Anti-corruption training for military specialists as an element of Russia's national security system

Мұқаба

Дәйексөз келтіру

Толық мәтін

Аннотация

The article is devoted to the study of anti-corruption training for military specialists as a systemic element of ensuring the national security of the Russian Federation. The subject of the research is a set of factors contributing to corruption-related offenses in the Armed Forces of the Russian Federation, as well as mechanisms for their neutralization through educational and organizational measures. The analysis focuses on political, legal, socio-economic, and sociocultural aspects of corruption, including weak public oversight, imperfections in public procurement legislation, shadow economic practices, and entrenched traditions of “informal rewards.” Special attention is paid to the institutional specifics of the military environment, such as the closed nature of its structures, the principle of unitary command, and restrictions on the civil rights of military personnel, which create conditions for abuse. The author explores how these factors are interconnected and how they impact the army’s combat readiness, resource management efficiency, and public trust in state institutions. The relevance of the topic stems from the need to counter threats that corruption poses to the country’s defense sovereignty, particularly amid geopolitical instability and increased budget allocations for military needs. The study employs system analysis, legal-normative approaches, and case studies to identify structural drivers of corruption and assess the effectiveness of anti-corruption measures in the military sphere. The scientific novelty of the research lies in its comprehensive analysis of corruption risks in the Armed Forces of the Russian Federation through the lens of their institutional specificity. For the first time, the author integrates political, legal, and sociocultural factors into a unified model, revealing the pivotal role of the “informal rewards” tradition as a systemic catalyst for corruption. An original methodology for anti-corruption training is developed, combining interactive case studies and ethical behavior monitoring programs. It is established that the closed nature of military structures and the principle of unitary command not only increase risks of abuse but also hinder their detection, creating “transparency traps. Combating corruption in the military requires adapting anti-corruption measures to its institutional peculiarities. Sociocultural factors dominate over economic ones: low legal literacy and tolerance for petty corruption undermine the effectiveness of legislative prohibitions. Implementing interactive educational practices increases service members’ engagement in countering corruption. The results of the study provide a foundation for reforming military education systems and strengthening oversight of public procurement in the defense sector.

Авторлар туралы

Ilya Maksimov

Email: maksimovila37@gmail.com
ORCID iD: 0009-0005-1510-312X

Әдебиет тізімі

  1. Паньшин Д.Л. Профессиональная антикоррупционная подготовка сотрудников органов внутренних дел как инструмент борьбы с преступностью // Полицейская деятельность. 2015. № 3. С. 154-160. doi: 10.7256/2222-1964.2015.3.15445. EDN: TXNUOZ
  2. Кабанов П.А. Антикоррупционное образование как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: опыт критического анализа // Полицейская деятельность. 2014. № 1. С. 106-112. doi: 10.7256/2222-1964.2014.1.10653. EDN: RWWJMR
  3. Бурмакин В.М. Социальный и философский аспект в исследовании и внедрении антикоррупционных практик: антикоррупционное образование // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2019. № 1. С. 52-59. doi: 10.18384/2310-7227-2019-1-52-59. EDN: YZTUIP
  4. Кабанов П.А. Экспертный совет при Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции как специализированный федеральный антикоррупционный орган: правовое положение, основные направления деятельности и структура // Административное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 126-135. doi: 10.7256/1999-2807.2014.8.12609. EDN: SIKWHJ
  5. Зейналов Ф.Н., Калюжный Ю.Н. К вопросу о совершенствовании нормативного правового закрепления полномочий сотрудников органов внутренних дел на примере деятельности дорожно-патрульной и патрульно-постовой служб полиции // NB: Административное право и практика администрирования. 2018. № 4. С. 9-23. doi: 10.7256/2306-9945.2018.4.27720 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27720
  6. Смирнов А.В. Человеческое развитие и перспективы формирования экономики знаний // Arctic Ecology and Economy. 2020. Т. 2. № 2. С. 18-30. doi: 10.25283/2223-4594-2020-2-18-30. EDN: HEXLGH
  7. Ильяков А.Д. Административно-правовое исследование понятия «коррупция» // Административное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 342-346. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=62539
  8. Иванова Г.Н., Андросенко Н.В. Применение инструментов стандартизации для повышения эффективности органов исполнительной власти // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5. С. 35-40. doi: 10.15838/esc/2014.5.35.20. EDN: SXMPJH
  9. Кабанов П.А. Цели антикоррупционного мониторинга как диагностического инструмента региональной антикоррупционной политики: сравнительно-правовое исследование // Административное и муниципальное право. 2013. № 8. С. 89-95. doi: 10.7256/1999-2807.2013.8.8988. EDN: RBLQTP
  10. Панзабекова А.Ж., Тургель И.Д., Имангали Ж.Г. Гражданское общество как социальный ресурс для увеличения эффективности государственной антикоррупционной политики // Bulletin of the National Academy of sciences of the Republic of Kazakhstan. 2022. Т. 6. № 382. С. 2518-1467. doi: 10.32014/2022.2518-1467.382. EDN: CVGGNY
  11. Кабанов П.А. Организационно-правовые вопросы подготовки и осуществления антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 893-901. doi: 10.7256/1999-2807.2013.7.8934. EDN: QJHFGV
  12. Ерофеева В.Г., Бочавер А.А., Цыганова Е.М. Нарративы о независимости и волевом функционировании: от подросткового возраста к "становящейся взрослости" // Modern History of Russia. 2017. № 3. С. 307-320. doi: 10.21638/11701/spbu24.2017.307.
  13. Анненков В.И., Сурма И.В. Сетецентрическое управление: современная парадигма развития систем управления в Вооруженных Силах ведущих держав мира // Национальная безопасность / nota bene. 2014. № 2. С. 113-125. doi: 10.7256/2073-8560.2014.2.11393.
  14. Максимов С.В. Особенности изучения военного прогресса в глобальном мире // Professional education in the modern world. 2016. Т. 6. № 3. С. 22-30. doi: 10.15372/pemw20160322. EDN: WWHWMJ
  15. Сипок Р.П. Субъекты обеспечения государственной безопасности Российской Федерации // Национальная безопасность / nota bene. 2013. № 2. doi: 10.7256/2454-0668.2013.2.7450
  16. Дамм И.А. Антикоррупционная профилактика в системе противодействия коррупции // Национальная безопасность / nota bene. 2018. № 4. С. 33-42. doi: 10.7256/2454-0668.2018.4.27591 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27591
  17. Акопджанова М.О. Особенности применения законодательства об антикоррупционной экспертизе // Административное и муниципальное право. 2014. № 8. С. 107-115. doi: 10.7256/1999-2807.2014.8.10741. EDN: SIKWGZ
  18. Аймханова Г.К., Ногаева Н.М. Коррупция: предпосылки и особенности профилактики // Kazak̦ innovaciâlyk̦ gumanitarlyk̦-zan̦ universitetìnìn̦ habaršysy. 2024. Т. 18. № 37. С. 012-025. doi: 10.48501/5085.2024.18.37.012. EDN: NPHGCM
  19. Кабанов П.А. Антикоррупционные функции подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти: понятие, содержание, вид // Административное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 127-135. doi: 10.7256/1999-2807.2014.9.12769. EDN: SOBEMZ
  20. Паньшин Д.Л. Некоторые аспекты профессионального антикоррупционного образования сотрудников подразделений Госавтоинспекции России // Полицейская деятельность. 2014. № 3. С. 103-110. doi: 10.7256/2222-1964.2014.3.10398. EDN: SGYALZ
  21. Шурухнова Д.Н. Контроль имущественного положения как мера по противодействию коррупции // Административное и муниципальное право. 2013. № 5. С. 10-18. doi: 10.7256/1999-2807.2013.05.10. EDN: QBBTMF
  22. Ушаков Д.С., Подольская Т.В., Васюта Е.А. Здоровье населения как ключевой фактор экономического прогресса: современные тенденции и задачи // Экономика и право. 2021. № 8. С. 16-22. doi: 10.37882/2223-2974.2021.08.16.
  23. Абдыгулова И.Б., Алимбаев А.С., Курманова А.Р., Акматов И.М., Касымова Р.О. Социо-пространственные условия современного городского жилья жителей Бишкека // Административное и муниципальное право. 2013. № 8. С. 898-905. doi: 10.7256/1999-2807.2013.8.8988.
  24. Баранов В.М., Лаврентьев А.Р. Техника установления, преодоления и устранения правотворческих ошибок как проявление культуры законотворчества // Союз криминалистов и криминологов. 2015. № 3. С. 285-298. doi: 10.7256/2310-8681.2015.3.20535
  25. Хаснутдинов Р.Р. Информационные технологии как инструмент профилактики коррупции в организациях в России // Экономика и право. 2021. № 3. С. 29-35. doi: 10.37882/2223-2974.2021.03.29. EDN: QTMFTB
  26. Костусов А.Г., Утюганов А.А., Яницкий М.С., Иванов М.С. Представления курсанта о безопасности и ценностно-семантических предикторах ее формирования в военном высшем учебном заведении // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2017. Т. 7. № 5. С. 03-15. doi: 10.15293/2226-3365.1705.03. EDN: ZQXRSF
  27. Сафоев Ҳ. Военно-патриотическое воспитание студентов - как актуальная педагогическая проблема // Education and innovative research. 2021. № 14. С. 64-75. doi: 10.53885/edinres.2021.14.64.034. EDN: QCNKUC
  28. Каминский В.В. Российский офицер Генерального штаба, спасенный дважды Л.Д. Троцким: генерал-майор С.И. Одинцов // Modern History of Russia. 2017. № 4. С. 404-415. doi: 10.21638/11701/spbu24.2017.404. EDN: YNZSIQ
  29. Суслов Д., Лопуха А., Марковчин С. Проблемы современного военного образования // CITISE. 2020. № 1. С. 05-12. doi: 10.15350/24097616.2020.1.05. EDN: PPJVZD
  30. Конотоп А.В., Климова О.Ю., Уварина Н.В., Фасоля А.А. Система подготовки военных кадров как фактор обеспечения национальной безопасности и суверенитета Российской Федерации в условиях современной образовательной среды // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. Т. 35. № 3. С. 65-72. EDN: EBLSBV
  31. Лымарев В.Н., Уварина Н.В. Применение аксиологического подхода к проблеме формирования профессиональной мотивации военнослужащих Росгвардии // Инновационное развитие профессионального образования. 2022. Т. 35. № 3. С. 72-81. EDN: JQUQVV

Қосымша файлдар

Қосымша файлдар
Әрекет
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».