Межрегиональное сотрудничество и интеграция в рамках Союзного государства Беларуси и России: специфика сопряжения и информационного сопровождения
- Авторы: Бахлова О.В.1, Слугина А.Н.1
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
- Выпуск: Том 30, № 1 (2022)
- Страницы: 10-30
- Раздел: Политические институты, процессы, технологии
- Статья получена: 27.10.2025
- Статья одобрена: 27.10.2025
- Статья опубликована: 31.03.2022
- URL: https://bakhtiniada.ru/2413-1407/article/view/347354
- DOI: https://doi.org/10.15507/2413-1407.118.030.202201.010-030
- ID: 347354
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью обеспечения синергетического эффекта в рамках Союзного государства Беларуси и России, создания его положительного образа как интеграционного объединения во внутреннем и внешнем измерениях. Цель статьи – по результатам проведенного исследования выявить специфику сотрудничества регионов России и Белоруссии в контексте интеграционных приоритетов обеих стран.
Материалы и методы. Исследование базировалось на традиционном изучении документов, контент-анализе, сравнительном и многоуровневом анализе официальных документов России и Белоруссии, публикаций в средствах массовой информации, данных экспертного опроса, статистических материалов о динамике межрегиональных связей в Союзном государстве. В совокупности они позволили конкретизировать признаки многоплановых коммуникаций в рассматриваемой области, обозначить возможные пути совершенствования интеграционной политики стран – участниц Союзного государства в условиях обострившихся вызовов и угроз.
Результаты исследования. Показаны особенности подходов Российской Федерации и Республики Беларусь к трактовке сопряжения межрегионального сотрудничества и интеграции в формате Союзного государства. Охарактеризованы позиции приграничных регионов. Проанализированы содержание и направленность публикаций средств массовой информации разного уровня, выделены определенные уязвимости. Обнаружена недостаточная степень взаимосвязи стратегических ориентиров интеграционного и межрегионального взаимодействия. Отсутствие манифестации конфликтных побуждений нивелируется дистанцированием от предметного освещения и обсуждения актуальных вопросов, в том числе региональными и местными сообществами.
Обсуждение и заключение. Проведенное исследование свидетельствует о нерешенности задач информационного сопровождения Союзного государства, организации «спроса на интеграцию», подготовки кадров для «интеграционного маркетинга» на уровне регионов двух стран и расширения каналов их коммуникаций. Сделанные по его итогам рекомендации предназначены для представителей органов государственной власти и местного самоуправления и ориентированы на улучшение сложившейся ситуации посредством более эффективного использования имеющихся преимуществ и механизмов и формирования новых, отвечающих потребностям интегрирующихся государств и их регионов.
Полный текст
Введение
Активизация регионов и развитие интеграционных процессов – пересекающиеся тенденции. Идеалом в этом ракурсе нередко считается Европейский союз, несмотря на кризисные проявления. В нем утверждается концепт «Европы регионов» [1], предпринимаются шаги по увеличению объема акторности регионов. Функционирует Комитет регионов, сформировались концепция «еврорегионов», наднациональная региональная политика [2], региональные компоненты внешней деятельности. В контексте интересов России выделим Восточное партнерство, охватывающее 6 стран Содружества Независимых Государств (СНГ), включая Республику Беларусь1.
С одной стороны, России и ее партнерам по интеграционным объединениям – Союзному государству Беларуси и России (СГБР), Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) – важно учитывать накопленный Евросоюзом опыт, с другой – реагировать на вызовы его пространственной экспансии. Продвижение внешних игроков обостряет риски утраты Россией роли лидера интеграционных процессов в регионе СНГ. Кроме того, зарубежные страны СНГ могут тактически использовать программы Европейского союза. Конкуренцию российским инициативам составляет и проект «Один пояс, один путь», хотя официальная трактовка подразумевает комплементарность усилий России и Китая. Сказанное обусловливает актуальность совершенствования практики взаимодействия регионов стран – участниц интеграционных форматов в геополитическом поле притяжения России, а также сопряжения форм сотрудничества государств как субъектов интеграции.
Подобным «модельным» форматом выступает СГБР. Этому благоприятствуют географическое соседство России и Белоруссии, близость внешнеполитических позиций, обширность взаимного товарооборота, сходство исторических судеб, социокультурных параметров. Есть и ограничители двусторонней интеграции. Происходит ослабление «спроса на интеграцию». Так, результаты опроса ВЦИОМ (сентябрь 2020 г.) свидетельствуют о незначительном количестве сторонников Союзного государства2.
Союзное строительство не в последнюю очередь стимулировалось внутриполитической мотивацией, а воля лидеров обеих стран помогала разрешать сложные ситуации. Однако углубление политической интеграции России и Белоруссии порождает спекуляции насчет «оккупации». Взаимодействие регионов во многом лишено конъюнктурной окраски и может способствовать снятию взаимных опасений, утверждению атмосферы доверия и солидарности. Но порой они не располагают достаточными ресурсами и инструментами. Межрегиональные и трансграничные связи российских и белорусских регионов встроены в различные структуры, в том числе неподконтрольные России, что ухудшает перспективы плодотворного диалога.
Цель статьи – по результатам проведенного исследования выявить специфику сотрудничества регионов России и Белоруссии в контексте интеграционных приоритетов обеих стран. Задачи исследования: определить соотношение официальных установок в ракурсе интеграционного взаимодействия и международной деятельности регионов России и Белоруссии; отразить степень вовлеченности региональных и местных элит России и Белоруссии в рассматриваемые процессы; показать уязвимости информационного сопровождения межрегионального сотрудничества и интеграции России и Белоруссии. Под регионами понимаются: применительно к России – часть территории Российской Федерации в границах территории субъекта Российской Федерации, т. е. в целом 85 субъектов Федерации3; к Белоруссии – административно-территориальные единицы, составляющие ее территорию, т. е. г. Минск (территория столицы) и 6 областей (территория областей)4. Первостепенное внимание уделено приграничным регионам.
Обзор литературы
В анализируемом проблемном поле обозначим две основные группы исследований. К первой отнесем работы, посвященные общей теме российско-белорусских отношений. Представленные здесь позиции разноплановы, колеблются от позитивно-оптимистических до негативно-скептических. В позитивном смысле авторы рассуждают о решении насущных вопросов [3; 4], одновременно подмечая просчеты. Констатируются противоречивость стратегических замыслов и тактических действий, отсутствие согласованных позиций политических элит [5]. Расхоже мнение об асимметричном развитии Союзного государства [6].
В негативном ключе встречаются утверждения о мифологизации СГБР, уязвимости перед внешними и внутренними вызовами и угрозами [7], интерпретации идеи интеграции как политического инструмента [8]. Востребованный сюжет – опасения Минска по поводу якобы посягательств Москвы на суверенитет Белоруссии либо «патрон-клиентских отношений» [9]. Однако даже зарубежные исследователи признают объективные интересы России, полагая, что Беларусь «представляет ценность для Кремля как целое» для противодействия расширению влияния Запада5.
В иностранных работах прослеживаются корреляции с дихотомией «Россия – Запад»6, белорусских и некоторых других – обеспечением независимости («государственной эмансипацией», «(ре)построением идентичности», «укреплением границ») Белоруссии, «интеграцией интеграций» [10–12].
Вторая группа объединяет исследования, ориентированные на изучение межрегиональных и трансграничных связей России и Белоруссии. Предлагается различать сотрудничество между Белоруссией и регионами России в рамках Советов делового сотрудничества и прямое сотрудничество между российскими и белорусскими регионами [13, с. 131]. Востребована приграничная тематика.
Очевидна диверсификация интереса: от частных аспектов, конкретных сфер [14; 15] до масштабных, коррелируемых с двусторонними отношениями, интеграционных процессов [16; 17]. (Меж)региональное сотрудничество трактуется как результативное направление белорусско-российского взаимодействия [18, с. 28], регионы – как «геополитические акторы в пространстве Союзного государства»7. Преобладает умеренная точка зрения относительно акторности регионов; скорее, они воспринимаются потенциальными акторами.
Примечательно внимание к проблемам, перспективам и сценариям взаимодействия регионов. В. А. Сапрыка указывает на высокую степень декларативности процессов межрегионального и приграничного взаимодействия, опасность его деградации и доминирования европейских фондов [19, с. 407–408]. Н. Ф. Огнева выявляет доминирование политических интересов при выборе направлений развития регионов [20, с. 89–90].
Таким образом, достижениями исследовательского сообщества можно считать проработку практических вопросов взаимодействия российских и белорусских регионов, упорядочение категориального аппарата, актуализацию акторности регионов России и Белоруссии в рамках СГБР и интеграции в целом, институционального измерения межрегионального сотрудничества. Появляются работы, иллюстрирующие общественные настроения по поводу связанности систем приграничных регионов [21]. Однако в научной литературе недостаточно отражены предпочтения региональных и локальных сообществ, особенности информационного сопровождения межрегионального сотрудничества и двусторонней интеграции.
Материалы и методы
Исследование опиралось на установки неофедералистской (К. Фридрих, А. Этциони и др.), неофункционалистской (Л. Линдберг, Ф. Шмиттер и др.) теорий региональной интеграции, позиционного подхода (Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс и др.) в элитологии – о роли элит в интеграционном процессе, изменении соотношения «большой» и «малой» политики, необходимости трансформации переговоров внутри создаваемого сообщества путем придания приоритетного статуса вопросам, представляющим взаимный интерес.
Использовались методы традиционного и формализованного (частотный контент-анализ) изучения документов, сравнения, многоуровневого анализа. Контент-анализ предполагал исследование содержания сообщений СМИ в период с 1 апреля 2019 г. по 31 марта 2020 г.
Исследованы союзные («Союзное вече») и национальные СМИ («Российская газета», «СБ. Беларусь Сегодня»); 20 СМИ Смоленской, Брянской, Псковской областей Российской Федерации, Витебской, Могилевской, Гомельской областей Республики Беларусь; 32 районных СМИ Российской Федерации и Республики Беларусь. При выборе региональных и местных СМИ учитывался фактор приграничного положения.
Для поиска текстов использовались ключи: интеграционное / межрегиональное / приграничное / трансграничное сотрудничество / взаимодействие; переменные: представители политических элит России и Белоруссии, принятые ими политические решения в плоскости межрегионального сотрудничества. Поиск производился по русскоязычным вариантам.
Так как необходимым критериям смогли соответствовать отдельные СМИ, для соблюдения исследовательского баланса в выборочную совокупность включены по одной региональной газете от России и Белоруссии («Витебские вести» и «Смоленская газета») и по одной районной («Гарадоцкі веснік» Городокского района Витебской области и «Маяк» Новозыбковского района Брянской области), подвергшиеся более детальному анализу.
Благодаря традиционному и формализованному изучению документов установлены некоторые параметры, проясняющие особенности сопряжения межрегионального сотрудничества и интеграции России и Белоруссии.
В исследовании применялись результаты проведенного нами формализованного заочного экспертного опроса специалистов России и Белоруссии, в том числе из приграничных регионов (Псковского государственного университета, Витебского государственного университета имени П. М. Машерова и др.). Опрос способствовал выявлению специфики восприятия экспертным сообществом ключевых проблем участия политических элит России и Белоруссии в системе межрегионального и трансграничного взаимодействия.
Путем сопоставления российского и белорусского подходов, восприятия СМИ анализируемой проблематики сформулированы эмпирические обобщения, которые могут стать основой разработки и внедрения интеграционных и внутригосударственных политических решений.
Привлекались официальные документы России и Белоруссии общегосударственного и регионального уровней, закрепляющие цели, задачи и направления интеграционного, трансграничного, межрегионального взаимодействия, информационные ресурсы, демонстрирующие содержание и итоги развития внешних связей регионов России и Белоруссии.
Результаты исследования
Анализ содержания официальных документов России и Белоруссии позволил определить установки, коррелируемые с общегосударственными приоритетами в области внешней и интеграционной политики и ориентирами межрегионального сотрудничества.
В законодательстве Республики Беларусь содержится понятие «трансграничное сотрудничество», относимое к сферам внешней политики8. Предметно связи регионов России и Белоруссии оно не подразумевает. Отметим положительную динамику дискурса власти. В более ранних документах Республики Беларусь в русле «модернизации внешнеэкономических отношений» ни Россия, ни СГБР напрямую не назывались9. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 гг. главным вектором выступает углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией в рамках Союзного государства. Предполагаются соблюдение национальных интересов Беларуси и диверсификация внешних рынков10.
Изучение белорусских документов регионального уровня дает неоднозначные результаты. В них далеко не всегда фигурируют Россия, партнеры из Российской Федерации, СГБР. Так, в программе Могилевской области намечалось развитие экономической интеграции в рамках ЕАЭС; приоритет в области иностранных капиталовложений – «развитие взаимовыгодного сотрудничества с КНР»11. Более детализирована программа Гомельской области. Ее фокусы – ЕАЭС, международное и межрегиональное инвестиционное сотрудничество с Китаем. Россия присутствует среди основных торговых партнеров области, но упоминается и в разделе, где описываются ключевые риски. Развивается тема кластерной модели взаимодействия субъектов туристической индустрии («Екатерининский шлях» (Гомель, Гомельский район, Республика Беларусь – Санкт-Петербург, Российская Федерация)12. Союзное государство в разрезе культурного сотрудничества упоминается в программе г. Минска13.
Российские документы демонстрируют похожую картину. В Концепции внешней политики Российской Федерации заявлено о намерении расширять стратегическое взаимодействие с Белоруссией в рамках Союзного государства14. В документах стратегического планирования международным связям субъектов Федерации и механизмам трансграничного уровня не уделено должного внимания, за исключением приграничного сотрудничества. Положительно оценим принятие Концепции15, положения которой увязаны со Стратегией пространственного развития Российской Федерации16. Однако приграничные с Белоруссией российские регионы – приграничные геостратегические территории России – в Стратегии фактически разделены на две категории. Данная градация не добавляет легитимности формату СГБР.
В документах стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации фактор российско-белорусской интеграции учитывается прежде всего приграничными регионами. Однако, например, Смоленская область, для которой Республика Беларусь – важнейший торгово-экономический партнер, рассматривает ее рынок как внешний контур наряду с Литвой и Латвией. С другой стороны, область намерена использовать близость республики для превращения в опорный центр приграничного туризма россиян в Белоруссию17. В разрабатываемых сценариях развития региона интеграционная составляющая мало прослеживается. Предпочтительным выглядит подход Брянской области. Она придает особое значение потенциалу «по отработке механизмов интеграции и взаимодействия стран СНГ», обеспечению международных связей России, развитию приграничного сотрудничества с Белоруссией. Область намерена увеличить собственные возможности путем разработки проектов по созданию конурбации «Клинцы ‒ Новозыбков ‒ Гомель», активизации сотрудничества с Гомельской, Минской и Могилевской областями18. Наименьшее внимание соответствующим механизмам уделено в Стратегии Псковской области. Приграничное положение отнесено к возможностям региона. Предполагается развитие приграничного сотрудничества, но Белоруссия, ее регионы как партнеры не артикулированы. Предпочтение отдается странам Балтии, хотя в среднесрочной перспективе прогнозируется возрастание важности Белоруссии и Казахстана19.
Проблемные моменты в исследуемом ракурсе обнаружены также благодаря контент-анализу текстов, опубликованных в СМИ в течение указанного периода (табл. 1, 2).
Таблица 1. Частота упоминания средствами массовой информации форм сотрудничества России и Белоруссии
Table 1. The frequency of media references of cooperation forms between Russia and Belarus
Форма сотрудничества / Form of cooperation | Измеряемые величины / Values to be measured | Газеты Смоленской области (Россия) / The newspapers of Smolensk region (Russia) | Районная газета Брянской области (Россия) / The regional newspaper of Bryansk region (Russia) | Газеты Витебской области (Белоруссия) / The newspapers of Vitebsk region (Belarus) | Районная газета Витебской области (Белоруссия) / The regional newspaper of Vitebsk region (Belarus) | Итого / Total |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Интеграционное / Integrative | Частота упоминания / The frequency of reference | 0 | 1 | 23 | 12 | 352 |
Процент от газеты / The percent of the newspaper | 100,00 | 85,19 | 70,59 | х | ||
Процент от всех газет / The percent of all newspapers | 0,28 | 6,53 | 3,41 | 78,57 | ||
Трансграничное / Transboundary | Частота упоминания / The frequency of reference | 1 | 0 | 2 | 0 | 34 |
Процент от газеты / The percent of the newspaper | 25,00 | 7,41 | х | |||
Процент от всех газет / The percent of all newspapers | 2,94 | 5,88 | 7,59 | |||
Приграничное / Boundary | Частота упоминания / The frequency of reference | 0 | 0 | 0 | 1 | 24 |
Процент от газеты / The percent of the newspaper | 5,88 | х | ||||
Процент от всех газет / The percent of all newspapers | 4,17 | 5,36 | ||||
Межрегиональное / Interregional | Частота упоминания / The frequency of reference | 3 | 0 | 2 | 4 | 38 |
Процент от газеты / The percent of the newspaper | 75,00 | 7,41 | 23,53 | х | ||
Процент от всех газет / The percent of all newspapers | 7,89 | 5,26 | 10,53 | 8,48 | ||
Всего /Total
| Частота упоминания / The frequency of reference | 4 | 1 | 27 | 17 | 448 |
Таблица 2. Частота освещаемых в средствах массовой информации политических решений по вопросам разного уровня
Table 2. The frequency of political decisions covered in the media on issues of different levels
Уровень региона / Level of a region | Измеряемые величины /Values to be measured | «Российская газета» / Rossiiskaya Gazeta | «Союзное вече» / Souznoye Veche | «СБ. Беларусь сегодня» / SB. Belarus segodnja | Газеты Смоленской области (Россия) / The newspapers of Smolensk region (Russia) | Районная газета Брянской области (Россия) / The regional newspaper of Bryansk region (Russia) | Газеты Витебской области (Белоруссия) / The newspapers of Vitebsk region (Belarus) | Районная газета Витебской области (Белоруссия) / The regional newspaper of Vitebsk region (Belarus) | Итого / Total |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Надгосударственный / Supranational | Количество решений / The number of decisions | 30 | 11 | 44 | 0 | 0 | 0 | 1 | 86 |
Процент от газеты / The percent of the newspaper | 42,80 | 55,0 | 38,26 | 11,11 | x | ||||
Процент от всех газет / The percent of all newspapers | 34,88 | 12,79 | 51,16 | 1,16 | 36,75 | ||||
Государственный / National | Количество решений / The number of decisions | 20 | 9 | 66 | 5 | 2 | 12 | 8 | 122 |
Процент от газеты / The percent of the newspaper | 28,57 | 45,0 | 57,39 | 83,33 | 100 | 100 | 88,89 | x | |
Процент от всех газет / The percent of all newspapers | 16,39 | 7,38 | 54,10 | 4,10 | 1,64 | 9,84 | 6,56 | 52,14 | |
Региональный / Regional | Количество решений / The number of decisions | 9 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 9 |
Процент от газеты / The percent of the newspaper | 12,86 | x | |||||||
Процент от всех газет / The percent of all newspapers | 100 | 3,85 | |||||||
Местный / Local | Количество решений / The number of decisions | 11 | 0 | 5 | 1 |
0 |
0 |
0 | 17 |
Процент от газеты / The percent of the newspaper | 15,71 | 4,35 | 16,67 | x | |||||
Процент от всех газет / The percent of all newspapers | 64,71 | 29,41 | 5,88 | 7,26 | |||||
Всего / Total | Количество решений / The number of decisions | 70 | 20 | 115 | 6 | 2 | 12 | 9 | 234 |
Прокомментируем выявленные константы. Во-первых, отсутствие большого интереса СМИ приграничных регионов России (исключение – Смоленская область) к российско-белорусскому сотрудничеству. СМИ Витебской и Гомельской областей Республики Беларусь более на него ориентированы. Нередки дублирование материалов, формальность подачи. Позитивно выделяются «Смоленская газета», «Витебские вести», «Маяк», «Гарадоцкі веснік», «Новозыбковская газета».
Во-вторых, фрагментарность в освещении данной проблематики в национальных СМИ. В названный период в российских СМИ упоминались приграничные регионы Белоруссии, в белорусских – отдельные области Российской Федерации. Артикулирована тема культуры.
В-третьих, невыраженность интереса в союзных СМИ к развитию сотрудничества России и Белоруссии регионального и местного уровней. Принимаемые здесь решения находятся на периферии новостной повестки20.
В-четвертых, подача региональными и местными СМИ взаимодействия России и Белоруссии в парадигме функционирования не единого субъекта – СГБР, а самостоятельных участников – суверенных государств. Общая интеграционная канва мало прослеживается.
В-пятых, концентрация на общесоциальном адресате. Также в материалах СМИ фигурируют социально-групповые (представители бизнеса) и индивидуальные (редко и только в решениях организационного характера) адресаты. Материалы региональных СМИ предназначены внутренним социально-групповым адресатам в разрезе интересов региона и регионального сообщества / местного населения, а местных СМИ – федеральным / общегосударственным. В Белоруссии ситуация схожа.
В-шестых, недостаточная представленность в региональных и местных СМИ Российской Федерации коммуникативных и иерархических решений в области межрегионального сотрудничества, хотя его развитие невозможно без согласования с федеральными органами власти. Районы фокусируются на совместной паритетной работе макроорганизационного характера, где они не являются участниками, и игнорируют решения микроорганизационного характера, непосредственно их затрагивающие.
В-седьмых, расхождение по целям. СМИ Российской Федерации акцентируют экономические цели, область торговли и строительства, Республики Беларусь – культурные цели, сферы исторической памяти, туризма. Большинство опрошенных экспертов считают, что главный фактор для центральных политических элит Республики Беларусь – расширение рынка сбыта, экономическая мотивация. Однако результаты контент-анализа дают иную картину.
В-восьмых, артикулируемое СМИ ключевое действие политических элит России и Белоруссии – объединение усилий. Они не концентрируются на конфликтных сюжетах, хотя ощутимы разночтения в инструментарии достижения совместных целей. Для России это проекты, программы, дорожные карты, рабочие группы, технологии, культурные связи; для Белоруссии – обучение, просвещение, курирование предприятий, обмен опытом, инфраструктурные проекты. Акцентирован практический компонент.
Обсуждение и заключение
Популяризация преимуществ межрегионального сотрудничества и двусторонней интеграции пока невысока. Межрегиональные связи СГБР не наделяются СМИ привилегированным статусом во внутреннем и внешнем измерениях. Часто они позиционируются в системе широких коммуникаций с зарубежными партнерами. Не всегда четко определяются смысл и содержание освещаемых событий. Допускаются расхождения в терминологии, что служит дополнительным источником непонимания и тормозом отношений.
Обнаруживается «отстраненность» региональных и местных элит России и Белоруссии от формирования насущной повестки и предложений по решению имеющихся проблем, использованию потенциала наработанных связей для развития территорий. Их позиции в данной области не представлены в исследованных материалах должным образом. Это утверждение согласуется с преобладающим мнением экспертов России и Белоруссии, отмечающих недостаточную активность региональных и местных элит в выдвижении инициатив в плоскости межрегионального сотрудничества России и Белоруссии.
Среди факторов, препятствующих совершенствованию системы межрегионального взаимодействия России и Белоруссии, эксперты выделяют ситуативность реагирования на актуальные вызовы, отсутствие стратегии, учитывающей особенности региона, недостаточный уровень развития местного (само)управления.
Существенная уязвимость – неосознанность взаимосвязи ориентиров и динамики межрегионального сотрудничества и двусторонней интеграции. Большинство опрошенных экспертов считают, что СГБР положительно влияет на состояние межрегионального взаимодействия, признавая данный формат предпочтительным. Однако в официальных документах и публикациях СМИ регионального и местного уровней России и Белоруссии подобного сопряжения нет.
Препятствиями для межрегионального сотрудничества России и Белоруссии и союзного строительства выступают:
– слабая вовлеченность региональных и местных элит/сообществ;
– доминирование межгосударственного вектора политической коммуникации;
– неразвитость актуальных каналов коммуникаций политических элит и региональных/местных сообществ;
– неиспользование механизмов союзного уровня в межрегиональных связях;
– недостаточность информационно-аналитического сопровождения, фактическое отсутствие рекламы позитивного социального эффекта и геополитического значения наращивания межрегиональных связей и углубления интеграции в СГБР.
Для улучшения сложившейся ситуации полагаем необходимыми:
– создание Ассоциации регионов Союзного государства, наделенной правами совещательного голоса и квазизаконодательной инициативы в выдвижении проектов решения актуальных вопросов;
– распространение института союзных программ на сферу межрегионального сотрудничества, разработку совместных программ развития для регионов России и Белоруссии;
– выделение целевых субсидий приграничным регионам Российской Федерации для повышения уровня и качества жизни населения в них, улучшения имиджевых характеристик данных регионов и Российской Федерации в целом в восприятии белорусов;
– создание региональных и местных сетевых партнерств экономического и общественно-политического плана;
– подготовку специалистов для регионов, владеющих компетенциями в области интеграционного маркетинга;
– обеспечение взаимных стажировок и командировок управленцев регионального и местного уровней;
– создание и продвижение сайта Форума регионов Белоруссии и России;
– финансовую и аналитическую поддержку региональных и местных СМИ, ведение постоянных рубрик, освещающих межрегиональные связи и интеграционные достижения в формате Союзного государства.
Рекомендации предназначены для органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации и Республики Беларусь, органов управления СГБР. Полученные результаты могут быть приняты во внимание при разработке и реализации решений в различных областях государственной и интеграционной политики. Дальнейшее направление исследований будет сосредоточено на углубленном анализе процесса информационного сопровождения СГБР.
1 28 июня 2021 г. Белоруссия приостановила участие в Восточном партнерстве. См.: Заявление пресс-службы Министерства иностранных дел Республики Беларусь [Электронный ресурс]. URL: https://mfa.gov.by/press/news_mfa/e0c39160d2580d78.html (дата обращения: 27.08.2021).
2 Белоруссия, Россия, Союзное государство [Электронный ресурс]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/belorussiya-rossiya-coyuznoe-gosudarstvo (дата обращения: 05.06.2021).
3 Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Российской Федерации от 16 янв. 2017 г. № 13. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/2a040075ce3b84b6c09233bd856e49a3a42e90b0/ (дата обращения: 05.06.2021).
4 Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З (ред. от 31 дек. 2014 г.). URL: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=1870 (дата обращения: 05.06.2021).
5 Словиковски М. Исторический опыт строительства российско-белорусского федеративного государства // Центральная и Восточная Европа. Между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом: перспективы соперничества и сотрудничества / под науч. ред. Т. Стемпневски, З. А. Станкевича, А. Шабацюка. Люблин – Москва : Ин-т Центр. Европы в Люблине ; Моск. ун-т им. С. Ю. Витте, 2019. С. 181–199.
6 Wierzbicki A. Belarus and the EU – No Common Way in Sight // Ambiguities of Europe’s Eastern Neighbourhood: Perspectives from Germany and Poland / ed. W. Hilz, Sh. Minasyan, M. Raś. Wiesbaden : Springer, 2020. Pp. 77–91.
7 Когут В. Г. Республика Беларусь в евразийском пространстве: современный геополитический дискурс. СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2019. С. 85.
8 Основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] : утв. Законом Республики Беларусь от 14 нояб. 2005 г. № 60-3 (ред. от 4 июня 2015 г.).
URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H10500060 (дата обращения: 05.06.2021).
9 Концепция Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2035 года [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
10 Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Республики Беларусь 29 июля 2021 г. № 292. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=P32100292 (дата обращения: 27.08.2021).
11 Программа социально-экономического развития Могилевской области на 2016–2020 годы [Электронный ресурс]: утв. решением Могилевского областного Совета депутатов 22 июня 2017 г. № 28-2. URL: https://pravo.by/upload/docs/op/D917m0085072_1505163600.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
12 Программа социально-экономического развития Гомельской области на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : утв. решением Гомельского областного Совета депутатов 16 июня 2017 г. № 201. URL: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=D917g0084867&p1=1 (дата обращения: 05.06.2021).
13 Программа социально-экономического развития города Минска на 2016–2020 годы [Электронный ресурс] : утв. решением Минского городского Совета депутатов от 28 февр. 2017 г. № 275. URL: https://minsk.gov.by/ru/normdoc/4199/programma_2016_2020.shtml (дата обращения: 05.06.2021).
14 Концепция внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Указом Президента Российской Федерации 30 нояб. 2016 г. № 640. URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 05.06.2021).
15 Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 окт. 2020 г. № 2577. URL: http://static.government.ru/media/files/MnASiQeMZvg94D1jToaVcdAyXzgFpGAC.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
16 Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февр. 2019 г. № 207-р (ред. от 31 авг. 2019 г.). URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=332771&fld=134&dst=100008,0&rnd=0.5392464446538636#0572551461031678 (дата обращения: 05.06.2021).
17 Стратегия социально-экономического развития Смоленской области до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. постановлением Администрации Смоленской области от 29 дек. 2018 г. № 981 (ред. от 19 мая 2020 г.). URL: https://docs.cntd.ru/document/553122332 (дата обращения: 05.06.2021).
18 Стратегия социально-экономического развития Брянской области на период до 2030 года [Электронный ресурс] : утв. Постановлением Правительства Брянской области от 26 авг. 2019 г. № 398-п. URL: http://old.bryanskobl.ru/region/law/view.php?id=19049&type=26 (дата обращения: 05.06.2021).
19 Стратегия социально-экономического развития Псковской области до 2035 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Администрации Псковской области от 10 дек. 2020 г. № 670-р. URL: https://economics.pskov.ru/sites/default/files/strategiya_socialno-ekonomicheskogo_razvitiya_pskovskoy_oblasti_do_2035_goda.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
20 Пробел восполняет рубрика «Сотрудничество регионов» на информационно-аналитическом портале Союзного государства (https://soyuz.by/sotrudnichestvo-regionov).
Об авторах
Ольга Владимировна Бахлова
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.bahlova@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-3849-8321
профессор кафедры всеобщей истории, политологии и регионоведения, доктор политических наук
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1Анастасия Николаевна Слугина
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет
Email: gorskaya_nastya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8250-272X
научный сотрудник Научно-образовательного центра «Политический анализ территориальных систем», магистр регионоведения России
Россия, 430005, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68/1Список литературы
- Зонова Т. В. От Европы государств к Европе регионов // Полис. Политические исследования. 1999. № 5. С. 155–164. URL: https://www.politstudies.ru/article/2644 (дата обращения: 05.06.2021).
- Кузнецов А. В., Кузнецова О. В. Изменение роли приграничных регионов в региональной политике стран ЕС и России // Балтийский регион. 2019. Т. 11, № 4.С. 58–75. doi: https://doi.org/10.5922/2079-8555-2019-4-4
- Астахова С. В. Белоруссия и Россия: 20 лет интеграции // Россия и новые государства Евразии. 2020. № 1 (46). С. 53–69. doi: https://doi.org/10.20542/2073-4786-2020-1-53-69
- Боришполец К. П. Союзное государство России и Белоруссии: равные права граждан – решенные и проблемные вопросы // Международная аналитика. 2018. № 4 (26). С. 7–16. doi: https://doi.org/10.46272/2587-8476-2018-0-4-7-16
- Куракина С. И., Баршова О. А. К 20-летию создания Союзного государства России и Беларуси: итоги, проблемы и перспективы // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2020. № 47. С. 137–159. doi: https://doi.org/10.17072/1995-4190-2020-47-137-159
- Deyermond R. The State of the Union: Military Success, Economic and Political Failure in the Russia-Belarus Union // Europe Asia Studies. 2004. Vol. 56, issue 8.Pp. 1191–1205. doi: https://doi.org/10.1080/1465342042000308910
- Marin A. The Union State of Belarus and Russia. Myths and Realities of Political-Military Integration. Vilnius : Vilnius Institute for Policy Analysis, 2020. 40 p. URL:https://vilniusinstitute.lt/wp-content/uploads/2020/06/Anais-Marin-Union-State-of-Belarus-and-Russia.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
- Marples D. Is the Russia-Belarus Union Obsolete? // Problems of Post-Communism.2008. Vol. 55, issue 1. Pp. 25–35. doi: https://doi.org/10.2753/PPC1075-8216550103
- Newnham R. Russia and Belarus: Economic Linkage in a Patron-Client Relationship// Journal of Belarusian Studies. 2020. Vol. 9, issue 1. Pp. 3–26. doi: https://doi.org/10.30965/20526512-12340002
- Кизима С. А. Стратегия Беларуси в контексте политики глобальных акторов //Управленческое консультирование. 2017. № 1 (97). С. 24–28. URL: https://www.acjournal.ru/jour/article/view/485 (дата обращения: 05.06.2021).
- Astapenia R., Balkunets D. Belarus-Russia Relations after the Ukraine Conflict.Analytical Paper. 2016. Vol 5. 23 p. URL: https://belarusdigest.com/papers/belarus-russia-relations.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
- Posokhin I. Soft Belarusization: (Re)building of Identity or “Border Reinforcement” //Colloquia Humanistica. 2019. Vol. 8. Pp. 58–78. doi: https://doi.org/10.11649/ch.2019.005
- Лалетина А. С. Межрегиональное сотрудничество Республики Беларусь и Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 1. С. 131–134.URL: https://www.urvak.ru/articles/probe-vypusk-1-mezhregionalnoe-sotrudnichestvo-res/(дата обращения: 05.06.2021).
- Катровский А. П., Ридевский Г. В. Сельское хозяйство российско-белорусского приграничья: тенденции развития и трансформация отраслевой и территориальной структуры // Региональные исследования. 2017. № 4 (58). С. 105–115. URL: http://media.geogr.msu.ru/RI/RI_2017_04(58).pdf (дата обращения: 05.06.2021).
- Лаврова Е. В. Российско-белорусское приграничье: проблемы и перспективы социально-экономического развития // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Сер.: Экономика. 2016. № 4. С. 95–98. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35128776 (дата обращения: 05.06.2021).
- Абрамов Р. А., Стрельченко С. Г., Халатенкова Е. Ю. Межрегиональное сотрудничество как фактор укрепления межгосударственных отношений в Союзном государстве // Регион: экономика и социология. 2017. № 1 (93). С. 253–270. doi: https://doi.org/10.15372/REG20170112
- Литвинюк А. И. Трансграничное сотрудничество в условиях интеграционных процессов Республики Беларусь // Гуманитарные проблемы военного дела. 2018. № 2 (15).С. 61–66. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35727022 (дата обращения: 05.06.2021).
- Когут В. Г., Нурушев Г. Н. Форумы регионов Беларуси и России – фундаментсоюзного строительства // Управленческое консультирование. 2020. № 1. С. 27–34.URL: https://www.acjournal.ru/jour/article/view/1304/1169 (дата обращения: 05.06.2021).
- Сапрыка В. А. Сценарии развития приграничного и межрегионального взаимодействия регионов Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т. 11, № 6. С. 405–410. URL:https://orel.dev.ranepa.ru/upload/iblock/dc5/SaprykaVA.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
- Огнева Н. Ф. Направления развития трансграничного сотрудничества регионов России и Беларуси // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.Сер.: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 1. С. 86–91. URL: https://journals.kantiana.ru/upload/iblock/6df/Огнева_86-91.pdf (дата обращения: 05.06.2021).
- Tyurikova А. I., Khazipova S. R., Suvorkov P. E. Mutual Relations of Pskov Region with Foreign Countries: Sociological Poll Results in the Region // Псковский регионологический журнал. 2020. № 3 (43). С. 16–28. doi: https://doi.org/10.37490/S221979310010392-4
Дополнительные файлы















