Метавселенная: перспективы развития музейной сферы
- Авторы: Щербакова Е.В.
- Выпуск: № 1 (59) (2023)
- Страницы: 20-25
- Раздел: Город XXI века. Ключевая тема: «Музей в современном городе»
- URL: https://bakhtiniada.ru/2541-8580/article/view/273711
- ID: 273711
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Среди различных способов коммуникации с аудиторией в социокультурном пространстве доминируют социальные сети, но постепенно набирают силу новые течения. Они лежат за пределами реальной действительности – в активно создаваемых метавселенных. Ряд учреждений культуры, в том числе музеи, уже оцифровывают коллекции с помощью блокчейн-технологий, организуют выставки нового типа, создают собственные галереи. Виртуальное пространство метавселенных предоставляет новые способы формирования социальных сообществ, демонстрации объектов искусства. Уже началось внедрение новых бизнес-моделей, созданных именно для условий виртуального пространства. Одно из потенциальных направлений интеграции культурных институций в метавселенную – просветительство и иммерсивное образование. Продуктивное объединение ныне разрозненных метавселенных в единую «экосистему искусства» даст основу креативной экономике и предоставит обществу новые возможности для развития.
Полный текст
Современные музеи все чаще обращаются к мейнстримным технологиям коммуникации из сферы бизнеса, например, игровой индустрии, позволяющим привлекать аудиторию, которую сегодня сложно удерживать одними лишь традиционными способами. Использование виртуальной и дополненной реальности в музейном проектировании – уже привычная практика интеграции технологических достижений в жизнь музея. Однако недавно в коммерческой сфере появился новый тренд на основе цифровизации – создание и развитие собственной метавселенной. Сегодня названная концепция охватила не только, к примеру, индустрию моды или спорт, но и сферу искусства и культуры. Каковы могут быть последствия данного синтеза для музейной деятельности и какой потенциал несет в себе это мейнстримное направление? Интересно рассмотреть уже имеющийся опыт использования метавселенной и выявить преимущества, которые она может дать музеям.
Согласно определению Н. Дубинина, «метавселенная – это конвергенция физической, дополненной и виртуальной реальности в общем онлайн-пространстве» [1]. Иными словами, метавселенную можно описать как слияние двух идей, которые существуют уже много лет: виртуальной реальности и жизни общества в «параллельной» цифровой среде.
В самом простом понимании метавселенная – это виртуальный мир. В ее основе лежит понятие цифровой экономики. Пользователи могут покупать виртуальные товары, такие как NFT и цифровые «носимые вещи», и обмениваться ими. В представлении ведущих IT-корпораций, разработчиков метавселенных эта матричная система должна заменить мобильный Интернет. Постепенно поменяется способ взаимодействия с цифровым контентом: важно будет не только потреблять его, но и находиться внутри него.
Для метавселенной характерны:
- непрерывность действий (нельзя действие «поставить на паузу», удалить или завершить);
- событийность реального времени и независимость действий от внешних факторов;
- неограниченное количество участников;
- собственная развитая экономика;
- внедрение элементов реального мира в виртуальный в формате «здесь и сейчас»;
- совмещение данных и цифровых активов (токенов) из разных платформ;
- «контентный опыт» как частных, так и юридических лиц, т. е. «запоминание» опыта (действий) пользователей в метавселенной.
На сегодняшний день примеры сложной передовой интеграции в метавселенной дает преимущественно индустрия игр (онлайн-платформа Roblox, разработки компании Epic Games). Успешное создание гибридных (виртуально-физических) проектов отмечается в спортивной индустрии, в том числе в сфере фитнеса. Однако наиболее примечательные события происходят при трансформации спортивных видеоигр. Так, в начале 2022 г. НФЛ выпустила на платформе Roblox игру NFL Tycoon, в которой игроки создают свой собственный мир, ориентированный на НФЛ, и пробуют себя в роли владельца команды [6]. С 2021 г. на этой же платформе работает цифровой магазин виртуального снаряжения с символикой команд НФЛ. Таким образом, именно игровые технологии становятся фундаментом для развития инфраструктуры метавселенной.
Последующее переосмысление будущего развлечений, его потенциала в метавселенной привело к новым идеям ее развития. В виртуальное пространство нового вида были вовлечены такие сферы реальной действительности, как тематические парки развлечений, музыка, образование, мода («Неделя цифровой моды», «Российская креативная неделя»). В креативной индустрии и креативной экономике наметилось несколько тенденций использования технологий метавселенной. Во-первых, это организация выставок NFT в частных галереях, на форумах. Например, весной 2021 г. в Пекине состоялась первая крупнейшая выставка NFT-искусства, где были представлены работы более чем 60 мастеров, среди которых – известный американский цифровой художник М. Винкельманн (псевдоним – Бипл; англ. Beeple).
Во-вторых, разрабатывают специальные онлайн-платформы для монетизации художественных работ в виде NFT. Например, Британский музей в Лондоне осенью 2021 г. организовал выставку репродукций картин японского художника Кацусики Хокусая с последующей продажей его работ в виде NFT на специальной платформе. Данный прием музей применил позже, создав 20 NFT-полотен Уильяма Тернера.
В-третьих, проводят презентации и монетизацию NFT-коллекций музейных институций на аукционах. Так, Государственный музей Эрмитаж осенью 2021 г. оцифровал полотна известных художников, среди которых – работы Леонардо да Винчи, Винсента Ван Гога, Василия Кандинского и Клода Моне. Было создано две NFT-копии – для самого музея и на продажу.
В-четвертых, создают виртуальные галереи криптоискусства. Например, в феврале 2022 г. в Москве была открыта первая NFT-галерея. Начало ей положила коллекция NFT-работ современного художника Руслана Вяльцева для компании «Яндекс».
Можно, анализируя практики освоения виртуального пространства различными организациями, определить два основных пути интеграции экосистемы искусства в метавселенную и будущего музейного развития на базе цифровых технологий:
1) виртуальное представительство музея, галереи в метавселенной, изначально созданного для криптоискусства;
2) внедрение ресурсов метавселенной в деятельность физически существующих музеев для создания новых объектов, опыта, способов коммуникации и др.
Первый путь интеграции музея в метавселенную – это создание новой институции в цифровом пространстве, имеющей виртуальные стены, интерьеры. Хранимая в ней коллекция NFT служит для популяризации и монетизации искусства. Например, берлинский стартап RAVE.SPACE [5] реализует новый визионерский способ презентации искусства – в метавселенной. Разработчики создали музей Musee Dezentral, полностью свободный от ограничений физического пространства. Это первый в мире виртуальный музей NFT на основе блокчейн-технологии. Музей позволит по-новому организовать кураторский процесс, взаимодействие с художниками и аудиторией вопреки устоявшимся практикам. Пользователям предоставляется возможность включать свои собственные NFT в коллекцию музея, а сам музей при этом органично развивается.
Другим примером презентации виртуальной коллекции является представительство Музея Ватикана в виде художественной VR-галереи в метавселенной Sensorium. Здесь будут экспонироваться предметы искусства и рукописи из реальной музейной коллекции. В планах организаторов – осуществлять продажу произведений искусства в формате NFT. Среди социальных задач проекта – изучение «способов демократизации искусства, которые позволяют сделать его более доступным для людей всего мира, невзирая на их социально-экономические и географические ограничения» [7].
Очевидно, метавселенная может помочь в демократизации коллекционирования художественных произведений – занятия, исторически воспринимаемого как эксклюзивное. В виртуальном пространстве проще хранить, демонстрировать объекты, проверять подлинность авторства и собственника.
Другой интегративный путь открыт перед музеями, которые не были предназначены для криптоискусства. В этом случае возможности метавселенной дополняют традиционную практику музейной жизни и могут дать новые ресурсы для развития. Можно представить несколько вариантов интеграции музея в метавселенную.
Первое направление – расширенная оцифровка музейных коллекций. Музеи ищут способы не только перевести в электронную форму свои коллекции, но и сделать представляемые объекты доступными, а создаваемые проекты – захватывающими. Цифровые двойники – собрания NFT – позволяют решать эти задачи в виртуальном пространстве. На сегодня основные цели в описанной сфере – создание обучающей платформы для освоения музеями технологии цифровизации музейных экспонатов и продвижение музеев в цифровом мире.
Второе направление – выход за пределы дополненной (AR) и виртуальной (VR) реальностей. В последние годы музеи все чаще создают выставки с использованием названных видов реальности, вопреки скептицизму традиционалистов в сфере искусства и культуры. Одни сделали такой способ культурного взаимодействия с аудиторией обычной практикой, другие смогли продвинуться еще дальше. К примеру, Музей искусства Толидо запустил в метавселенной Decentraland иммерсивную выставку «Двойник» [9]. Она представляет собой фильм, в который «погружаются» пользователи метавселенной с использованием собственных аватаров (цифровых двойников). В Сан-Франциско и Чикаго галерея Verse. Art of the Future экспонирует в реальной действительности коллекцию голограмм AR и произведений искусства NFT, созданных популярными криптохудожниками. Посетителям для осмотра объектов нужны VR-очки [4]. В 2021 г. Государственный Эрмитаж организовал выставку цифрового искусства «Незримый эфир». Исследовательский фокус данного выставочного проекта был сосредоточен на осмыслении стремительного развития NFT-технологий и их влияния на современное искусство начиная с 2014 г. Главная концептуальная особенность выставки – показ цифрового искусства исключительно в виртуальном пространстве без физической репрезентации. Проект имел двухчастную структуру – сайт «Небесный Эрмитаж» (celestialhermitage.ru) и виртуальную экспозицию, созданную на базе многофункциональной платформы цифрового искусства Masters digital. На сайте проекта были доступны каталог, информация о партнерах, кураторский текст, онлайн-книга отзывов, а также организован вход в виртуальную галерею. На выставку можно было попасть и непосредственно с платформы Masters digital. Для удобства посетителей Эрмитаж подготовил инструкции внутри музея и на его фасаде. QR-коды были размещены и на фасаде здания Санкт-Петербургской Биржи – центрального строения архитектурного ансамбля Стрелки Васильевского острова. Интерьеры биржи, построенной в 1816 г., были воссозданы в виртуальном мире, и в них разместилась цифровая галерея. Такой выбор внутренней архитектоники пространства отсылает к взаимосвязи технологий NFT и современной биржевой торговли криптовалютами, которая, как и NFT, основана на блокчейне, а также к эволюции биржевой торговли.
Таким образом, расширенная реальность постепенно становится все более популярным инструментом в управлении музейной деятельностью, определяя следующий рубеж для профессионалов – инновационные выставки в метавселенной.
Третий вариант интеграции в метавселенную музея, который уже существует в реальной действительности, – создание новых социальных сообществ. На сегодняшний день в работе музеев уже устоялась практика использования социальных медиа для работы с аудиторией. Для публикаций такого рода даже используется особый хештег – #musesocial. Та интерактивная форма, которую к настоящему времени приобрел Интернет, – Web2 – открыла в свое время широкие возможности для вовлечения аудитории в деятельность культурных организаций. Теперь ресурсы метавселенной предоставляют в пользование музеям комплекс новых технологий публичных коммуникаций. В мире искусства некоторые используют этот потенциал в организации мероприятий для художников и коллекционеров. К примеру, платформа Art & Coffee обеспечивает всех «создателей контента и организаторов мероприятий в сфере искусства и NFT» пространством в метавселенной «для презентации себя, обмена идеями и создания сообществ» [3]. Иными словами, метавселенная создает дополнительные возможности для накопления социального опыта и налаживания взаимоотношений без географических ограничений.
Четвертое направление интеграции в метавселенную, открытое для музеев из реальной действительности, – геймификация как способ привлечения аудитории. Внедрение игровых практик в образовательную деятельность, использование их для вовлечения уже некоторое время является предметом интереса многих институций культуры и в России, и за рубежом. Так, Национальный музей Кореи создал в онлайн-мире Minecraft1 точную копию музея, расположенного в Сеуле [8]. Другой пример использования геймификации для повышения вовлеченности новой целевой аудитории – это создание копии музея-заповедника «Царицыно» с участием команды HSE Minecraft [2]. К строительству игрового пространства были привлечены волонтеры со всей России. Подобная практика позволяет культурным институциям налаживать горизонтальные связи и привлекать внимание самой «неуловимой» целевой аудитории – молодежи возрастом от 14 до 18 лет.
Заслуживает упоминания такое направление, как иммерсивное образование. Данный способ интеграции в метавселенную в настоящее время – лишь перспектива для будущего развития. Являясь центрами не только социальной активности, но и образования, музеи смогут включить в свою практику бесчисленные технологии обучения в виртуальной среде, которыми располагает метавселенная, сделав этот процесс намного более впечатляющим и эффективным.
Метавселенная как новое пространство и новая ресурсная база, несомненно, имеет большой потенциал для музейной деятельности. Всеми ее преимуществами музеи смогут воспользоваться уже в ближайшие годы, несмотря на то, что сама организационная структура активно развивающегося направления находится еще в зачаточном состоянии. В настоящий момент существует проблема целостности структуры цифрового мира. Различные компании, учреждения и некоммерческие проекты порождают собственные монометавселенные, хаотически разбросанные по Интернету. Формирование единой экосистемы искусства, инкорпорированной в жизнь общества, станет основой креативной экономики и даст новые способы коммуникации с аудиторией, которой требуются новый эмоциональный опыт и свободный доступ к культурным ценностям. Какую роль сыграют музеи в формировании виртуального будущего наших городов? Как культурные учреждения столичного мегаполиса станут развиваться в метавселенной? Эти вопросы пока остаются открытыми. Если учесть распространенность и объемы инвестиций в метавселенские технологии в музыке, спорте, играх, коммерческом искусстве, можно предположить, что иммерсивный виртуальный опыт когда-нибудь станет стандартной практикой в музейной сфере деятельности.
Нередко препятствием для посещения культурного учреждения оказывается предпочтение другого вида досуга. Поэтому музеям необходимо отслеживать инновации, происходящие в смежных отраслях. Они должны предлагать аудитории новые современные способы взаимодействия, так как со своей аудиторией нужно говорить на одном языке.
1 Популярная стратегическая компьютерная игра, сегодня доступная онлайн для одновременного взаимодействия тысяч пользователей. – Прим. ред.
Об авторах
Е. В. Щербакова
Автор, ответственный за переписку.
Email: herald@mguu.ru
арт-продюсер, куратор, специалист в области технологического искусства, art&science и научной популяризации средствами искусства, проектировщик в социокультурной сфере
Список литературы
- Масленко Д. Что такое метавселенная и почему все о ней говорят // РБК Тренды. 06.12.2022. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/61449fa89a7947159f1df418 (дата обращения: 19.12.2022).
- Смотрите онлайн-экскурсии «Царицыно в Minecraft» // Царицыно: [сайт]. 14.10.2021. URL: https://tsaritsyno-museum.ru/the_museum/press-center/news/smotrite-onlajn-ekskursii-tsaritsyno-v-minecraft-17-10-21 (дата обращения: 17.12.2022).
- Art & Coffee is a dual symbiotic concept // Art & Coffee: [сайт]. URL: https://www.artcoffee.info (дата обращения: 16.12.2022).
- Experience the Verse Holographic Art Gallery // Verse Art of the Future. URL: www.versenftcryptoart.com (дата обращения: 15.12.2022).
- Musee Dezentral // RAVE.SPACE: [сайт]. URL: https://ravespace.io/projects/musee-dezentral (дата обращения: 19.12.2022).
- Owusu T. NFL Moves Deeper Into the Metaverse With Roblox Game // TheStreet. 09.02.2022. URL: https://www.thestreet.com/investing/nfl-teams-with-roblox-for-nfl-tycoon (дата обращения: 13.12.2022).
- Sensorium Signs Strategic Partnership with the Humanity 2.0 Foundation for Metaverse and Tech Initiatives // Sensorium. 02.05.2022. URL: https://sensoriumxr.com/articles/sensorium-partnership-humanity-20 (дата обращения: 13.12.2022).
- So-Yeon Y. Empty museums are filled virtually with Minecraft // Korea JoongAng Daily. 08.12.2020. URL: https://koreajoongangdaily.joins.com/2020/12/08/culture/gamesWebtoons/Minecraft-Childrens-Museum-National-Science-Museum/20201208163606736.html (дата обращения: 16.12.2022).
- Toledo Museum of Art offers viewers new experience of artist Stan Douglas’ film Doppelgänger in the metaverse // Toledo Museum of Art: [сайт]. URL: https://www.toledomuseum.org/about/news/toledo-museum-art-offers-viewers-new-experience-artist-stan-douglas’-film-doppelgänger (дата обращения: 14.12.2022).
Дополнительные файлы
