Правовая ценность конституционных основ бюджетного федерализма и валютного суверенитета в защите интересов России в условиях санкций

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Введение. В статье в широком контексте рассматривается правовая ценность конституционных положений о стабилизующей роли бюджетного федерализма и валютного суверенитета России в условиях санкций США и стран Запада против России. В статье рассматриваются актуальные правовые проблемы противодействия экономики России иностранным санкциям с использованием идей обеспечения безопасности и роста экономики, заложенных в Конституции РФ. В рамках конституционного и финансового права определены валютные, бюджетные, единые экономические властно-публичные меры защиты от санкций. Они опираются на доктринальные и концептуальные основы стабильности конституционного строя и правопорядка государства. Отмечается правовая ценность конституционных принципов защиты валютно-финансового, бюджетного, экономического суверенитета России в редакции Конституции РФ от 04.07.2020г. Подчеркнуто, что обновленная Конституция РФ усиливает финансово-стабилизационную функцию национальной валюты при планово-координирующей роли бюджетного федерализма и единого публично-финансового механизма обеспечения устойчивости финансовой системы и экономики государства. Материалы и методы. Методом правового анализа норм конституционного и финансового права подчеркнута правовая «ценность» защиты бюджетного федерализма, валютного суверенитета, прав граждан на индексацию бюджетных выплат и других норм Конституции РФ. Выявлено целеполагающее социально-обеспечительное влияние общих и специальных принципов конституционного права как приоритетов финансово-экономической стабильности государства в условиях внешних угроз, При рассмотрении анти-санкционных мер Президента РФ и Правительства РФ за 2020-2022г. отмечена их направленность на повышение роли бюджетного федерализма, валютного суверенитета, единства действий публичной власти в финансово-бюджетных отношениях. Результаты. Показана результативность и системность анти-санкционных правовых мер, разработанных государством за последние три года. Отмечено растущее влияние специальных конституционно-правовых способов защиты валютно-финансового суверенитета, бюджетного и налогового федерализма, парламентского контроля сбалансированного межбюджетного и межведомственного распределения бюджетных доходов. Обсуждение и выводы. Являясь конституционно-правовой категорией финансового права, конституционные принципы бюджетного федерализма, валютного суверенитета, единства публичной власти применяются как общая доктринальная национальная идея противодействия санкциям. В этом смысле конституционные основы являются значимыми, то есть «ценностными» для реализации эффективной внешней и внутренней политики государства, в социально-экономической, политической, оборонно-стратегической, финансовой и других сферах.

Об авторах

Галина Владиславовна Петрова

МГИМО МИД России; Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

Email: galina.v.petrova@mail.ru
доктор юридических наук, профессор кафедры административного и финансового права; профессор кафедры конституционного и административного права Москва, Российская Федерация

Валерий Иванович Ступаков

Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова

Email: v.stupakov@mail.ru
Cand. Sci. (Law), Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law Москва, Российская Федерация

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Федеральный закон «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 N 161-ФЗ (в ред. от 02.07.2021).
  3. Указ Президента РФ от 28.02.2022 N 79 (с изм. от 31.03.2022) «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций».
  4. Указ Президента РФ от 01.03.2022 N 81 (с изм. от 31.03.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности РФ».
  5. Постановление Правительства РФ от 21 января 2022 года N 25-2 «Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций».
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N 308 г. Москва «О поддержке российских организаций и индивидуальных предпринимателей, в наибольшей степени пострадавших от введения ограничительных мер со стороны иностранных государств».
  7. Болдырев О.Ю. Экономический суверенитет государства и конституционно-правовые механизмы его защиты: монография / Научн. ред. С. А. Авакьян. М.: Проспект, 2018.
  8. Гаджиев Г.А. Конституционная экономика и рациональность в конституционном праве / В книге Ежегодник Конституционной Экономики. 2018 / Ответственные редакторы С.А. Авакьян, П.Д. Баренбойм, В.В. Комарова. Составитель П.Д. Баренбойм. - .М.: ЛУМ, 2018.
  9. Нерсесянц В.С. Национальная идея России во всемирно-историческом прогрессе равенства, свободы и справедливости. Манифест о цивилизме. М.: Норма. 2001 г.
  10. Петрова Г.В., Ступаков В.И. Финансово-правовые аспекты обеспечения защиты политического, экономического, финансового суверенитета государства в поправках к Конституции РФ, вступивших в силу с 4 июля 2020 года// Пробелы в российском законодательстве. -Том 13. №6. -2020. С. 74-81.
  11. Петрова Г.В. Конституционные основы защиты валютного т бюджетного суверенитета Российской Федерации в контексте обеспечения валютной и бюджетной безопасности. В книге Ежегодник Конституционной Экономики. 2018 / Ответственные редакторы С.А. Авакьян, П.Д. Баренбойм, В.В. Комарова. Составитель П.Д. Баренбойм. -М.: ЛУМ, 2018. С. 218.
  12. Умнова-Конюхова И.А. Общие принципы права в конституционном праве и международном праве: актуальные вопросы теории и судебной практики / И.А. Умнова-Конюхова. -М.: РГУП, 2019. -С.76.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».