Тенденции развития управленческого консультирования в медицинских организациях стоматологического профиля

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эволюция менеджмента отрасли здравоохранения соответствует управленческим тенденциям мировой экономики. Реформирование медицины в рамках концепций устойчивого развития, ценностно"=ориентированного подхода, человеко"=ориентированности, а также вызовы в связи с пандемией предоставляют ряд актуальных задач и предметов для управленческого консультирования. Сравнение объемов рынка отечественного и зарубежного медицинского менеджмент-консалтинга показывает значительную разницу в востребованности данной сферы деятельности. Необходимо исследовать объективные и субъективные причины ограничений для развития отечественного управленческого консультирования. Цель исследования – выявить проблемы управленческого консультирования в стоматологической деятельности. Авторы ставили задачи провести обзор зарубежных и отечественных источников научной литературы и аналитической отчетности о рынке управленческого консалтинга, уточнить основные экономические тенденции отечественных и зарубежных консалтинговых услуг в здравоохранении, обозначить показатели и факторы результативности менеджмент"=консалтинга в стоматологических учреждениях. Методология контент"=анализа научной информации позволила сделать выводы о состоянии отрасли и сформулировать рекомендации по ее масштабированию. Результаты исследования подтвердили актуальность управленческого консалтинга для руководства и персонала стоматологических организаций и потребность в развитии отрасли. Задачи современного менеджмента повышают необходимость в привлечении экспертов и профессиональных консультантов по управлению для стоматологических организаций.

Полный текст

Введение

Современная экономика и научно-технический прогресс предъявляют высокие требования к компетенциям менеджеров здравоохранения. Отрасль медицины подвержена влиянию ряда проблемных факторов, на эффективное решение которых направлены различные инструменты управленческого консультирования. Актуальность консультирования возрастает в последние годы в связи с активной цифровизацией деятельности.

В основе концепции менеджмент-консалтинга лежит разработка и практическое внедрение методов совершенствования деятельности различных экономических систем, способов организации и управления производства. Опубликованные данные свидетельствуют о низком уровне производительности труда в отечественных организациях здравоохранения, составляющем только 25% от показателей подобных зарубежных учреждений.

Характерными проблемами медицинской отрасли являются высокие затраты и недофинансирование, давление реформ и нормативных требований. Потребители отмечают ощутимую разницу между уровнем медицинских услуг в коммерческом и бюджетном секторах.

В информационных источниках периодически поднимается вопрос о наличии значительной разницы в объеме рынка консалтинговых услуг в России и за рубежом, специальной аналитики по медицинскому консалтингу в стоматологии не опубликовано в научной литературе.

Цель данного исследования – выявить проблемы управленческого консультирования в стоматологической деятельности. В задачи авторов входили проведение обзора зарубежных и отечественных источников научной литературы и аналитической отчетности о рынке управленческого консалтинга, выявление основных экономических тенденций отечественных и зарубежных консалтинговых услуг в здравоохранении, уточнение факторов и показателей результативности менеджмент-консалтинга в стоматологических учреждениях.

Материалы, методы и результаты исследования

Проведен контент-анализ 70 научных публикаций и 28 тематических интернет"=источников, информирующих об управленческом консультировании медицинских, стоматологических организаций в РФ и за рубежом.

Необходимо отметить несоответствие объема рынка управленческого консультирования здравоохранения в России и за рубежом. Для сравнения, по данным Spitzer доход отрасли менеджмент"=консалтинга США в 2020 г составил 7 миллиардов долларов США. Наблюдался ежегодный рост отрасли в течение 5 лет на 3,8%, прогнозируемый рост дохода на пятилетку 2020–2025 до 4,5%.

Услуги по разработке стратегического менеджмента медицинских организаций в структуре доходов консультирования составили 58,8%; финансовый и операционный менеджмент – 17,8%, кадровые вопросы – 7,1%, инфотехнологии – 4.9%. При этом 53% рынка отрасли в США делят между собой 3 консалтинговых холдинга.

Управление в условиях пандемии коронавируса повысило спрос на консалтинг в структурах здравоохранения. Увеличение спроса дополнительно связывают с введением нового отраслевого стандарта пациентоориентированности и безопасности PPACA (Patient Protection and Affordable Care Act), что значимо повысило прибыльность отрасли за последние 10 лет.

Согласно отчету, ожидается продолжение этой тенденции в течение следующих 5 лет с ростом выручки к 2025 году на 4,5% в годовом исчислении. Прибыльность организаций положительно коррелирует со спросом на услуги управленческого консалтинга.

Компании, прибыль которых растет, делают крупные долгосрочные инвестиции и с большей вероятностью нанимают консультантов для помощи в стратегическом планировании. По мере роста государственного финансирования здравоохранения в США, доходы медицинских учреждений увеличиваются, что облегчает организациям возможность позволить себе консультационные услуги.

Кроме того, растущие затраты оказывают давление на поставщиков медицинских услуг и компании медицинского страхования. Консультанты по управлению в здравоохранении оказывают услуги по сокращению расходов. Многие медицинские учреждения полагаются на компенсационные выплаты от государственных программ здравоохранения.

При снижении финансирования по этим программам необходимость адаптироваться к более низкому уровню оплаты также стимулирует спрос на медицинских консультантов.

Обзор отрасли отечественного менеджмент-консалтинга свидетельствует о том, что до 20% российских предприятий обращаются за экспертными услугами консалтинговых фирм. Рынок консалтинговых услуг растет во многих сферах экономики.

В нескольких отечественных научных публикациях анализируются причины слабого развития отрасли консалтинга в российской медицине, сведения о стоматологии отсутствуют. Среди причин перечисляются несформированность традиций обращения к внешним экспертам по менеджменту, недостаточность информации об их эффективности и компетентностях консультантов, отсутствие обоснований рентабельности консультирования, опасения в нарушении конфиденциальности.

Развитие этой сферы деятельности требует активного информирования потенциальной целевой аудитории, особенно руководителей медицинских организаций, ознакомления с преимуществами и возможностями управленческого консультирования.

Н.Н. Федулова, В.В. Шматкова при проведении консалтингового аудита учреждений здравоохранения отмечают высокую степень “ручного” управления. Внедрение автоматизации и контроля процессов работы клиники в режиме онлайн является первостепенной задачей российского консалтинга. Процессный подход позволяет увидеть слабые места и повысить оперативность управления и экономическую эффективность предприятия на 30–35%, а производительность труда в клинике – до 40–50%.

Профессиональная международная консалтинговая организация MEDSTEG & MedPharmConsulting & medSeven сообщает, что самые распространенные обращения к управленческому консультированию на отечественном рынке это критическая финансовая ситуация или резкий спад количества пациентов, экономическая стагнация и потребность в стимуляции роста бизнеса, открытие нового структурного подразделения или реструктуризация.

Поводами для найма консультантов являются разработка стратегий ценообразования, профессиональные услуги в области технологий и аналитики данных [4].

Отечественный рынок консультационных услуг демонстрирует тенденцию к повышению их доступности для структур среднего и малого бизнеса а также бюджетных учреждений, вопреки распространенным стереотипам о дороговизне и недоступности консультирования.

Менеджмент-консалтинг обеспечивает рост эффективности организации, повышает конкурентоспособность, но для современной экономики этого недостаточно. Управленческие тренды включают человекоцентричную составляющую. Необходима системная трансформация и переход медицинских учреждений к новым моделям менеджмента. Как для государственных, так и для коммерческих организаций здравоохранения концепциями выбора являются ценностно ориентированный подход и цели устойчивого развития. Сложность задач по обеспечению требований и стандартов модели устойчивого развития для внедрения в практику стоматологии требует экспертного консультирования.

Стоматологическая отрасль имеет специфику, для которой необходимы дополнительные управленческие компетенции. Это связано с характером потребительских требований, высокой конкуренцией и юридическими рисками. Указанные особенности делают управленческий консалтинг катализатором роста для стоматологических организаций.

Тема управленческого консультирования недостаточно освещена в российских научных публикациях. При этом предложения бизнес-консалтинга для стоматологических организаций в интернет"=источниках популярны. Преобладают предложения маркетинговых стратегий, IT-решений для оптимизации ключевых показателей эффективности (key performance indicators, KPI), внедрения систем управления взаимоотношениями с клиентами (customer relationship management, CRM).

Распространена реклама тренингов персонала и экспертного юридического консультирования. Сведения в научных публикациях об актуальности управленческого консалтинга для страховых медицинских компаний и бюджетных учреждений здравоохранения отсутствуют, несмотря на низкую эффективность использования ресурсов и недостаточное качество медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования.

Описан ряд широко применяемых за рубежом методов управленческого консалтинга. Т.В. Чибикова классифицирует методы консультирования на базе этапов консультационного процесса. Представлена типология и структура системы методов на основе технических и человеческих аспектов управленческого консультирования.

Kamath и соавторы описывают стандартизированную модель бизнес-консультирования, программу управления талантами и систему сбалансированных показателей [8].

IBIS Healthcare Consultants консультируют страховые медицинские компании и организации системы здравоохранения по стратегиям найма и удержания, разрабатывают компенсационные и льготные пакеты, предлагают решения по вопросам трудовых отношений, обучения и развития сотрудников. По сведениям авторов, внедрение информационных технологий составляет примерно 4,9% дохода медицинских консультантов. Доля этого сегмента в общей прибыли отрасли в последние годы выросла из-за спроса на помощь в ведении цифровых медицинских карт.

Управленческие IT-решения от Healthcare Business Intelligence используются медицинскими организациями для аналитики потребительских характеристик пациентов с целью улучшения качества медицинской помощи и повышения удовлетворенности пациентов.

Дж. Пурдехнад предложен трансляционный тип консалтинга, который практикует междисциплинарные исследования с целью более успешного решения проблем организаций и общества в целом.

Merisalu и др. описывают опыт внедрения системы управления качеством ISO 9000 в крупнейшей региональной стоматологической клинике в Эстонии, которой не хватало опыта поддержания управленческой деятельности и оказания стоматологических услуг на высоком уровне. Авторы публикации дополнительно отмечают, что, несмотря на повышенную нагрузку на психосоциальную среду в связи с изменениями, сотрудники также стали более удовлетворены и склонны меньше воспринимать негативное влияние экономического кризиса на свою работу, поскольку результат преобразования был положительным.

Информирование о состоянии отрасли медицинского управленческого консультирования в отечественных научных источниках ограничено. З.Р. Магамадова отмечает необходимость привлечения консультантов для управления современными организациями. Были обозначены типовые кейсы, в которых необходим и целесообразен управленческий консалтинг. Российская практика показывает, что наиболее эффективным является привлечение специалистов по управленческому консалтингу для стратегического планирования бизнеса, при прогнозе изменений в деятельности предприятия, с целью выявления слабых сторон ведения бизнеса.

Ю.И. Бравве с соавторами представили применение в консультировании рейтингование медицинских организаций, выявили группы показателей, влияющих на эффективность работы учреждений здравоохранения с точки зрения потребителей медицинских услуг и государственных органов управления здравоохранением. Примененный метод анализа иерархий по Т.Л. Саати и концепции устойчивого развития стандарта ISO 9004 позволил перевести не измеряемые субъективные мнения в математические данные и обеспечил сравнительный анализ аналогичных видов деятельности в разных организациях и сопоставимость полученных данных.

Г. Орлов, А. Власова предложили типовую медицинскую информационную систему персонифицированного учета показателей для массовой автоматизации медицинских учреждений на базе свободного программного IT-обеспечения.

Т.А. Синенко описывает реализацию использования SWOT-анализа в процедуре оценки медицинского персонала, которая дает возможность скоординировать полученные результаты с долгосрочными задачами развития медицинской организации.

Метод управленческого консультирования, предлагаемый С.М. Васиным и С.М. Нестеровой, направлен на обеспечение эффективности функционирования системы управления организацией на основе системы сбалансированных показателей. Потребность в ее внедрении основана на особенностях рынка российских коммерческих стоматологических услуг, проявляющихся в необходимости специализации на одной из рыночных ниш, масс-маркете или VIP-секторе. Специфика взаимодействия с клиентами в обоих вариантах требует принципиально разных подходов к управлению стоматологической клиникой.

Д.Д. Мамаевой разработан авторский функциональный показатель работы сайта и инструментов формирования положительной репутации медицинского бренда в интернет-среде. Управленческие решения, развивающие позитивную коммуникацию с пациентами медицинских учреждений в цифровой среде, являются одним из факторов развития и напрямую влияют на увеличение ключевых показателей экономической эффективности.

Т.А. Гробер и соавторы обосновывают эффективность научного метода создания и изучения имитационной модели массового обслуживания, полезной с экономической точки зрения целью существенно упростить владельцу компании процесс принятия решений.

А.Ю. Штей описана модель внедрения единого информационно-аналитического центра с целью повышения эффективности управления малыми предприятиями сферы здравоохранения на основе информационно"=аналитических технологий, для оперативного управления и консультационной помощи при принятии управленческих решений по развитию стоматологических предприятий.

С.И. Овсянниковой, Н.И. Лыгиной разработаны показатели качества консалтинговых услуг, которые можно обеспечить путем анализа и учета факторов влияния.

Для реализации управленческих трендов здравоохранения актуальным является экспертное консультирования в области трансформации менеджмента организаций здравоохранения в рамках ценностно ориентированной концепции. Благодаря внедрению альтернативных методов оценки качества и системы оплаты медицинской помощи модель здравоохранения, основанная на ценности, стимулирует профилактику и персонализацию помощи. Ю.А. Зуенкова приводит данные о том, что по результатам внедрения альтернативной системы оплаты по сравнению с оплатой, основанной на объеме услуг, затраты на одного пациента остаются ниже, а использование услуг остается выше и пациенты чаще получают профилактическую помощь.

И.Э. Гергиев и соавторы отмечают, что услуга управленческого консультирования стала частью практической деятельности многих компаний среднего и крупного бизнеса. Однако научное обсуждение этой дисциплины требует дальнейшего развития.

Менеджмент-консалтинг может служить инструментом интерактивной передачи знаний между учеными и лицами, принимающими решения. N. Jacobson и др. провели ряд тематических исследований реализованных проектов для создания модели консалтинга, ориентированного на передачу знаний, и определили приоритетные факторы эффективной передачи научной доказательной базы знаний в консалтинговых проектах.

Модель передачи знаний определена как “ориентированный консалтинг”. Доказательная передача актуальных знаний стала требованием для академических исследователей, особенно для проектов, финансируемых государственными грантовыми агентствами. Использование консалтинга в качестве стратегии передачи знаний полезно для служб здравоохранения и исследователей политики, работающих в университетах и других традиционных академических учреждениях.

Конкурирующие интересы: Конкурирующих интересов нет.

Competing interests: No competing interests.

×

Об авторах

Сергей Николаевич Яшин

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Автор, ответственный за переписку.
Email: jashinsn@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7182-2808

Доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления

Россия, 603022, Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23

Ирина Николаевна Авдеева

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Email: dentissimo2017@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-4577-9559

Старший преподаватель кафедры клинической стоматологии

Россия, 603022, Нижний Новгород, пр-т Гагарина, 23

Список литературы

  1. Федулова Н.Н., Шматкова В.В. Ключевые факторы успешной клиники // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучения. Вестник ВШОУЗ. – 2017. – № 2 (8). – С. 53–54. EDN: https://www.elibrary.ru/zbtmjd
  2. Dan Spitzer. Doctor’s orders: Healthcare companies will demand consultants to manage risk and handle reform // INDUSTRY REPORT OD5496Healthcare Consultants February 2021. URL: https://cboh.unc.edu/wp-content/uploads/2021/07/OD5496-Healthcare-Consultants- Industry-Report-1.pdf
  3. Литовченко М.В., Завалько Н.А. Ключевые показатели эффективности управленческого консультирования // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2011. – № 4 (36). – С. 21–26. EDN: https://www.elibrary.ru/ovycfx
  4. Что такое медицинский консалтинг и почему он нужен клинике? // MEDSTEG & MedPharmConsulting & medSeven [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://med.medsteg.ru/medical-marketing/medical-consulting (дата обращения: 03.11.2023)
  5. Яшин С.Н., Туккель И.Л., Кошелев Е.В. Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности: учебное пособие. – Санкт-Петербург. – Издательство: БХВ-Петербург, 2014. – Т. 1. – 688 с. ISBN: 978-5-9775-3335-5. EDN: https://www.elibrary.ru/vndzph
  6. Лузгина Т.А., Цыганова О.А. Причины возникновения конфликтов в стоматологической практике, пути их предотвращения и разрешения // Социальные аспекты здоровья населения. – 2021. – Т. 67. – № 5. – С. 7. doi: 10.21045/2071-5021-2021-67-5-7. EDN: https://www.elibrary.ru/ozsylh
  7. Чибикова Т.В. Классификация и оценка методов управленческого консультирования // Вестник Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета. – 2017. – № 6 (58). – С. 207–216. EDN: https://www.elibrary.ru/ynhndh
  8. Janine R. Kamath, Olivia P. Peavler, Fay L. Steffens, Gene C. Dankbar, Amerett L. Donahoe-Anshus MA. Seventy Years of Management Engineering and Consulting: Integrating Health Care Delivery for an Enduring Mission // Elsevier. Mayo Clinic Proceedings, Volume 92, Issue 10, October 2017, Pages e139-e145 doi: 10.1016/j.mayocp.2017.08.001
  9. Healthcare Business Intelligence Report 2023-2030 // Market Scope & Overview. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://market.us/report/healthcare-business- intelligencemarket/#: :text=Key%20Takeaways,In%202022%2C%20the%20global%20 healthcare%20business%20intelligence%20market%20was%20valued,of%20total%20 revenue%20in%202022. (дата обращения: 03.11.2023)
  10. Пурдехнад Джон. Новый этап в управленческом консалтинге // Проблемы управления в социальных системах. – 2013. – Т. 6. – № 9. – С. 17–21. EDN: https://www.elibrary.ru/ruyeof
  11. Merisalu E., Männik G., Polluste K. Quality management and job related factors predicting satisfaction of dental clinic staff in Estonia // Stomatologija. – 2014. – Vol. 16. – №. 4. – pp. 144–152.
  12. Магамадова З.Р. Роль и значение управленческого консалтинга в современном бизнесе // Экономика и социум. – 2016. – № 5–2 (24). – С. 107–111. EDN: https://www.elibrary.ru/widvrx
  13. Бравве Ю.И., Щепин В.О., Толстова К.С., Латуха О.А. Современные подходы к рейтингу медицинских организаций на основе стратегии устойчивого развития учреждения здравоохранения. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021. – Т. 29. – № 5. – С. 1171–1178. doi: 10.32687/0869-866X-2021-29-5-1171-1178. EDN: https://www.elibrary.ru/hqxlnt
  14. Орлов Г.М., Власова А. Типовая медицинская информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи в вопросах и ответах // Врач и информационные технологии. – 2009. – № 4. – С. 54–61. EDN: https://www.elibrary.ru/kuthgh
  15. Синенко Т.А. SWOT–анализ персонала как основа стратегического развития стоматологической поликлиники // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 10. – С. 86–90. doi: 10.17513/fr.42860. EDN: https://www.elibrary.ru/hxvvoe
  16. Васин С.М., Нестерова С.М. Особенности менеджмента на основе системы сбалансированных показателей в стоматологических клиниках // Лидерство и менеджмент. – 2020. –Т. 7. – № 4. С. 717–732. doi: 10.18334/lim.7.4.111323. EDN: https://www.elibrary.ru/rohzhn
  17. Мамаева Д.Д. Исследование практики применения инструментов Digital–маркетинга в сфере здравоохранения с целью формирования лояльности к бренду стоматологической клиники // Вестник евразийской науки. – 2020. – Т. 12. – № 6. – С. 9. EDN: https://www.elibrary.ru/gcdrfs
  18. Гробер Т.А., Дегтярёв И.А. Оптимальное управление некоторой модели стоматологической компании // Инженерный вестник Дона. – 2020. – №7 (67). – С. 155–173. EDN: https://www.elibrary.ru/eilvxe
  19. Штей А.Ю. Консалтинговое обеспечение принятия решений по развитию малых предприятий на рынке стоматологических услуг // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 420. EDN: https://www.elibrary.ru/rrjvxr
  20. Овсянникова С.И., Лыгина Н.И. Содержание, формы и методы управленческого консультирования // Международный экономический форум 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://be5.biz/ekonomika1/r2012/1207.htm (дата обращения: 03.11.2023)
  21. Зуенкова Ю.А. Ценностно–ориентированный подход: анализ руководства европейского института инноваций и технологий // Медицинские технологии. Оценка и выбор. – 2021. – № 1 (43). – С. 28–35. doi: 10.17116/medtech20214301128. EDN: https://www.elibrary.ru/wxhhfu
  22. Гергиев И.Э., Железова А.Е., Позмогов А.И. Необходимость управленческого консалтинга в условиях цифровизации российского бизнеса // Вопросы управления. – 2019. – № 2 (38). – С. 182–188. doi: 10.22394/2304-3369-2019-2-182-188. EDN: https://www.elibrary.ru/mtbneu
  23. Nora Jacobson, Dale Butterill, and Paula Goering. Consulting as a Strategy for Knowledge Transfer // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/ articles/PMC2690143/ (дата обращения: 03.11.2023)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».