезучий | 16 | Странный |
17 | Нерешительный | ||
18 | Испуганный | ||
19 | Непринятый | ||
21 | Замкнутый |
Данные табл. 2 показывают, что жертва школьной агрессии в представлениях сверстников наделяется атрибутами слабости, беззащитности, эмоциональной нестабильности.
Родители подростков в данном случае подчёркивают наличие у жертвы необычности, оригинальности, выделяют позитивные характеристики («добрый», «талантливый», «умный»).
Представим семантические универсалии, выявленные в нашем исследовании при использовании метода семантического дифференциала (табл. 3).
Таблица 3
Семантические универсалии в представлениях о школьных агрессорах и жертвах в выборке подростков и родителей
Подростки | Родители | ||
Образ агрессора | Образ жертвы | Образ агрессора | Образ жертвы |
Опасный Сильный Популярный | Робкий Слабый Непопулярный Неумелый Необычный | Опасный Вредоносный Ненадёжный Сильный Трусливый Глупый Злой Больной | Робкий Нерасторопный Легковерный Слабый Мягкий Добрый Умный Наивный Непопулярный |
Таблица 4
Статистически значимые различия в представлениях о школьных агрессорах и жертвах в выборках подростков и родителей
Шкала | Значение критерия | Статистическая значимость |
Образ агрессора | ||
Популярный–непопулярный | 392 | 0,008 |
Трусливый–смелый | 336 | 0,001 |
Глупый–умный | 421 | 0,028 |
Больной–здоровый | 415 | 0,020 |
Образ жертвы | ||
Злой–добрый | 372 | 0,006 |
Умный–глупый | 346 | 0,003 |
В подростковой выборке образ «агрессора» более позитивен, чем образ «жертвы», в группе родителей наблюдается обратная тенденция.
Статистическая обработка данных семантического дифференциала осуществлялась с использованием критерия U-Манна-Уитни.
В представлениях о школьном агрессоре статистически значимые различия между группами родителей и подростков были выявлены по четырём шкалам дифференциала. При этом родители склонны воспринимать школьного агрессора как глупого и больного, трусливого и непопулярного, а подростки определяют школьного агрессора как смелого и популярного человека.
При сравнении образа жертвы в группе родителей и подростков статистически значимые различия были выявлены по двум шкалам. Родители в отличие от подростков определяют жертву школьной агрессии как умного и доброго.
По другим шкалам наблюдается сходство в представлениях подростков и их родителей.
Проведённое исследование позволило нам сформулировать следующие выводы.
В подростковой выборке образ «агрессора» более позитивен, чем образ «жертвы».
В репрезентациях родителей образы жертвы и агрессора стереотипны, жертву воспринимают в основном как наделённую положительными личностными качествами, а школьного агрессора – негативными.
Практическая значимость исследования состоит в том, что данный систематизированный практический материал может применяться при разработке учебных курсов, тренинговых, коррекционно-развивающих программ работы с лицами подросткового возраста.
Об авторах
Игорь Вячеславович Гайдамашко
Сочинский государственный университет (СГУ)
Автор, ответственный за переписку.
Email: rector@sutr.ru
академик РАО, доктор психологических наук, и.о. ректора
РоссияЮлия Эдуардовна Макаревская
Сочинский государственный университет (СГУ)
Email: yuliya-sochi@mail.ru
кандидат психологических наук, декан социально-педагогического факультета
РоссияИрина Георгиевна Макаревская
Сочинский государственный университет (СГУ)
Email: athoc@yandex.ru
старший преподаватель кафедры психологии и дефектологии
РоссияСписок литературы
- Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. 2001. № 1. С. 60–72.
- Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999.
- Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия, контроль. М., 2005.
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 2001.
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб., 2003.
- Felson R.B. A theory of instrumental aggression // R.B. Felson. Violence and gender reexamined. Law and public policy. Washington, DC, US: American Psychological Association. 2002. Pp. 11–28.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
- Можгинский Ю.Б. Агрессивность детей и подростков. М., 2016.
- Осинкина И.А. Социальные последствия школьного буллинга // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2024. № 5–6 (92).
- Антонов А.С. Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у подростков / А.С. Антонов, Э.В. Третяк // Интерактивная наука. 2020. № 3 (49).
- Науменко М.В. Исследование агрессии подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–4.
- Гриненко Д.Н. Взаимосвязь условно допустимой агрессии и развитие личности участников буллинга // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. 2014. № 41.
- Гребенникова О.А. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 59. С. 1–6.
- Прудникова М.С. Психолого-педагогические детерминанты безопасного поведения детей в образовательной среде // Актуальные проблемы психологического знания. 2010. № 1. С. 87–92.
- Аудмайер К. Все на одного: как защитить ребёнка от травли в школе. М., 2016.
Дополнительные файлы
