Этнокультурный код героизма в картине В. Умарсултанова «От Терека до Берлина»
- Авторы: Хамзатова З.Р.1,2,3
-
Учреждения:
- Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова
- Чеченский государственный педагогический университет
- Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук
- Выпуск: Том 9, № 3 (2025)
- Страницы: 123-137
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 31.10.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2576-9782/article/view/359695
- DOI: https://doi.org/10.12731/2576-9782-2025-9-3-304
- EDN: https://elibrary.ru/UEMGMA
- ID: 359695
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В контексте деколонизации исторической памяти и переосмысления канонов героического дискурса особую научную значимость приобретает исследование художественных практик, репрезентирующих воинский подвиг через призму локальных этико-культурных кодов. Картина В. Умарсултанова «От Терека до Берлина» представляет собой редкий пример синтеза советского мемориального нарратива и автохтонной чеченской этической традиции къонахалла, что делает ее актуальным объектом для междисциплинарного анализа на стыке этноискусствоведения, философии памяти и культурной семиотики.
Цель – выявить специфику художественной репрезентации героизма в чеченской живописи через призму этнокультурного кода къонахалла.
Задачи исследования: проанализировать визуальную структуру произведения в аспекте взаимодействия документального и символического начал; реконструировать семиотическое поле образа Героя Советского Союза М. Висаитова как носителя идеала къонаха; выявить механизмы трансляции национально-специфического этического кода в универсальный героический нарратив; определить роль художественного образа в формировании альтернативной (негосударственной) памяти о Великой Отечественной войне.
Материалы и методы. Основным материалом для исследования послужило живописное полотно В. Умарсултанова «От Терека до Берлина». В работе используются герменевтический, семиотический и иконологический методы, дополненные элементами культурно-исторического и дискурс-аналитического подходов.
Результаты. Установлено, что Умарсултанов реализует стратегию «этнической релокализации» советского героизма: историческая фигура Мовлида Висаитова транслируется не как абстрактный символ государственной доблести, а как воплощение чеченского идеала къонаха – человека чести, верного присяге, земле и народу. Визуальный язык картины (композиция, колорит, жест, атрибутика) функционирует как семиотическая сфера, кодирующая ценности къонахалла: сдержанность, достоинство, внутреннюю силу и готовность к самопожертвованию. При этом образ с национальной маркировкой не замыкается в этнической изоляции, а, напротив, через эстетическую универсализацию приобретает транскультурное звучание, становясь этическим свидетельством, способным интегрировать локальную идентичность в общенациональный и даже наднациональный контекст памяти о войне. Таким образом, художник формирует альтернативный мемориальный дискурс, в котором героизм укоренен в автохтонной этике, но в то же время перекликается с универсальными ценностями человеческого достоинства и сопротивления насилию.
Область применения результатов. Полученные выводы вносят вклад в теорию визуальной памяти, этноэстетику и антропологию героического, а также открывают перспективы для применения в образовательных и музейных практиках, ориентированных на межкультурный диалог и гражданско-патриотическое воспитание.
Об авторах
Зарема Рахмановна Хамзатова
Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова; Чеченский государственный педагогический университет; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Комплексный научно-исследовательский институт им. Х.И. Ибрагимова Российской академии наук
Автор, ответственный за переписку.
Email: z.khamzatova@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-9563-3174
SPIN-код: 6988-6175
ResearcherId: AAC-9389-2020
кандидат философских наук, доцент кафедры теории и технологии социальной работы; доцент кафедры истории; ведущий научный сотрудник КНИИ РАН
Россия, ул. А. Шерипова, 32, г. Грозный, Чеченская Республика, 364024, Российская Федерация; ул. Х. Исаева, 62, г. Грозный, Чеченская Республика, 364037, Российская Федерация; ул. В. Алиева (Старопромысловское шоссе), 21а, г. Грозный, Чеченская Республика, 364020, Российская Федерация
Список литературы
- Ассман, Я. (2018). Культурная память: письмо, память и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М. М. Сокольской. Москва: Языки славянской культуры, 104–105.
- Бойцова, Т. И. (2018). Изобразительное искусство Чеченской Республики. Грозный: Издательскополиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 46.
- Бугаев, А. М. (2020). «Человек безмерной храбрости…»: страницы героической биографии Мовлида Висаитова. Вестник КНИИ РАН, 3(3), 62–74. https://doi.org/10.34824/VKNIIRAN.2020.3.3.007. EDN: https://elibrary.ru/JGNKII
- Валитов, С. Р. (2008). Этика Эммануила Левинаса. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия, 1, 116. EDN: https://elibrary.ru/JVGUGH
- Висаитов, М. А. (2013). От Терека до Эльбы: воспоминания бывшего командира гвардейского полка в боевом пути в годы Великой Отечественной войны. Грозный: ФГУП «ИПК „Грозненский рабочий“», 174.
- Далгат, У. Б. (1972). Героический эпос чеченцев и ингушей. Москва: Наука, 470. EDN: https://elibrary.ru/YMWCKL
- Расумов, В. Ш. (2024). Чеченские героикоэпические песни илли как средство сохранения этнокультурной идентичности. Вестник Института развития чеченского языка и литературы, 20, 87–96. EDN: https://elibrary.ru/EFGWVI
- Киселева, Н. Е. (2016). Трагические и героические мотивы в сюжетнотематической картине алтайской живописи второй половины ХХ века. Молодой учёный, 18(122), 394–397. EDN: https://elibrary.ru/WMHAUN
- Осмаев, А. Д. (2016). Духовное наследие чеченцев (героический эпос «Илли») в воспитании молодёжи. В Гуманитарная наука Юга России (с. 157–158). Элиста. EDN: https://elibrary.ru/XCWUBB
- Соколова, А. Н. (2015). Нартиада в контексте современной культуры региона. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение, 3(164), 149–156. EDN: https://elibrary.ru/UVEDLZ
- Томсон, О. И. (2008). Поиски героического: советское искусство 20–30х годов ХХ века. Труды СПбГИК, 12, 45–58. EDN: https://elibrary.ru/YRPSKN
- Уинтер, Дж. (2023). Места памяти, места скорби: Первая мировая война в культурной истории Европы / пер. с англ. А. В. Глебовской; науч. ред. Б. И. Колоницкий. СанктПетербург: Издательство Европейского университета в СанктПетербурге, 392.
- Assmann, J. (1995). Collective Memory and Cultural Identity. New German Critique, 65, 125–133.
- Levinas, E. (1982). Ethique et infini. Dialogues avec Ph. Nemo, 144.
- Georgiev, E. (2025). Homo moralis: A Neurosociological Theory of Moral Capacity and Social Regulation. Sociology Mind, 15, 403–429. https://doi.org/10.4236/sm.2025.155017. EDN: https://elibrary.ru/XDXRTR
Дополнительные файлы


