Russian Studies in Culture and Society
ISSN (print): 2576-9782, ISSN (online): 2998-8292
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 89428 от 06.05.2025
Учредитель
Научно-инновационный центр (Красноярск)
Главный редактор
Широкалова Галина Сергеевна, д-р соц. наук, к-т фил. наук, профессор
Периодичность / доступ
4 выпуска в год / открытый
Входит в
Официальный сайт журнала
Russian Studies in Culture and Society / Российские исследования. Культура и общество – специализированный академический рецензируемый журнал, посвященный актуальным проблемам социокультурной жизни и социокультурным явлениям, представляющий результаты современных научных исследований явлений социальной реальности ученых постсоветского пространства и зарубежных исследователей.
Тематический охват соответствует утвержденной номенклатуре научных специальностей:
5.4.1. Теория, методология и история социологии (социологические науки)
5.4.6. Социология культуры (социологические науки)
5.10.1. Теория и история культуры, искусства (культурология)
5.10.1. Теория и история культуры, искусства (философские науки)
5.10.2. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов (культурология)
Текущий выпуск
Том 9, № 2 (2025)
- Год: 2025
- Выпуск опубликован: 30.06.2025
- Статей: 7
- URL: https://bakhtiniada.ru/2576-9782/issue/view/19890
Статьи
Искусственный интеллект – субъект и актор ценностного пространства
Аннотация
Статья посвящена анализу роли искусственного интеллекта (ИИ) в общественном, культурном и ценностном пространстве. Отмечается, что первоначальным для ИИ как технологического феномена был статус объекта, на который оказывает влияние человек, создавший его и задающий ему параметры действия. С помощью методов анализа, синтеза, наблюдения, описания, интерпретации и других выявляется, что ИИ занимает особое положение в сопоставлении с другими технологическими явлениями, перестав быть только объектом ценностного пространства, став феноменом культуры и обретя свойства субъекта. ИИ сам обладает ценностью, транслирует ряд ценностей (технологичность, знание, интеллект, образование, наука, идеи, творчество и др.). В этом, а также в формировании культуры ИИ как особого культурного слоя, проявляется субъектность ИИ в ценностном пространстве. Дальнейшее развитие ИИ как компонента ценностного пространства проявляется в том, что у него формируются свойства актора. Согласно акторно-сетевой теории Б. Латура, ИИ является полноценным актором общественного пространства, взаимодействующим с другими акторами и являющимся активным деятелем. В ценностном пространстве роль актора выполняется ИИ в его слабом варианте не в полной мере. Эту роль полноценно выполнял бы сильный ИИ, пока не созданный. Делается вывод о том, что ИИ – сложный феномен культурного поля, объединяющий роль объекта, субъекта и актора ценностного пространства.



Ценностный подход в организации оказания медицинской помощи населению (с позиции пациентов и медицинских работников)
Аннотация
Обоснование. В статье описаны основные принципы новой прогрессивной модели оказания медицинской помощи - ценностно-ориентированного здравоохранения. Все формы существующих в настоящее время форм оплаты медицинских услуг не способствуют повышению их качества, а очень часто даже наоборот способствует необоснованному росту объемов оказываемых услуг и расходов. Остаются без внимания важные для пациента эффективность исхода заболевания и как следствие не только продолжительность, но и качество его жизни.
Целью работы является выявление наиболее значимые причины и препятствия внедрения ценностно-ориентированного здравоохранения.
Результаты. В статье проведен обзор как зарубежного, так и отечественного опыта внедрения ценностно-ориентированного подхода в здравоохранении, описаны основные барьеры, препятствующие внедрению инноваций. По данным источников внедрение ценностно-ориентированного подхода в медицинской практике способствует повышению качества медицинской помощи и оптимизации расходов. Для более успешного внедрения требуется обеспечение информатизации лечебного процесса, обучение персонала и изменение взаимодействия врача и пациента, которое должно строиться на взаимном доверии, уважении, изменение социальной роли пациента – активного участника лечебного процесса. С другой стороны, необходимо формировать у населения отношение к собственному здоровью как высшей ценности, а при обращении в медицинскую организацию – выполнение всех рекомендаций лечащего врача. Среди барьеров, препятствующих внедрению ценностного ориентированного подхода в медицинской практике, кроме прочих выделен распространенный в нашем обществе феномен стигматизации.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ, направленных на внедрения ценностно-ориентированного здравоохранения.



Неустойчивая занятость молодёжи в цифровой экономике: когнитивный диссонанс и социальные механизмы
Аннотация
В статье исследуется феномен когнитивного диссонанса среди молодежи, занятой в цифровой экономике, на фоне роста неустойчивых форм занятости в России. По данным ФНС и Росстата, с 2020 по 2024 года число самозанятых превысило 12 млн. человек, при этом молодежь активно выбирает платформенную занятость, несмотря на осознание её рисков. Автор анализирует этот парадокс через призму теорий когнитивного диссонанса (Л.Фестингер), общества риска (У.Бек) и прекариата (Г.Стэндинг), выявляя противоречие между риторикой «свободы» и реальной нестабильностью.
Эмпирическая часть исследования основана на опросе 450 респондентов (18–35 лет), проживающих в разных городах России, занятых на платформах (доставка, фриланс, такси), и анализе цифровых сообществ. Результаты показали, что 65–80% работников испытывают диссонанс (выражающийся в противоречии между декларируемой «свободой» и фактической зависимостью, отсутствии долгосрочного плана работы, «демонизации» традиционного труда, иллюзии автономии, игнорировании финансовых рисков), рационализируя его разными психологическими установками. Проявление диссонанса проявления на трёх уровнях: эмоциональном, поведенческом и социальном. Эти признаки подтверждают, что диссонанс – не просто индивидуальный психологический конфликт, а системный механизм адаптации к прекаризации.
Выводы:
- Государственная политика (налоговые льготы без соцгарантий) и непрозрачность алгоритмов усугубляют диссонанс.
- Молодежь 18–25 лет и жители малых городов более склонны к оправданию прекаризации.
- Социальные последствия включают рост неравенства, откладывание создания семьи и «отложенную бедность» из-за отсутствия пенсионных накоплений.
Автор предлагает меры для снижения диссонанса: регулирование алгоритмов, включение самозанятых в систему соцстрахования и создание легальных ассоциаций для защиты прав.



Множественность интерпретаций образов Испании в вокальном творчестве композиторов: сравнительный анализ романсов на стихи А. С. Пушкина
Аннотация
Камерно-вокальная лирика русских композиторов не раз являлась предметом изучения для многих исследователей. В этом смысле становится интересным разнообразие подходов и методов изучения. Одним из них является метод сравнительного анализа, при котором рассматриваются вокальные произведения различных композиторов, написанных на один и тот же поэтический текст.
Стихотворение А.С. Пушкина «Я здесь, Инезилья!» являлось источником для вдохновенного воплощения в музыке этого романтического сюжета многими композиторами. И если музыкальное прочтение данного опуса М. Глинкой, А. Даргомыжским, Н. Метнером, В. Шебалиным и Т. Хренниковым находит отражение как в трудах теоретиков-музыковедов, так и в концертной практике музыкантов-исполнителей, то романсы композиторов В. Косенко и В. Дешевова практически не известны.
Цель исследования – проанализировать многообразие творческих подходов и интерпретаций в создании романсов на поэтический текст А.С. Пушкина «Я здесь, Инезилья!»
Материалы и методы. Материалом для исследования являются романсы композиторов на стихотворение А.С. Пушкина «Я здесь, Инезилья!». Главный метод исследования – сравнительный анализ. Позволяет сопоставить различные явления с целью выделения их общих характеристик и отличий.
Результаты. Автор исследования обобщил теоретический и практический опыт работы с как уже достаточно известными романсами (М. Глинка, А. Даргомыжский, Н. Метнер) на стихотворение А.С. Пушкина, так и практически не звучащими со сцены (В. Дешевов, В. Косенко, В. Шебалин, Т. Хренников). Испанский колорит, воплощенный Пушкиным, по-разному претворяется в написанных на эти поэтические строки романсах каждого из композиторов.
Выводы. В композиторской практике созданию целостности художественного образа музыкального произведения способствует различное множество факторов, среди которых - выбор средств выразительности, умение выстроить процесс взаимодействия слова и музыки, владение арсеналом методов и приемов композиторской техники являются основополагающими.



Пародийные религии в пространстве культурно-религиозной жизни России: результаты экспертного интервью
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена изучению, так называемых, пародийных религий. Пародийные религии – это религиозные движения, которые получили популярность под влиянием массовой культуры в начале XXI в., цель которых в том, чтобы через протестные формы высмеивать и доводить до абсурда вероучения и ритуальные практики мировых религий.
Цель исследования – выяснить потенциал институционализации пародийных религий и закрепления их в качестве полноценных участников общественно-культурной и религиозной жизни в России.
Метод исследования. В работе используется метод экспертных интервью. В качестве экспертов отобрано девять специалистов (в т.ч. кандидатов и докторов наук) в области философии, психологии, религии, СМИ.
Результаты. В работе сделаны следующие выводы. Основная цель создания пародийных религий – самовыражение молодежи и их объединение в борьбе против теизма; основные факторы создания – секуляризация, вестернизация российской культуры, урбанизация. Степень влияния пародийных религий на российскую общественную культуру незначительна. Несмотря на отсутствие необходимости юридического регулирования пародийных религий, за ними необходим общественный контроль, недопущение их трансформации в деструктивные секты и др.
Область применения результатов. Результаты могут быть применены при чтении курсов по социологии культуры и социологии религии. Практическая значимость заключается в возможности использовать отдельные материалы работы при проведении государственной-конфессиональной политики.



Образы родного края в творчестве нижегородского художника-фронтовика Р. С. Гражданинова
Аннотация
Целью статьи является исследование комплекса художественных работ ветерана Великой Отечественной войны и самодеятельного нижегородского художника Рафаэля Семеновича Гражданинова (1924–1998) для выявления своеобразия его художественной индивидуальности и авторского стиля. Для достижения этой цели с помощью проблемно-хронологического, сравнительно-исторического, ретроспективного, фактографического и описательного научных методов решаются задачи анализа разнообразных работ мастера: картин маслом и многочисленных акварельных этюдов, учебных рисунков от ученических работ до произведений заслуженного мастера. Художественное творчество Р.С. Гражданинова в настоящее время неизвестно отечественным исследователям и вводится в научное поле исследования впервые, поэтому обращение к нему в рамках сформулированной темы представляют новизну данного исследования. Несмотря на то, что художник-фронтовик Р.С. Гражданинов не имел возможности получить профессиональное художественное образование, о самобытности и оригинальности его картин говорят многочисленные награды за участие в выставках произведений самодеятельных художников. Автор приходит к выводу, что, в то время как Р.С. Гражданинов – создатель фронтовых воспоминаний – запечатлел на их страницах все тяготы и ужасы войны, в художественных произведениях он представил совершенно другую сторону своей личности, настоящего патриота, любившего свою малую родину и воспевавшего ее красоту.



Творчество А. Н. Толстого 1917−1921 годов: виды и роль художественной условности
Аннотация
В статье рассматриваются разножанровые произведения Алексея Николаевича Толстого 1917−1921 гг.,− сказки, рассказы, повести и пьесы,− в которых использованы различные виды художественной условности. Задачи сравнения этих произведений подчинены цели выявления роли и видов художественной условности, для этого автором используются сравнительно-сопоставительный, проблемный, хронологический, культурно-исторический и биографический методы. Подобное структурирование и комплексное исследование разных видов условности в данный исторический период ранее не предпринималась и представляет научную новизну статьи. Автор выделяет условность в сказках («Фофка», «Солдат и черт»), виды условности в реалистических рассказах и пьесе «Смерть Дантона», − психологически мотивированная фантастика (видения − «В бреду»), (сны − «Сон в грозу», «Тетушка Марья Григорьевна», «Повесть смутного времени», «Смерть Дантона»), карнавальную условность в пьесе «Любовь – книга золотая» и повести «Граф Калиостро» и приходит к выводу, что обращение А.Н. Толстого к видам художественной условности являлось следствием осмысления им сложной исторической эпохи и стремлением передать ее во всей многомерности и разнообразии.


