Межрегиональное сотрудничество и интеграция в рамках Союзного государства Беларуси и России: специфика сопряжения и информационного сопровождения

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения синергетического эффекта в рамках Союзного государства Беларуси и России, создания его положительного образа как интеграционного объединения во внутреннем и внешнем измерениях. Цель статьи – по результатам проведенного исследования выявить специфику сотрудничества регионов России и Белоруссии в контексте интеграционных приоритетов обеих стран.
Материалы и методы. Исследование базировалось на традиционном изучении документов, контент-анализе, сравнительном и многоуровневом анализе официальных документов России и Белоруссии, публикаций в средствах массовой информации, данных экспертного опроса, статистических материалов о динамике межрегиональных связей в Союзном государстве. В совокупности они позволили конкретизировать признаки многоплановых коммуникаций в рассматриваемой области, обозначить возможные пути совершенствования интеграционной политики стран – участниц Союзного государства в условиях обострившихся вызовов и угроз.

Результаты исследования. Показаны особенности подходов Российской Федерации и Республики Беларусь к трактовке сопряжения межрегионального сотрудничества и интеграции в формате Союзного государства. Охарактеризованы позиции приграничных регионов. Проанализированы содержание и направленность публикаций средств массовой информации разного уровня, выделены определенные уязвимости. Обнаружена недостаточная степень взаимосвязи стратегических ориентиров интеграционного и межрегионального взаимодействия. Отсутствие манифестации конфликтных побуждений нивелируется дистанцированием от предметного освещения и обсуждения актуальных вопросов, в том числе региональными и местными сообществами.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование свидетельствует о нерешенности задач информационного сопровождения Союзного государства, организации «спроса на интеграцию», подготовки кадров для «интеграционного маркетинга» на уровне регионов двух стран и расширения каналов их коммуникаций. Сделанные по его итогам рекомендации предназначены для представителей органов государственной власти и местного самоуправления и ориентированы на улучшение сложившейся ситуации посредством более эффективного использования имеющихся преимуществ и механизмов и формирования новых, отвечающих потребностям интегрирующихся государств и их регионов.

Полный текст

Введение

Активизация регионов и развитие интеграционных процессов – пересекающиеся тенденции. Идеалом в этом ракурсе нередко считается Европейский союз, несмотря на кризисные проявления. В нем утверждается концепт «Европы регионов» [1], предпринимаются шаги по увеличению объема акторности регионов. Функционирует Комитет регионов, сформировались концепция «еврорегионов», наднациональная региональная политика [2], региональные компоненты внешней деятельности. В контексте интересов России выделим Восточное партнерство, охватывающее 6 стран Содружества Независимых Государств (СНГ), включая Республику Беларусь1.

С одной стороны, России и ее партнерам по интеграционным объединениям – Союзному государству Беларуси и России (СГБР), Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – важно учитывать накопленный Евросоюзом опыт, с другой – реагировать на вызовы его пространственной экспансии. Продвижение внешних игроков обостряет риски утраты Россией роли лидера интеграционных процессов в регионе СНГ. Кроме того, зарубежные страны СНГ могут тактически использовать программы Европейского союза. Конкуренцию российским инициативам составляет и проект «Один пояс, один путь», хотя официальная трактовка подразумевает комплементарность усилий России и Китая. Сказанное обусловливает актуальность совершенствования практики взаимодействия регионов стран – участниц интеграционных форматов в геополитическом поле притяжения России, а также сопряжения форм сотрудничества государств как субъектов интеграции.

Подобным «модельным» форматом выступает СГБР. Этому благоприятствуют географическое соседство России и Белоруссии, близость внешнеполитических позиций, обширность взаимного товарооборота, сходство исторических судеб, социокультурных параметров. Есть и ограничители двусторонней интеграции. Происходит ослабление «спроса на интеграцию». Так, результаты опроса ВЦИОМ (сентябрь 2020 г.) свидетельствуют о незначительном количестве сторонников Союзного государства2.

Союзное строительство не в последнюю очередь стимулировалось внутриполитической мотивацией, а воля лидеров обеих стран помогала разрешать сложные ситуации. Однако углубление политической интеграции России и Белоруссии порождает спекуляции насчет «оккупации». Взаимодействие регионов во многом лишено конъюнктурной окраски и может способствовать снятию взаимных опасений, утверждению атмосферы доверия и солидарности. Но порой они не располагают достаточными ресурсами и инструментами. Межрегиональные и трансграничные связи российских и белорусских регионов встроены в различные структуры, в том числе неподконтрольные России, что ухудшает перспективы плодотворного диалога.

Цель статьи – по результатам проведенного исследования выявить специфику сотрудничества регионов России и Белоруссии в контексте интеграционных приоритетов обеих стран. Задачи исследования: определить соотношение официальных установок в ракурсе интеграционного взаимодействия и международной деятельности регионов России и Белоруссии; отразить степень вовлеченности региональных и местных элит России и Белоруссии в рассматриваемые процессы; показать уязвимости информационного сопровождения межрегионального сотрудничества и интеграции России и Белоруссии. Под регионами понимаются: применительно к России – часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации, т. е. в целом 85 субъектов Федерации3; к Белоруссии – административно-территориальные единицы, составляющие ее территорию, т. е. г. Минск (территория столицы) и 6 областей (территория областей)4. Первостепенное внимание уделено приграничным регионам.

Обзор литературы

В анализируемом проблемном поле обозначим две основные группы исследований. К первой отнесем работы, посвященные общей теме российско-белорусских отношений. Представленные здесь позиции разноплановы, колеблются от позитивно-оптимистических до негативно-скептических. В позитивном смысле авторы рассуждают о решении насущных вопросов [3; 4], одновременно подмечая просчеты. Констатируются противоречивость стратегических замыслов и тактических действий, отсутствие согласованных позиций политических элит [5]. Расхоже мнение об асимметричном развитии Союзного государства [6].

В негативном ключе встречаются утверждения о мифологизации СГБР, уязвимости перед внешними и внутренними вызовами и угрозами [7], интерпретации идеи интеграции как политического инструмента [8]. Востребованный сюжет – опасения Минска по поводу якобы посягательств Москвы на суверенитет Белоруссии либо «патрон-клиентских отношений» [9]. Однако даже зарубежные исследователи признают объективные интересы России, полагая, что Беларусь «представляет ценность для Кремля как целое» для противодействия расширению влияния Запада5.

В иностранных работах прослеживаются корреляции с дихотомией «Россия – Запад»6, белорусских и некоторых других – обеспечением независимости («государственной эмансипацией», «(ре)построением идентичности», «укреплением границ») Белоруссии, «интеграцией интеграций» [10–12].

Вторая группа объединяет исследования, ориентированные на изучение межрегиональных и трансграничных связей России и Белоруссии. Предлагается различать сотрудничество между Белоруссией и регионами России в рамках Советов делового сотрудничества и прямое сотрудничество между российскими и белорусскими регионами [13, с. 131]. Востребована приграничная тематика.

Очевидна диверсификация интереса: от частных аспектов, конкретных сфер [14; 15] до масштабных, коррелируемых с двусторонними отношениями, интеграционных процессов [16; 17]. (Меж)региональное сотрудничество трактуется как результативное направление белорусско-российского взаимодействия [18, с. 28], регионы – как «геополитические акторы в пространстве Союзного государства»7. Преобладает умеренная точка зрения относительно акторности регионов; скорее, они воспринимаются потенциальными акторами.

Примечательно внимание к проблемам, перспективам и сценариям взаимодействия регионов. В. А. Сапрыка указывает на высокую степень декларативности процессов межрегионального и приграничного взаимодействия, опасность его деградации и доминирования европейских фондов [19, с. 407–408]. Н. Ф. Огнева выявляет доминирование политических интересов при выборе направлений развития регионов [20, с. 89–90].

Таким образом, достижениями исследовательского сообщества можно считать проработку практических вопросов взаимодействия российских и белорусских регионов, упорядочение категориального аппарата, актуализацию акторности регионов России и Белоруссии в рамках СГБР и интеграции в целом, институционального измерения межрегионального сотрудничества. Появляются работы, иллюстрирующие общественные настроения по поводу связанности систем приграничных регионов [21]. Однако в научной литературе недостаточно отражены предпочтения региональных и локальных сообществ, особенности информационного сопровождения межрегионального сотрудничества и двусторонней интеграции.

Материалы и методы

Исследование опиралось на установки неофедералистской (К. Фридрих, А. Этциони и др.), неофункционалистской (Л. Линдберг, Ф. Шмиттер и др.) теорий региональной интеграции, позиционного подхода (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др.) в элитологии – о роли элит в интеграционном процессе, изменении соотношения «большой» и «малой» политики, необходимости трансформации переговоров внутри создаваемого сообщества путем придания приоритетного статуса вопросам, представляющим взаимный интерес.

Использовались методы традиционного и формализованного (частотный контент-анализ) изучения документов, сравнения, многоуровневого анализа. Контент-анализ предполагал исследование содержания сообщений СМИ в период с 1 апреля 2019 г. по 31 марта 2020 г.

Исследованы союзные («Союзное вече») и национальные СМИ («Российская газета», «СБ. Беларусь Сегодня»); 20 СМИ Смоленской, Брянской, Псковской областей Российской Федерации, Витебской, Могилевской, Гомельской областей Республики Беларусь; 32 районных СМИ Российской Федерации и Республики Беларусь. При выборе региональных и местных СМИ учитывался фактор приграничного положения.

Для поиска текстов использовались ключи: интеграционное / межрегиональное / приграничное / трансграничное сотрудничество / взаимодействие; переменные: представители политических элит России и Белоруссии, принятые ими политические решения в плоскости межрегионального сотрудничества. Поиск производился по русскоязычным вариантам.

Так как необходимым критериям смогли соответствовать отдельные СМИ, для соблюдения исследовательского баланса в выборочную совокупность включены по одной региональной газете от России и Белоруссии («Витебские вести» и «Смоленская газета») и по одной районной («Гарадоцкі веснік» Городокского района Витебской области и «Маяк» Новозыбковского района Брянской области), подвергшиеся более детальному анализу.

Благодаря традиционному и формализованному изучению документов установлены некоторые параметры, проясняющие особенности сопряжения межрегионального сотрудничества и интеграции России и Белоруссии.

В исследовании применялись результаты проведенного нами формализованного заочного экспертного опроса специалистов России и Белоруссии, в том числе из приграничных регионов (Псковского государственного университета, Витебского государственного университета имени П. М. Машерова и др.). Опрос способствовал выявлению специфики восприятия экспертным сообществом ключевых проблем участия политических элит России и Белоруссии в системе межрегионального и трансграничного взаимодействия.

Путем сопоставления российского и белорусского подходов, восприятия СМИ анализируемой проблематики сформулированы эмпирические обобщения, которые могут стать основой разработки и внедрения интеграционных и внутригосударственных политических решений.

Привлекались официальные документы России и Белоруссии общегосударственного и регионального уровней, закрепляющие цели, задачи и направления интеграционного, трансграничного, межрегионального взаимодействия, информационные ресурсы, демонстрирующие содержание и итоги развития внешних связей регионов России и Белоруссии.

Результаты исследования

Анализ содержания официальных документов России и Белоруссии позволил определить установки, коррелируемые с общегосударственными приоритетами в области внешней и интеграционной политики и ориентирами межрегионального сотрудничества.

В законодательстве Республики Беларусь содержится понятие «трансграничное сотрудничество», относимое к сферам внешней политики8. Предметно связи регионов России и Белоруссии оно не подразумевает. Отметим положительную динамику дискурса власти. В более ранних документах Республики Беларусь в русле «модернизации внешнеэкономических отношений» ни Россия, ни СГБР напрямую не назывались9. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг. главным вектором выступает углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией в рамках Союзного государства. Предполагаются соблюдение национальных интересов Беларуси и диверсификация внешних рынков10.

Изучение белорусских документов регионального уровня дает неоднозначные результаты. В них далеко не всегда фигурируют Россия, партнеры из Российской Федерации, СГБР. Так, в программе Могилевской области намечалось развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС; приоритет в области иностранных капиталовложений – «развитие взаимовыгодного сотрудничества с КНР»11. Более детализирована программа Гомельской области. Ее фокусы – ЕАЭС, международное и межрегиональное инвестиционное сотрудничество с Китаем. Россия присутствует среди основных торговых партнеров области, но упоминается и в разделе, где описываются ключевые риски. Развивается тема кластерной модели взаимодействия субъектов туристической индустрии («Екатерининский шлях» (Гомель, Гомельский район, Республика Беларусь – Санкт-Петербург, Российская Федерация)12. Союзное государство в разрезе культурного сотрудничества упоминается в программе г. Минска13.

Российские документы демонстрируют похожую картину. В Концепции внешней политики Российской Федерации заявлено о намерении расширять стратегическое взаимодействие с Белоруссией в рамках Союзного государства14. В документах стратегического планирования международным связям субъектов Федерации и механизмам трансграничного уровня не уделено должного внимания, за исключением приграничного сотрудничества. Положительно оценим принятие Концепции15, положения которой увязаны со Стратегией пространственного развития Российской Федерации16. Однако приграничные с Белоруссией российские регионы – приграничные геостратегические территории России – в Стратегии фактически разделены на две категории. Данная градация не добавляет легитимности формату СГБР.

В документах стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации фактор российско-белорусской интеграции учитывается прежде всего приграничными регионами. Однако, например, Смоленская область, для которой Республика Беларусь – важнейший торгово-экономический партнер, рассматривает ее рынок как внешний контур наряду с Литвой и Латвией. С другой стороны, область намерена использовать близость республики для превращения в опорный центр приграничного туризма россиян в Белоруссию17. В разрабатываемых сценариях развития региона интеграционная составляющая мало прослеживается. Предпочтительным выглядит подход Брянской области. Она придает особое значение потенциалу «по отработке механизмов интеграции и взаимодействия стран СНГ», обеспечению международных связей России, развитию приграничного сотрудничества с Белоруссией. Область намерена увеличить собственные возможности путем разработки проектов по созданию конурбации «Клинцы Новозыбков Гомель», активизации сотрудничества с Гомельской, Минской и Могилевской областями18. Наименьшее внимание соответствующим механизмам уделено в Стратегии Псковской области. Приграничное положение отнесено к возможностям региона. Предполагается развитие приграничного сотрудничества, но Белоруссия, ее регионы как партнеры не артикулированы. Предпочтение отдается странам Балтии, хотя в среднесрочной перспективе прогнозируется возрастание важности Белоруссии и Казахстана19.

Проблемные моменты в исследуемом ракурсе обнаружены также благодаря контент-анализу текстов, опубликованных в СМИ в течение указанного периода (табл. 1, 2).

 

Таблица  1.  Частота упоминания средствами массовой информации форм сотрудничества России и Белоруссии

Table  1.  The frequency of media references of cooperation forms between Russia and Belarus

Форма сотрудничества / Form of cooperation

Измеряемые величины / Values to be measured

Газеты Смоленской области (Россия) / The newspapers of Smolensk region (Russia)

Районная газета Брянской области (Россия) / The regional newspaper of Bryansk region (Russia)

Газеты Витебской области (Белоруссия) / The newspapers of Vitebsk region (Belarus)

Районная газета Витебской области (Белоруссия) / The regional newspaper of Vitebsk region (Belarus)

Итого / Total

1

2

3

4

5

6

7

Интеграционное / Integrative

Частота упоминания / The frequency of reference

0

1

23

12

352

Процент от газеты / The percent of the newspaper

100,00

85,19

70,59

х

Процент от всех газет / The percent of all newspapers

0,28

6,53

3,41

78,57

Трансграничное / Transboundary

Частота упоминания / The frequency of reference

1

0

2

0

34

Процент от газеты / The percent of the newspaper

25,00

7,41

х

Процент от всех газет / The percent of all newspapers

2,94

5,88

7,59

Приграничное / Boundary

Частота упоминания / The frequency of reference

0

0

0

1

24

Процент от газеты / The percent of the newspaper

5,88

х

Процент от всех газет / The percent of all newspapers

4,17

5,36

Межрегиональное / Interregional

Частота упоминания / The frequency of reference

3

0

2

4

38

Процент от газеты / The percent of the newspaper

75,00

7,41

23,53

х

Процент от всех газет / The percent of all newspapers

7,89

5,26

10,53

8,48

Всего /Total

 

Частота упоминания / The frequency of reference

4

1

27

17

448

 

 

Таблица  2.  Частота освещаемых в средствах массовой информации политических решений по вопросам разного уровня

Table  2.  The frequency of political decisions covered in the media on issues of different levels

Уровень региона / Level of a region

Измеряемые величины /Values to be measured

«Российская газета» / Rossiiskaya Gazeta

«Союзное вече» / Souznoye Veche

«СБ. Беларусь сегодня» / SB. Belarus segodnja

Газеты Смоленской области (Россия) / The newspapers of Smolensk region (Russia)

Районная газета Брянской области (Россия) / The regional newspaper of Bryansk region (Russia)

Газеты Витебской области (Белоруссия) / The newspapers of Vitebsk region (Belarus)

Районная газета Витебской области (Белоруссия) / The regional newspaper of Vitebsk region (Belarus)

Итого / Total

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Надгосударственный / Supranational

Количество решений / The number of decisions

30

11

44

0

0

0

1

86

Процент от газеты / The percent of the newspaper

42,80

55,0

38,26

11,11

x

Процент от всех газет / The percent of all newspapers

34,88

12,79

51,16

1,16

36,75

Государственный / National

Количество решений / The number of decisions

20

9

66

5

2

12

8

122

Процент от газеты / The percent of the newspaper

28,57

45,0

57,39

83,33

100

100

88,89

x

Процент от всех газет / The percent of all newspapers

16,39

7,38

54,10

4,10

1,64

9,84

6,56

52,14

Региональный / Regional

Количество решений / The number of decisions

9

0

0

0

0

0

0

9

Процент от газеты / The percent of the newspaper

12,86

x

Процент от всех газет / The percent of all newspapers

100

3,85

Местный / Local

Количество решений / The number of decisions

11

0

5

1

 

0

 

0

 

0

17

Процент от газеты / The percent of the newspaper

15,71

4,35

16,67

x

Процент от всех газет / The percent of all newspapers

64,71

29,41

5,88

7,26

Всего / Total

Количество решений / The number of decisions

70

20

115

6

2

12

9

234

 

 

Прокомментируем выявленные константы. Во-первых, отсутствие большого интереса СМИ приграничных регионов России (исключение – Смоленская область) к российско-белорусскому сотрудничеству. СМИ Витебской и Гомельской областей Республики Беларусь более на него ориентированы. Нередки дублирование материалов, формальность подачи. Позитивно выделяются «Смоленская газета», «Витебские вести», «Маяк», «Гарадоцкі веснік», «Новозыбковская газета».

Во-вторых, фрагментарность в освещении данной проблематики в национальных СМИ. В названный период в российских СМИ упоминались приграничные регионы Белоруссии, в белорусских – отдельные области Российской Федерации. Артикулирована тема культуры.

В-третьих, невыраженность интереса в союзных СМИ к развитию сотрудничества России и Белоруссии регионального и местного уровней. Принимаемые здесь решения находятся на периферии новостной повестки20.

В-четвертых, подача региональными и местными СМИ взаимодействия России и Белоруссии в парадигме функционирования не единого субъекта – СГБР, а самостоятельных участников – суверенных государств. Общая интеграционная канва мало прослеживается.

В-пятых, концентрация на общесоциальном адресате. Также в материалах СМИ фигурируют социально-групповые (представители бизнеса) и индивидуальные (редко и только в решениях организационного характера) адресаты. Материалы региональных СМИ предназначены внутренним социально-групповым адресатам в разрезе интересов региона и регионального сообщества / местного населения, а местных СМИ – федеральным / общегосударственным. В Белоруссии ситуация схожа.

В-шестых, недостаточная представленность в региональных и местных СМИ Российской Федерации коммуникативных и иерархических решений в области межрегионального сотрудничества, хотя его развитие невозможно без согласования с федеральными органами власти. Районы фокусируются на совместной паритетной работе макроорганизационного характера, где они не являются участниками, и игнорируют решения микроорганизационного характера, непосредственно их затрагивающие.

В-седьмых, расхождение по целям. СМИ Российской Федерации акцентируют экономические цели, область торговли и строительства, Республики Беларусь  – культурные цели, сферы исторической памяти, туризма. Большинство опрошенных экспертов считают, что главный фактор для центральных политических элит Республики Беларусь – расширение рынка сбыта, экономическая мотивация. Однако результаты контент-анализа дают иную картину.

В-восьмых, артикулируемое СМИ ключевое действие политических элит России и Белоруссии – объединение усилий. Они не концентрируются на конфликтных сюжетах, хотя ощутимы разночтения в инструментарии достижения совместных целей. Для России это проекты, программы, дорожные карты, рабочие группы, технологии, культурные связи; для Белоруссии – обучение, просвещение, курирование предприятий, обмен опытом, инфраструктурные проекты. Акцентирован практический компонент.

Обсуждение и заключение

Популяризация преимуществ межрегионального сотрудничества и двусторонней интеграции пока невысока. Межрегиональные связи СГБР не наделяются СМИ привилегированным статусом во внутреннем и внешнем измерениях. Часто они позиционируются в системе широких коммуникаций с зарубежными партнерами. Не всегда четко определяются смысл и содержание освещаемых событий. Допускаются расхождения в терминологии, что служит дополнительным источником непонимания и тормозом отношений.

Обнаруживается «отстраненность» региональных и местных элит России и Белоруссии от формирования насущной повестки и предложений по решению имеющихся проблем, использованию потенциала наработанных связей для развития территорий. Их позиции в данной области не представлены в исследованных материалах должным образом. Это утверждение согласуется с преобладающим мнением экспертов России и Белоруссии, отмечающих недостаточную активность региональных и местных элит в выдвижении инициатив в плоскости межрегионального сотрудничества России и Белоруссии.

Среди факторов, препятствующих совершенствованию системы межрегионального взаимодействия России и Белоруссии, эксперты выделяют ситуативность реагирования на актуальные вызовы, отсутствие стратегии, учитывающей особенности региона, недостаточный уровень развития местного (само)управления.

Существенная уязвимость – неосознанность взаимосвязи ориентиров и динамики межрегионального сотрудничества и двусторонней интеграции. Большинство опрошенных экспертов считают, что СГБР положительно влияет на состояние межрегионального взаимодействия, признавая данный формат предпочтительным. Однако в официальных документах и публикациях СМИ регионального и местного уровней России и Белоруссии подобного сопряжения нет.

Препятствиями для межрегионального сотрудничества России и Белоруссии и союзного строительства выступают:

– слабая вовлеченность региональных и местных элит/сообществ;

– доминирование межгосударственного вектора политической коммуникации;

– неразвитость актуальных каналов коммуникаций политических элит и региональных/местных сообществ;

– неиспользование механизмов союзного уровня в межрегиональных связях;

– недостаточность информационно-аналитического сопровождения, фактическое отсутствие рекламы позитивного социального эффекта и геополитического значения наращивания межрегиональных связей и углубления интеграции в СГБР.

Для улучшения сложившейся ситуации полагаем необходимыми:

– создание Ассоциации регионов Союзного государства, наделенной правами совещательного голоса и квазизаконодательной инициативы в выдвижении проектов решения актуальных вопросов;

– распространение института союзных программ на сферу межрегионального сотрудничества, разработку совместных программ развития для регионов России и Белоруссии;

– выделение целевых субсидий приграничным регионам Российской Федерации для повышения уровня и качества жизни населения в них, улучшения имиджевых характеристик данных регионов и Российской Федерации в целом в восприятии белорусов;

– создание региональных и местных сетевых партнерств экономического и общественно-политического плана;

– подготовку специалистов для регионов, владеющих компетенциями в области интеграционного маркетинга;

– обеспечение взаимных стажировок и командировок управленцев регионального и местного уровней;

– создание и продвижение сайта Форума регионов Белоруссии и России;

– финансовую и аналитическую поддержку региональных и местных СМИ, ведение постоянных рубрик, освещающих межрегиональные связи и интеграционные достижения в формате Союзного государства.

Рекомендации предназначены для органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации и Республики Беларусь, органов управления СГБР. Полученные результаты могут быть приняты во внимание при разработке и реализации решений в различных областях государственной и интеграционной политики. Дальнейшее направление исследований будет сосредоточено на углубленном анализе процесса информационного сопровождения СГБР.

 

1  28 июня 2021 г. Белоруссия приостановила участие в Восточном партнерстве. См.: Заявление пресс-службы Министерства иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://mfa.gov.by/press/news_mfa/e0c39160d2580d78.html (дата обращения: 27.08.2021).

2 Белоруссия, Россия, Союзное государство [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/belorussiya-rossiya-coyuznoe-gosudarstvo (дата обращения: 05.06.2021).

3 Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 янв. 2017 г. № 13. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/2a040075ce3b84b6c09233bd856e49a3a42e90b0/ (дата обращения: 05.06.2021).

4 Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З (ред. от 31 дек. 2014 г.). URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1870 (дата обращения: 05.06.2021).

5 Словиковски М. Исторический опыт строительства российско-белорусского федеративного государства // Центральная и Восточная Европа. Между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом: перспективы соперничества и сотрудничества / под науч. ред. Т. Стемпневски, З. А. Станкевича, А. Шабацюка. Люблин – Москва : Ин-т Центр. Европы в Люблине ; Моск. ун-т им. С. Ю. Витте, 2019. С. 181–199.

6 Wierzbicki A. Belarus and the EU – No Common Way in Sight // Ambiguities of Europe’s Eastern Neighbourhood: Perspectives from Germany and Poland / ed. W. Hilz, Sh. Minasyan, M. Raś. Wiesbaden : Springer, 2020. Pp. 77–91.

7 Когут В. Г. Республика Беларусь в евразийском пространстве: современный геополитический дискурс. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 85.

8 Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : утв. Законом Республики Беларусь от 14 нояб. 2005 г. № 60-3 (ред. от 4 июня 2015 г.).
URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10500060 (дата обращения: 05.06.2021).

9 Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

10 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Республики Беларусь 29 июля 2021 г. № 292. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292 (дата обращения: 27.08.2021).

11 Программа социально-экономического развития Могилевской области на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]: утв. решением Могилевского областного Совета депутатов 22 июня 2017 г. № 28-2. URL: https://pravo.by/upload/docs/op/D917m0085072_1505163600.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

12 Программа социально-экономического развития Гомельской области на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : утв. решением Гомельского областного Совета депутатов 16 июня 2017 г. № 201. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=D917g0084867&p1=1 (дата обращения: 05.06.2021).

13 Программа социально-экономического развития города Минска на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : утв. решением Минского городского Совета депутатов от 28 февр. 2017 г. № 275. URL: https://minsk.gov.by/ru/normdoc/4199/programma_2016_2020.shtml (дата обращения: 05.06.2021).

14 Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Российской Федерации 30 нояб. 2016 г. № 640. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 05.06.2021).

15 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 окт. 2020 г. № 2577. URL: http://static.government.ru/media/files/MnASiQeMZvg94D1jToaVcdAyXzgFpGAC.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

16 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февр. 2019 г. № 207-р (ред. от 31 авг. 2019 г.). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=332771&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.5392464446538636#0572551461031678 (дата обращения: 05.06.2021).

17 Стратегия социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. постановлением Администрации Смоленской области от 29 дек. 2018 г. № 981 (ред. от 19 мая 2020 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/553122332 (дата обращения: 05.06.2021).

18 Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Правительства Брянской области от 26 авг. 2019 г. № 398-п. URL: http://old.bryanskobl.ru/region/law/view.php?id=19049&type=26 (дата обращения: 05.06.2021).

19 Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2035 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Администрации Псковской области от 10 дек. 2020 г. № 670-р. URL: https://economics.pskov.ru/sites/default/files/strategiya_socialno-ekonomicheskogo_razvitiya_pskovskoy_oblasti_do_2035_goda.pdf (дата обращения: 05.06.2021).

20 Пробел восполняет рубрика «Сотрудничество регионов» на информационно-аналитическом портале Союзного государства (https://soyuz.by/sotrudnichestvo-regionov).

×

Об авторах

Ольга Владимировна Бахлова

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.bahlova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3849-8321

профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения, доктор политических наук

Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1

Анастасия Николаевна Слугина

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет

Email: gorskaya_nastya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8250-272X

научный сотрудник Научно-образовательного центра «Политический анализ территориальных систем», магистр регионоведения России

Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1

Список литературы

  1. Зонова Т. В. От Европы государств к Европе регионов // Полис. Политические исследования. 1999. № 5. С. 155–164. URL: https://www.politstudies.ru/article/2644 (дата обращения: 05.06.2021).
  2. Кузнецов А. В., Кузнецова О. В. Изменение роли приграничных регионов в региональной политике стран ЕС и России // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 4.С. 58–75. doi: https://doi.org/10.5922/2079-8555-2019-4-4
  3. Астахова С. В. Белоруссия и Россия: 20 лет интеграции // Россия и новые государства Евразии. 2020. № 1 (46). С. 53–69. doi: https://doi.org/10.20542/2073-4786-2020-1-53-69
  4. Боришполец К. П. Союзное государство России и Белоруссии: равные права граждан – решенные и проблемные вопросы // Международная аналитика. 2018. № 4 (26). С. 7–16. doi: https://doi.org/10.46272/2587-8476-2018-0-4-7-16
  5. Куракина С. И., Баршова О. А. К 20-летию создания Союзного государства России и Беларуси: итоги, проблемы и перспективы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 47. С. 137–159. doi: https://doi.org/10.17072/1995-4190-2020-47-137-159
  6. Deyermond R. The State of the Union: Military Success, Economic and Political Failure in the Russia-Belarus Union // Europe Asia Studies. 2004. Vol. 56, issue 8.Pp. 1191–1205. doi: https://doi.org/10.1080/1465342042000308910
  7. Marin A. The Union State of Belarus and Russia. Myths and Realities of Political-Military Integration. Vilnius : Vilnius Institute for Policy Analysis, 2020. 40 p. URL:https://vilniusinstitute.lt/wp-content/uploads/2020/06/Anais-Marin-Union-State-of-Belarus-and-Russia.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
  8. Marples D. Is the Russia-Belarus Union Obsolete? // Problems of Post-Communism.2008. Vol. 55, issue 1. Pp. 25–35. doi: https://doi.org/10.2753/PPC1075-8216550103
  9. Newnham R. Russia and Belarus: Economic Linkage in a Patron-Client Relationship// Journal of Belarusian Studies. 2020. Vol. 9, issue 1. Pp. 3–26. doi: https://doi.org/10.30965/20526512-12340002
  10. Кизима С. А. Стратегия Беларуси в контексте политики глобальных акторов //Управленческое консультирование. 2017. № 1 (97). С. 24–28. URL: https://www.acjournal.ru/jour/article/view/485 (дата обращения: 05.06.2021).
  11. Astapenia R., Balkunets D. Belarus-Russia Relations after the Ukraine Conflict.Analytical Paper. 2016. Vol 5. 23 p. URL: https://belarusdigest.com/papers/belarus-russia-relations.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
  12. Posokhin I. Soft Belarusization: (Re)building of Identity or “Border Reinforcement” //Colloquia Humanistica. 2019. Vol. 8. Pp. 58–78. doi: https://doi.org/10.11649/ch.2019.005
  13. Лалетина А. С. Межрегиональное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 1. С. 131–134.URL: https://www.urvak.ru/articles/probe-vypusk-1-mezhregionalnoe-sotrudnichestvo-res/(дата обращения: 05.06.2021).
  14. Катровский А. П., Ридевский Г. В. Сельское хозяйство российско-белорусского приграничья: тенденции развития и трансформация отраслевой и территориальной структуры // Региональные исследования. 2017. № 4 (58). С. 105–115. URL: http://media.geogr.msu.ru/RI/RI_2017_04(58).pdf (дата обращения: 05.06.2021).
  15. Лаврова Е. В. Российско-белорусское приграничье: проблемы и перспективы социально-экономического развития // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер.: Экономика. 2016. № 4. С. 95–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35128776 (дата обращения: 05.06.2021).
  16. Абрамов Р. А., Стрельченко С. Г., Халатенкова Е. Ю. Межрегиональное сотрудничество как фактор укрепления межгосударственных отношений в Союзном государстве // Регион: экономика и социология. 2017. № 1 (93). С. 253–270. doi: https://doi.org/10.15372/REG20170112
  17. Литвинюк А. И. Трансграничное сотрудничество в условиях интеграционных процессов Республики Беларусь // Гуманитарные проблемы военного дела. 2018. № 2 (15).С. 61–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35727022 (дата обращения: 05.06.2021).
  18. Когут В. Г., Нурушев Г. Н. Форумы регионов Беларуси и России – фундаментсоюзного строительства // Управленческое консультирование. 2020. № 1. С. 27–34.URL: https://www.acjournal.ru/jour/article/view/1304/1169 (дата обращения: 05.06.2021).
  19. Сапрыка В. А. Сценарии развития приграничного и межрегионального взаимодействия регионов Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11, № 6. С. 405–410. URL:https://orel.dev.ranepa.ru/upload/iblock/dc5/SaprykaVA.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
  20. Огнева Н. Ф. Направления развития трансграничного сотрудничества регионов России и Беларуси // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 86–91. URL: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/6df/Огнева_86-91.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
  21. Tyurikova А. I., Khazipova S. R., Suvorkov P. E. Mutual Relations of Pskov Region with Foreign Countries: Sociological Poll Results in the Region // Псковский регионологический журнал. 2020. № 3 (43). С. 16–28. doi: https://doi.org/10.37490/S221979310010392-4

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».