Russian Studies in Culture and Society


ISSN (print):
 2576-9782ISSN (online): 2998-8292

Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 89428 от 06.05.2025

Учредитель

Научно-инновационный центр (Красноярск)

Главный редактор

Широкалова Галина Сергеевна, д-р соц. наук, к-т фил. наук, профессор

Периодичность / доступ

4 выпуска в год  / открытый

Входит в

Белый список (4 уровень), Перечень ВАКНЭБ

Официальный сайт журнала

https://csjournal.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Russian Studies in Culture and Society / Российские исследования. Культура и общество – специализированный академический рецензируемый журнал, посвященный актуальным проблемам социокультурной жизни и социокультурным явлениям, представляющий результаты современных научных исследований явлений социальной реальности ученых постсоветского пространства и зарубежных исследователей.

 

Тематический охват соответствует утвержденной номенклатуре научных специальностей:

5.4.1. Теория, методология и история социологии (социологические науки)
5.4.6. Социология культуры (социологические науки)
5.10.1. Теория и история культуры, искусства (культурология)
5.10.1. Теория и история культуры, искусства (философские науки)
5.10.2. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (культурология)

Текущий выпуск

Том 9, № 3 (2025)

Обложка

Статьи

Паблик‑арт и формирование образа и имиджа города
Кулян-Козионова М.Э., Щекина Е.Г.
Аннотация

Городская среда формирует двойственное представление: образ, связанный с восприятием жителей, и имидж, связанный с публичными коммуникациями. Паблик-арт соединяет эти уровни, усиливая идентичность и повышая узнаваемость города.

Цель исследования – исследовать взаимосвязь образа и имиджа города через художественные практики паблик-арта с опорой на уточнённые критерии анализа.

Методология проведения работы. Методологическая основа исследования опирается на культурологический и урбанистический подходы, рассматривающие город как пространство производства смыслов. В работе применялись сравнительный анализ городских практик (Барселона, Екатеринбург), интерпретация художественных объектов по трёхуровневой семиотической модели Ч. С. Пирса (иконический, индексальный, символический уровни) и систематизация критериев оценки паблик-арта.

Результаты. Исследование показало, что паблик-арт соединяет образ и имидж города, отражая локальные культурные коды и память и одновременно формируя узнаваемые символы городской среды. Для анализа была использована адаптированная семиотическая модель Ч. С. Пирса, уточнены критерии оценки паблик-арта и предложена матрица E×I, позволяющая учитывать одновременно эстетическую ценность и имиджевое влияние проектов. Сравнительный анализ практик Барселоны и Екатеринбурга, городов с двумя противоположными  типами городских стратегий репрезентации,  подтвердил аналитическую результативность подхода и показал его применимость в исследованиях городской идентичности и имиджа.

Область применения результатов. Новизна работы заключается в расширении существующих подходов к изучению паблик-арта. Статья имеет как теоретическую, так и практическую значимость для культурологии, урбанистики и территориального брендинга.

Russian Studies in Culture and Society. 2025;9(3):4-24
pages 4-24 views
Меднолитые старообрядческие складни из собрания астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина
Канатьева Н.С.
Аннотация

Обоснование. Меднолитые сакральные предметы, кресты, иконы и складни, появившись на Руси с принятием христианства как элементы византийской церковной символики, приобрели со временем важную роль культовой атрибутики русских верующих на протяжении многих столетий. После раскола в Русской православной церкви (XVII в.) меднолитые иконы и артефакты стали неотъемлемой частью религиозного быта старообрядцев, оставшихся верными дореформенному православию. На территории современной Астраханской области старообрядцы появились в конце XVII в., вначале как ссыльные бунтовщики или беглецы; но с течением времени общины древлеправославных стали органичным компонентом религиозного ландшафта Нижнего Поволжья. Долгое и полное событиями бытование старообрядцев на астраханской земле не могло не оставить большого количества культурных и священных артефактов, часть из которых находится в фондах и экспозициях Астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина, но пока не идентифицирована.

Цель исследования – описать и атрибутировать два экспоната галереи – старообрядческие трёхстворчатые складни, выполненные в технике русского медного литья.

Методы исследования. Работа выполнена с применением историко-генетического и структурного анализа, методов типологической классификации и сравнительных процедур; в обсуждении результатов работы был задействован функциональный анализ.

Результаты. Актуальность и значимость предлагаемой статьи заключается, в первую очередь, во введении в научный оборот сведений об астраханской коллекции медного литья, а также в оценке их культурно-исторического потенциала.

Область применения результатов. Результаты могут использоваться в учебном процессе при подготовке культурологов, при подготовке экспозиций и экскурсионных программах.

Russian Studies in Culture and Society. 2025;9(3):25-52
pages 25-52 views
Онлайн‑обучение в оценке педагогов: тематизация нарративов
Прошкова З.В., Еременко Е.Д.
Аннотация

Цель. Актуализация и анализ ведущей тематики в медийных автобиографических нарративах педагогов онлайн-школ: средних общеобразовательных учреждений, имеющих право выдавать аттестаты государственного образца, и курсов для учащихся школьного возраста.

Методы проведения работы. В исследовании использовался метод анализа документов: изучение медийных автобиографических нарративов педагогов об опыте преподавания и методической деятельности в онлайн-школах.  Проводилось компьютерное тематическое моделирование текстов.

Результаты. Выявлены восемь тематических лейтмотивов в автобиографических текстах педагогов онлайн-школ. Наиболее популярно обсуждение образовательного формата: удаленность, комфортность, отсутствие территориальных ограничений, новые образовательные технологии, получение обратной связи от учеников. Следующие позиции занимают доход учителей и методистов, оценка школьного онлайн-образования в сравнении с традиционным, недостатки цифрового подхода. На пятом месте корпоративное обучение педагогов как значительное преимущество работы в онлайн-школах с точки зрения информантов. Замыкают рейтинг  лейтмотивов три группы высказываний: об экономии времени, получении профессионального опыта и школьном офлайн-образовании. Авторы текстов объясняют, что ушли из традиционных школ из-за чрезмерной бюрократизации образовательного процесса, перегрузки и в поиске новых форм обучения. Достоинства метода анализа медийных нарративов в доступности информации и невмешательстве социологического инструментария в создание первичных данных. Достоверность и надежность текстов повышается за счет  проверки их содержания.          

Область применения результатов. Результаты исследования полезны для развития сферы цифрового образования, в особенности школьного. Могут применяться при разработке мер поддержки семей, выбравших детям альтернативный образовательный маршрут, и педагогов, занятых в системе онлайн-обучения.  

Russian Studies in Culture and Society. 2025;9(3):53-74
pages 53-74 views
Трансгуманизм как интеллектуальная и технологическая парадигма медицины будущего: возможности и угрозы
Смирнова Е.А.
Аннотация

Обоснование. Человечество на протяжении своей истории сталкивается с серьезными вызовами, начиная с вопроса о смерти и заканчивая вызовами, связанными с развитием искусственного интеллекта. По мере того, как искусственный интеллект обнажает наши глубинные страхи и сомнения в собственной роли и ценности, мы получаем возможность конструктивно работать с этими внутренними вызовами. Научные и технологические достижения направлены на преодоление биологических ограничений человека, но это также несет риски для его идентичности.

Цель: выявить наиболее значимые риски научных и технологических достижений общества.

Результаты. В статье проведен анализ возможности перехода человечества в новую стадию развития, где НБИК-технологии начинают заменять естественный отбор, открывая возможности для модификации человека. Трансгуманизм, как идеология, стремится к созданию "сверхчеловека", превосходящим человеческие возможности, не подверженного болезням, старению и смерти.

Однако наряду с потенциальными достижениями, трансгуманизм несет в себе риски: утрата духовности и иррационального начала, подмена ценностей, формирование человека-потребителя, повышение суицидального риска. В контексте распада традиционных моральных устоев, внедрение новых технологий перед обществом ставит задачу поиска новых морально-этических основ, особенно в медицинской деятельности. Таким образом, технологический прогресс, не сопровождаемый этическим осмыслением, может привести к деградации личности и общества, в то время как осмысление вопроса с духовно-нравственной позиции ведет к гармоничному сосуществованию человека и технологий.

Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке биоэтических программ.

Russian Studies in Culture and Society. 2025;9(3):75-100
pages 75-100 views
Цифровые иммерсивные среды: изменение восприятия и новые формы субъективности в современной культуре
Соколовская Е.В.
Аннотация

Обоснование. Статья посвящена комплексному анализу феномена цифровых иммерсивных сред в контексте современной культуры. Рассматриваются технологические, антропологические и социокультурные аспекты иммерсивности, прослеживается генеалогия иммерсивных практик от архаических ритуалов до современных цифровых технологий. Особое внимание уделяется трансформации перцептивных механизмов и формированию новых модусов субъективности в условиях тотальной дигитализации культурного пространства. Анализируются специфические характеристики виртуальной реальности, интерактивных инсталляций, иммерсивного театра как ключевых форматов цифровой иммерсивности. Выявляются парадоксы и противоречия иммерсивного опыта в эпоху постцифровой культуры.

Феномен иммерсивности стал ключевым элементом современной культуры, активно проникая в различные сферы. Он влияет не только на формы художественного выражения, но и на способы восприятия, когнитивные процессы и самоидентификацию человека. Возникает потребность в теоретическом осмыслении иммерсивности, её исторических корней, антропологических и социокультурных последствий, особенно на фоне стремительного развития цифровых технологий.

Цель исследования. Проанализировать эволюцию и специфику иммерсивных практик в культуре: от архаических форм (шаманские ритуалы, мистерии) до современных цифровых технологий (VR, AR, иммерсивный театр, энвайронмент-арт), раскрывая влияние иммерсивности на субъектность, восприятие, эмоции и культурное взаимодействие переосмысляя эстетический и онтологический статус искусства в условиях цифровой среды.

Методология. Основу исследования образуют культурологический и сравнительно-исторический, интерпретивный анализ, феноменологический подход.

Результаты. Установлено, что иммерсивность – не исключительно современное явление, её истоки уходят в глубину культурной истории человечества. Современные цифровые технологии радикализируют архаические практики, превращая их в технологически сконструированные среды трансформации сознания. Иммерсивные технологии способствуют смещению роли субъекта – от пассивного зрителя к активному участнику, соавтору и интерпретатору. Выявлена двойственная природа иммерсивности: с одной стороны – расширение возможностей восприятия и обучения, с другой –риски утраты критического мышления и эмоциональной аутентичности. Отмечено, что развитие иммерсивных сред ведёт к формированию новых эстетических, онтологических и этических парадигм. Поставлена гипотеза о переходе к постиммерсивной культуре, ориентированной на баланс между погружением и дистанцированием, переживанием и рефлексией.

Russian Studies in Culture and Society. 2025;9(3):101-122
pages 101-122 views
Этнокультурный код героизма в картине В. Умарсултанова «От Терека до Берлина»
Хамзатова З.Р.
Аннотация

Обоснование. В контексте деколонизации исторической памяти и переосмысления канонов героического дискурса особую научную значимость приобретает исследование художественных практик, репрезентирующих воинский подвиг через призму локальных этико-культурных кодов. Картина В. Умарсултанова «От Терека до Берлина» представляет собой редкий пример синтеза советского мемориального нарратива и автохтонной чеченской этической традиции къонахалла, что делает ее актуальным объектом для междисциплинарного анализа на стыке этноискусствоведения, философии памяти и культурной семиотики.

Цель – выявить специфику художественной репрезентации героизма в чеченской живописи через призму этнокультурного кода къонахалла.

Задачи исследования: проанализировать визуальную структуру произведения в аспекте взаимодействия документального и символического начал; реконструировать семиотическое поле образа Героя Советского Союза М. Висаитова как носителя идеала къонаха; выявить механизмы трансляции национально-специфического этического кода в универсальный героический нарратив; определить роль художественного образа в формировании альтернативной (негосударственной) памяти о Великой Отечественной войне.

Материалы и методы. Основным материалом для исследования послужило живописное полотно В. Умарсултанова «От Терека до Берлина». В работе используются герменевтический, семиотический и иконологический методы, дополненные элементами культурно-исторического и дискурс-аналитического подходов.

Результаты. Установлено, что Умарсултанов реализует стратегию «этнической релокализации» советского героизма: историческая фигура Мовлида Висаитова транслируется не как абстрактный символ государственной доблести, а как воплощение чеченского идеала къонаха – человека чести, верного присяге, земле и народу. Визуальный язык картины (композиция, колорит, жест, атрибутика) функционирует как семиотическая сфера, кодирующая ценности къонахалла: сдержанность, достоинство, внутреннюю силу и готовность к самопожертвованию. При этом образ с национальной маркировкой не замыкается в этнической изоляции, а, напротив, через эстетическую универсализацию приобретает транскультурное звучание, становясь этическим свидетельством, способным интегрировать локальную идентичность в общенациональный и даже наднациональный контекст памяти о войне. Таким образом, художник формирует альтернативный мемориальный дискурс, в котором героизм укоренен в автохтонной этике, но в то же время перекликается с универсальными ценностями человеческого достоинства и сопротивления насилию.

Область применения результатов. Полученные выводы вносят вклад в теорию визуальной памяти, этноэстетику и антропологию героического, а также открывают перспективы для применения в образовательных и музейных практиках, ориентированных на межкультурный диалог и гражданско-патриотическое воспитание.

Russian Studies in Culture and Society. 2025;9(3):123-137
pages 123-137 views
Наука в системе арабо‑исламской культуры классического периода
Михайлов А.Н., Михайлова Л.Б.
Аннотация

Обоснование. Актуальность темы обусловлена заметным ростом интереса к миру мусульманской культуры вообще, и её «золотому веку» в частности. Исследование специфики становления и развития арабо-мусульманской науки этого периода позволяет расширить диапазон религиоведческих и культурологических представлений о взаимосвязи науки и религии.

Цель исследования. Анализ специфики науки и научного знания в системе классической арабо-исламской культуры VII–XIII вв.

Материалы и методы. Методологические основания определены системным подходом, реализующим принципы целостности, структурности, дополнительности и автономной причастности. Также использованы историко-генетический, феноменологический и герменевтический методы культурологического анализа.

Результаты. Рассмотрены истоки и культурные влияния на развитие арабской научной мысли, обусловленной мусульманской религиозной традицией. В качестве основных выделены следующие особенности: высокий статус науки и научного знания как такового, престиж грамоты и книги, значимость и распространенность образования, энциклопедизм арабо-исламской науки классического периода и ее утилитарно-практическая направленность. Специфика арабской науки рассмотрена на примере научных достижений «золотого века» арабо-исламской цивилизации в области математики, механики, астрономии, медицины, химии и алхимии, сделавших Арабский Восток центром научного мира, сумевшего воплотить в жизнь идею «торжества знания».

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в педагогической деятельности, связанной с дисциплинами философской, религиоведческой и культурологической направленности.

Russian Studies in Culture and Society. 2025;9(3):138-162
pages 138-162 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».