Формирование стратегической направленности компании с использованием инструментальных средств адаптации возможности формализации подходов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Основной проблемой, с которой сталкиваются менеджеры коммерческих компаний в процессе стратегического управления, является отсутствие инструментов, позволяющих осуществлять контроль реализации избранных бизнес-стратегий на краткосрочном и долгосрочном временных интервалах. Ранее, в условиях плановой экономики, стратегия деятельности каждой компании определялась «наверху» и реализовывалась в практику посредством централизованной системы планирования и управления. В современных экономических реалиях в этом вопросе возникли существенные проблемы. В связи с нарастающим характером происходящих изменений управленцы коммерческих компаний для контроля выбранных бизнес-стратегий пользовались инструментами тактического управления – операционными и краткосрочными планами, однако недостаток применения данных инструментов заключается в отсутствии координации их со стратегией компании организации из-за несоответствия представлений сегодняшнего дня и динамично меняющейся рыночной обстановки. В связи с этим возникает задача поиска соответствующего методического инструментария поддержки решений при реализации стратегической линии компании. В качестве такого инструментария предлагается использовать методы оптимизации бизнес-процессов компании, основанные на выборе подходящих математико-инструментальных средств.

Полный текст

Введение

Успешность реализуемости инструментария стратегического выбора во многом зависит от корпоративной культуры. Приведение корпоративной культуры в соответствие со стратегическими приоритетами и в особенности ее сохранение при изменении рыночных ситуаций является не только важной, но и достаточно сложной задачей. Для ее решения необходимо, во-первых, выявить те аспекты существующей культуры, которые поддерживаются стратегически. Во вторую очередь целесообразно сформировать и воплотить в жизнь комплекс мер, преследующих цели модификации отрицательных факторов корпоративной культуры в рамках механизма стратегического выбора.

Различные стратегические перемены в деятельности фирмы диктуют необходимость модификации бизнес-процессов, затронутых этими изменениями [2]. В этой связи имеющиеся в распоряжении модели подвергаются коррекции с доведением сделанных изменений до исполнителей, реагирующих на выполнение функций согласно новым условиям функционирования.

Систематическое изучение характера бизнес-процессов с позиций их практической реализуемости на основе инструментария стратегического выбора за счет наглядно-образного представления описания lfет возможность оценки их оптимальности с позиций формирования стратегических приоритетов и исходя из аналитических данных, что позволяет трансформировать процесс деятельности при обеспечении неуклонного роста показателей его качества.

Методы оптимизации бизнес-процессов, формируемые в стратегической карте, позволяют увеличить потенциальную эффективность принятия стратегических решений и снизить влияние факторов [3], тормозящих развитие хозяйственно-экономической деятельности организации, например, таких, как дублирование функций, завышенная операционная цена, избыточность операций при несогласованности участников деятельности и др.

 

Ход исследования

Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

 

                                                                                                                (1)

 

где  КМ – рентабельность продукции, КТ – коэффициент трансформации, ФР – финансовый рычаг, соответствующий отношению суммы активов к собственному капиталу.

С целью вычисления годового прироста объема продаж продукции будем использовать формулу:

 

,                                                                                                                                                          (2)

 

где  – коэффициент вложения;  – эффективность сбыта продукции, – отношение занимаемых средств к собственным средствам; – отношение финансовых активов к объемам продаж (см. рис.).

 

Рисунок – Схема алгоритма принимаемого решения при проведении стратегического выбора на уровне коммерческой компании

Figure – Scheme of the decision algorithm when making a strategic choice at the level of a commercial company

Объем рынка, определяющий удельный вес продукции одного вида в рамках конкретного сегмента рынка [4] за определенный временной интервал, отыщем как

                                                                                                                (3)

             

где  – объем рынка; – объем продукции, участвующей не только в личном, но и в общественном потреблении;  – динамика изменения излишков данной продукции у производителей;  – единица конкретной экспортной продукции;  – импорт того же вида продукции;  – динамика изменения запасов продукции у продавцов;  – динамика изменения потребительских запасов;  –экспорт продукции в виде составляющих данного вида продукции для другого вида; ̣ – импорт продукции в виде составляющих продукции для другого вида продукции;  – предполагаемые оценки возможных потерь продукции.

Спрос на продукцию предприятия вычислим в соответствие с формулой:

 

                                                                                                                                                                                                                                                                (4)

 

где  – средний объем продукции за конкретный временной интервал на одного потребителя;  – число покупателей конкретной продукции на i-м рынке;  – стоимость единицы товара.

Вычислим соответствующий коэффициент удовлетворения спроса в продукции из соотношения:

 

                                                                                                                  (5)

 

где  – объем производимой продукции конкретного вида; – производства i-го вида товара с целью обеспечения имеющейся потребности; ; n – число видов продукции.

Вычисление нормы прибыли проведем с использованием отношения части балансовой прибыли компании после уплаты всех отчислений и других платежей в бюджет к инвестиционному объему (выражается в % в рамках одного интервала планирования):

 

,                                                                                                                                 (6)

 

где  – чистая прибыль в пределах планируемого интервала;  – полные инвестиционные расходы.

Этот показатель помогает произвести приближенную оценку доли инвестированного капитала, которая возвращается посредством прибыли в период одного планируемого промежутка. Сравнивая вычисленное значение данного показателя с минимальным уровнем доходности, делаем вывод о необходимости продолжения анализа проекта инвестирования [5]. Срок окупаемости вложенных средств вычислим поэтапно с учетом общих вложенных средств за i-й интервал планирования. Отрицательный знак остатка индекса данного интервала говорит о совпадении его с искомым значением срока окупаемости вложений:

                                                                                                                                                                                                                                                                                (7)

 

где  – интервальное выражение срока окупаемости;  – полные вложенные денежные затраты проекта;  – чистые финансовые вливания за конкретный временной интервал.

Этот показатель может быть рассмотрен в качестве метода оценивания инвестиционного риска при формализованном подходе к выбору стратегии компании. Помимо этого, при нехватке средств инвестирования этот показатель может оказаться более эффективным при принятий решений о капитальных затратах компании.

К недостаткам такого подхода относится не совсем объективный учет результатов функционирования компании за пределами конкретного интервала реализации инвестиционного проекта [6]. Следовательно, он не может использоваться при анализе вариантов финансирования различных по срокам жизни стратегических альтернатив.

Текущая стоимость капиталовложений определяется как сумма отношений чистого эффективного денежного потока на каждом отрезке планирования ( ) и единицы плюс ставки дисконтирования :

                                                                                                                            (8)

 

где Life – выраженный в интервалах планирования диапазон анализа проекта.

В процессе реализации инструментария стратегического выбора текущая стоимость характеризует абсолютную величину суммарного эффекта, достигаемую компанией при реализации проекта капиталовложений, рассчитанного на период принятия решения с учетом того, что цена капитала соответствует ставке дисконтирования. Поэтому, положительное значение  говорит о признании конкретного инвестиционного проекта привлекательным с точки зрения успешного внедрения стратегических приоритетов компании, ноль говорит о состоянии равновесия, а отрицательный знак говорит о нерентабельности инвестиционного проекта, определяющим стратегический выбор компании [7].

С показателем чистой текущей ценности инвестиций связан индекс доходности капиталовложений, в тоже время он направлен на отыскание относительной характеристики эффективности капиталовложений:

                                                                                                                                    (9)

 

где – полные инвестиционные затраты проекта.

Дисконтированный период окупаемости капиталовложений соответствует характеристики наименьшего интервала времени для погашения инвестиционного кредита. Надо учесть, что процентная ставка по кредиту будет рассчитываться с учетом следующего соотношения:

 

,                                                                                                                                           (10)

 

где  – чистый эффективный денежный поток на i-м интервале планирования;  – ставка дисконтирования, а срок окупаемости  разбивается на интервалы i (i = 1,…,n), при этом то минимальное количество интервалов, при котором справедливо равенство, соответствует .

Внутренняя ставка прибыльности капиталовложений ( ) вычисляется с использованием пошагового подбора ставки дисконтирования, благодаря чему чистая ценность проекта капиталовложения приравнивается к нулю, т. е.:

                                                                                                                                                                                                                                                                                       (11)

Когда вычисляем этот показатель, полагаем полную капитализацию всей прибыли, т.е. все средства перенаправляются на покрытие текущей задолженности или они повторно инвестируются с прибылью .

При этом показатели, характеризующие процессы капиталовложений, основная цель которых – достижение стратегических приоритетов развития, сформированы в отдельной группе [8; 9].

Результирующий эффект инноваций можно представить в виде суммы разностей результатов
в t-й временной интервал и инновационных затрат с учетом коэффициента дисконтирования:

                                                                                                                                                                                                                                                       (12)

здесь  – расчетный интервал;  – показатель в t-й интервал;  – инновационные затраты в t-й интервал; – дисконтный множитель.

Индекс рентабельности нововведений – есть отношение произведений дисконтированного дохода на дисконтный множитель к размеру инвестиционных вложений в том же временном интервале на тот же множитель:

                                                                                                                                                                                                                                                  (13)

где  – дисконтированная прибыль на интервале ; – объем капиталовложений на интервале t; – дисконтный множитель. Экономический смысл формулы соответствует результатам сравнения доходной и инвестиционной составляющих капиталовложений.

Положительный знак у величины  говорит о  и, как следствие, обоснованности эффективности проекта капиталовложений и наоборот. Следовательно, приоритет при стратегическом выборе разумно отдавать тем проектам, у которых выше индекс рентабельности.

Норма рентабельности инноваций  посредством нормы дисконтирования [10], при которой уровень прибыли за конкретные интервалы времени приравнивается к инновационным вкладам. Норму рентабельности будем определять, используя выражение:

                                                                                                                                                                                                      (14)

Время окупаемости инноваций ( ) рассчитываем в виде отношения начальных сумм капиталовложений ( ), используемых данным проектом, к ежегодной инновационной прибыли ( ):

                                                                                                                                                                                                                                                             (15)

Рассмотрим такой показатель, как рейтинг реализуемого на рынке инновационного объекта:

                                                                                (16)

который устанавливается в пределах двух критериев:

– рейтинг позиции рыночной инновации –

                                                                                                                                                                              (17)

здесь – предполагаемый объем рынка для конкретной инновации;  – скорость роста емкости рынка; – рыночная доля компании, использующая инновационные подходы;  – уровень подготовленности компаний к использованию инноваций$

– рейтинг успеха инновации – :

                                                                                                                                                                             (18)

где – возможность использования научно-технических достижений; – наличие в компании персонала требуемой квалификации;  – уровень гарантированного обеспечения компании ресурсами; – уровень допустимого риска при конкурентном взаимодействии.

Все перечисленные факторы подвергаются экспертной оценке по десятибалльной системе. По итогам оценки результатов  руководство компании принимает решение о возможности использования реализации наиболее оптимальных проектов.

Уровень конфликтности компании  вычисляется по следующей формуле [11]:

                                                                                                                                                                                (19)

где  – коэффициент конфликтности парных взаимоотношений в компании, определяемый по десятибалльной шкале ; – общее число сотрудников компании.

Понятен факт того, что чем выше уровень конфликтности – , тем ниже будет качество реализации инновационных проектов и стратегии управления компанией. При  все усилия компании будут направлены на устранение конфликтных ситуаций среди персонала, но не на решение ключевых экономических проблем.

Уровень оснащенности информационными технологиями ( ) вычисляется, исходя из формулы:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           (20)

здесь  – общий объем управленческих операций, выполняемых персоналом, с учетом должностных обязанностей;  – коэффициент качества, соответствующий наличию  или отсутствию  в компании интегрированной информационной сети;  – коэффициент качества использования ( =1) или неиспользования ( =0) информационных технологий для поддержки конкретной управленческой операции.

Анализ, позволяющий провести интегральную оценку таких показателей, как затраты, объем и прибыль, называют анализом критической точки. Интерпретация формирования критической точки предполагает, что изменение затрат и выручки с приемлемой точностью выражается линейной функцией [12], где в качестве единственной переменной выступает объем реализации.

Для расчета критической точки затрат используют формулу:

                                                                                                                                                                                                                                                                 (21)

где FC – элемент модели точки безубыточности, –  затраты, величина которых зависит от объема выпуска единицы продукции; P –   стоимость единицы продукции, руб.

Для определения точки безубыточности в стоимостном выражении воспользуемся следующим соотношением:

.                                                                                                                        (22)

Вычислению точки безубыточности отводится определяющая роль при текущем и перспективном составлении бюджета. При этом проводящийся анализ помогает сделать вывод о перспективах компании, в условиях имеющейся рыночной коньюнктуры и результатов прогнозирования реализовать инструментарий стратегического выбора.

Полученные результаты и выводы

  1. В работе подробно проанализированы и доопределены составляющие, входящие в формирование оптимальной бизнес-карты компании, с учетом анализа критической точки в перспективном планировании.
  2. В процессе реализации инструментария стратегического выбора было установлено, что абсолютная достигнутая величина суммарного эффекта может соответствовать ставке дисконтирования, с учетом знака полученной величины.
  3. Предложен формализованный подход метода оценивания оптимальности инновационного проекта.
×

Об авторах

Марина Леонидовна Лапшина

Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова

Автор, ответственный за переписку.
Email: marina_lapshina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5057-1069

доктор технических наук, профессор кафедры автоматизации производственных процессов

Россия, 394087, Российская Федерация, г. Воронеж, ул. Морозова, 4

Оксана Олеговна Лукина

Воронежский государственный университет инженерных технологий

Email: Oks.lukina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-2658-1512

кандидат экономических наук, доцент кафедры теории экономики и учетной политики

Россия, 394000, Российская Федерация, г. Воронеж, пр-т Революции, 19

Список литературы

  1. 1. Таккер Роберт Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний. Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. URL: https://www.vvsu.ru/files/C50750CA-A9FB-44B2-9738-FFEEB490E12B.
  2. 2. Портер М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость: пер. с англ. 2 е изд. Москва: Альпина бизнес букс, 2006. 343 с. URL: http://arm.sies.uz/wp-content/uploads/2020/11/51-Конкурентное_преимущество.-М.Партер-2005.pdf.
  3. 3. Еремеев А.А. Концепция инновационного развития промышленности // Экономический журнал. 2011. № 22. С. 55–63. URL: https://sciup.org/koncepcija-innovacionnogo-razvitija-promyshlennosti-14915007; http://economicarggu.ru/2011_2/eremeev.pdf.
  4. 4. Миргородская М.Г. Теоретические аспекты развития инноваций в бизнес-среде // Инновационное развитие экономики. 2017. № 6 (42). С. 152–155. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32474387. EDN: https://elibrary.ru/ypoxhy.
  5. 8. Grossman G., Shapiro C. Dynamic R&D Competition // The Economic Journal. 1987. Vol. 97. № 386, P. 372–387. URL: https://www.researchgate.net/publication/4894944_Dynamic_RD_Competition.
  6. 9. Hertel S., Mehlhorn K., Nievergeit J. Space sweep solves intersection of two convex polyhedron elegantly // Acta Informatica. 1984. Vol. 21. P. 501–519. DOI: http://doi.org/10.1007/BF00271644.
  7. 12. Королев М.И., Хорев А.И., Лутченко В.Г., Лукина О.О. Концепция развития инновационных процессов научно-производственного предприятия // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. 2022. Т. 13, № 4. С. 39–50. DOI: https://doi.org/10.18287/2542-0461-2022-13-4-39-50. EDN: https://elibrary.ru/gvdnhe.
  8. 5. Лапшина М.Л., Лукина О.О., Лапшин Д.Д. Использование объектно-ориентированного моделирования при решении вопросов оптимального управления предприятием // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. 2022. Т. 84, № 1 (91). С. 288–294. DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2022-1-288-294.
  9. 6. Gale D. On optimal development in a multi-sector economy // Review of Economic Studies. 1967. Vol. 34, issue 1. P. 1–18. DOI: http://doi.org/10.2307/2296567.
  10. 11. Lee D.T., Wu Y.F. Geometric complexity of some location problems // Algorithmica, 1986. Vol. 1. P. 193–211. DOI: http://doi.org/10.1007/BF01840442.
  11. 7. Gale D. The law of supply and demand // Mathematica Scandinavica. 1955. Vol. 3. P. 155–169. DOI: http://doi.org/10.7146/math.scand.a-10436.
  12. 10. Johnston J., DiNardo J. Econometric Methods. New York: The Mcgraw-Hill Companies, Inc., 1997. 240 p. URL: https://economics.ut.ac.ir/documents/3030266/14100645/econometric%20methods-johnston.pdf.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Самарского университета. Экономика и управление, 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».