Роль финансового мониторинга в противодействии уклонению от уплаты налогов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Финансовый мониторинг направлен на выявление подозрительных операций, связанных с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения. Уклонение от уплаты налогов попадает в состав объектов мониторинга в качестве предикатного преступления к отмыванию денег. Кроме того, международные рекомендации указывают на необходимость объединения усилий компетентных органов, в том числе налоговых, и обмена налоговой информацией. При этом международные рекомендации в разных странах имплементируются с учетом институциональных особенностей противолегализационной системы. В данной статье исследуются институциональные основы финансового мониторинга и налогового администрирования в РФ. Предметом исследования являются теоретические и прикладные аспекты противодействия уклонению от уплаты налогов как угрозе легализации доходов, полученных преступным путем. Исследование проведено с применением общенаучных и методов экономического анализа. Проведен анализ динамики и структуры подозрительных операций по выводу доходов зарубеж за 2015–2024 гг. по данным Банка России. Сопоставлены задачи подразделения финансовой разведки и налоговых органов. Информационную основу составили международные рекомендации, законы и правовые акты РФ, методические рекомендации Банка России. В статье представлен краткий обзор международных рекомендаций и российского законодательства по проведению мониторинга в налоговой сфере. Дана оценка его роли в противодействии уклонению от уплаты налогов по показателям доначислений доходов в бюджет, а также динамики объема и структуры сомнительных операций. Особое внимание уделено проблемам идентификации бенефициарных владельцев. Предложения по совершенствованию порядка идентификации разработаны для организаций, субъектов первичного мониторинга и государственных органов. Недостаточный уровень взаимодействия компетентных органов доказывает выявленное несоответствие применяемых критериев оценки налоговых факторов в рамках мониторинга операций и критериев оценки налоговых рисков. Элементы научной новизны содержат выводы автора о задачах финансового мониторинга, решение которых содействует противодействию уклонению от уплаты налогов, а также выявленные тенденции в динамике сомнительных операций по выводу денежных средств зарубеж через банковскую систему. При решении данных задач важно более конкретного разделить полномочия между компетентными органами, исключив дублирование функций. Предложено расширить межведомственное взаимодействие и международное сотрудничество компетентных органов при проведении налоговых расследований.

Об авторах

Людмила Павловна Королева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: korol.l@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8375-8524
доцент; кафедра экономической безопасности и управления рисками;

Список литературы

  1. Subashi R. The Connection between Money Laundering and Tax Evasion // International Journal of Global Business. 2013. Vol. 6. Issue Pp 80.
  2. Kemsley D., Kemsley S.A., Morgan F.T. Tax evasion and money laundering: a complete framework // Journal of Financial Crime. 2022. Vol. 29. No. 2. Pp. 589-602. https://doi.org/10.1108/JFC-09-2020–0175
  3. Kemsley D., Kemsley S.A., Morgan F.T. Tax evasion on lawful income: is it a form of money laundering? // Journal of Financial Crime. 2024. Vol. 31. No. 1. Pp. 33-43. https://doi.org/10.1108/JFC-11-2022–0268
  4. Mănescu D. Pandora Papers and the latest European efforts to combat money laundering, tax evasion and tax avoidance // Technium Social Sciences Journal. 2022. Vol. 27. Pp. 384-390. https://doi.org/10.47577/tssj.v27i1.5668
  5. Khelil I., Guidara A., Khlif H. Tax evasion and money laundering: the moderating effects of the strength of auditing and reporting standards and judicial independence // Journal of Financial Crime. 2025. Vol. 32. No. 4. Pp. 776-789. https://doi.org/10.1108/JFC-06-2024–0172
  6. Amara I., Khlif H. Financial crime, corruption and tax evasion: a cross-country investigation // Journal of Money Laundering Control. 2018. Vol. 21. No. 4. Pp. 545-554. https://doi.org/10.1108/JMLC-10-2017–0059
  7. Matanky-Becker R., Cockbain E. Behind the criminal economy: using UK tax fraud investigations to understand money laundering myths and models // Crime Law Soc Change. 2022. Vol. 77. Pp. 405-429. https://doi.org/10.1007/s10611-021-09997-4
  8. Минаков А.В., Лапина С.Б. Финансовый мониторинг в системе обеспечения экономической безопасности государства // Вестник экономической безопасности. 2021. № 3. С. 276-281. doi: 10.24412/2414–3995-2021-3-276-281
  9. Лещенко Ю.Г. Финансовый мониторинг как механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Экономическая безопасность. 2019. Т. 2. № 4. С. 371-384.
  10. Верещагин С.Г. Политика государства по борьбе с теневой экономикой, уклонением от уплаты налогов и противодействию легализации "грязных денег" // Бизнес в законе. 2006. № 3-4. С. 38-55.
  11. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг как обязательное условие обеспечения финансовой безопасности государства // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2016. № 3. С. 133-144.
  12. Карпова Е.Н., Чумаченко Е.А., Жаркова Ю.С. Финансовый мониторинг как государственный механизм противодействия коррупции // Управленческий учет. 2022. № 3-2. С. 390-400. doi: 10.25806/uu3-22022390-400
  13. Кумуков М.Ш. Финансовый мониторинг в системе мер по противодействию коррупции // Финансовое право. 2019. № 8. С. 37-40.
  14. Батяева А.Р., Матушкин А.В., Прошунин М.М. Финансовый мониторинг и коррупция: правовая взаимосвязь // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2009. № 3. С. 19-27.
  15. Ляпин А.Е., Мустафина С.Ю. Финансовый мониторинг как средство борьбы с преступлениями против собственности и подрывом финансов организаций // Вестник экономической безопасности. 2020. № 4. С. 271-277. doi: 10.24411/2414–3995-2020-10273
  16. Белова С.Н. Финансовый мониторинг в бюджетной сфере: сущность и направления совершенствования // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22. № 4. С. 110-121. doi: 10.15688/ek.jvolsu.2020.4.10
  17. Фартунов Е.А. Финансовый мониторинг в сфере государственного оборонного заказа // Безопасность бизнеса. 2024. № 1. С. 16-20. doi: 10.18572/2072–3644-2024-1-16-20
  18. Ягупова Е.А., Черникова Л.Ф. Особенности построения деятельности Федеральной налоговой службы в области финансового мониторинга / В сборнике: Современный научный поиск: социально-гуманитарные аспекты. Сборник научных трудов. Научно-исследовательский центр "АнтроВита". Западный, 2018. С. 194-206.
  19. Терзиди А.В. Развитие налоговых расследований как одна из предпосылок формирования финансового мониторинга в России // Бизнес в законе. 2007. № 3. С. 17-22.
  20. Прошунин М.М. Деятельность Росфинмониторинга в сфере бюджетного и налогового контроля // Финансовое право. 2016. № 1. С. 3-6.
  21. Новиков В.С. Международно-правовая система противодействия легализации преступных доходов и недобросовестной налоговой конкуренции // Юридические исследования. 2023. № 9. С. 40-69. doi: 10.25136/2409-7136.2023.9.43402 EDN: XJWIIC URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=43402
  22. Завьялов М.М. Финансовый мониторинг EPCM-контрактов крупнейших налогоплательщиков в нефтегазовой отрасли // Финансовое право. 2022. № 4. С. 41-44. doi: 10.18572/1813–1220-2022-4-41-44
  23. Сердюкова Н.В. Эволюция трактовки понятия "бенефициарный собственник" // Налоговая политика и практика. 2018. № 5 (185). С. 68-70.
  24. Королева Л.П. Совершенствование механизма установления бенефициарных владельцев в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2023. Т. 19. № 12 (429). С. 2277–2300. doi: 10.24891/ni.19.12.2277
  25. Лебедев И.А., Королева Л.П. Совершенствование межведомственного взаимодействия в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма путем стандартизации на национальном уровне // Журнал российского права. 2025. Т. 29. № 3. С. 117-129. doi: 10.61205/S160565900032250-9

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».