Роль цифровой трансформации в обеспечении уровня технологического развития отраслей и предприятий
- Авторы: Идрисов А.Э.1, Шинкевич А.И.1
-
Учреждения:
- Казанский национальный исследовательский технологический университет
- Выпуск: Том 15, № 3 (2024)
- Страницы: 126-134
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2542-0461/article/view/271583
- DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2024-15-3-126-134
- ID: 271583
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В условиях развития экономики данных, реализации политики импортозамещения, наращивания технологического суверенитета особую значимость и актуальность приобретает изучение вопросов влияния цифровой трансформации на повышение уровня технологического развития отраслей промышленности и предприятий. Цель исследования – систематизация на основе статистических динамических данных направлений цифровой трансформации для обеспечения технологического развития промышленности. Научная новизна исследования состоит в коррелировании трендов цифровой трансформации и технологического развития промышленной отрасли промышленности. В качестве методов исследования применены описание, сравнительный анализ, графики–тренды, регрессионный анализ, обобщение и систематизация данных. По результатам исследования получены следующие выводы: остаются сравнительно низкими показатели инновационной активности и результативности научно-исследовательской деятельности при сохранении тренда сокращения численности исследователей; развитие экономики данных способствовали росту инвестиций в развитие информационно-коммуникационных технологий, однако в среднем менее 2% населения занято в сфере информационных технологий; стоимостная доля закупаемого отечественного программного обеспечения неуклонно увеличивается в органах государственной власти при снижении в коммерческих организациях, что негативно влияет на реализацию политики информационной безопасности и импортозамещения технологий в области управления данными; в организациях отмечается рост использования интегрированных информационных систем управления, преимущественно по таким технологиям, как ERP–системы, CRM–системы и системы управления цепями поставок. Представленный в статье анализ трендов влияния цифровой трансформации в обеспечении уровня технологического развития может быть использован как исходная информационно-статистическая и аналитическая база для разработки программ стимулирования технологического обновления промышленных отраслей и предприятий.
Полный текст
Введение
В условиях развития экономики данных, реализации политики импортозамещения, наращивания технологического суверенитета особую значимость и актуальность приобретает изучение вопросов влияния цифровой трансформации на повышение уровня технологического развития отраслей промышленности и предприятий. При этом цифровая трансформация включает анализ и направления внедрения улучшенных процессов с учетом их оцифровки, что позволит повысить эффективность производства и управления. Инструментами цифровой трансформации при это выступают интегрированные технологии управления, включающие ERP–системы, CRM–системы, системы управления цепями поставок, сквозные технологии управления и платформенные решения, объединяющие всех участников производства и поставок продукции. Вместе с тем, актуальным является вопрос разработки и внедрения отечественного программного обеспечения, ответственного за процессы интеграции, что достигается благодаря развитию инновационной деятельности, научно-исследовательской и научно-технологической деятельности. Данные вопросы нашли широкое отражение в научной литературе. Среди них необходимо отметить такие, как: цифровая трансформация промышленности [1–3], технологическое развитие, импортозамещение и технологический суверенитет [4–7], сквозные технологии управления [8–10] и другие. Однако до сих пор присутствует острая потребность в оценке влияния цифровой трансформации на технологическое развитие промышленных отраслей и предприятий, что показывает значимость и актуальность данного исследования.
Цель исследования – систематизация на основе статистических динамических данных направлений цифровой трансформации для обеспечения технологического развития промышленности.
Научная новизна исследования состоит в коррелировании трендов цифровой трансформации и технологического развития промышленной отрасли промышленности.
В качестве методов исследования применены описание, сравнительный анализ, графики-тренды, регрессионный анализ, обобщение и систематизация данных.
Для проведения исследования источниками информации выступили официальные статистические данные Росстата по вопросам технологического развития и информационного общества [11].
1. Ход исследования
Уровень технологического развития национальной экономики может быть оценен совокупностью показателей, перечень которых, а также динамика в период 2010-2022 гг. отражается в мониторинге развития информационного общества, который публикуется по данным официальной статистической отчетности и размещается на информационных ресурсах Федеральной службы государственной статистики. Представляется целесообразным провести анализ динамики показателей технологического развития российской экономики.
Одним из таковых показателей, отражающих технологическое развитие экономики, является уровень инновационной и научно-исследовательской деятельности. Так, доля инновационной продукции в объеме отгруженной продукции увеличилась с 4,8% в 2010 г. до 7,5% в 2017 г., однако на конец 2022 г. составляла 5,1%. Патентная активность также демонстрировала снижение в последние годы: количество патентов на изобретения сократилось со 151,4 единиц на 1 млн человек населения в 2010 г. до 117,5 единиц в 2020 г. и 102,5 единиц на 1 млн человек населения в 2022 г. Доля принципиально новых разработанных передовых производственных технологий в 2022 г. – 11,7%, находилась почти на уровне 2010 г. – 11,8%, при этом она была максимальной в 2017 г. – 13,6% (рис. 1).
Рисунок 1: Динамика результативности НИОКР и инновационной деятельности
Неуклонно снижается численность исследователей, занятых в секторе научных исследований и разработок, которая сократилась 54,6 человек на 10 тыс. занятых в 2010 г. до 47,8 человек на 10 тыс. занятых в 2022 г.; в абсолютном выражении сокращение достигло 6,8 человек на 10 тыс. занятого населения, или 12%. Таким образом, в результативности НИОКР и инновационной деятельности российской экономике фиксируются отрицательные тренды, что, по нашему мнению, сдерживает технологическое развитие России (рис. 2).
Рисунок 2: Динамика численности исследователей в расчете на 1000 занятых
Вместе с тем, динамика основного макроэкономического показателя – валовой добавленной стоимости ежегодно возрастает – с 324,2 тыс. рублей на душу населения в 2010 г. до 735,1 тыс. рублей на душу населения в 2020 г. и 1045,8 тыс. рублей на душу населения в 2022 г. Однако темпы прироста индекса физического объема валовой добавленной стоимости замедлились – со 104,5% в 2010 г. к снижению до уровня 97,9% в 2022 г. (в 2021 г. отмечался рост в 105,6% относительно 2020 г., который тоже демонстрировал отрицательное значение – 97,3%) (рис. 3).
Рисунок 3: Динамика валовой добавленной стоимости (ВДС)
Вместе с тем, в условиях развития экономики данных, повышение уровня технологического развития государства становится возможным благодаря использованию инструментов и механизмов цифровой трансформации экономических систем разных уровней управления. Статистические данные свидетельствуют о ежегодном увеличении инвестиций на развитие информационно–коммуникационных технологий, значение которых возросло со 170,3 млрд. рублей в 2010 г. до 822,2 млрд рублей в 2022 г. (рост составил 4,8 раза). При этом удельный вес населения, занятого в секторе информационно–коммуникационных технологий, остается постоянной величиной и составляет в среднем 1,7% от общей численности занятых.
В экономике данных актуализируется вопрос повышения уровня национальной, в том числе информационной безопасности, что ставит в необходимость перед предприятиями использовать различных средства защиты информации. Так, доля организаций, применяющих средства защиты информации возросла с 70,7% в 2010 г. до максимального уровня 89,5% в 2019 г., затем снизилась до 75,4% в 2022 г.
Говоря о вопросах обеспечения национальной безопасности, включающей информационную и технологическую безопасность, уместным представляется рассмотреть тренды в области импортозамещения в сфере технологий и информационных ресурсов. Статистические данные свидетельствуют о росте стоимостной доли закупаемого отечественного программного обеспечения со стороны органов государственной власти – с 51,1% в 2017 г. до 74,3% в 2022 г., при этом со стороны коммерческих организаций она снизилась с 67,3% в 2017 г. до 41,1% в 2022 г. (рис. 4).
Рисунок 4: Динамика стоимостной доли закупаемого отечественного программного обеспечения (процент)
Развитие цифрового пространства ставит в необходимость формирования единого информационного пространства участников цепей поставок, что повышает спрос на внедрение бесшовных технологий управления данными. Однако уровень использования сквозных технологий управления в российской экономике пока не имеет однозначной тенденции, и его статистическая оценка ведется только в последние три года. Так, затраты организаций на сквозные технологии в 2020 г. составляли 33 млрд рублей, в 2021 г. сократились до 23 млрд рублей, в 2022 г. вновь увеличились до 29 млрд рублей. Удельный вес организаций, применяющих в своей деятельности цифровые платформы, изменился следующим образом: в 2020 г. – 17,2%, в 2021 г. – 14,7%, в 2022 г. – 14,9%.
Коммерческие организации активно внедряют в производственно-хозяйственную и управленческую практику интегрированные информационные системы, что повышает гибкость, оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений. Так, по итогам 2022 г. свыше трети организаций – 33,7% использовали специальное программное обеспечение в области материально–технического снабжения; чуть более четверти – 26,7% – использовали программное обеспечение по вопросам распределения произведенной и продаваемой продукции; по 21,9% – применяли ERP–системы и CRM–системы. Свыше половины организаций – 53,7% применяли системы по электронному обмену данными внутри предприятия и с внешними партнерами; 14,3 – использовали системы управления цепями поставок (SCM-системы) (таблица 1).
Таблица 1: Динамика интеграции информационных систем предприятий (процент)
Table 1: Dynamics of integration of enterprise information systems (percentage)
Показатель | 2015 | 2017 | 2020 | 2021 | 2022 |
Доля предприятий, использующие специальное программное обеспечение в области материально-технического снабжения | 38,4 | 36,2 | 23,7 | 26,9 | 33,7 |
Доля предприятий, использующие специальное программное обеспечение в области распределения товаров | 21,9 | 22,0 | 16,0 | 18,6 | 26,6 |
Доля предприятий, использующие ERP – системы | 9,3 | 12,2 | 11,5 | 13,8 | 21,9 |
Доля предприятий, использующие CRM – системы | 9,9 | 10,3 | 10,8 | 13,4 | 21,9 |
Доля предприятий, использующие системы электронного обмена данными | 59,6 | 63,1 | 54,3 | 55,4 | 53,7 |
Доля предприятий, использующие системы управления цепями поставок | 4,3 | 4,7 | 4,3 | 4,8 | 14,3 |
Как свидетельствуют данные таблицы 1, значительный рост использования интегрированных информационных систем на предприятиях наблюдался по ERP – системам – с 9,3% в 2015 г. до 21,9% в 2022 г. (рост в 2,4 раза); CRM – системам – с 9,9% до 21,9% (рост в 2,2 раза) и системам управления цепями поставок – с 4,3% в 2015 г. до 14,3% в 2022 г. (рост в 3,3 раза).
Заключение
- Остаются сравнительно низкими показатели инновационной активности и результативности научно-исследовательской деятельности при сохранении тренда сокращения численности исследователей, что негативным образом влияет на технологическое развитие российской экономики. С другой стороны, устойчивая тенденция роста отмечается по валовой добавленной стоимости, хотя индекс физического объема данного показателя не имеет постоянного положительного значения – темпы роста сопровождаются снижением относительно предыдущих лет.
- Развитие экономики данных способствовали росту инвестиций в развитие информационно–коммуникационных технологий, однако в среднем только 1,7% населения занято в сфере информационных технологий.
- Стоимостная доля закупаемого отечественного программного обеспечения неуклонно увеличивается в органах государственной власти при снижении в коммерческих организациях, что также негативно влияет на реализацию политики информационной безопасности и импортозамещения технологий в области управления данными.
- В организациях отмечается рост использования интегрированных информационных систем управления, преимущественно по таким технологиям, как ERP–системы, CRM–системы и системы управления цепями поставок. Полагаем, что представленный в статье анализ трендов влияния цифровой трансформации в обеспечении уровня технологического развития может быть использован как исходная информационно–статистическая и аналитическая база для разработки программ стимулирования технологического обновления промышленных отраслей и предприятий.
Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.
Об авторах
Альберт Эдуардович Идрисов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: a.e.Idrisov@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0777-4637
соискатель кафедры логистики и управления
Россия, 420015, Казань, ул. Карла Маркса, 68Алексей Иванович Шинкевич
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Email: ashinkevich@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1881-4630
д.э.н., д.т.н., проф., заведующий кафедрой логистики и управления
Россия, 420015, Казань, ул. Карла Маркса, 68Список литературы
- Краковская И.Н., Корокошко Ю.В., Слушкина Ю.Ю. Цифровая трансформация бизнес-моделей в промышленности: эволюция и перспективы развития // Информационное общество. – 2023. – № 2. С. 12–21. EDN: YROKFQ
- Матюшкина И.А., Серегина М.Ю. Цифровая трансформация предприятий обрабатывающей промышленности // Экономика. Социология. Право. – 2023. –№ 2(30). – С. 19–25. EDN: QWNDJX
- Донцова О.И., Абдикеев Н.М., Бекулова С.Р. Цифровая трансформация промышленности: оценка зрелости организаций // Проблемы экономики и юридической практики. – 2022. – Т. 18. – № 5. С. 216–221. EDN: AYDJRU
- Волховицкий О.Г., Ершов М.М., Красный Б.Л., Зуев А.С. Импортозамещение и технологическое развитие в области освоения производства компонентов газотурбинных установок на территории России // Газовая промышленность. – 2023. – № 9(854). – С. 140–141. EDN: PPTWXN
- Константинов И.Б., Константинова Е.П. Технологический суверенитет как стратегия будущего развития российской экономики // Вестник Поволжского института управления. – 2022. – Т. 22. – № 5. – С. 12–22. EDN: VEETIV
- Klimenko T.I., Shinkevich A.I., Kudryavtseva S.S., Shinkevich M.V., Barsegyan N.V., Farrakhova A.A., Ishmuradova I.I. Modeling factors of environmental tourism development in innovation economy // Ekoloji. – 2018. – Vol. 27. No. 106. pp. 263–269. EDN: QSBPTM
- Краснова О.М., Кудрявцева С.С. Тенденции развития инновационной деятельности в Республике Татарстан // Экономический вестник Республики Татарстан. – 2017. – № 2. С. 50–59. EDN: YUNCBT
- Урасова А.А. Сквозные технологии управления промышленностью современной России // ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. – 2020. – № 1 15). С. 63-66. EDN: FYHNLM
- Коновалова Ю.С., Бурцев Д.С. Сквозные технологии и инструменты управления бизнес-процессами в условиях санкционных ограничений // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2023. – № 4. – С. 34–45. EDN: BAWGOX
- Барсегян Н.В., Псарева Н.Ю. Цифровые технологии в управлении промышленными предприятиями, ориентированными на проактивное ресурсосбережение. – Курск: Университетская книга. – 2023. – 113 с. EDN: ILJHSF
- Росстат. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11189 (дата обращения: 12.03.2024).
Дополнительные файлы
