Russian Studies in Culture and Society
ISSN (print): 2576-9782, ISSN (online): 2998-8292
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 89428 от 06.05.2025
Учредитель
Научно-инновационный центр (Красноярск)
Главный редактор
Широкалова Галина Сергеевна, д-р соц. наук, к-т фил. наук, профессор
Периодичность / доступ
4 выпуска в год / открытый
Входит в
Белый список (4 уровень), Перечень ВАК, НЭБ
Официальный сайт журнала
Russian Studies in Culture and Society / Российские исследования. Культура и общество – специализированный академический рецензируемый журнал, посвященный актуальным проблемам социокультурной жизни и социокультурным явлениям, представляющий результаты современных научных исследований явлений социальной реальности ученых постсоветского пространства и зарубежных исследователей.
Тематический охват соответствует утвержденной номенклатуре научных специальностей:
5.4.1. Теория, методология и история социологии (социологические науки)
5.4.6. Социология культуры (социологические науки)
5.10.1. Теория и история культуры, искусства (культурология)
5.10.1. Теория и история культуры, искусства (философские науки)
5.10.2. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (культурология)
Текущий выпуск
Том 9, № 3 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 31.10.2025
- Статей: 7
- URL: https://bakhtiniada.ru/2576-9782/issue/view/24526
Статьи
Паблик‑арт и формирование образа и имиджа города
Аннотация
Городская среда формирует двойственное представление: образ, связанный с восприятием жителей, и имидж, связанный с публичными коммуникациями. Паблик-арт соединяет эти уровни, усиливая идентичность и повышая узнаваемость города.
Цель исследования – исследовать взаимосвязь образа и имиджа города через художественные практики паблик-арта с опорой на уточнённые критерии анализа.
Методология проведения работы. Методологическая основа исследования опирается на культурологический и урбанистический подходы, рассматривающие город как пространство производства смыслов. В работе применялись сравнительный анализ городских практик (Барселона, Екатеринбург), интерпретация художественных объектов по трёхуровневой семиотической модели Ч. С. Пирса (иконический, индексальный, символический уровни) и систематизация критериев оценки паблик-арта.
Результаты. Исследование показало, что паблик-арт соединяет образ и имидж города, отражая локальные культурные коды и память и одновременно формируя узнаваемые символы городской среды. Для анализа была использована адаптированная семиотическая модель Ч. С. Пирса, уточнены критерии оценки паблик-арта и предложена матрица E×I, позволяющая учитывать одновременно эстетическую ценность и имиджевое влияние проектов. Сравнительный анализ практик Барселоны и Екатеринбурга, городов с двумя противоположными типами городских стратегий репрезентации, подтвердил аналитическую результативность подхода и показал его применимость в исследованиях городской идентичности и имиджа.
Область применения результатов. Новизна работы заключается в расширении существующих подходов к изучению паблик-арта. Статья имеет как теоретическую, так и практическую значимость для культурологии, урбанистики и территориального брендинга.
4-24
Меднолитые старообрядческие складни из собрания астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина
Аннотация
Обоснование. Меднолитые сакральные предметы, кресты, иконы и складни, появившись на Руси с принятием христианства как элементы византийской церковной символики, приобрели со временем важную роль культовой атрибутики русских верующих на протяжении многих столетий. После раскола в Русской православной церкви (XVII в.) меднолитые иконы и артефакты стали неотъемлемой частью религиозного быта старообрядцев, оставшихся верными дореформенному православию. На территории современной Астраханской области старообрядцы появились в конце XVII в., вначале как ссыльные бунтовщики или беглецы; но с течением времени общины древлеправославных стали органичным компонентом религиозного ландшафта Нижнего Поволжья. Долгое и полное событиями бытование старообрядцев на астраханской земле не могло не оставить большого количества культурных и священных артефактов, часть из которых находится в фондах и экспозициях Астраханской государственной картинной галереи им. П. М. Догадина, но пока не идентифицирована.
Цель исследования – описать и атрибутировать два экспоната галереи – старообрядческие трёхстворчатые складни, выполненные в технике русского медного литья.
Методы исследования. Работа выполнена с применением историко-генетического и структурного анализа, методов типологической классификации и сравнительных процедур; в обсуждении результатов работы был задействован функциональный анализ.
Результаты. Актуальность и значимость предлагаемой статьи заключается, в первую очередь, во введении в научный оборот сведений об астраханской коллекции медного литья, а также в оценке их культурно-исторического потенциала.
Область применения результатов. Результаты могут использоваться в учебном процессе при подготовке культурологов, при подготовке экспозиций и экскурсионных программах.
25-52
Онлайн‑обучение в оценке педагогов: тематизация нарративов
Аннотация
Цель. Актуализация и анализ ведущей тематики в медийных автобиографических нарративах педагогов онлайн-школ: средних общеобразовательных учреждений, имеющих право выдавать аттестаты государственного образца, и курсов для учащихся школьного возраста.
Методы проведения работы. В исследовании использовался метод анализа документов: изучение медийных автобиографических нарративов педагогов об опыте преподавания и методической деятельности в онлайн-школах. Проводилось компьютерное тематическое моделирование текстов.
Результаты. Выявлены восемь тематических лейтмотивов в автобиографических текстах педагогов онлайн-школ. Наиболее популярно обсуждение образовательного формата: удаленность, комфортность, отсутствие территориальных ограничений, новые образовательные технологии, получение обратной связи от учеников. Следующие позиции занимают доход учителей и методистов, оценка школьного онлайн-образования в сравнении с традиционным, недостатки цифрового подхода. На пятом месте корпоративное обучение педагогов как значительное преимущество работы в онлайн-школах с точки зрения информантов. Замыкают рейтинг лейтмотивов три группы высказываний: об экономии времени, получении профессионального опыта и школьном офлайн-образовании. Авторы текстов объясняют, что ушли из традиционных школ из-за чрезмерной бюрократизации образовательного процесса, перегрузки и в поиске новых форм обучения. Достоинства метода анализа медийных нарративов в доступности информации и невмешательстве социологического инструментария в создание первичных данных. Достоверность и надежность текстов повышается за счет проверки их содержания.
Область применения результатов. Результаты исследования полезны для развития сферы цифрового образования, в особенности школьного. Могут применяться при разработке мер поддержки семей, выбравших детям альтернативный образовательный маршрут, и педагогов, занятых в системе онлайн-обучения.
53-74
Трансгуманизм как интеллектуальная и технологическая парадигма медицины будущего: возможности и угрозы
Аннотация
Обоснование. Человечество на протяжении своей истории сталкивается с серьезными вызовами, начиная с вопроса о смерти и заканчивая вызовами, связанными с развитием искусственного интеллекта. По мере того, как искусственный интеллект обнажает наши глубинные страхи и сомнения в собственной роли и ценности, мы получаем возможность конструктивно работать с этими внутренними вызовами. Научные и технологические достижения направлены на преодоление биологических ограничений человека, но это также несет риски для его идентичности.
Цель: выявить наиболее значимые риски научных и технологических достижений общества.
Результаты. В статье проведен анализ возможности перехода человечества в новую стадию развития, где НБИК-технологии начинают заменять естественный отбор, открывая возможности для модификации человека. Трансгуманизм, как идеология, стремится к созданию "сверхчеловека", превосходящим человеческие возможности, не подверженного болезням, старению и смерти.
Однако наряду с потенциальными достижениями, трансгуманизм несет в себе риски: утрата духовности и иррационального начала, подмена ценностей, формирование человека-потребителя, повышение суицидального риска. В контексте распада традиционных моральных устоев, внедрение новых технологий перед обществом ставит задачу поиска новых морально-этических основ, особенно в медицинской деятельности. Таким образом, технологический прогресс, не сопровождаемый этическим осмыслением, может привести к деградации личности и общества, в то время как осмысление вопроса с духовно-нравственной позиции ведет к гармоничному сосуществованию человека и технологий.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке биоэтических программ.
75-100
Цифровые иммерсивные среды: изменение восприятия и новые формы субъективности в современной культуре
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена комплексному анализу феномена цифровых иммерсивных сред в контексте современной культуры. Рассматриваются технологические, антропологические и социокультурные аспекты иммерсивности, прослеживается генеалогия иммерсивных практик от архаических ритуалов до современных цифровых технологий. Особое внимание уделяется трансформации перцептивных механизмов и формированию новых модусов субъективности в условиях тотальной дигитализации культурного пространства. Анализируются специфические характеристики виртуальной реальности, интерактивных инсталляций, иммерсивного театра как ключевых форматов цифровой иммерсивности. Выявляются парадоксы и противоречия иммерсивного опыта в эпоху постцифровой культуры.
Феномен иммерсивности стал ключевым элементом современной культуры, активно проникая в различные сферы. Он влияет не только на формы художественного выражения, но и на способы восприятия, когнитивные процессы и самоидентификацию человека. Возникает потребность в теоретическом осмыслении иммерсивности, её исторических корней, антропологических и социокультурных последствий, особенно на фоне стремительного развития цифровых технологий.
Цель исследования. Проанализировать эволюцию и специфику иммерсивных практик в культуре: от архаических форм (шаманские ритуалы, мистерии) до современных цифровых технологий (VR, AR, иммерсивный театр, энвайронмент-арт), раскрывая влияние иммерсивности на субъектность, восприятие, эмоции и культурное взаимодействие переосмысляя эстетический и онтологический статус искусства в условиях цифровой среды.
Методология. Основу исследования образуют культурологический и сравнительно-исторический, интерпретивный анализ, феноменологический подход.
Результаты. Установлено, что иммерсивность – не исключительно современное явление, её истоки уходят в глубину культурной истории человечества. Современные цифровые технологии радикализируют архаические практики, превращая их в технологически сконструированные среды трансформации сознания. Иммерсивные технологии способствуют смещению роли субъекта – от пассивного зрителя к активному участнику, соавтору и интерпретатору. Выявлена двойственная природа иммерсивности: с одной стороны – расширение возможностей восприятия и обучения, с другой –риски утраты критического мышления и эмоциональной аутентичности. Отмечено, что развитие иммерсивных сред ведёт к формированию новых эстетических, онтологических и этических парадигм. Поставлена гипотеза о переходе к постиммерсивной культуре, ориентированной на баланс между погружением и дистанцированием, переживанием и рефлексией.
101-122
Этнокультурный код героизма в картине В. Умарсултанова «От Терека до Берлина»
Аннотация
Обоснование. В контексте деколонизации исторической памяти и переосмысления канонов героического дискурса особую научную значимость приобретает исследование художественных практик, репрезентирующих воинский подвиг через призму локальных этико-культурных кодов. Картина В. Умарсултанова «От Терека до Берлина» представляет собой редкий пример синтеза советского мемориального нарратива и автохтонной чеченской этической традиции къонахалла, что делает ее актуальным объектом для междисциплинарного анализа на стыке этноискусствоведения, философии памяти и культурной семиотики.
Цель – выявить специфику художественной репрезентации героизма в чеченской живописи через призму этнокультурного кода къонахалла.
Задачи исследования: проанализировать визуальную структуру произведения в аспекте взаимодействия документального и символического начал; реконструировать семиотическое поле образа Героя Советского Союза М. Висаитова как носителя идеала къонаха; выявить механизмы трансляции национально-специфического этического кода в универсальный героический нарратив; определить роль художественного образа в формировании альтернативной (негосударственной) памяти о Великой Отечественной войне.
Материалы и методы. Основным материалом для исследования послужило живописное полотно В. Умарсултанова «От Терека до Берлина». В работе используются герменевтический, семиотический и иконологический методы, дополненные элементами культурно-исторического и дискурс-аналитического подходов.
Результаты. Установлено, что Умарсултанов реализует стратегию «этнической релокализации» советского героизма: историческая фигура Мовлида Висаитова транслируется не как абстрактный символ государственной доблести, а как воплощение чеченского идеала къонаха – человека чести, верного присяге, земле и народу. Визуальный язык картины (композиция, колорит, жест, атрибутика) функционирует как семиотическая сфера, кодирующая ценности къонахалла: сдержанность, достоинство, внутреннюю силу и готовность к самопожертвованию. При этом образ с национальной маркировкой не замыкается в этнической изоляции, а, напротив, через эстетическую универсализацию приобретает транскультурное звучание, становясь этическим свидетельством, способным интегрировать локальную идентичность в общенациональный и даже наднациональный контекст памяти о войне. Таким образом, художник формирует альтернативный мемориальный дискурс, в котором героизм укоренен в автохтонной этике, но в то же время перекликается с универсальными ценностями человеческого достоинства и сопротивления насилию.
Область применения результатов. Полученные выводы вносят вклад в теорию визуальной памяти, этноэстетику и антропологию героического, а также открывают перспективы для применения в образовательных и музейных практиках, ориентированных на межкультурный диалог и гражданско-патриотическое воспитание.
123-137
Наука в системе арабо‑исламской культуры классического периода
Аннотация
Обоснование. Актуальность темы обусловлена заметным ростом интереса к миру мусульманской культуры вообще, и её «золотому веку» в частности. Исследование специфики становления и развития арабо-мусульманской науки этого периода позволяет расширить диапазон религиоведческих и культурологических представлений о взаимосвязи науки и религии.
Цель исследования. Анализ специфики науки и научного знания в системе классической арабо-исламской культуры VII–XIII вв.
Материалы и методы. Методологические основания определены системным подходом, реализующим принципы целостности, структурности, дополнительности и автономной причастности. Также использованы историко-генетический, феноменологический и герменевтический методы культурологического анализа.
Результаты. Рассмотрены истоки и культурные влияния на развитие арабской научной мысли, обусловленной мусульманской религиозной традицией. В качестве основных выделены следующие особенности: высокий статус науки и научного знания как такового, престиж грамоты и книги, значимость и распространенность образования, энциклопедизм арабо-исламской науки классического периода и ее утилитарно-практическая направленность. Специфика арабской науки рассмотрена на примере научных достижений «золотого века» арабо-исламской цивилизации в области математики, механики, астрономии, медицины, химии и алхимии, сделавших Арабский Восток центром научного мира, сумевшего воплотить в жизнь идею «торжества знания».
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в педагогической деятельности, связанной с дисциплинами философской, религиоведческой и культурологической направленности.
138-162

