Поддержание экономики после пандемии: опыт зарубежных стран
- Авторы: Дорохин А.Г.1
-
Учреждения:
- Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы
- Выпуск: № 3 (49) (2020)
- Страницы: 48-55
- Раздел: Наука и инновации
- URL: https://bakhtiniada.ru/2541-8580/article/view/278304
- ID: 278304
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Проведен анализ мер государственной поддержки экономики, реализованных в период пандемии COVID-19 в ключевых для России странах-партнерах – членах Европейского Союза. В частности, финансовую поддержку в этих государствах получают предприятия малого и среднего бизнеса независимо от доли участия в них иностранного капитала. В России доступ к аналогичным видам поддержки ограничен для ряда компаний с иностранным участием, несмотря на то, что они соответствуют критериям субъектов малого и среднего предпринимательства. Между тем подобные компании вносят значительный вклад в экономику столичного региона. В статье описаны возможные меры, которые могут помочь наиболее пострадавшим малым и средним предприятиям с иностранным участием, осуществляющим свою деятельность на территории нашей страны. Эти меры позволят организациям продолжить работу и будут способствовать развитию экономики Москвы и России в целом[1].
[1] О поддержке предпринимателей в столице, в том числе в период пандемии, рассказал руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы А. А. Фурсин: Фурсин А. А. Актуальный диалог между городом и бизнесом в Москве // Вестник Университета Правительства Москвы. 2020. № 2. С. 5–10. – Прим. ред.
Ключевые слова
Полный текст
В конце 2019 г. началась эпидемия новой коронавирусной инфекции COVID-19. Уже весной 2020 г. она превратилась в пандемию, унесшую жизни сотен тысяч человек во всем мире. Введенные карантинные меры оказали мощное воздействие на социально-экономическое развитие многих государств, особенно в Европейском Союзе. В течение двух-трех месяцев полностью или частично (в зависимости от страны) была ограничена деятельность большинства предприятий сферы услуг, торговли, производственной отрасли. Буквально целые направления экономической деятельности приостановили свою работу. Сократилось и потребление со стороны конечных покупателей, нарушились цепочки товарных поставок. Как следствие, во главу угла был поставлен поиск путей преодоления негативных тенденций в экономике, вызванных пандемией COVID-19, а также стабильного и устойчивого восстановления пострадавших экономик.
Россия и Москва поддерживают тесные экономические контакты с большинством стран мира, но особенно важны отношения с нашими естественными торгово-экономическими партнерами – странами Европы. В этой связи очевидно: необходимо и полезно проанализировать работу европейских государств в сфере поддержания внутренней экономики и преодоления последствий, вызванных пандемией. Особенно интересны подходы ведущих европейских партнеров столицы – Франции, Италии, Австрии, которые традиционно являются источниками новых технологических решений и инвестиционных ресурсов.
К середине 2020 г. Федеральное правительство Австрии выделило 38 млрд евро на меры по противодействию негативным явлениям в экономике, вызванным распространением вируса COVID-19 [11]. Предприятиям, пострадавшим от введенного режима самоизоляции, закрытия границ, запрета на массовые мероприятия, государство предоставляет гарантии на 90% суммы банковского кредита для устранения дефицита ликвидности в период с 1 марта по 30 сентября 2020 г. [13]. Объем гарантированного кредита не может превышать 25% годового оборота компании или 120 млн евро. Кредит должен быть выдан на срок до пяти лет и может быть продлен еще на пять лет. Процентная ставка кредита не превышает 1%. Лимит общей суммы государственных гарантий по кредитам и компенсаций постоянных издержек установлен в объеме 15 млрд евро.
Введены налоговые льготы, в частности: сокращена (вплоть до нуля) предоплата по подоходному (корпоративному) налогу за 2020 г. и появилась возможность отсрочки или рассрочки налоговых платежей (при обращении компаний решения принимаются в индивидуальном порядке), отменены штрафы и пени за просрочку.
В федеральной земле Вена для предприятий с годовым оборотом менее 5 млн евро предоставляются гарантии по банковским кредитам на сумму от 5 тыс. до 350 тыс. евро, а для предприятий с годовым оборотом от 5 млн евро – от 50 тыс. до 500 тыс. евро [9]. Австрия поддерживает создание и расширение онлайн-магазинов на малых и микропредприятиях в сфере местного снабжения, творчества и персональных услуг. Помощь получают ведущие компании всех отраслей, которые важны для поддержания идентичности города Вены, известны за ее пределами и обеспечивают соответствующее количество рабочих мест [7]. В австрийской столице также запущена программа Innovate4Vienna. Она предназначена обеспечить быструю и эффективную реализацию связанных с COVID-19 проектов по производству и разработке медицинских приборов, программного обеспечения, защитного оборудования, средств гигиены и дезинфекции, инструментов для социального дистанцирования, расширения диагностических возможностей или логистических решений. В качестве финансовой помощи предоставляется субсидия, составляющая 75% документированных затрат на персонал и материалы. Максимальный объем поддержки проекта – 200 тыс. евро; максимальная продолжительность его реализации – шесть месяцев; минимальный бюджет – 10 тыс. евро [10].
Правительство Франции в рамках борьбы с последствиями коронавируса объявило о привлечении 345 млрд евро для поддержки экономики. Из них 300 млрд евро – это государственные гарантии кредитов, в первую очередь для предприятий малого и среднего бизнеса [12]. До 31 декабря 2020 г. предприятия Франции всех типов, размеров и юридической формы могут обратиться в свой банк за ссудой, гарантированной государством, для поддержания денежного потока. В первый год проценты за кредит не взимаются. Компания может погасить задолженность в течение максимум пяти лет [5]. Также банки приняли решение отложить на шесть месяцев погашение кредитов компаниями без применения штрафных санкций.
Компании с оборотом менее 1,5 млрд евро и численностью сотрудников до 5 тыс. человек для получения финансовой помощи могут напрямую обратиться в свой банк. Для молодых и инновационных предприятий предусмотрена возможность брать нескольких кредитов при условии, что они в сумме не превышают 25% их оборота или двухгодичного фонда оплаты труда [5]. Компании с оборотом более 1,5 млрд евро и численностью свыше 5 тыс. сотрудников сначала обращаются в свои банки, чтобы получить предварительное разрешение. Затем компании направляют запрос в Казначейство Франции. Государственная гарантия предоставляется в индивидуальном порядке в соответствии с распоряжением министра экономики и финансов Франции.
Одновременно сохраняются меры поддержки государственным инвестиционным банком Bpifrance. Гарантия малым и средним предприятиям распространяется на займы (для временного восполнения недостатка оборотных средств) продолжительностью 12–18 месяцев, а перенос сроков выплат относится к займам, полученным начиная с 16 марта [5].
Вторая часть объема финансовой помощи в размере 45 млрд евро предусмотрена для прямой помощи предприятиям [8], в том числе:
- 35 млрд евро – на отмену или отсрочку уплаты социальных взносов. Отсрочка предоставляется на три месяца без штрафных санкций. На конец мая 2020 г. почти 380 тыс. предприятий подали заявки;
- 8 млрд евро – на покрытие расходов, сопровождающих перевод сотрудников на частичную занятость. Компания выплачивает своим работникам вознаграждение в размере 70% общей заработной платы;
- 2 млрд евро – на прямую помощь микропредприятиям через Фонд солидарности. Эта поддержка ориентирована на компании, оборот которых в апреле 2020 г. снизился на 50% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года или месячный оборот (в апреле) оказался в среднем ниже среднего оборота в 2019 г.
В индивидуальном порядке рассматриваются запросы компаний на заморозку или урегулирование налоговой задолженности (налога на прибыль и территориального налога – La contribution économique territorial) [2].
Президент Франции Э. Макрон 16 марта 2020 г. объявил об отсрочке выплаты арендной платы, оплаты счетов за воду, газ и электричество для микропредприятий, находящихся в затруднительном положении [1]. Для получения отсрочки запрос направляется поставщику коммунальных услуг и арендодателю.
Дополнительно в случае возникновения проблемы с реструктуризацией долгов, отсрочкой тех или иных платежей государство безвозмездно предоставляет предприятиям финансового (юридического) посредника, который будет вести переговоры с финансовыми и прочими учреждениями.
По предложению Министерства экономики и финансов Франции прямая поддержка бизнесу к концу 2020 г. может увеличиться с 45 млрд до 110 млрд евро. Предполагается выделить 20 млрд евро примерно 20 крупнейшим стратегическим предприятиям, в том числе авиакомпании Air France.
Если посмотреть на общие показатели экономического развития одной из ключевых стран Европейского Союза – Франции в период пандемии, то можно отметить: валовой внутренний продукт (ВВП) снизился примерно на 6% в первом квартале 2020 г., согласно оценке, опубликованной Банком Франции [6]. С учетом того что ВВП в четвертом квартале 2019 г. снизился на 0,1% (по данным Insee [3]), Франция технически находится в рецессии уже в течение шести месяцев. Это худший квартальный показатель, зафиксированный в стране с момента окончания Второй мировой войны (рис. 1).
Рис. 1. Квартальный рост ВВП Франции в 1949–2020 гг. (источник: Insee, www.insee.fr)
По оценкам Министерства экономики и финансов Франции, государственный долг в конце 2020 г. превысит символический порог, равный 100% ВВП, и достигнет 112%. То же касается и дефицита бюджета: 3,9% от ВВП, или 170 млрд евро, вместо ранее планируемых 2,2% от ВВП, или 93 млрд евро. Согласно экспертным оценкам, общие недополученные налоговые поступления составят примерно 37 млрд евро.
Как показал опрос примерно 8,5 тыс. французских компаний, пандемия коронавируса и карантин привели к снижению активности в экономике Франции на 32%. Наиболее пострадали такие секторы, как строительство (падение экономической активности на 75%), торговля, транспорт, отельный бизнес и общественное питание (падение на 67%). Производственной отрасли также нанесен существенный ущерб (с потерей активности почти на 50%), равно как и рыночным услугам (приблизительно на 33%). Менее затронуты оказались секторы, на которые приходится чуть менее половины ВВП, – сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, коксование, переработка и производство энергии, финансовые услуги и сфера недвижимости.
В целом, по оценкам Международного валютного фонда, ВВП ведущих стран Еврозоны сократится к концу 2020 г. (рис. 2).
Рис. 2. Прогноз изменения ВВП стран – лидеров ЕС к концу 2020 г. [14]
Среди стран ЕС наиболее пострадала от пандемии Италия. Жесткие карантинные меры на протяжении почти трех месяцев, безусловно, крайне негативно сказались на ее экономике. Лишь в начале июня 2020 г. началось постепенное возвращение жизни общества к нормальному режиму. Ключевым моментом для Италии стало принятие системы экстренных мер поддержки экономики. В конце марта 2020 г. специальным декретом Совета министров Итальянской Республики было зарезервировано 25 млрд евро на ликвидацию последствий вспышки коронавируса. Из них 3,5 млрд направлено на финансирование национальной системы здравоохранения и гражданской защиты, 10 млрд – на поддержку занятости, защиты труда и доходов, в том числе 4,6 млрд евро определено в Фонд заработной платы. Также за март – апрель 2020 г. семьям с детьми до 12 лет выделен «бебиситтер-ваучер» в размере 600 евро, и в течение всего 2020 г. для каждого из родителей доступен внеочередной отпуск на 15 дней.
В мае 2020 г. в соответствии с декретом Совета министров правительство выделило 400 млрд евро для поддержки предприятий в условиях эпидемии [9]. Из них 200 млрд – компаниям, работающим на внутреннем рынке, и 200 млрд – экспортным. Механизм осуществления поддержки предусматривал предоставление государственной гарантии банкам, выдающим кредиты посредством привлечения ресурсов государственного экспортно-кредитного агентства SACE SIMEST и группы Cassa Depositi e Prestiti.
Кроме того, Совет министров утвердил так называемый Декрет перезапуска – дополнительный пакет мер на сумму 55 млрд евро [4]. Он предусматривает, что субъектам хозяйственной деятельности и индивидуальным предпринимателям, включая сельскохозяйственные и торговые компании, кооперативы с оборотом не более 5 млн евро, предоставляется невозмещаемая субсидия. Компании получают ее при условии, что оборот за апрель 2020 г. составил менее 2/3 объема за апрель 2019 г. Для субъектов, начавших свою деятельность в период с 1 января 2019 г., субсидия выплачивается независимо от объемов снижения оборота в апреле 2020 г. Субсидия не входит в налогооблагаемую базу для уплаты подоходного налога и предоставлена Агентством по налогам во второй половине июня 2020 г. посредством прямого аккредитива на банковский или почтовый текущий счет бенефициара. Компании и индивидуальные предприниматели с годовым объемом доходов до 250 млн евро освобождаются от уплаты остатка налога IRAP за 2019 г. и аванса (40% от годовой суммы) за 2020 г. Обязательства по выплате аванса за 2019 г. остаются в силе.
Субъектам хозяйственной деятельности, работникам искусства, которые потеряли в марте–мае 2020 г. доход, превышающий 50% от дохода за март–апрель 2019 г., предоставляется налоговый кредит в размере 60% месячной суммы арендных платежей за недвижимость нежилого назначения, предназначенную для коммерческой, ремесленной, сельскохозяйственной, туристической деятельности или обычной профессиональной деятельности индивидуальных предпринимателей.
В Италии было также принято решение об учреждении Фонда трансфера технологий при Министерстве экономического развития Италии. Работа фонда нацелена на продвижение инициатив и привлечение инвестиций в сферу внедрения результатов исследований на предприятиях с особым акцентом на развитие инновационных стартапов.
В России с учетом международного опыта, прежде всего европейского, был разработан масштабный комплексный план восстановления экономики. Он должен обеспечить выход страны из текущей стагнации на 2,5%-ю траекторию роста уже к концу 2021 г. В то же время планируемые меры поддержки российской экономики пока не затрагивают малые и средние предприятия со значительным иностранным участием в уставном капитале. Однако подобные компании являются важным звеном столичной экономики. К ним относятся как структуры малого и среднего предпринимательства (МСП), так и крупные московские и общефедеральные торговые компании, промышленные предприятия и т. д. Надо отметить, что в ЕС нет экономической сегрегации предприятий и фрагментации оказываемой им помощи по признаку преобладания иностранного участия в капитале компании. (Согласно рекомендации Европейской Комиссии от 06.05.2003, в ЕС при установлении критериев отнесения европейских предприятий к субъектам МСП не учитывается фактор национального происхождения капитала учредителей-участников – предприятий-партнеров и связанных предприятий.) В нашей стране на федеральном уровне, конечно, следует принять во внимание упомянутый европейский опыт.
В текущих условиях для подбора оптимальных мер поддержки предпринимательства Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы организовал мониторинг экономического положения компаний с участием зарубежного капитала в период карантинных ограничений. Департамент совместно с ключевыми торгово-промышленными палатами с иностранным участием провел массовый опрос компаний – членов данных структур. Названные торгово-промышленные палаты объединяют около 5 тыс. предприятий с иностранным капиталом.
По результатам анализа более 90% обследованных функционирующих в Москве предприятий испытали в период ограничений значительные экономические трудности, связанные с падением товарооборота, сокращением поставок сырья и комплектующих, резким уменьшением объемов продаж. Это вызвало объективное снижение фонда оплаты труда сотрудников. В частности, от 20 до 30% компаний (в зависимости от страны расположения материнской организации) имеют существенные задолженности по заработной плате, налогам, арендным платежам. Более 90% респондентов отметили значительные потери выручки и товарооборота. Около 10% предприятий были вынуждены уволить часть сотрудников. Фонд оплаты труда сократился на 35–60%. Свыше 60% опрошенных столкнулись со сбоями в цепочках поставок, ограничением производственных процессов или с частичной (полной) остановкой производства. Если экстраполировать результаты анализа финансовых потерь, понесенных компаниями – участниками опроса, на большинство зарегистрированных в Московском регионе предприятий с зарубежным участием, то сумма их потерь может составить миллиарды евро.
По результатам опроса, более 85% респондентов высказались за равную доступность государственной поддержки для МСП с иностранным участием, созданных в соответствии с российским законодательством, и для иных российских компаний данной сферы.
Предприятия с участием зарубежного капитала, которые по размеру получаемых доходов и численности своего персонала аналогичны субъектам МСП, находятся в особо неблагоприятном положении. В самом деле, сегодня наше государство активно организует поддержку МСП. Однако действующими нормами Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены ограничения на предоставление статуса субъекта малого и среднего предприятия ряду компаний с иностранным участием. Так, данный статус не могут получить российские хозяйственные лица с иностранным участием в том случае, если доля иностранного участника в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью превышает 49% или он владеет более чем 49% голосующих акций акционерного общества. Лимит на максимальную долю участия иностранного капитала в российском хозяйственном обществе не учитывается, только если материнская компания соответствует критериям среднего бизнеса в части среднесписочной численности сотрудников и дохода от предпринимательской деятельности, полученного за прошлый год. Однако такое исключительное правило не применяется автоматически. Иностранному участнику необходимо истребовать в стране происхождения определенный пакет документов, посредством которого можно доказать соответствие иностранной компании критериям малого и среднего предприятия. К сожалению, в текущих условиях собирать, заверять и легализовывать документы весьма затруднительно и затратно.
На фоне экономической рецессии, вызванной пандемией, которая затронула весь мир, в Московском регионе наблюдается тенденция к частичной или полной остановке деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Отчасти она обусловлена тем, что иностранные материнские компании активно проводят политику сокращения и оптимизации собственных издержек и затрат. Они не в состоянии сейчас и в обозримом будущем оказывать финансово стабилизирующее воздействие на деятельность своих российских дочерних предприятий. Следует отметить, что в России наибольшее количество небольших компаний с иностранным участием зарегистрировано именно в столичном регионе. Их закрытие приведет не только к массовым сокращениям работников и служащих, но и к потере многих отлаженных производственных цепочек и каналов внедрения передовых зарубежных технологий и технических решений. Очевидно, что в описанных условиях для Москвы весьма актуален вопрос о доступности мер государственной поддержки предприятий с иностранным участием (и возможности их включения в Единый реестр субъектов МСП), которые в настоящее время по формальным основаниям не соответствуют установленным критериям.
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы совместно с Департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы выступил с инициативой внести в действующее законодательство, регулирующее МСП, изменения. Они позволят снять долевое ограничение на участие иностранного капитала в небольших российских компаниях (за исключением иностранных юридических лиц, зарегистрированных в офшорных зонах). Такой подход, кроме достижения своей непосредственной цели, будет способствовать выравниванию российских и общеевропейских критериев, по которым хозяйствующий субъект относят к МСП.
В настоящее время указанные предложения находятся в активной проработке Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Принятие этой законодательной инициативы позволит снизить негативные экономические последствия пандемии и учесть важный европейский опыт поддержки экономики и социально-экономического развития.
Об авторах
А. Г. Дорохин
Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru
начальник Управления внешнеторговой аналитики и связей с международными организациями, кандидат экономических наук
Россия, МоскваСписок литературы
- «Мы на войне»: Макрон объявил о чрезвычайных мерах во Франции для борьбы с коронавирусом // RFI. Франция. 16.03.2020. URL: http://rfi.my/5ZIm (дата обращения: 26.08.2020).
- Aides financières aux TPE, PME, artisans: comment en bénéficier face au coronavirus? // FranceSoir. Accueil. Société. Economie. 23.03.2020. URL: http://www.francesoir.fr/aides-et-mesures-economiques-pour-tpe-pme-artisans-comment-beneficier-des-aides-financieres-pour-faire-face-au-coronavirus (дата обращения: 20.06.2020).
- Au premier trimestre 2020, le PIB chute de –5,8% / Institut national de la statistique et des études économiques. 30.04.2020. URL: https://www.insee.fr/en/statistiques/4485646 (дата обращения: 20.06.2020).
- Comunicato stampa del Consiglio dei Ministri n. 45 «COVID-19, misure urgenti per la salute, l’economia, il lavoro e le politiche sociali» / Governo Italiano. Presidenza del Consiglio dei Ministri. 14.05.2020. URL: http://www.governo.it/it/articolo/comunicato-stampa-del-consiglio-dei-ministri-n-45/14602 (дата обращения: 20.06.2020).
- Coronavirus: Bpifrance active des mesures exceptionnelles de soutien aux entreprises // Bpifrance. 10.06.2020. URL: https://www.bpifrance.fr/A-la-une/Actualites/Coronavirus-Bpifrance-active-des-mesures-exceptionnelles-de-soutien-aux-entreprises-49113 (дата обращения: 19.06.2020).
- De Guigné A. Le coronavirus va amputer la croissance «de plusieurs dixièmes de point» en 2020 // Le Figaro. 09.03.2020. URL: https://www.lefigaro.fr/politique/le-coronavirus-va-amputer-la-croissance-de-plusieurs-dixiemes-de-point-en-2020-20200309 (дата обращения: 20.06.2020).
- EXHAUSTED: Vienna Online // Vienna Business Agency. URL: https://viennabusinessagency.at/foerderungen/programme/wien-online-133 (дата обращения: 19.06.2020).
- Fonds de solidarité pour les entreprises, indépendants, entrepreneurs // impots.gouv.fr / Direction générale des Finances publiques. URL: https://www.impots.gouv.fr/portail (дата обращения: 20.06.2020).
- Fonte G. Italy Announces Guarantees for Bank Loans Worth over 400 bln Euros // Reuters. Bonds News. 06.04.2020. URL: https://www.reuters.com/article/health-coronavirus-italy-decree/update-1-italy-announces-guarantees-for-bank-loans-worth-over-400-bln-euros-idUSL8N2BU5T8 (дата обращения: 20.06.2020).
- Innovate4Vienna // Vienna Business Agency. URL: https://viennabusinessagency.at/funding/programs/innovate4vienna-135 (дата обращения: 19.06.2020).
- Knolle K. Austria Launches 38 Billion Euros Aid Fund, Border Checks with Germany // Reuters. Business News. 18.03.2020. URL: https://www.reuters.com/article/us-health-coronavirus-austria/austria-launches-38-billion-euros-aid-fund-border-checks-with-germany-idUSKBN21536M (дата обращения: 19.06.2020).
- L’activité de votre entreprise est impactée par le Coronavirus COVID-19. Quelles sont les mesures de soutien et les contacts utiles pour vous accompagner? // economie.gouv.fr [веб-сайт]. 02.06.2020. URL: https://www.economie.gouv.fr/files/files/PDF/2020/Coronavirus-MINEFI-10032020.pdf (дата обращения: 19.06.2020).
- Produktübersichtsseite für Bürgschaften // WKBG. URL: https://www.wkbg.at/buergschaftsbank-wien-kredite (дата обращения: 19.06.2020).
- World Economic Outlook. April 2020: The Great Lockdown / International Monetary Fund. Р. 20. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WEO/Issues/2020/04/14/weo-april-2020 (дата обращения: 20.06.2020).
