Влияние управленческих решений на качество и безопасность медицинской помощи
- Авторы: Царанов К.Н.1, Тарбастаев А.Г.1, Комолова О.А.1
-
Учреждения:
- Университет Правительства Москвы
- Выпуск: № 3 (65) (2024)
- Страницы: 49-54
- Раздел: Повышение квалификации государственных служащих
- URL: https://bakhtiniada.ru/2541-8580/article/view/274777
- ID: 274777
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В России один из приоритетов в государственном управлении сегодня – качество медицинской помощи гражданам. Высокий уровень безопасности медицинской деятельности – это основной признак качественного медицинского обслуживания и развитости системы государственного здравоохранения. В Университете Правительства Москвы запущена программа дополнительной профессиональной подготовки заместителей руководителей медицинских учреждений. Слушатели учатся анализировать факторы, негативно влияющие на принятие административных решений, и действовать так, чтобы снизить риск «управленческого вреда». Обучающиеся узнают о принципах и методиках построения системы информирования об ошибках в рабочих процессах и осваивают умения создавать безопасный климат для своих команд.
Полный текст
Обеспечение безопасности медицинской деятельности является приоритетным направлением государственной политики во всем мире. В России качество работы медицинских учреждений и оказания медицинской помощи гражданам – среди главных приоритетов государства [1]. Одна из важнейших задач в области медицины и здравоохранения в Российской Федерации – «соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий» [1]. В Москве действует городская программа «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)», направленная на улучшение здоровья жителей российской столицы [2]. В числе задач данной государственной программы – «обеспечение государственной системы здравоохранения города Москвы высококвалифицированными кадрами, повышение уровня мотивации медицинских работников, ликвидация кадровых диспропорций в государственной системе здравоохранения города Москвы» [1]. В такой формулировке заложены необходимость непрерывного обучения руководителей и кадрового резерва медицинских организаций, повышение их компетенций по работе с персоналом, управленческих навыков, развитие их универсальных компетенций, привитие культуры безопасности.
Достижение масштабных целей, обозначенных в вышеназванных документах, зависит от множества управленческих решений, принимаемых не только на федеральном и региональном, но и на локальном уровне в медицинских организациях отечественной системы здравоохранения. Поскольку в России совершенствование системы управления качеством медицинской помощи уже стало частью национальной идеи развития системы здравоохранения [4, c. 5], немаловажен вопрос о том, какие потенциальные драйверы в сфере управления способны значительно стимулировать прогресс отечественной медицины и здравоохранения.
Процесс принятия управленческих решений в медицинской организации, оценка качества управленческих решений и, как следствие, их влияние на рабочие процессы пока недостаточно исследованы [3, с.14; 6; 8, с. 94]. Между тем управленческие решения часто имеют «каскадные» последствия, оказывая влияние и на пациентов, и на персонал. Некоторые управленческие решения влияют на всю систему здравоохранения.
Авторы в течение нескольких лет изучают управленческую практику российских медицинских учреждений. Опыт взаимодействия с руководителями медицинских организаций Москвы позволяет им сделать вывод: развитие сферы здравоохранения находится в прямой зависимости от умения руководителей распознавать факторы, влияющие на принятие ими управленческих решений. Надо признать, что данная компетенция сегодня нуждается в развитии у персонала больниц и поликлиник. Выбор, сделанный при недостаточной информированности, может нести серьезные риски и причинить «управленческий вред».
Руководители организаций часто воспринимают внедряемое изменение как позитивное, независимо от того, приводит оно к желаемому результату или нет. В некоторых случаях принятые решения оказываются малоэффективными или неверными, при этом обратную связь руководитель не получает ни от сотрудников, ни от коллег. В итоге из-за отсутствия нужной информации об обратимом или предотвращенном ущербе от причиненного «управленческого вреда» страдает качество врачебной практики. Если в учреждении не налажены механизмы коммуникации о принятых управленческих решениях, нет утвержденных и согласованных всем коллективом способов передавать сведения об ошибках в рабочих процессах, ситуация усугубляется. Между командами будет нарушен обмен полезной информацией, снижен уровень доверия, что помешает совместному избавлению от ошибок, затрагивающих организацию в целом.
Стремление избежать конфликта из-за несогласия с тем или иным решением или действием, боязнь взыскания за совершенную ошибку в работе нередко приводят к неблагоприятным последствиям для всей системы, в том числе негативно влияют на лечение пациентов. Не многие сотрудники могут высказаться, выразить обеспокоенность возможными рисками. В ряде организаций несовершенны или практически отсутствуют механизмы идентификации нарушений в рабочих процессах и каналы обратной связи. Названные черты администрирования характерны для коллективов, которые нуждаются в более развитой культуре безопасности и комфортном социально-психологическом климате для выстраивания эффективных коммуникаций в команде.
Другая группа факторов, влияющих на принятие решений, – те, которые воздействуют непосредственно на управленца. Руководители, с одной стороны, ограничены правилами и регламентом, принятыми в организации, или корпоративными интересами, в том числе финансовыми. С другой стороны, они могут ощущать давление неопределенности. Управленческие решения иногда обусловлены краткосрочными индивидуальными выгодами, при этом не взяты в расчет долгосрочные негативные последствия для пациентов и для отрасли в целом. Перечисленные мотивы и причины, влияющие на принятие решений, руководителю необходимо знать, выявлять и учитывать в своей работе.
Все шире в мире в медицинских организациях вводится практика изучения и оценки воздействия профессионального выгорания, вовлеченности сотрудников и пациентов, степени усвоения корпоративных ценностей персонала на принятие управленческих решений [5, с. 3; 7, с. 153]. На основе анализа этих данных руководители принимают взвешенные управленческие решения, которые лежат в основе качественной медицинской помощи и эффективности организации.
Университет Правительства Москвы совместно с Департаментом здравоохранения города Москвы с 2014 г. проводит обучение руководителей медицинских организаций российской столицы. В стенах вуза реализуется программа профессиональной переподготовки «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», специализация «Управление в здравоохранении». Весной 2024 г. университет запустил обновленный вариант программы. Авторы рассматривают освоение этой программы как один из путей профилактики «управленческого вреда» и развития культуры безопасности в российских медицинских организациях.
Отличие между двумя названными программами в том, что первая рассчитана на главных врачей и на системное управление. В центре внимания – стратегическое развитие организации в масштабе всей сферы здравоохранения страны. Рассматриваются главным образом место и роль больницы в системе, а не конкретные рабочие процессы. Вторая программа ориентирована на заместителей главных врачей и заведующих и подразумевает управление процессами и людьми в пределах медицинского учреждения. На первом месте находятся процессы обслуживания обратившихся людей, взаимодействие с врачами, коммуникация линейного персонала и его подготовка. Управленцы приобретают умение анализировать возможные варианты решений, чтобы с наибольшей вероятностью избегать причинения «управленческого вреда», так как именно на этом уровне управления риски наиболее высоки.
При подготовке программы авторы в качестве основы для построения взяли утверждения, отобранные из многолетней практики управления медицинскими организациями. С этими высказываниями слушатели работают в течение всей программы, рассматривая собственные ложные убеждения и ошибки мышления, обучаясь продуктивно избавляться от неверных установок.
Первое утверждение: контролировать качество и безопасность могут внешние организации, а обеспечивать качество и безопасность медицинской помощи могут только сотрудники медицинской организации.
Выпускники программы Университета Правительства Москвы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)» в сфере здравоохранения (фото А. Красавина, 2023 г.)
Пакет нормативных правовых документов в России для осуществления контролирующих функций в медицинской сфере проработан достаточно хорошо. Медики его изучают в рамках образовательных программ. Однако не составлены однозначные и ясные нормативные регламенты, позволяющие организовывать оказание качественной и безопасной медицинской помощи. Нет и соответствующих стандартизированных образовательных программ. Поэтому фокус в обучении слушателей новой программы смещен в сторону следующего набора знаний, умений и навыков:
- навык поддержания информационной прозрачности рабочих процессов и процесса отслеживания результатов;
- умение формировать механизмы обратной связи;
- умение разрабатывать стратегии поддержания процессов принятия решений, оптимальных для работы медицинской организации;
- умение выстраивать процессы принятия решений и вводить систему тайм-аутов для повторного анализа ситуации;
- умение назначать ответственных за принятие решений в периметре определенных рабочих процессов;
- умение развивать систему обучения сотрудников медицинской организации;
- умение принимать решения и брать на себя ответственность;
- умение применять социально-психологические методы управления для улучшения качества медицинской помощи.
Второе утверждение: обеспечение качества и безопасности медицинской помощи невозможно без позитивного социально-психологического климата в организации – климата безопасности.
Климат безопасности в медицинской организации – это отношение сотрудников к безопасности пациентов, которое складывается из личных убеждений, на основе восприятия качества рабочих процессов. Сложившееся отношение руководители могут поддерживать для снижения количества неблагоприятных событий.
Управление должно быть человекоцентричным: руководитель медицинской организации должен принимать решения с учетом потребностей и социально-психологических характеристик пациентов и сотрудников. Поэтому слушатели программы учатся:
- принимать культуру психологической безопасности сотрудников и поощрять открытые дискуссии для решения проблем и формирования позитивного социально-психологического климата безопасности;
- изучать ценности сотрудников;
- вовлекать пациентов и их родственников в принятие решений, использовать истории пациентов в медицинском обслуживании;
- артикулировать, вербализировать (проговаривать словами) руководящие принципы и корпоративные ценности для инклюзивного принятия административных решений1 персоналом;
- использовать управленческие инструменты для улучшения качества оказания медицинской помощи.
Третье утверждение: обеспечить профилактику возникновения предотвратимых неблагоприятных событий сложнее, чем создать стандарты операционных процедур.
Практика успешных управленческих решений на уровне медицинской организации складывается из нескольких компонентов. Упомянутый выше человекоцентричный подход к принятию решений подразумевает привлечение сотрудников к обсуждению возможных вариантов управленческих решений и возникающих при этом рисков. Важно создавать такую возможность для персонала. Необходимо также настроить обратную связь с сотрудниками, причем отладить ее надо в таком формате, чтобы получаемую информацию можно было оформить в измеряемые показатели. Например, оценивать частоту той или иной ошибки в рабочем процессе, чтобы понять, как ее устранить.
Когда в рабочих процессах возникают ошибки, о них нужно говорить открыто. Замалчивание негативных событий, недочетов – то, что лишает команду шанса стать лучше. Сотрудничество на всех уровнях коммуникации в медицинской организации (руководителей, медицинского и немедицинского персонала, пациентов и их родственников) служит гарантом качества будущих управленческих решений. Понимание этой логики помогает слушателям программы начать использовать в собственной практике проактивный подход к оценке и принятию административных решений. Они осознают необходимость внедрения системы отчетности об ошибках в своем учреждении, которая позволит отслеживать недостатки в работе и учиться исправлять их на всех уровнях. Руководители, прошедшие обучение, стремятся развить культуру доверия в медицинской организации, поддерживают партнерство в принятии решений между врачами, медсестрами и немедицинским персоналом.
В настоящее время в нашей стране уже есть примеры медицинских организаций, в которых руководители направленно улучшают социально-психологический климат и налаживают систему отслеживания ошибок в работе своих команд. Эти действия помогают сбору наиболее полных сведений для принятия взвешенных управленческих решений. Развитая культура информирования, в которой каждому сотруднику гарантированы справедливое отношение, сохранение достоинства и соблюдение прав, – основа высокого качества медицинской помощи для горожан и безопасности медицинской деятельности.
1 Инклюзивное принятие решений – значит с активным участием всех, на кого они влияют.
Об авторах
К. Н. Царанов
Университет Правительства Москвы
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@mguu.ru
начальник Управления развития отраслевых образовательных программ, кандидат медицинских наук
Россия, МоскваА. Г. Тарбастаев
Университет Правительства Москвы
Email: info@mguu.ru
начальник сектора исследований и разработок отраслевых образовательных программ, кандидат медицинских наук
Россия, МоскваО. А. Комолова
Университет Правительства Москвы
Email: info@mguu.ru
Начальник Центра программ МРА в здравоохранении
Россия, МоскваСписок литературы
- Указ Президента Российской Федерации от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Постановление Правительства Москвы от 04.10.2011 № 461-ПП (ред. от 21.03.2023) «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие здравоохранения города Москвы (Столичное здравоохранение)». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
- Коршевер Н. Г., Помошников С. Н. Принятие управленческих решений в медицинских организациях: научное обоснование // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. Т. 64. №. 1. С. 14–21.
- Мурашко М. А., Самойлова А. В., Швабский О. Р. [и др.] Обеспечение качества и безопасности медицинской деятельности в Российской Федерации как национальная идея // Общественное здоровье. 2022. Вып. 2 (3). С. 5–15. doi: 10.21045/2782-1676-2021-2-3-5-15.
- Мухамеджанов Г. К. Инновационные подходы к управлению человеческими ресурсами в секторе здравоохранения // Проблемы науки. 2024. № 3 (84). С. 16–21.
- Сизов А. А., Сомова Л. Д. Принципы принятия управленческих решений в медицинской организации // Наука молодых – будущее России: сборник научных статей Международной научной конференции перспективных разработок молодых ученых (Курск, 12–13 декабря 2023 г.). Т. 1. Экономика. М.: Университетская книга, 2023. С. 273–275.
- Терелецкова Е. В., Путинихина С. С. Причины возникновения эмоционального выгорания персонала организации // Современные наука и образование: достижения и перспективы развития: сборник материалов XXX международной очно-заочной научно-практической конференции. В 4 т. Т. 1. 7 июня, 2023. М.: НИЦ «Империя», 2023. C. 152–154.
- Эльбек Ю. В. К вопросу об использовании аналитики больших данных в управленческой деятельности медицинских организаций // Здоровье мегаполиса. 2024. Т. 5, вып. 2. С. 92–102. doi: 10.47619/2713-2617.zm.2024.v.5i2;92-102.
Дополнительные файлы
