Том 31, № 1 (2025)

Обложка

Весь выпуск

Персоналии

Памяти профессора Игоря Александровича Носкова

Котельников Г.П.

Аннотация

13 февраля 2024 г. научно-педагогическое сообщество Самарского региона понесло невосполнимую утрату – ушел из жизни доктор педагогических наук, профессор, лауреат губернской премии в области науки и техники, Почетный работник общего образования, Заслуженный учитель Российской Федерации, заведующий кафедрой педагогики Самарского филиала ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Игорь Александрович Носков.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):8-10
pages 8-10 views

Мои университеты

Проводник идеи воспитания без принуждения

Руднева Т.И.

Аннотация

В статье представлен жизненный путь Николая Михайловича Магомедова от вхождения в педагогическую деятельность до заведующего кафедрой педагогики и психологии Самарского государственного университета, ученого, пытавшегося своими научными трудами и личным педагогическим опытом ответить на вопрос, где границы человеческой ответственности за самого себя. Тема свободного воспитания – заглавная в его педагогической судьбе, не только обсуждаемая в педагогическом сообществе, со студентами, но и проверяемая им на практике. Утверждается, что оценка научного вклада в педагогическую науку невозможна без воспоминаний о его призывах вернуться к первоисточникам педагогических теорий. Прослежены этапы организационной деятельности педагога Н.М. Магомедова: открытие аспирантуры по педагогическим наукам, диссертационного совета, психологического факультета

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):11-15
pages 11-15 views

Научное наследие Л.В. Храмкова (обзор научных исследований)

Сюков А.В., Курбатова А.В.

Аннотация

Статья посвящена анализу научного наследия заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора исторических наук, профессора Ленара Васильевича Храмкова, являющегося одним из ведущих ученых России в области исследований истории Великой Отечественной войны и истории Поволжья. Рассмотрены основные направления научной деятельности Л.В. Храмкова. Опираясь на материалы личного фонда, его научные труды и опубликованные исследования о жизненном пути ученого, авторы обосновывают обширность и многогранность научных интересов Л.В. Храмкова. Отмечается, что исследовательский интерес со студенческих лет был обращен в сторону аграрной политики местных Советов. С конца 1960-х годов магистральным направлением научной жизни Л.В. Храмкова являлась тема Великой Отечественной войны, результатом чего стали публикации десятков научных монографий и статей. Отдельной страницей в его научной жизни становится увлечение историей родного края. Его труды в этой сфере стали классикой самарского краеведения. Глубокие исследования проводились не только по истории Поволжья, но и Болгарии и русско-болгарских отношений. Ключевая роль в трудах Л.В. Храмкова отводится судьбам людей. В его наследии целый цикл биографических работ о руководителях, общественных деятелях и тружениках тыла. Известный российский историк-краевед Л.В. Храмков является автором более 300 научных трудов, что стало серьезным вкладом в историческую науку

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):16-22
pages 16-22 views

История

История экономико-демографического развития китайской северо-восточной провинции Ляонин (конец 1970-х гг. – начало ХХI в.)

Макеева С.Б.

Аннотация

В статье представлена история экономико-демографического развития одной из китайских северо-восточных провинций Ляонин в период с конца 1970-х гг. по начало ХХI в. Комплексное рассмотрение эволюции демографической проблемы на территории Северо-Восточного Китая через призму истории провинции Ляонин позволит разобраться в истоках современной проблемы снижения рождаемости и сокращения темпов роста населения Дунбэя. Целью статьи является исследование истории экономико-демографических процессов в северо-восточной провинции Ляонин, чтобы определить причины и условия депопуляции населения данной территории, а также установить особенности экономических преобразований. В результате исследования было установлено, что трансформация и модернизация региональной экономики провинции Ляонин в ходе проведения политики «реформ и открытости» была связана с перестройкой государственных предприятий, обновлением городской и сельской инфраструктуры, промышленными преобразованиями, расширением отрасли сферы услуг, привлечением внутренних и иностранных инвестиций, увеличением объема экспортно-импортных операций. Внедрение рыночных отношений в условиях построения социалистического общества трансформировало все сферы жизни Ляонина. На демографические изменения в провинции Ляонин оказали влияние комплекс экономических преобразований, связанных с переходом к рыночным отношениям и трансформации государственных предприятий, а также начало реализации с 1982 г. на общегосударственном уровне политики «одна семья – один ребенок». С 1978 г. по начало ХХI в. для провинции были характерны замедление темпов роста населения, снижение уровня рождаемости, отток населения в восточные и юго-восточные районы Китая, реализация социально-экономических мер по улучшению условий для жизни населения провинции Ляонин.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):23-31
pages 23-31 views

К вопросу о характере и движущих силах христианизации населения мордовского края во второй половине XVI – первой трети XVIII в.

Першин С.В., Бикейкин Е.Н., Куршева Г.А., Гусева Т.М.

Аннотация

Сделав своей целью анализ характера и движущих сил начального этапа христианизации населения мордовского края, авторы статьи обратились к одной из наименее изученных в региональной историографии проблем. Рассмотрев публикации краеведов, историков и этнографов, в которых в разных ракурсах освещается приобщение к православной вере коренных народов Поволжья, пришли к выводу об отсутствии комплексного исследования по данной теме. Статья написана на основе широкого круга источников, основу которых составили опубликованные документы по истории Темниковского уезда (в который входила западная часть современной Мордовии) второй половины XVI – первой трети XVIII в. Научная новизна работы связана с оригинальностью решаемых в ходе исследования задач, ориентирующих на установление следующих зависимостей: социальный и экономический потенциал монастырей – результативность миссионерской деятельности иночества; темпы помещичьей колонизации – численность «новокрещенов» среди мордвы и татар. Оптимальными для рассмотрения этноконфессиональной проблематики в контексте социально-экономического развития оказались, помимо общенаучных, проблемно-хронологический и историко-системный методы. В результате установлено, что центральные власти, поощряя основание на окраинах православных монастырей, способствовали включению коренного населения Примокшанья в единое духовное пространство страны. Диссеминация нового вероучения была затруднена дефицитом средств, необходимых для осуществления миссионерской деятельности, недостаточным количеством монахов, имущественными конфликтами православных обителей с местными жителями. Также доказано, что темпы строительства приходских церквей, численность и квалификаций их служащих до начала 1700-х гг. не позволили достичь ощутимого прироста новокрещеных татар и мордвы.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):32-40
pages 32-40 views

Состояние Дунайской флотилии между русско-турецкими войнами XIX века как готовность к следующей войне

Вербовой А.О.

Аннотация

В статье рассматривается проблематика русско-турецких войн, которые вела Россия в XIX веке, в частности вопросы применения в них такого соединения, как Дунайская речная флотилия. Особый упор делается на приготовления к очередной войне с Турцией, а именно на содержание и подготовку речного соединения к очередному военному конфликту. С одной стороны, содержание Дунайской флотилии как соединения в мирное время обозначало приготовление к войне в самое ближайшее время, с другой – нерасформирование речной флотилии после очередной войны с Турцией свидетельствовало о нерешенности основных причин конфликта полностью и, как следствие, подготовке к следующей войне. При этом во всех случаях на этапе подготовки к следующей войне с Турцией со стороны России делались заявления, что никакой подготовки к очередной войне не ведется, но, когда турецкая сторона предлагала решить вопрос мирным путем, такие предложения отвергались российским правительством и императором. Это приводило к очередной русско-турецкой войне с применением Дунайской флотилии. Таким образом, содержание и усиление Дунайской флотилии на протяжении всего XIX века означало, что вскоре будет очередная русско-турецкая война. Исключение составляли лишь Русско-турецкая война 1806–1812 годов и Русско-турецкая война 1877–1878 годов, когда Дунайская флотилия специально создавалась для участия в них. Причины каждой из русско-турецких войн немного различались, но всегда оставались следующие – протекторат над балканскими и дунайскими странами, а начиная с Крымской войны еще и овладение Стамбулом, установка креста над Святой Софией и контроль над проливами Босфор и Дарданеллы.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):41-47
pages 41-47 views

Трансформация культурной жизни в условиях социального пространства провинции рубежа 1950-х – в 1960-е годы

Попова О.Д., Масловский М.О.

Аннотация

В статье рассмотрены особенности развития культурной жизни провинции в период с конца 1950-х по 60-е годы XX века в системе советской повседневности. Авторы анализируют проблему доступности культурных благ для жителей столицы и провинции, которые на протяжении столетий отечественной истории существовали на разных полюсах социального развития в силу масштабности российской территории и ее мозаичности. Материалы периодики и обращения граждан во власть позволили выявить противоречивые тенденции решения этого вопроса. Показано, что центром культурной жизни села становится клуб. Целенаправленное продвижение новых ценностей, технический прогресс содействовали изменению общественного сознания: у граждан активно меняются досуговые практики. Однако проблема равной доступности культурных благ населению советской властью не была решена полностью в силу значительных и серьезных бытовых проблем. Мозаичная доступность к культурным ценностям наблюдалась не только в сельской местности, но и в крупных городах для жителей рабочих районов. На основе обращений граждан во власть авторы показывают, что культурные потребности становятся важным аргументом в решении бытовых проблем. В условиях тоталитарного государства исчезает автономность в культурной жизни от центра, что характерно и для периода «оттепели». Документы исполнительной власти свидетельствуют, что местная власть не могла решать самостоятельно даже организационные вопросы культурной жизни, а содержательные вопросы находились под жестким идеологическим контролем.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):48-57
pages 48-57 views

Образ Владимира Высоцкого в отечественном игровом и неигровом кинематографе: особенности формирования жанра и исторической памяти

Николаев С.В.

Аннотация

В статье ставится цель определить место и роль российского кинематографа в коммеморативной практике исторической памяти о поэте, музыканте и актере Владимире Семеновиче Высоцком в общественно-городском пространстве страны. Для анализа коммеморации исторической памяти используются сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, наблюдательный и описательный методы, а также теоретические методы (анализ и синтез, контент-анализ, аналогия). Исследование построено на историко-ситуационном принципе и междисциплинарном подходе. Для детального анализа документальный кинематограф как явление разделен автором на две составляющие: факт – как явление историческое и образ – как субъективная коммеморативная конструкция. Документальные кинофильмы рассматриваются как «экранное воплощение времени» в контексте исторического повествования о жизни и деятельности В.С. Высоцкого. Определяются предпосылки для возникновения и развития документального жанра о жизни и деятельности В.С. Высоцкого. Устанавливаются хронологические рамки возникновения данного явления. На основе анализа жанровых классификаций неигровых фильмов выявлен и охарактеризован набор тезисов, на основе которых формируется кинодокументалистика о В.С. Высоцком. В качестве источниковой базы статьи использованы 20 документальных фильмов, что позволило осуществить реконструкцию основных сценариев неигровых фильмов о В.С. Высоцком, определить их специфику и отличительные черты на основе конкретных примеров. Кинофестивали документальных фильмов рассматриваются как составляющая часть коммеморативной практики в контексте документального жанра фильмов о В.С. Высоцком. Выделено несколько элементов биографического мифа в художественном кино. Устанавливаются способы реконструирования образа В.С. Высоцкого в игровом и неигровом кино. Специальному системному изучению данная проблематика в исторической науке ранее не подвергалась. Полученные в ходе работы результаты позволяют выявить значение кинематографа как действенного инструмента сохранения исторической памяти о В.С. Высоцком в массовом сознании российского народа.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):58-67
pages 58-67 views

Социокультурные практики адаптации медицинской интеллигенции в годы Гражданской войны

Кабытова Н.Н., Мистрюгов П.А.

Аннотация

В статье на основе неопубликованных документов из государственных и частных архивов рассмотрены стратегии поведения представителей медицинской интеллигенции в экстремальных условиях Гражданской войны; восстановлены социальные и материальные условия их деятельности, проанализированы профессиональные практики, общие результаты научно-педагогической, организационно-управленческой и лечебной работы; выделены принципы реализации кадровой политики в высшей школе; показана динамика профессорско-преподавательского состава и восстановлены этапы профессиональной социализации в дореволюционный и революционный период на примере деятельности ярких представителей профессорско-преподавательского состава медицинского факультета Самарского государственного университета; проанализирована повседневность преподавателей и студентов в условиях слома региональной культуры и повседневности. Доказано, что профессорско-преподавательский состав отличался университетской подготовкой, знаниями европейских языков, владением современными методами лечения и диагностики. В условиях Гражданской войны часть медицинской интеллигенции продолжила работу и сохранила традиции академической подготовки врачей, сочетала лечебную практику и занятия наукой. Результаты деятельности имели как фундаментальное, так и практическое значение, помогали преодолевать последствия гуманитарной катастрофы голодных 1920-х гг. в Самарской губернии.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):68-79
pages 68-79 views

Складывание однопартийной системы в провинции в 1920-е гг. (на примере Тульской и Рязанской губерний)

Симонова Е.Е., Соколов А.С.

Аннотация

В статье исследуется проблема формирования однопартийной системы в первые годы советской власти (1917–1922 гг.). Исследователи политической истории начала ХХI в. отмечают важность изучения проявлений революционного процесса на местах, уделяют внимание интерпретациям политических программ и политики радикальных партий в различных регионах как местными отделениями, так и населением, а также этапам складывания однопартийной системы и факторам, повлиявшим на этот процесс. Источниковая база статьи – документы органов власти: как «первичные», отложившиеся в соответствующих фондах (в фондах жандармского управления, Советов, губернских исполнительных комитетов, местных органов наркомата внутренних дел), так и «вторичные», созданные сотрудниками НКВД на основе архивов жандармского управления и рассекреченные в 1990-е гг. Уникальность источников позволяет проследить динамику социалистических партий (меньшевиков и эсеров) с момента провозглашения советской власти до полного отхода от политической деятельности вплоть до начала 1930-х гг. На основе выявленных источников при помощи количественных методов в статье показана динамика социалистических организаций в Тульской и Рязанской губерниях – регионах, сочетавших в себе черты как Центрально-промышленного, так и Центрально-земледельческого хозяйственных районов. Динамика создания и изменений состава социалистов позволила обосновать выводы о «кризисном характере» провинциальных революционных организаций, а также выявить причины ухода с политической арены меньшевиков и эсеров в провинции в начале 1920-х гг., определить начало складывания однопартийной системы на местах весной 1918 г. Авторами использованы методы количественного и качественного анализа, историко-сравнительный и историко-генетический.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):80-88
pages 80-88 views

Педагогика

Реинтеграционные процессы в образовании: теоретическое осмысление

Проценко Е.Г.

Аннотация

Статья посвящена актуальному в современных общественно-политических реалиях вопросу реинтеграции новых регионов Российской Федерации в культурно-образовательное пространство России. Автор рассматривает дефиницию основного термина исследования «реинтеграция». Анализ понятия позволяет определять его с точки зрения смысловой нагрузки как процесс, направленный на объединение, восстановление, пересборку ранее распавшегося или дезинтегрированного территориального, политического, экономического, социального образования. Уделено внимание трактовке понятия «реинтеграция» с позиции ресоциализации заключенных и мигрантов; соотношению понятий «интеграция» – «реинтеграция». Автор анализирует российский (реинтеграция образовательного пространства бывшего СССР) и зарубежный опыт (данные из Латвии, Греции, Мексики) реинтеграционных процессов в образовании. Определены основные проблемы, непосредственно касающиеся сферы образовательной реинтеграции, которые предстоит решить: анализ содержания всех уровней образования; ценностно-смысловые и организационные аспекты воспитания в системе образования, духовно-нравственное и патриотическое воспитание; особенности подготовки педагогических кадров в контексте реинтеграции, специфика взаимодействия педагогов с родителями обучающихся в процессе реинтеграции; формирование национально-гражданской идентичности; психологическое сопровождение и формирование навыков коллективного взаимодействия в процессе реинтеграции.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):89-94
pages 89-94 views

Научно-исследовательская работа студентов как результат внедрения образовательной методики «Обучение служением»

Вандышева Л.В.

Аннотация

Актуальность темы заключается в необходимости профессиональной рефлексии опыта участия
в российском эксперименте по внедрению образовательной методики «Обучение служением» в университете (начальный этап). Данная методика внедряется в различных форматах, одним из которых выступает научно-исследовательская работа студентов. Фокус научного интереса автора статьи сосредоточен на особенностях организации научно-исследовательской работы выпускников направления «Социальная работа» в форме выпускных квалификационных работ. Результаты получены на основе теоретического анализа и синтеза научной литературы, применения эмпирических и праксиметрических методов, структурного способа интерпретации результатов обработки научных материалов, полученных в ходе выполнения выпускных квалификационных работ. Выделены и охарактеризованы адаптационно-диагностический этап и средства активизации мотивации студентов к научно-исследовательской работе. Определены форматы организации социологических исследований на концептуальном этапе внедрения образовательной методики «Обучение служением». Уточнены результаты научно-исследовательской работы студентов на рефлексивном и результативно-оценочном этапе. Рекомендации по совершенствованию научно-исследовательской работы студентов сводятся к необходимости поиска и комплексной разработки педагогических технологий, организации условий в образовательной среде вуза, направленных на развитие мотивации студентов к научно-исследовательской деятельности, а также организации дополнительной работы с социальными заказчиками в различных формах (круглые столы, лекции и семинары, научно-практические конференции, практика). Определение перспектив организации научно-исследовательской работы студентов при внедрении методики «Обучение служением» сводится к изучению готовности будущих специалистов социальной работы к научно-исследовательской работе в профессии; выявлению творческого потенциала преподавателей и его влиянию на научно-исследовательскую работу студентов; проведению мониторинга научно-исследовательской работы студентов разных курсов обучения с целью поиска средств ее оптимизации. 

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):95-99
pages 95-99 views

Специфика преподавания логики в вузе МВД России: технология поэтапного формирования умственных действий

Долин В.А.

Аннотация

Статья посвящена исследованию проблемы совершенствования преподавания дисциплины «Логика» в вузе МВД России на основе концептуальных положений технологии поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина. Актуальность исследования определяется значимостью культуры логического мышления сотрудника органов внутренних дел как средства улучшения профессиональных результатов и формирования ответственности перед обществом и отдельными гражданами. Методологический инструментарий статьи включает описательный метод, шесть этапов формирования умственных действий П.Я. Гальперина и дедуктивный метод. Структура статьи разбита на две части. В первой содержательной части статьи на основе шести этапов технологии поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина систематизирован опыт автора статьи в преподавании дисциплины «Логика». Описаны специфика реализации этапов технологии П.Я. Гальперина, проблемы и найденные пути решения, изложены профессионально-этические нормы преподавателя логики. Во второй содержательной части на концептуальной основе технологии П.Я. Гальперина выделено два направления совершенствования образовательной технологии по дисциплине «Логика» для дистанционного обучения и предложен проект совершенствования методики преподавания логики в очном формате обучения. В качестве иллюстрации проекта представлена более компактная и четко структурированная схема решения задачи, а также систематизированная последовательность действий на практическом занятии по анализу сложного суждения. Автор приходит к выводу о значительном педагогическом потенциале технологии поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина для преподавания дисциплины «Логика» в вузе МВД России. Результаты статьи имеют значение для совершенствования комплекса образовательных технологий, используемых в вузах МВД России.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):100-108
pages 100-108 views

Содержание формирования лингвистической компетенции студентов медицинских вузов

Извекова Т.Ф., Торяник Ю.С.

Аннотация

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей изучения лингвистических дисциплин студентами-медиками. Особое внимание уделяется определению степени важности коммуникативных навыков врача с точки зрения современных социокультурных и социально-психологических основ взаимодействия с пациентом. В результате выделены и охарактеризованы два параллельных этапа подготовки студентов (коммуникативный и коммуникативно-профессиональный), которые направлены на формирование лингвистической компетенции на всех уровнях медицинского образования.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):109-115
pages 109-115 views

Воспитание гармонично развитой личности обучающегося в контексте современной системы школьного образования

Ахмедьянова А.Х.

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема воспитания гармонично развитой личности обучающегося в контексте современного школьного образования, раскрываются основные идеи, цели и задачи ее реализации. Обоснована авторская концепция в воспитании такой личности путем актуализации воспитывающей среды. Раскрыты структурные компоненты воспитывающей среды, которые прежде всего должны обеспечить диалог культур с целью формирования гармонично развитой личности обучающегося, соответствующей требованиям социального заказа российского общества и противостоящей глобальным тенденциям, происходящим в мире. Национальный идеал современной гармонично развитой личности обучающегося – выпускника школы – это самобытно мыслящая личность на основе знания культуры своего и других народов; реализующая себя в культуротворческой развивающей деятельности путем решения нестандартных жизненных задач; владеющая навыками коммуникации в кросс-национальной среде в условиях быстро меняющегося социума.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):116-120
pages 116-120 views

Развитие операционального компонента межкультурной компетенции обучающихся неязыковых направлений

Низкодубов Г.А.

Аннотация

Педагогическая практика показывает, что в настоящее время используется целый ряд методик, направленных на развитие межкультурной компетенции, сложность которой обусловлена ее многокомпонентной структурой и необходимостью учитывать ряд компонентов, входящих в ее состав. В структуре межкультурной компетенции особое место занимает операциональный компонент, обусловленный поиском дидактических инструментов его развития. Комплекс речевых разминочных упражнений является средством обучения, применение которого способствует развитию операционального компонента межкультурной компетенции, культурной осведомленности, а также снятию языкового барьера обучающихся неязыковых направлений. В рамках исследования авторы обращались к теоретическим и эмпирическим методам: анализу научной литературы по проблеме исследования, синтезу, конкретизации, сопоставлению, обобщению, наблюдению и педагогическому эксперименту. Практическая значимость результатов исследования заключается в раскрытии потенциала средств, способствующих развитию операционального компонента межкультурной компетенции.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):121-127
pages 121-127 views

Языкознание

Структурно-семантические особенности аббревиатур в терминологии сферы туризма (на материале английского языка)

Схаляхо Е.Н., Сасина С.А., Бричева М.М.

Аннотация

Статья посвящена исследованию структурно-семантических характеристик аббревиатур в сфере туризма. Изучение терминов и других специальных единиц в свете стремительного развития научных и профессиональных областей и появления новой специальной лексики на современном этапе актуально. Сфера туризма как отрасль экономики динамично развивается, предлагая все большее количество услуг своему потребителю. С появлением новых видов туризма возникают и новые лексические единицы в рамках данной предметной области. Ввиду постоянного пополнения лексического состава терминологии сферы туризма новая лексика требует комплексного лингвистического анализа и систематизации, что и обусловливает актуальность исследования. Аббревиация является одним из продуктивных способов словообразования в сфере туризма. Целью данного исследования стало выявление структурных и семантических особенностей английских аббревиатур, отобранных методом сплошной выборки из специализированных словарей. В исследовании авторы использовали описательный метод, метод систематизации, методы семантического и структурного анализа, а также метод количественного подсчета. Была проведена классификация материала по семантическому признаку с выделением ряда лексико-тематических подгрупп, отражающих понятийно-категориальные особенности сферы туризма. Описаны формальные характеристики аббревиатур и других сокращений в сфере туризма. Выявлены инициальные аббревиатуры, усечения различных типов, сложносокращенные единицы, сокращения с использованием неязыковых элементов. Особое внимание уделено детальному анализу структуры аббревиатур. Выявлены и описаны наиболее продуктивные синтаксические модели, по которым построены словосочетания, образующие аббревиатуры в исследуемой сфере. Было установлено преобладание многокомпонентных единиц, что обусловлено значительным количеством наименований туристических организаций, которые, следуя принципу языковой экономии, образуют инициальные аббревиатуры.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):128-135
pages 128-135 views

Особенности функционирования лексико-фразеологических предикатов со значением богатства / бедности в современном русском языке

Фэнпин С., Киселева Л.А.

Аннотация

Статья посвящена исследованию специфики употребления глагольных лексем и их фразеологических аналогов со значением богатства / бедности в современном русском языке. Актуальность работы обусловлена необходимостью детального анализа функциональной семантики данных единиц, которые составляют значительную по объему группировку внутри семантического поля предикатов социального состояния. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к рассмотрению предикатов социального состояния, что позволяет более полно осветить роль данных единиц в языковой репрезентации экономических аспектов жизнедеятельности общества. В работе использован комплекс лингвистических методов, в том числе анализ словарных дефиниций, контекстуальный анализ, стилистический анализ. Установлено, что глагольные предикаты и их фразеологические аналоги со значением богатства / бедности активно употребляются в современном русском языке, выступая важным средством выражения представлений о динамике социального состояния. Внутри микрополей «богатство» и «бедность» выделен ряд подгрупп, элементы которых акцентируют различные аспекты процессов приобретения или утраты благосостояния: их интенсивность, способы и методы достижения богатства, последствия и др. Фразеологизмы в составе анализируемых микрополей образуют оппозиции в зависимости от положительной либо отрицательной коннотации, при этом преобладают единицы второго типа.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):136-142
pages 136-142 views

Эстетическое значение слова в художественном тексте (на материале романа Саши Соколова «Школа для дураков»)

Можнова Ж.И.

Аннотация

Статья посвящена осмыслению сущности и функциональных особенностей эстетического значения слова в семантической системе художественного текста. Исследование осуществлено в русле актуального в современной лингвистике антропологического направления. Источником фактического материала послужил роман Саши Соколова «Школа для дураков». В центре внимания оказываются индивидуально-авторские компоненты смысла слова школа, вынесенного в заглавие произведения. Основными задачами исследования являются описание способов эстетического обогащения рассматриваемого слова, выявление контекстуально обусловленных комбинаторных приращений смысла, лежащих в основе эстетического значения. Главным методом исследования является контекстуальный анализ. В процессе определения индивидуально-авторских компонентов смысла используется семантико-стилистический метод. Результатом анализа стало выявление семантической многоплановости слова школа, определение его концептуальной значимости и системообразующей роли в романе Саши Соколова. Исследование эстетического значения данного слова было предпринято впервые. В итоге был сделан вывод, что автор романа обыгрывает явление полисемии. Это проявляется в актуализации семантических признаков, присущих разным значениям полисеманта и реализующихся в соответствующем контексте. Результатом такого обыгрывания является формирование эстетического значения слова школа. Важными условиями его развития являются использование автором аллюзий и прецедентных текстов, обращение к различным типам переноса наименований, переосмысление коннотативного содержания слова и актуализация его экспрессивности. Исследование показало, что анализ эстетического значения слова в семантической системе литературного произведения требует обращения к внетекстовой информации, связанной с биографией писателя, его мировоззрением, жанровыми предпочтениями и индивидуальной стилевой манерой.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):143-150
pages 143-150 views

Авторская песня как источник цитат и крылатых выражений (на материале песни Ю. Визбора «Рассказ технолога Петухова»)

Шумкина И.В.

Аннотация

В статье впервые исследуются тексты песен Юрия Визбора как источник пополнения интертекстуальной базы русской культуры. Материалом для данного исследования послужили статьи на общественно-политические темы с фрагментами припева песни Юрия Визбора «Рассказ технолога Петухова». В статье дается социокультурная и лингвопрагматическая характеристика цитат, рассматриваются их структурно-семантические трансформации в журналистских текстах. Широкое распространение фрагментов песни обусловлено исторической и культурной значимостью текста-источника и фиксацией в нем образов-символов советской эпохи. Установлено, что социокультурная значимость песни-источника позволяет журналистам использовать цитаты из нее в качестве документа эпохи. Идеологема, представленная в припеве песни известного барда, в современном публицистическом дискурсе подвергается различным интерпретациям и служит средством оценки прошлого и настоящего. Выявлено, что на основе песенных фраз в прессе реализуются противоположные коммуникативные стратегии – восхваление и дискредитация. Лингвопрагматические возможности цитат усиливаются за счет их семантических и структурных трансформаций. Были отмечены следующие виды трансформаций популярных фраз: переосмысление, двойная актуализация, лексическая замена, расширение и усечение компонентного состава, грамматические модификации, вычленение ключевых компонентов. Показано, что многократное варьирование компонентов приводит к созданию на базе выражений прецедентных моделей, фразеосхем. Вычленение ключевых компонентов привело к формированию фраземы впереди планеты всей, активно употребляющейся в современной речи. Материал исследования позволяет уточнить данные лексикографических работ и углубить представление о бардовской песне как источнике логоэпистем и прецедентных феноменов в современной языковой практике.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):151-160
pages 151-160 views

Метафорическая модель «жизнь – путь» в аспекте варьирования

Баракат К.П.

Аннотация

Целью данного исследования является анализ функционирования образа пути как одного из основных средств концептуализации жизни в свете понятия варьирования. Материалом для исследования служат текстовые примеры, извлеченные из Национального корпуса русского языка. Для достижения поставленной цели в исследовании применяются методы компонентного анализа лексических единиц, контекстуального и концептологического анализа. Результаты исследования показали, что метафора пути в русском языке представляет собой универсальную и гибкую концептуальную модель, которая обеспечивает разностороннее осмысление сложного и в высшей степени абстрактного феномена жизни. Универсальный характер данной метафорической модели обеспечивается механизмом варьирования лежащего в ее основе образа перемещения в пространстве. В процессе воспроизведения метафорического образа в речи происходит взаимодействие трех типов его варьирования: лексического, которое заключается в вовлечении в его вербализацию широкого по составу ассоциативно-семантического поля, семантического, представляющего собой актуализацию любого компонента семантической структуры концепта «Путь», и варьирования ассоциативных связей компонентов исходной ситуации с компонентами денотативной сферы жизни.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):161-169
pages 161-169 views

Англоязычная версия гастрономического путеводителя по Казани как объект лингвостилистического исследования

Борисова Е.Б., Ермакова Е.А.

Аннотация

Несмотря на наличие большого количества работ, посвященных исследованиям туристических путеводителей, гастрономическим путеводителям по России не было посвящено достаточного количества исследований, а их лингвостилистический аспект еще не получил однозначного освещения. Издания подобного рода предназначены для туристов, которые интересуются не только историческими достопримечательностями того или иного региона, но и его кулинарными традициями. В настоящей статье исследуется англоязычная версия гастрономического путеводителя по Казани. Рассматриваемый путеводитель является справочно-рекламным изданием (а именно брошюрой) с текстом с полной креолизацией, который представлен в печатном и электронном виде. Настоящий гастрономический путеводитель призван не только информировать туристов о разнообразии кулинарных традиций, но и стимулировать их интерес к дегустации местных блюд. Авторы стремятся предоставить полную информацию о каждом блюде, оказывая при этом на читателя эмоционально-эстетическое воздействие, направленное на пробуждение желания его попробовать. Достижению этой цели в полной мере способствуют различные средства и способы выражения лексического уровня языковой иерархии, такие как: метафоры, эпитеты с ярко выраженной положительной оценкой, метонимия, гипербола, синтаксические стилистические фигуры (умолчание, перифразы, риторические восклицания и вопросы, парцелляция, анафора, антитеза, употребляемые в том числе в конвергенции). Помимо вышеперечисленного, были выявлены использование различных грамматических конструкций и особое построение предложений (однородные члены, употребленные в перечислении, номинативные предложения, пассивные конструкции). Авторы-составители данного издания уделяют особое внимание детальному описанию интерьеров различных ресторанов и блюд, поскольку формирование доверительных отношений между продавцом и потребителем услуг является одним из ключевых аспектов эффективной рекламы. При этом следует признать наличие в англоязычной версии некоторых незначительных лексических ошибок, связанных с тавтологией, что является особенностью данного издания.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):170-175
pages 170-175 views

Лингводидактические особенности мультимодального дискурса: возможности и эффективность применения креолизованного текста в процессе преподавания английского языка

Малахова В.Л.

Аннотация

В статье анализируется специфика мультимодального дискурса с точки зрения его перспективности при обучении студентов английскому языку как иностранному, а именно, в процессе развития языковых и межкультурных коммуникативных компетенций студентов бакалавриата неязыковых специальностей, что является неотъемлемой составляющей их подготовки как будущих специалистов. Актуальность исследования заключается в описании мультимодального дискурса как лингвистического и дидактического явления. Целью исследования является изучение лингводидактических параметров креолизованных текстов, которые представляют собой один из типов мультимодального дискурса, и возможности их применения при формировании и развитии языковых навыков студентов. Автор описывает тексты с полной и частичной креолизацией, их особенности и роль в формировании мультимодального дискурсивного пространства. Освещены основные вербальные и невербальные компоненты и паралингвистические средства, усиливающие лингвопрагматический потенциал креолизованных текстов. Основными методами исследования являются лингвистический анализ текста, качественные и количественные методы, дедукция, обобщение. Для выявления эффективности применения мультимодального дискурса в процессе изучения и преподавания английского языка автор проводит эксперимент среди студентов бакалавриата и преподавателей. Становится возможным уточнить основные функции креолизованных текстов, использование которых способствует развитию компетенций студентов и повышению их мотивации и активности на занятиях английского языка. Представлен алгоритм работы с мультимодальным дискурсом: описаны основные этапы использования креолизованных текстов. Результаты, полученные в ходе исследования, вносят вклад в развитие теории дискурса и методики преподавания иностранных языков и могут быть практически использованы для максимальной оптимизации учебного процесса.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):176-183
pages 176-183 views

Лингвокультурная репрезентация этнического менталитета в контексте глобализации

Николаева Л.В., Камаева А.С.

Аннотация

В статье анализируется литературная репрезентация этноязыкового меньшинства каджунов в тексте произведения жанра «комикс» конца XX века. Тенденция представления малых этносов в произведениях современной популярной культуры, возникшая в условиях процесса глобализации, определяет актуальность настоящей работы. Стремление создавать уникальных и запоминающихся персонажей заставляло авторов обращаться к репрезентации особенностей различных этносов, в том числе малых. Национальный колорит, проявляющийся в образе героя через его образ, речь и т. д., давал авторам возможность говорить на темы, затрагивающие культурные сходства и различия, тем самым внося разнообразие в сюжетную составляющую произведений популярной культуры. Целью настоящего исследования является репрезентация реализации особенностей малого этноса каджунов в речи персонажа комикса. В качестве материала настоящего исследования была выбрана мини-серия комиксов Gambit 1993 года, главный действующий герой которой идентифицирует себя как каджуна. Из текста 4 глав данной мини-серии методом сплошной выборки были извлечены 300 реплик Гамбита. В дальнейшем выбранные реплики были рассмотрены с помощью применения метода лингвокультурологического анализа с целью выявления в речи исследуемого персонажа черт, свойственных культуре этнической группы каджунов. Так, наиболее выдающейся чертой, позволяющей идентифицировать Гамбита как характерного представителя этноса, является использование им каджунского диалекта английского языка или Cajun English. На фонетическом уровне особенности диалекта в репликах героя проявляются в виде искажения звучания интердентальных согласных, выпадения согласных в середине или конце некоторых слов, а также замены в части единиц фактического материала носового звука [ŋ] на стандартный [n]. Влияние на Cajun English французского языка объясняет наличие в речи Гамбита грамматических девиаций, свойственных франкофонам, а также французских лексем. Совокупность фонетических, лексических и грамматических особенностей, которые свойственны репликам героя, но не обосновываются влиянием на его речь каджунского диалекта, также поддерживают его образ коренного жителя Южной Луизианы. Таким образом, в своем первом сольном комиксе Гамбит предстает перед читателями стереотипным каджуном, чей образ изначально был построен на предубеждениях о данном этносе.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):184-192
pages 184-192 views

Структурные особенности ранней испанской печатной рекламы косметических средств (на примере продуктов фирмы Floralia в журнале La Estampa за 1928 год)

Калита О.В.

Аннотация

В статье анализируются структурные особенности первых рекламных текстов испанской прессы. Целью данного исследования является анализ базовых формальных элементов сообщений, характерных для рекламы косметических продуктов, их классификация, а также установление связей между формальной и содержательной сторонами рекламного текста. Для достижения поставленной цели был использован дескриптивный, количественно-статистический метод с элементами когнитивного, коммуникативного и лексико-стилистического анализа. В качестве источников были выбраны рекламные сообщения бренда Floralia за 1928 год, опубликованные на страницах испанского еженедельного журнала La Estampa. Новизна полученных результатов обусловлена применением современных теоретических подходов к ранним рекламным сообщениям, заложившим основы современных маркетинговых текстов. В ходе анализа было установлено, что коммуникативный успех достигался за счет: а) использования повторов отдельных структурных звеньев, б) сочетания аргументов, апеллирующих к эмоциям и сознанию читателя, в) внедрения в текст устойчивых формул наподобие речевых клише, г) использования текста в тексте, д) учета смены адресации, е) вариативности оформления заголовочного комплекса и ж) манипуляции сознанием адресата обещаниями повышения его социального статуса.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):193-201
pages 193-201 views

Дискурсивные маркеры в современной отечественной лингвистике: анализ некоторых теоретических подходов

Кулешова А.В.

Аннотация

В настоящее время дискурсивные маркеры являются объектом многочисленных лингвистических исследований, в рамках которых они изучаются с позиции различных научных теорий и подходов как в зарубежных исследованиях, так и в трудах российских ученых. Данная статья посвящена анализу и синтезу отдельных подходов изучения дискурсивных маркеров, существующих в настоящее время в отечественной лингвистике. В представленной ниже статье этот языковой феномен рассматривается с позиции социолингвистики, когнитивистики, грамматики конструкций, гендерной лингвистики, теории вежливости, а также в рамках некоторых комбинированных подходов. Цель статьи, таким образом, заключается в критическом обзоре, анализе, обобщении взглядов отечественных лингвистов, выявлении точек соприкосновения и различий в отношении обозначенного языкового явления. Поднимается проблема выделения дискурсивных маркеров наравне с другими языковыми единицами в отдельный класс или самостоятельную категорию, анализируются их характеристики и особенности функционирования в зависимости от типа дискурса. Предпринимается попытка объяснения различных вариантов терминологической номинации дискурсивных маркеров, сравниваются их классификации и типологии в обозначенных теоретических подходах. В статье делается заключение об отсутствии связи между теоретическим подходом и выбором термина для обозначения анализируемого языкового явления. Автор отмечает недостаточность одного критерия для типологизации дискурсивных маркеров ввиду многогранности их природы, а также полифункциональности. Автор также указывает на сложность создания единой классификации дискурсивных маркеров, однако видит в этом перспективу дальнейших исследований данного феномена, как и особенности его функционирования в различных дискурсивных практиках.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):202-210
pages 202-210 views

Классификация и прагмалингвистические характеристики жанра короткого вертикального видео в немецкоязычном образовательном дискурсе

Гончарова М.А.

Аннотация

В статье рассматривается новый формат видео, ставший чрезвычайно популярным благодаря своим лингвопрагматическим характеристикам, которые идеально соответствуют «клиповому» мышлению. Будучи чрезвычайно популярными в социальных сетях, такие видео остаются малоизученными с лингвистической точки зрения. Несмотря на недолгую историю существования, короткие вертикальные видео в рамках современного образовательного дискурса обнаруживают характеристики сформировавшегося жанра, демонстрируя креативность пользователей и их способность адаптировать формат под образовательные цели. В работе выявляются жанроопределяющие (формальные) и жанрообразующие (функциональные) параметры ВК Клипов и предлагается их классификация. В соответствии с конкретными коммуникативными целями выделяются развлекательно-образовательные, экспертные (методические, страноведческие, языковые) и презентационно-образовательные (презентующие языковой материал и презентующие речевые ситуации) короткие вертикальные видео. Поджанры ВК Клипов рассматриваются как мультимодальные тексты, а их особенности описываются с точки зрения использования различных семиотических кодов и каналов передачи информации с использованием метода дискурсивного анализа, элементов метода мультимодальной транскрипции А. Болдри и П. Тибалта и комплексного полисемиотического подхода И. Гамбье. Развлекательно-образовательные видео выполняют рекламную функцию, они малочисленны, не имеют общих характерных особенностей, кроме формальных. В центре экспертных видео находится фигура блогера, задача которого – удержать внимание аудитории с помощью содержания сообщения и своих ораторских способностей. Особая роль придается вербальному лингвистическому и невербальному паралингвистическому кодам, другие коды используются минимально. В презентационно-образовательных ВК Клипах, напротив, активно используются разнообразные коды и модальности, при этом материал не объясняется, а лишь презентуется.

Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2025;31(1):211-221
pages 211-221 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».