№ 4 (849) (2023)

Обложка

Весь выпуск

Педагогические науки

Цифровизация в России: социальный заказ к системе образования

Аверьянова С.В.

Аннотация

В статье рассматривается вопрос о важной роли системы образования в цифровизации современной России. Цель работы - определить место образования в цифровизации как глобальном процессе. Для достижения поставленной цели на государственном уровне предусмотрен целый комплекс мер, который требует педагогической конкретизации образовательных программ, а также разработки и своевременного обновления соответствующего дидактического аппарата.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):9-15
pages 9-15 views

Искусственный интеллект в преподавании и учении: к вопросу о качестве образовательного продукта

Алейникова Д.В.

Аннотация

Стремительное развитие умных технологий, в том числе генеративного искусственного интеллекта, находят свое отражение в образовании. В статье рассматриваются современные образовательные тенденции, выделяются проблемные аспекты, которые связаны с доверием к предъявляемым данным, а также необходимостью их контроля самими пользователями. Автор приходит к выводу о необходимости соответствующей подготовки будущих специалистов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):16-20
pages 16-20 views

Лингводидактика как методологическая основа исследований в лингвообразовательной области

Гальскова Н.Д., Лощилин А.Н.

Аннотация

В статье обосновывается роль лингводидактики как метатеории лингвистического образования и как специфической познавательной деятельности, нацеленной на производство и систематизацию нового научно-методического знания. Раскрывается содержательная сущность таких категорий, как методология лингводидактики, методология научно-исследовательской деятельности, методологическая функция лингводидактики и методологическая культура.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):21-27
pages 21-27 views

Социокоммуникативные технологии как инструмент формирования воспитательной среды в современном вузе

Гусейнова И.А., Шаталова Н.С.

Аннотация

В статье затрагиваются вопросы создания и развития воспитательной среды в современном вузе, призванной обеспечить условия для комплексной реализации образовательной, научной и социальной миссий университета. При формировании воспитательной экосистемы вуза особое внимание необходимо уделить социолингвистическим параметрам различных групп обучающихся, которые во многом определяют тематику их проектной деятельности, обусловленную возрастными и социокультурными характеристиками. Социолингвистические параметры, коммуникационные каналы распространения и передачи знаний играют существенную роль в выборе инструментов для осуществления воспитательной работы в университете.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):28-33
pages 28-33 views

Обучение студентов иностранному языку в цифровую эпоху

Дмитренко Т.А.

Аннотация

В статье анализируется проблема, связанная с оценкой возможностей повышения качества обучения иностранному языку посредством использования цифровых технологий.

Методы исследования: методы сопоставления и анализа педагогической практики, авторские методики. Материалами исследования послужили результаты анкетирования преподавателей иностранного языка, имеющих опыт использования цифровых технологий, обосновывается перспектива их применения.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):34-40
pages 34-40 views

«Мир детского безмолвия»: не утоми знаниями, не отврати от языка (В. Флёри о способностях глухонемых)

Руденко А.К., Лощилин А.Н.

Аннотация

Цель данной статьи - представить педагогические взгляды В. И. Флёри в проекции на современные исследования интеллектуальных способностей глухих и людей с ограничениями по слуху в рамках моделирования инклюзивного образовательного пространства. Понятие педагогической перспективы в этом контексте приобретает особое значение, так как высвечивает будущее, одновременно приоткрывая завесу прошлого и делая понятным настоящее.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):41-47
pages 41-47 views

Ролевая игра как эффективное средство формирования и тестирования умений: уточняем правила проведения

Фролова Г.М.

Аннотация

Статья, основанная на практическом опыте автора по подготовке будущих преподавателей иностранного языка, подчеркивает необходимость тщательного соблюдения правил подготовки и проведения ролевых игр для достижения максимальной эффективности их применения при обучении иностранным языкам. В статье предлагаются образцы профессионально ориентированных игр и методические рекомендации, которые могут способствовать повышению качества учебного занятия иностранного языка и профессиональной подготовки будущих преподавателей.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):48-53
pages 48-53 views

Педагогическое общение как ключевой компонент профессиональной педагогической подготовки по иностранным языкам (лингвистическая составляющая)

Харламова Н.С., Самойленко М.А.

Аннотация

В статье раскрывается важный аспект профессиональной подготовки преподавателя иностранного языка, а именно лингвистическое наполнение педагогического общения в контексте дидактических функций. Авторы подчеркивают необходимость совершенствования комплексных педагогически ориентированных умений. Предлагается классификация наиболее значимых ситуаций педагогического общения, которые требуют анализа с точки зрения содержащихся в них лингвистических, культурных и организационных компонентов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):54-59
pages 54-59 views

Профессиональная подготовка магистра-лингвиста

Шаталова Н.С.

Аннотация

В статье рассматриваются современные подходы к профессиональной подготовке магистра-лингвиста. Представлены результаты проектирования образовательных программ как методологических конструктов организации процесса подготовки в магистратуре по направлению «Лингвистика». Образовательные программы являются вариантом подготовки магистра-лингвиста, суммарно воплощают стратегию подготовки по профилю «Лингвистика и межкультурная коммуникация» как синтез концептуально-теоретических положений современной парадигмы педагогический и лингводидактических подходов.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):60-66
pages 60-66 views

Дополненная реальность при изучении иностранного языка

Лэй Я.

Аннотация

В статье поставлена проблема, связанная с созданием и оценкой возможностей дополненной реальности при изучении иностранного языка.

Методы исследования: метод анализа, авторские методики. Материалами исследования послужили AR-приложения, позволяющие создать дополненную реальность для изучения иностранных языков. Исследуются приложения, разрабатывается ход занятия на основе цифровых технологий, обосновывается перспектива их применения.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):67-74
pages 67-74 views

Категория «педагогическое взаимодействие» в условиях сосуществования дидактических парадигм

Яроцкая Л.В., Воронина А.И.

Аннотация

В статье рассматривается содержание понятия «педагогическое взаимодействие» в различных дидактических парадигмах, определяется его онтологическое и эпистемологическое наполнение, конкретизируются теоретические основы, устанавливаются связи с другими научными областями. На этой основе определяются перспективы развития дидактического знания, возможности неконфликтного соотнесения разных подходов в обучении в условиях наблюдаемой в настоящее время мультипарадигмальности педагогических наук.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):75-80
pages 75-80 views

Психологические науки

Эмоциональная компетенция в процессе овладения иностранным языком подростками, обучающимися в кадетских классах

Подпругина В.В., Юшкина И.В.

Аннотация

В статье системно анализируются результаты исследования параметров эмоционального интеллекта и иноязычных компетенций устной и письменной речи у подростков обучающиеся в кадетском училище, а также - результаты статистически значимых связей между показателями чтения, слушания, письменной и устной речи и внутриличностного и межличностного эмоционального интеллекта, способности понимать и управлять эмоциями, контроля их экспрессии. Определяется роль эмоциональной компетенции в процессе овладения иностранным языком.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):81-88
pages 81-88 views

Влияние аудиовизуального интернет-контента на оценку образа собственного тела девушками раннего юношеского возраста

Троицкая Е.А.

Аннотация

Представлены результаты исследования, направленного на проверку гипотезы о влиянии просмотра видеороликов в интернете на оценку образа собственного тела у девушек раннего юношеского возраста. В исследовании приняли участие 64 испытуемых, разделенные на три экспериментальные группы, каждая из которых просматривала видеоролик, отличающийся по содержанию. Было обнаружено, что просмотр девушками видеороликов с полными моделями приводит к росту их удовлетворенности своим телом.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):89-95
pages 89-95 views

Юридические науки

Уголовная политика как системное начало паспорта научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки

Воронин М.Ю.

Аннотация

В статье исследуется предмет научной специальности 5.1.4. Уголовно-правовые науки. Рассматриваются предметы наук, включенных в новую научную специальность. Исследуется их взаимодействие и взаимопроникновение. Автор делает вывод о системности паспорта новой научной специальности. Он устанавливает, что уголовная политика обладает системными признаками, позволяющими объединить и структурировать науки, включенные в специальность 5.1.4.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):96-101
pages 96-101 views

Уголовно-правовые аспекты реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации

Иншаков С.М., Казакова В.А.

Аннотация

В статье рассматривается понятие национальной безопасности в ракурсе уголовно-правового противодействия посягательствам на нее. Приводится классификация новаций в УК РФ в связи с современными внешнеполитическими вызовами. Оценивается законодательство с точки зрения построения Особенной части УК РФ по приоритетности объектов посягательства. Делается вывод о целесообразности осмысления значимости угроз национальной безопасности и ее связи с уголовно-правовой защитой.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):102-107
pages 102-107 views

Совершенствование противодействия киберпреступности на пространстве Содружества Независимых Государств

Прокофьева Т.В.

Аннотация

В статье рассматривается состояние преступности в сфере информационных технологий на территории государств - участников СНГ; анализируется действующая в рамках СНГ межгосударственная правовая база по борьбе с киберпреступностью, в том числе модельное законодательство СНГ, а также уголовное законодательство стран Содружества в указанной сфере. Определены актуальные направления совершенствования противодействия киберпреступности на пространстве СНГ.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):108-114
pages 108-114 views

Правовое регулирование права на свободу совести и свободу вероисповедания

Терлоев З.С.

Аннотация

В статье рассматривается правовое регулирование обеспечение права на свободу совести и свободу вероисповедания. Автор очерчивает возможные границы предмета правового регулирования, указывает на сложность социальных процессов в данной сфере, определяет механизм правового регулирования обеспечения права на свободу совести и вероисповедания. В статье отражена роль актов правоприменения в механизме правового регулирования свободы совести и свободы вероисповедания.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):115-120
pages 115-120 views

Предупреждение как вид уголовного наказания по Уголовному кодексу Социалистической Республики Вьетнам

Чан Ф.

Аннотация

В статье анализируется содержание предупреждения как вида уголовного наказания, предусмотренного УК СРВ. Для выяснения практики применения этого наказания во Вьетнаме используются статистические методы исследования, а также метод сравнительного исследования для сравнения положений УК СРВ с наказанием в виде общественного порицания по уголовным кодексам РСФСР 1922, 1926, 1960 годов. Обосновывается вывод о нецелесообразности сохранения предупреждения в системе наказаний, предусмотренной УК СРВ.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):121-126
pages 121-126 views

Трансформация «призывных» преступлений

Шевелева С.В.

Аннотация

В условиях трансформационных социально-политических процессов уголовный закон дополнен рядом новых статей, устанавливающих ответственность за призывы к противоправной деятельности. Все «призывные» преступления делятся на два типа. Первый из них влечет за собой ответственность за публичные призывы к насилию, а второй не содержит таких призывов. В статье оценка лингвистического приема при изложении диспозиций «призывных» преступлений: в одних случаях речь идет о публичных призывах, в других прилагательное «публичный» не используется.

Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023;(4 (849)):127-133
pages 127-133 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».