Об историчности образа черкеса Арганта в поэме Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»
- Авторы: Шомахов Ф.С.1
-
Учреждения:
- Неаффилированный исследователь
- Выпуск: № 1 (2025)
- Страницы: 247-260
- Раздел: Литература народов Российской Федерации (литература народов Северного Кавказа)
- Статья получена: 17.04.2025
- Статья опубликована: 16.04.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2542-212X/article/view/288081
- DOI: https://doi.org/10.31143/2542-212X-2025-1-247-260
- EDN: https://elibrary.ru/NHFBAS
- ID: 288081
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Имагологический подход, сочетающий в себе методологические компоненты, заимствованные из литературоведения, языкознания и историографии, предоставляет возможности для системно-комплексного изучения образов стран и народов в письменном дискурсе. Актуальность этого подхода для анализа текстуальных репрезентаций адыгской идентичности продиктована, в частности, проблемой дефицита релевантных средневековых источников. Метод способствует выявлению малоизвестных документов и расширению источниковой базы адыговедения. В предлагаемой статье, подготовленной по материалам монографии автора (цитируется в тексте), исследуется вопрос исторической обусловленности образа черкеса Арганта, одного из основных действующих лиц поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим». Указаны историографические и нарративные источники, содержащие сведения о полководцах черкесского (адыгского) происхождения, состоявших на службе у Хамданидов Алеппо и египетских Фатимидов. Показана типологическая достоверность образа Арганта – этнического черкеса, включенного автором поэмы в государственную структуру Фатимидского Египта.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
В образе Арганта, одного из центральных персонажей поэмы Торквато Тассо (1544–1595) «Освобожденный Иерусалим» / «Gerusalemme Liberata» (1581 г., далее GL. – Ф.Ш.), воплощены представления поэта о черкесах как о «других», отражающие частный этноспецифический фрагмент картины мира итальянской языковой личности Позднего Возрождения. Этнический маркер circasso выступает в роли триггера коннотативных ассоциаций, связанных с образом «царя Черкесии Сакрипанта», воплощенного в поэмах Маттео Боярдо и Лудовико Ариосто – предшественников Тассо на поэтическом поприще при феррарском дворе [Шомахов 2025: 23, 198, 212–213].
Аргант – персонаж вымышленный, но, как будет показано ниже, типологически достоверный. Цель настоящей статьи – продемонстрировать сходство этого литературного героя с историческими личностями, известными по восточным средневековым источникам.
Методология. Изучение исторических контекстов, относящихся к событиям сюжета и периоду создания литературного произведения, – необходимое условие корректности имагологического анализа, предмет которого составляют «текстуально выраженные характеристики чужих стран и народов… в том виде, в котором они представлены в произведениях литературы, пьесах, стихотворениях, книгах путешествий и очерках» (перевод наш. – Ф.Ш.) [Beller 2007: 7]. Использование инструментария имагологии для целей изучения этнической истории черкесов (адыгов) представляется, если и не обязательным, то, по меньшей мере, целесообразным методологическим условием, поскольку все тексты, в которых упоминаются адыги, за исключением некоторых произведений мамлюкской литературы и сочинений Новейшего времени, написаны авторами неадыгского происхождения [Królikowska-Jedlińska 2022: 366; Дзамихов 2008: 15; Дружинина 2018: 3].
Обсуждение
Михаил Бахтин, будучи приверженцем идеи литературно-исторического континуума, выводил из разработанной им теории диалога понятие т. н. «далекого контекста», содержащего «массы забытых смыслов», ожидающих «своего праздника возрождения» [Бахтин 1986: 382, 392, 393]. Термин Бахтина вполне применим к эпохе правления в Египте династии Фатимидов, связанной причинно-следственными отношениями с ядром исторического контекста GL, т. е. с событиями Первого крестового похода 1096–1099 гг. Следует также отметить, что военные кампании периода арабо-византийских войн X в. фактически открыли эпоху крестовых походов [Rambaud 1870: 436].
Присвоив черкесу Арганту статус сатрапа 1, Тассо, условно говоря, включил его в систему государственного управления Фатимидского Египта. Сопоставляя литературную биографию Арганта со сведениями средневековых письменных памятников, можно провести сравнительные параллели с реальными историческими деятелями. В ряде арабо-персидских источников – трудах Камал ад-дин ибн ал-Адима (1192–1262), Яхьи Антиохийского (975–1066), Ибн Мискавейха (932/936–1030), Абу Шуджа ар-Рудравари (1045–1095), Хамзы ибн Асад абу Йала ибн ал-Каланиси (1070–1160) и др. 2 – фигурируют полководцы черкесского происхождения Наджа и Бакджур, состоявшие на службе у Хамданидов Алеппо (Халеба). Будучи изначально воинами-невольниками, оба достигли высокого социального положения благодаря неординарным личным способностям. По мнению некоторых исследователей, практика формирования воинских подразделений из черкесских гулямов (мамлюков) была впервые введена именно Хамданидами [Kennedy 2023: 266; Kaldellis 2017: 92; Christie 2015: 370, n. 15; Blaum 1994: 49; Bianquis 1997: 107–108; Decker 2013: 66]. Хамданиды – династия правителей эфемерного государства, включавшего в себя часть территорий Междуречья и Сирии, образованного выходцами из племени Бану Таглиб в период распада Аббасидского халифата. Реальным основателем династии признается Абу-л-Хайджа Абдаллах ибн Хамдан / Abu’l-Haijā ‘Abdallāh Ibn Hamdān, правивший в Мосуле в 905/6–929 гг. [Chevrier 2015: 52].
Результаты
Наджа ал-Касаки 3 (ум. 965) / Naǧā al-Kāsakī / Naǵa Alkâsekî, или Наджа ал-Сайфи / Najā al-Sayfī – военачальник из ближайшего окружения эмира Алеппо Сайф ал-Даулы ибн Хамдана (916–967), прославленного в арабской литературе поборника джихада, одного из главных противников христианской Византии. Сайф ал-Даула благоволил поэтам, философам и проповедникам: в период его правления Алеппо и Майафарикин 4, вторая столица эмирата, превратились в крупные центры развития мусульманской культуры. В одной из хутб (проповедей), обращенных к верующим Маййафарикина в 959 г., исламский богослов Абд ал-Рахим Ибн Нубата ал-Фарики / ‘Abd al-Raḥīm ibn Nubātah al-Fārikī (ум. 984/985) [Bauer 2014: 185] воздал хвалу эмиру Надже и его сподвижникам, поставив им в заслугу укрепление единства среди мусульман [Christie 2015: 26–27]. В проповеди по случаю победы «отца воинов» / Abu’l-Fawaris (почетная кунья. – Ф.Ш.) Наджи над византийцами в битве при Хисн-Зийаде 5, Ибн Нубата упоминал о нем как о неутомимом воине джихада, сравнивая с «могучим львом» [Christie 2015: 369–370]. Ф.И. Успенский в своей «Истории византийской империи» характеризовал Наджу как «опытного в военном деле вождя» [Успенский 2018: 125].
Сайф ал-Даула вступил в Алеппо, отвоеванный им у египетских Ихшидидов, осенью 944 г. В этот период Византия вела активную политику, нацеленную на возврат утраченных в период арабской экспансии территорий. Прозванный в греческих источниках «нечестивым Хамданом», Сайф ал-Даула регулярно совершал набеги во владения византийцев, поручая Надже проведение параллельных наступательных операций и тактических маневров [Bianquis 1997: 105; Howard-Johnston 2006: 240; Kennedy 2023: 262; 50: 112].
В средневековых документах сообщается о нескольких рейдах, предпринятых мусульманами под командованием Наджи ал-Касаки: осенью 960 г. он разбил войска патриция Михаила и союзника ромеев Ибн Торника, защищавших крепость Hiçn Dhîl Qarnain в верховьях реки Тигр (Ибн Торник был пленен); в октябре 961 г. одержал победу в столкновениях с византийцами в районе Андзита (Андзитены) и Феодосиополя (Каликалы / Эрзурума); в сентябре 963 г. совершил поход на Мелитену (Малатью). В скором времени Наджа, преследуя личные цели, отошел от джихада: в конце 963 г. он уже не проявлял прежней заинтересованности в пополнении своих войск добровольцами из Хорасана [Canard 1934: 135–137, 167; Garrood 2008: 131, 135, 139; Kaldellis 2017: 39; 28: 18]. В этом смысле показателен инцидент, произошедший в городе Харране, жителей которого Наджа по собственной инициативе обложил данью в 1 млн. дирхемов за неповиновение своему брату Наме (сумма была снижена до 320 тыс. и собрана в течение 5 дней) [Miskawaih 1921: 215; Tor 2007: 260]. В ноябре 963 г. Наджа возглавил мятеж, в подготовке которого Нама сыграл главную роль [Minorsky 1987: 159; id. 1953: 26, n. 6; Canard 1934: 252, n. 4]. Совершив неудачную попытку овладеть Маййафарикином, обороной которого в отсутствие Сайф ал-Даулы руководила его жена, Наджа направился в район озера Ван, где захватил несколько крепостей, принадлежавших эмиру племени кайситов Абу’л-Варду II [Yaḥyā 1924: 792; Bianquis 1997: 106]. В одном из стихотворений Абу Фираза, кузена Сайф ал-Даулы, в связи с этим событием упоминются следующие топонимы: Mantzikert / Манцикерт, Khilat / Хилат, Perkri / Перкри, Dhât al-Djaouz / Дат ал-Джауз (Арцах), Ardjîch (Aghdznik) / Ахдзник [Canard 1948: 92]. Все земли кайситов перешли к Надже и двум его братьям, обосновавшимся в Хилате и Бидлисе [Ter-Ghewondyan 1976: 87–88]. В сентябре-октябре 964 г. Наджа был прощен Сайф ал-Даулой и восстановлен в правах [Miskawaih 1921: 223; Yaḥyā 1924: 795].
В феврале-марте или в марте-апреле 965 г. на пиру у Сайф ал-Даулы Наджа публично оскорбил жену своего патрона, вследствие чего был немедленно убит (возможно, причина инцидента связана с обстоятельствами похода Наджи на Маййафарикин. – Ф.Ш.). Тело, вероятно, по указанию последней, бросили в выгребную яму, но на следующий день оно было предано земле (Наджа похоронен в мавзолее Хамданидов) [Yaḥyā 1924: 795; Bianquis 1997: 108]. По Ибн Азраку, территориями, завоеванными Наджей, овладел Сайф ал-Даула, который в начале 966 г. лично вывез из Византийской Армении двух его братьев 6 [Canard 1948: 91].
По прошествии всего четырех лет после смерти Наджи, в центре бурных событий, разыгравшихся в эмирате Хамданидов, оказался еще один представитель черкесской военной диаспоры – Абу л-Фаварис Бакджур ал-Хаджиби ал-Касеки (ум. 991) / Abu ’l-Fawâris Bakǵûr Alḥâǵibî Alkâsekî / Abū l-Fāris al-Baqjūr. Бакджур, как и Наджа, начинал военную карьеру в качестве мамлюка Сайф ал-Даулы ибн Хамдана [Zettersteen 1987: 109]. В течение двух последних десятилетий своей жизни он занимал посты правителя (вали) в нескольких стратегически важных городах Сирии, таких как Алеппо, Химс / Хомс / Эмеса, Дамаск и Ракка. После смерти Бакджура 300 бойцов его дамасской гвардии были включены в армию Фатимидов, составив основу подразделения, упоминаемого в документах 395 г. Хиджры (1004–1005 гг.) как «Бакджурия» / Bakjūriyya [Lev 1987: 343].
После смерти Сайф ал-Даулы в феврале 967 г., главой государства Хамданидов Алеппо стал его пятнадцатилетний сын Абу ал-Маали (952–991) / Abū al-Ma‘ālī (далее Саад 7 ал-Даула. – Ф.Ш.). В декабре 968 г. власть в эмирате узурпировал выходец из числа тюркских гулямов Каргуя, занимавший при дворе Сайф ал-Даулы пост хаджиба 8. Готовя переворот, Каргуя убедил наследника покинуть Алеппо, использовав как предлог слухи о приближении византийской армии [Schlumberger 1890: 712]. Соправителем Каргуи, сохранившего за собой статус хаджиба, стал Бакджур, получивший титул эмира Алеппо (в его ведении была цитадель города). Как сообщает Ибн ал-Адим, оба упоминались в пятничных молитвах, имя Бакджура чеканилось на монетах [Canard 1986: 129b; Heidemann 2006: 128, n. 17; Freytag 1820: 5; id. 1857: 229–230].
К событиям, повлиявшим на дальнейшее развитие ситуации, следует отнести захват в июле 969 г. Египта Фатимидами, положившими конец династии Ихшидидов, а также взятие Антиохии византийской армией в октябре этого же года. Фатимиды, государство которых образовалось в Северной Африке в конце первого десятилетия X в., заложили в Египте свою новую столицу – город Каир, куда в 973 г. переехал халиф Ал-Муизз. В 975 г. Фатимидский халифат возглавил сын Ал-Муизза – Абу Мансур Низар ибн Маадд ал-Азиз Биллах (Ал-Азиз) / Al-ʿAzīz Billāh Nizār Abū Manṣūr, правивший до 996 г. Ал-Азиз преследовал цели распространения шиитского ислама и расширения владений халифата за счет территорий, подконтрольных византийцам и Аббасидам [Farag 1990: 44–45; Stevenson 1926: 244, 247; Canard 1986a: 823–824].
В 969 г. Саад ал-Даула попытался вернуть Алеппо под свой контроль. В течение нескольких месяцев, начиная с июля, он вел бои против Каргуи и Бакджура под стенами города и был близок к успеху. Каргуя обратился за помощью к византийцам, и в декабре 969 г. армия стратопедарха9 Петра Фоки подошла к Алеппо. К тому времени Саад ал-Даула уже отвел свои войска от города, но Фока решил воспользоваться случаем и овладеть Алеппо. Осада города продолжалась 27 дней, в течение которых велись переговоры. По условиям договора о перемирии, навязанного Фокой Каргуе и Бакджуру, последние, хотя и оставались при власти, обязывались выполнять союзнические обязательства и платить грекам ежегодную дань. Алеппо, таким образом, перешел под протекторат Византии [Freytag 1857: 231-233; Schlumberger 1890: 728-729; Lacey 2021: 51; Salibi 1977: 69-70].
Дуумвират Каргуи и Бакджура просуществовал недолго. В 975 г. Бакджур арестовал Каргую и стал единоличным правителем Алеппо, однако уже в 977 г. он был вынужден сдать город Саад ал-Дауле, удовлетворившись предложенным ему постом наместника в Химсе [Stevenson 1926: 250; Freytag 1820: 12]. Впоследствии отношения Бакджура с Саад ал-Даулой испортились окончательно. В июле 983 г. Фатимиды захватили Дамаск и позднее часть своих войск, стоявших в Сирии, предоставили в распоряжение Бакджура. 12 сентября этого же года Бакджур осадил Алеппо [Forsyth 1977: 418]. Теперь уже Саад ал-Дауле пришлось искать помощи у визатийцев. В октябре под давлением Варды Фоки Бакджур отступил в район Джусии10 , переправив в Баальбек свое имущество, находившееся в Химсе. Византийцы вошли в Химс 30 октября, сожгли кафедральную мечеть и увели в рабство большое количество жителей. Согласно Ибн ал-Каланиси, Химс был разрушен Фокой по настоянию Саад ал-Даулы – чтобы лишить Бакджура и Фатимидов возможности в дальнейшем использовать город в качестве опорного пункта [Canard 1973: 296–297; Honigmann 1935: 104; Розен 1883: 18].
В начале декабря 983 г. халиф Ал-Азиз направил письменное распоряжение командующему войсками в Сирии передать город Дамаск в управление Бакджуру [Gil 1997: 365; Lev 1981: 243; Bathurst 1780: 413]. По свидетельству Ар-Рудравари, накануне этого события Бакджур удостоился аудиенции у халифа, который в знак своего расположения одарил его почетным одеянием [Rudhrawari 1921: 219]. На Бакджура возлагались задачи проведения политики Фатимидов, нацеленной на территориальное расширение халифата. Ему удалось установить контроль над Раккой и Рахбой [Franceschini 2012: 11; Brett 2001: 349], однако в 988 г. – вследствие конфликта с визирем Ибн Киллисом11 – Бакджур был смещен с поста вали Дамаска [Stevenson 1926: 249; Canard 1986b: 130; Haddab, Allawi 2021: 1324–1325]. Обосновавшись в Ракке, Бакджур написал письмо Саад-ал-Дауле, в котором потребовал предоставить ему права на управление Химсом, однако ответа не получил. Старые боевые соратники Бакджура информировали его из Алеппо о том, что эмир Саад ал-Даула погряз в роскоши и в случае атаки на город не сможет оказать серьезного сопротивления [Bianquis 1989–1990: 33]. Египетский халиф Аль-Азиз, для которого захват Алеппо открывал перспективу продвижения в Ирак, пообещал Бакджуру свое содействие в проведении экспедиции. Однако Наззал Гури / Nazzal Ghuri, наместник Аль-Азиза в Триполи, умышленно задержал отправку обещанного Бакджуру подкрепления [Rudhrawari 1921: 220–221]. В битве, состоявшейся 25 апреля 991 г., в которой на стороне Саад ал-Даулы был и византийский отряд дуки Антиохии Михаила Вурцы, Бакджур, преданный арабами племени Бану Килаб, потерпел поражение и попал в плен. На следующий день, как сообщает Ибн ал-Адим, Бакджур был обезглавлен и распят вверх ногами [Freytag 1857: 243; Eddé 1995: 66; Lacey 2021: 52; Успенский 2018: 222; Rudhrawari 1921: 224–225].
В образе черкеса Арганта Торквато Тассо акцентирует жестокость как свойство натуры этого персонажа, и эту же черту в характере Бакджура выделяют средневековые летописцы. Яхья Антиохийский пишет: «И пошел Бакджур в Дамаск и был назначен правителем его и схватил затем тамошних бунтарей и убил их более трех тысяч, и распял некоторых, а других зарыл живыми» [Розен 1883: 19]. Абу-л-Фида указывает, что Бакджур, ставший правителем Дамаска в седьмом месяце 373 г. Хиджры (декабрь 983 г.), проявил себя как «несправедливый тиран» / iniquum tyrannum [Abu-’l-Fidā’ 1790: 535, 557, 563, 577]. По мнению составителей «Современной части всеобщей истории», вышедшей в Лондоне в XVIII в., Бакджур – самый «кровавый и деспотичный» / bloody and oppressive из эмиров, когда-либо правивших Дамаском [Bathurst 1780: 413].
Заключение
При выявлении прототипических основ образа Арганта (о прототипах литературных героев см. [Рейтблат 2024: 176]), как представляется, следует в первую очередь анализировать фрагменты сюжета поэмы, содержательно связанные с концептом «Фатимиды». Сходство фикциональных компонентов образа с реальными биографическими характеристиками Наджи и Бакджура – участников событий «далекого контекста» – свидетельствует о типологической достоверности указанного персонажа.
1 От древнеперсид. ksatrapavan – «хранитель царства» [Шмакова, Леонтьева 2019: 49]. По представлениям хронистов крестовых походов, «сатрап» – титул правителя (эмира), аналогичный титулу «король» у западных христиан (по Гийому Тирскому), египетский султан рассматривался ими как «сюзерен» сатрапов [Лучицкая 2001: 299].
2 ‘Aẓīmī, Ibn Ẓāfir, Nuwayrī, Šimšātī, Ibn al-Aṯīr, Ḏahabī, Dawādārī, Duwal, Ta’rīḫ, ‘Ibār, Ibn Šaddād, Abū Šuǧā‘, Hamadānī, Abū l-Fidā’ [Ralph-Johannes 2024a; Ralph-Johannes 2024b].
3 Об экзонимах касахи, кашаки см. [Бгажноков 2020].
4 Мартирополис / Нп’ркерт / Тигранакерт – в 70 км северо-западнее г. Амиды / Диарбакыра, ныне г. Сильван, Восточная Турция [Ter-Ghewondyan 1986: 25].
5 Сражение произошло 27 сентября 962 г. [Canard 1934: 142]; Хисн-Зийад (Харперт / Хартабирт) – крепость в Джазире (Верхней Месопотамии) на восточном рукаве Евфрата, к северо-востоку от Мелитены, ныне г. Харпут в Турции (Восточная Анатолия) [Гусейнов 1960: 161].
6 Гулям Нама упоминается в источниках в связи с событиями 968 г. в городе Рахбе (терр. совр. Сирии. – Ф.Ш.) [Bianquis 1989–1990: 31].
7 «Счастье династии» – почетный лакаб был получен наследником в марте 979 г. [Forsyth 1977: 396].
8 Хаджиб (букв. «тот, кто прерывает путь к правителю», «скрывающий его занавесом») – дворецкий, мог быть одновременно послом, полководцем, наместником султана [Семенова 1990: 70–71]; тж. первый министр и главный визирь [Сухова 2016: 17].
9 Стратопедарх (греч. στρατοπεδάρχης) – военачальник византийской армии, в V–IX вв. то же, что и стратиг; в 967 г. император Византии Никифор II Фока ввел пост стратопедарха специально для Петра Фоки, кото-рый, будучи евнухом, не мог занимать пост доместика [Kazhdan 1991: 1966–1967]. Доместик – командующий схолой, подразделением имперской гвардии [Canard 1934: 75, n. 2].
10 Южнее Химса, на расстоянии одного дня пути по направлению к Дамаску [Марр 1901: 104].
11 Фатимидский визирь Якуб ибн Киллис / Ya‘qūb ibn Killis пытался организовать убийство Бакджура [Lev 1981: 243].
Об авторах
Фидель Султанович Шомахов
Неаффилированный исследователь
Автор, ответственный за переписку.
Email: fid@bk.ru
неаффилированный исследователь Россия
Список литературы
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – [2-е изд.]. – М.: Искусство, 1986. – 445 с.
- Бгажноков Б.Х. О кашаках (касах) и Кашакии на Северном Кавказе // Вестник КБИГИ. – 2020. – № 3 (46). – С. 14–21.
- Гусейнов Р.А. Сирийские источники XII–XIII вв. об Азербайджане. – Баку: Красный Восток, 1960. – 180 с.
- Дзамихов К.Ф. Накопление исторических сведений и знаний о Кабарде в России (XI–XVIII века) // Адыги: вехи истории. – Нальчик: Эльбрус, 2008. – С. 15–33.
- Дружинина И.А. Погребальные памятники Северо-Восточного Причерноморья и Северного Кавказа XIII–XVIII вв. как источник по истории адыгских народов: дисс… канд. ист. н-к. – М., 2018. – 143 с.
- Лучицкая С.И. Образ Другого: мусульмане в хрониках крестовых походов. – СПб.: Алетейя, 2001. – 412 с.
- Марр Н.Я. Агиографические материалы по грузинским рукописям Ивера: В 2 ч. Ч. 2 // Записки Вост. Отд. Императ. Рус. Археол. Общ. Т. 13. – СПб.: Тип. Императ. акад. наук, 1901. – 144 с.
- Рейтблат А.И. «Прототип» как научная категория // Новое литературное обозрение. – 2024. – № 1 (185). – С. 175–189.
- Розен В.Р. Яхья ибн Саид Антаки. Император Василий Болгаробойца: Извлечения из летописи Яхьи Антиохийского. – СПб.: Тип. Императ. акад. наук, 1883. – 447 с.
- Семенова Л.А. Из истории средневековой Сирии: Сельджукский период. – М.: Наука, 1990. – 248 с.
- Сухова Е.Ф. Обращения арабского и русского речевых этикетов: материалы для самостоятельной работы, учебно-методическое пособие. Ч. 2. – Нижний Новгород: Нижегородский госун-тет, 2016. – 111 с.
- Успенский Ф.И. История византийской империи: в 8 т. Т. 6. – М.: Юрайт, 2018. – 253 с.
- Шмакова Н.Н., Леонтьева Е.А. История Древнего мира: учебно-методическое пособие для студентов исторического факультета. – Оренбург: ОренПечать, 2019. – 73 с.
- Шомахов Ф.С. Образы черкесов (адыгов) в художественной литературе итальянского Возрождения. Историко-филологический обзор. – Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2025. – 360 с.
- Abu-’l-Fidā’ Ismā‘īl Ibn-‘Alī, J.G.C. Adler, J.J. Reiske. Abulfedae Annales Muslemici Arabice et Latine: 2. – Hafniae: Thiele, 1790. – 790 p. (In Arab., Lat.)
- Bathurst C., Rivington J.F., C. Rivington [et al.]. An Universal History: From the Earliest Accounts to the Present Time: In 42 vol. Vol. 2. – London: Printed for C. Bathurst [et al.], 1780. – 491 p. (In Engl.).
- Bauer T. Dignity at stake: mujūn epigrams by Ibn Nubāta and his contemoraries // The Rude, the Bad and the Bawdy: Essays in Honor of Professor Geert Jan Gelder. – Cambridge: Gibb Memorial Trust, 2014. – P. 160–185. (In Engl.).
- Beller, M. Perception, image, imagology // Imagology: The Cultural Construction and Literary Representation of National Characters: a Critical Survey. – Amsterdam: Rodopi, 2007. – P. 3–16. (In Engl.).
- Bianquis T. Raḥba et les Tribus Arabes avant les Croisades // Bulletin d’études orientales. – 1989–1990. – T. 41/42. – P. 23–53. (In Fren.).
- Bianquis T. Sayf al-Dawla // The Encyclopaedia of Islam: Vol. IX. – Leiden: Brill, 1997. – P. 103–110. (In Engl.).
- Blaum P.A. The Days of the Warlords: A History of the Byzantine Empire, A.D. 969–991. – Lanham: University Press of America, 1994. – 132 p. (In Engl.).
- Brett M. The Rise of the Fatimids: The World of the Mediterrane-an and the Middle East in the Fourth Century of the Hijra, Tenth Century CE. – Leiden; Boston; Koln: Brill, 2001. – 497 p. (In Engl.).
- Canard M. Al-ʿAzīz Billāh Nizār Abū Manṣūr // The Encyclopaedia of Islam: Vol. I. – Leiden: Brill, 1986. – P. 823–825. (In Engl.).
- Canard M. Ḥamdānids // The Encyclopaedia of Islam: Vol. III. – Leiden; London: Brill, Luzac, 1986. – P. 126–131. (In Engl.).
- Canard M. Les Hamdanides et l’Arménie // Annales de l’Institut d’Etudes orientales. – 1948. – T. VII. – P. 77–94. (In Fren.).
- Canard M. Les sources arabes de l’histoire byzantine aux confins des Xe et Xle siècles // Byzance et les musulmans du Proche Orient. – London: Variorum Reprints, 1973. – P. 284–314. (In Fren.).
- Canard M. Sayf al Daula: Recueil de textes relatifs à l’émir Sayf al Daula le Hamdanide avec annotations, cartes et plans. – Alger: Jules Carbonel, 1934. – 488 p. (In Fren.).
- Chevrier M.R. L’image de l’«Autre»: le cas des Arabes musulmans chez Léon le Diacre, Jean Skylitzès, Nicéphore Phocaset Yahya d’Antioche: La thèse de Master. – Lorient: Université Bretagne Sud, 2015. – 74 p. (In Fren.).
- Christie N., ʻAlī ibn Ṭāhir Sulamī. The book of the jihad of ‘Ali ibn Tahir al-Sulami (d. 1106): text, translation and commentary. – Farnham; Burlington, VT: Ashgate, 2015. – 416 p. (In Arab., Engl.).
- Decker M. The Byzantine art of war. – Yardley, PA: Westholme, 2013. – 274 p. (In Engl.).
- Eddé A.-M., Micheau F. Sous les murailles d’Alep: assaillants et défenseurs de 351/962 à 658/1260 // Le combattant au Moyen Age: Actes des congrès de la Société des historiens médié-vistes de l’enseignement supérieur public, 18ᵉ congrès, Montpellier, 1987. – Paris: Publications de la Sorbonne, 1995. – P. 63–72. (In Fren.).
- Farag W. The Aleppo Question: a Byzantine-Fatimid Conflict of Interests in Northern Syria in the Later Tenth Century A.D // Byzantine and Modern Greek Studies. – 1990. – Vol. 14. – P. 44–60. (In Engl.).
- Forsyth J.H. The Byzantine-Arab Chronicle (938–1034) of Yaḥyā b. Sa‘īd al-Anṭākī: PhD Thesis. – Ann Arbor, MI: University of Michigan, 1977. – 634 p. (In Engl.).
- Franceschini J. The Fatimids: From Ifriqiya to the walls of Aleppo // Medieval Warfare. – 2012. – Vol. 2. – № 6. – P. 9–13. (In Engl.).
- Freytag G.W. Geschichte der Dynastien der Hamdaniden in Mosul und Aleppo // Zeitschrift der Deutschen Morgenländischen Gesellschaft. – 1857. – Vol. 11. – № 2. – P. 177–252. (In Germ.).
- Freytag G.W., Kamāl al-Dīn ʻUmar ibn Aḥmad ibn al-ʻAdīm Regnum Saahd-Aldaulae in oppido Halebo: Regierung des Saahd-Aldaula zu Aleppo. – Bonn: Adolph Marcus, 1820. – viii, 39, 26 p. (In Germ.).
- Garrood W. The Byzantine Conquest of Cilicia and the Hamdanids of Aleppo, 959-965 // Anatolian Studies. – 2008. – Vol. 58. – P. 127–140. (In Engl.).
- Gil M., Broido E. The episode of Bakjur, 983-988 // A history of Palestine, 634–1099. – Cambridge: Cambridge University Press, 1997. – P. 364–366. (In Engl.).
- Haddab I.A., Allawi A.M. Despotism and Excessive Control and Their Impact on Isolation in the Fatimid Era (358–567 AH / 969–1171 AD) // Palarch’s Journal of Archaeology Of Egypt. – 2021. – № 18 (10). – P. 1322–1329. (In Engl.).
- Heidemann S. The Citadel of al-Raqqa and Fortifications in the Middle Euphrates Area // Muslim Military Architecture in Greater Syria. – Leiden; Boston: Brill, 2006. – P. 122–150. (In Engl.).
- Honigmann E. Die Ostgrenze des byzantinischen Reiches: von 363 bis 1071 nach griechischen, arabischen, syrischen und armenischen Quellen. – Bruxelles: Editions de l’Institut de Philologie et d'Histoire Orientales, 1935. – 269 p. (In Germ.).
- Howard-Johnston J. East Rome, Sasanian Persia and the End of Antiquity: Historiographical and Historical Studies. – Aldershot: Ashgate Publishing, 2006. – 318 p. (In Engl.).
- Kaldellis A. Streams of Gold, Rivers of Blood: The Rise and Fall of Byzantium, 955 a.d. to the First Crusade. – New York: Oxford University Press, 2017. – 399 p. (In Engl.).
- Kazhdan A.P. The Oxford Dictionary of Byzantium: in 3 vol. Vol. 3. – New York; Oxford: Oxford University Press, 1991. – 2232 p. (In Engl.).
- Kennedy H. The Prophet and the Age of the Caliphates: The Islamic Near East from the Sixth to the Eleventh Century. – [4-th edition]. – London; New York: Routledge, 2023. – 401 p. (In Engl.).
- Królikowska-Jedlińska N. Slaves of the Crimean Khan or Muslim Warriors? The Status of Circassians in the Early Modern Period // Slavery in the Black Sea Region, c.900–1900: Forms of Unfreedom at the Intersection between Christianity and Islam. – Leiden; Boston: Brill, 2022. – P. 364–384. (In Engl.).
- Lacey R.K. All the World is Awry: Al-Ma‛arrī and the Luzūmiyyāt, Revisited. – Albany: State University of New York Press, 2021. – 468 p. (In Engl.).
- Lev Y. Army, Regime, and Society in Fatimid Egypt, 358-487/968-1094 // International Journal of Middle East Studies. – 1987. – Vol. 19. – № 3. – P. 337–365. (In Engl.).
- Lev Y. The Faṭimid vizier Ya‘qub ibn Killis and the Beginning of the Faṭimid Administration in Egypt // Der Islam. – 1981. – Vol. 58. – № 2. – P. 237–249. (In Engl.).
- Minorsky V. Maiyāfāriḳīn // First Encyclopaedia of Islam: 1913–1936: Vol. V. – Leiden; New York: Brill, 1987. – P. 157–161. (In Engl.).
- Miskawaih A.A., Margoliouth D.S. The Concluding Portion of the Experiences of the Nations // The Eclipse of the ‘Abbasid Caliphate: Vol. II. – Oxford: Basil Blackwell, 1921. – 456 p. (In Engl.).
- Ralph-Johannes L., Ludwig C., Zielke B. Bakǧūr // Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. – URL: https://www.degruyter.com/database/PMBZ/entry/PMBZ22900/html (дата обращения: 26.01.2025). (In Engl., Germ.).
- Ralph-Johannes L., Ludwig C., Zielke B. Naǧā al-Kāsakī // Prosopographie der mittelbyzantinischen Zeit. – URL: https://www.degruyter.com/database/PMBZ/entry /PMBZ27641/html (дата обраще¬ния: 26.01.2025). (In Engl., Germ.).
- Rambaud A. L’Empire grec au dixième siècle: Constantin Porphyrogénète. – Paris: A. Franck, 1870. – 550 p. (In Fren.).
- Rudhrawari A.S. Continuation of the Experiences of the Nations // The Eclipse of the ‘Abbasid Caliphate: Vol. VI. – Oxford: Basil Blackwell, 1921. – 489 p. (In Engl.).
- Salibi K.S. Syria under Islam: Empire on Trial (634-1097). – Delmar, NY: Caravan Books, 1977. – 193 p. (In Engl.).
- Schlumberger G.L. Un empereur byzantin au dixième siècle: Nicéphore Phocas. – Paris: Firmin-Didot et cie, 1890. – 779 p. (In Fren.).
- Stevenson W.B. Islam in Syria and Egypt, 750–1100 // The Cambridge Medieval History: Vol. V. – New York: The Macmillan Company, 1926. – P. 242–264. (In Engl.).
- Ter-Ghewondyan A. The Arab Emirates in Bagratid Armenia. – Lisbon: Calouste Gulbenkian Foundation, 1976. – 244 p. (In Engl.).
- Tor D.G. Violent Order: Religious Warfare, Chivalry, and the ‘Ayyar Phenomenon in the Medieval Islamic World. – Würzburg: Ergon Verlag, 2007. – 318 p. (In Engl.).
- Yaḥyā ibn Sa‘ïd al-Anṭākī, Kratchkovsky I.I., Vasiliev A.A. Histoire de Yahya-ibn-Sa‘ïd d’Antioche continuateur de Sa‘ïd-ibn-Bitriq // Patrologia Orientalis: T. 18: F. 5. – Paris: Firmin-Didot, 1924. – P. 701–834. (In Arab., Fren.).
- Zettersteen K.V. Al-Maghribī // First Encyclopaedia of Islam: 1913–1936: Vol. V. – Leiden; New York: Brill, 1987. – P. 109–110. (In Engl.).
Дополнительные файлы
