Элементы концепции структурно-функционального подхода к проблеме управления динамическими состояниями технических объектов в условиях вибрационных нагружений
- Авторы: Елисеев А.В.1, Миронов А.С.1
-
Учреждения:
- Иркутский государственный университет путей сообщения
- Выпуск: № 3 (2024)
- Страницы: 82-93
- Раздел: Математические, информационные и интеллектуальные технологии в энергетике
- URL: https://bakhtiniada.ru/2413-0133/article/view/275209
- DOI: https://doi.org/10.25729/ESI.2024.35.3.007
- ID: 275209
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Развивается системный подход к проблеме оценки, формирования и коррекции динамических состояний технических объектов, находящихся в условиях вибрационных нагружений, с помощью встроенных структурных образований. Используются методы теоретической механики, теории колебаний, теории цепей, теории автоматического управления, системного анализа. Разработаны элементы структурно-функционального подхода, заключающегося в формировании свойств структурных образований механических колебательных систем, способных выполнять определенные функции в рамках общей системы.
Полный текст
Введение. В настоящее время значительный интерес вызывает развитие системных представлений о способах управления динамическими состояниями технических объектов в условиях вибрационных нагружений с помощью структурных образований с заданными свойствами.
В рамках задач оценки, формирования и коррекции динамических состояний существенное внимание обращают на себя элементы виброзащитных систем, вибрационных технологических и транспортных машин.
Демпфирующие устройства, рассматриваемые как средства рассеивания энергии, находят своё применение в широком круге отраслей для снижения вибрации и шума, а также для контроля колебаний технических объектов, находящихся в условиях вибрационных нагружений. Интересны возможности варьирования вязкоупругих свойств за счет начального поджатия в амортизаторах, включающих в свой состав цельнометаллические подушки [1]. Амортизатор с цельнометаллической подушкой может быть рассмотрен как структурное образование, формирующее динамические свойства системы в целом. Ключевым фактором динамических особенностей в условиях вибрационных нагружений являются частоты колебаний элементов системы [2]. Наравне с элементами, свойства которых зависят от частоты, интерес могут представлять элементы, обладающие свойствами независимости от частот внешних возмущений [3]. Другим методом коррекции динамических состояний является использование присоединенных масс [4], к примеру, в качестве динамических гасителей.
Задачи формирования динамических состояний находят своё применение в настройке форм траекторий движений точек рабочих органов вибрационных технологических машин за счет выбора направления возмущающих сил [5]. Необходимость коррекции динамических состояний возникает при работе многокорпусных конструкций, жесткость которых определяется натягом болтовых соединений с учетом неудерживающих связей [6].
Особое значение задач оценки, формирования и коррекции динамических состояний проявляется в решении проблем безопасности технических объектов железнодорожного транспорта, в частности, для оценки структурной усталости железнодорожных рельсов [7], для снижения амплитудных пиков колебаний внутри зданий за счет использования эластичных конструктивных элементов под шпалами [8], для учета свойств композитных [9] и традиционных железобетонных шпал с учетом их взаимного расположения [10].
Проблемы безопасности и обеспечения динамического качества движения железнодорожного состава по рельсовому пути обращают внимание на возможности построения аналитических оценок динамических взаимодействий между шпалами, рельсами и колесом транспортной тележки на основе характеристик эквивалентных жесткостей [11]. В рамках тенденций роста скоростей и масс перевозимых грузов актуальна разработка методов обнаружения вышедших из строя амортизаторов в основной подвеске железнодорожного транспортного средства. В частности, в оценке динамического состояния подвески железнодорожной тележки существенное значение имеет симметрия характеристик амортизаторов и расположения точек, на основе которых производится оценка динамических состояний [12]. Важным примером характерной проблемы, связанной с техническими объектами железнодорожного транспорта в условиях интенсивных нагружений, является нарушение контакта скользящей головки пантографа с контактным проводом [13].
Интересным примером, относящимся и к транспортным объектам, и к вибрационным технологиям, являются вибрационные транспортные средства, которые способны перемещаться в специфических средах. В частности, вибрационные нагружения на элементы механической колебательной системы способны приводить к направленному движению [14].
На основе рассмотренных вариантов технических объектов, работающих в условиях вибрационных нагружений, может быть сформулирована гипотеза, что динамическое состояние технического объекта определяется структурным образованием, реализующим определенную функцию оценки, формирования или коррекции динамического состояния системы.
Вместе с тем, вопросы разработки обобщенных моделей структурных образований в рамках структурно-функционального подхода ещё не получили широкого распространения в моделировании динамических состояний технических объектов.
Статья посвящается вопросам развития структурно-функционального подхода, ориентированного на развитие представлений о связях между структурой объекта и его функцией в механической колебательной системе.
- Основные положения. Расчетной схемой технического объекта служит механическая колебательная система, совершающая вынужденные малые колебания под воздействием внешних возмущений кинематической или силовой природы. Обобщенные координаты системы совершают установившиеся формы колебаний в предположении, что внешние возмущения имеют моногармоническую форму. Установившиеся колебания обобщенных координат происходят на частоте внешних возмущений. Для фиксированной частоты внешних возмущений движения системы представляются конечной совокупностью амплитуд колебаний обобщенных координат.
В качестве структурного образования рассматривается диада – система с двумя степенями свободы, включающая в свой состав два массоинерционных элемента, соединенных упругим элементом с учетом возможных дополнительных связей (рис.1), встраиваемых параллельно упругому элементу [15-17].
Рис. 1. Диада. m1, m2 – массоинерционные элементы, k2 – упругий элемент, Q1, Q2 – внешние силовые возмущения, y1, y2 – обобщенные координаты
Динамическое, зависящее от частоты внешнего возмущения, состояние диады определяется двумя амплитудами колебаний обобщенных координат. В общем случае возможны различные варианты диады в зависимости от дополнительных связей, особенности которых определяются учетом сил трения и характеристиками массоинерционных коэффициентов устройств для преобразования движений.
Диада, включенная в механическую колебательную систему, обладает потенциалом оценки, формирования и коррекции динамических состояний включающей системы. Выбор параметров диады может быть реализован таким образом, чтобы диада, рассматриваемая как структурное образование в рамках системы, выполняла определенную функцию.
Задача исследования заключается в разработке методологических основ структурно-функционального подхода, отличающегося тем, что структурному образованию сопоставляется определенная функция в рамках рассматриваемой системы.
- Структурная математическая модель. На основе известных методов расчетной схеме (рис. 1) сопоставляется структурная схема (рис. 2) эквивалентной в динамическом отношении системы автоматического управления [18].
Рис. 2. Структурное образование в виде диады: а) структурная схема; б) структурная схема с исключенной координатой при ; в) – структурная схема с выделением объектом , охваченным контуром обратной связи
Динамические состояния диады могут быть охарактеризованы на основе амплитудно-частотных характеристик передаточных функций системы и передаточных функций межпарциальных связей [19].
Амплитудно-частотные характеристики передаточных функций отображают основные динамические особенности системы в виде частот динамического гашения, обнуляющих амплитуды установившихся колебаний обобщенных координат системы, резонансы и интервалы частот, обеспечивающих синфазные и противофазные формы взаимодействий между парциальными системами и внешними возмущениями (рис. 3). Объединение одиночных воздействий на диаду приводит к формированию сложных динамических состояний в виде режимов динамического гашения, частоты которых зависят от конфигурации внешних воздействий [20].
Рис. 3. Особенности динамических состояний диады: а) амплитудно-частотная характеристики передаточной функции диады без режима динамического гашения колебаний; б) амплитудно-частотная характеристика передаточной функции диады с учетом режима динамического гашения колебаний; в) амплитудно-частотная характеристика передаточной функции межпарциальных связей диады
- Определение характерных точек диады с учетом устройства для преобразования движения. В общем случае диада может включать дополнительные упругие связи, амортизаторы и устройства для преобразования движения, в совокупности рассматриваемые как устройства регулирования динамических состояний [21].
Для диады, совершающей свободные или вынужденные колебания, могут быть определены характерные точки, которые удовлетворяют определенным условиям, в частности, отображают свойства неподвижности в определенной системе координат, или свойства динамической симметрии; характерные точки могут совпадать с центром масс [22].
Способом изменения характерных точек диады является включение звена с передаточной функцией второго дифференцирования Lp2 параллельно упругому элементу (рис. 4). Варьирование параметров способно изменять границы пространственной реализации диады.
Рис. 4. Диада, включающая в состав устройство для преобразования движения L
Изменение массоинерционного коэффициента L устройства для преобразования движения определяет положение неподвижной точки относительно предельных положений массоинерционных элементов диады (рис. 5а), представленных обобщенными координатами с учетом длины упругого элемента [22].
Положение характерной точки диады обладает чувствительностью к изменению коэффициента L, принимающей отрицательные, нулевые и положительные значения в зависимости от массоинерционных элементов диады (рис. 5б).
Рис. 5. Особенности динамических состояний диады в зависимости от массоинерционного параметра L устройства преобразования движения (m1<m2): а) приведение семейства диад к фиксированному положению неподвижной характерной точки; б) график чувствительности положения характерной точки по отношению к параметру L на интервале m1 ∈[0..10], линия (1) m2=1 кг., линия (2) m2=6 кг.
4. Оценка динамических состояний диады на основе энергетических соотношений. Наравне с оценкой динамических состояний с помощью амплитудно-частотных характеристик диады могут быть охарактеризованы с помощью частотных энергетических функций и функций демпфирования [23]. В зависимости от варьирования параметра системы, к примеру, массоинерционного коэффициента устройства преобразования движения L или коэффициента отношения масс диады, с помощью параметризующей функции может быть построена совокупность частотных энергетических функций и функций демпфирования, существенно изменяющихся для различных параметров системы (рис. 6).
Полная совокупность динамических состояний диад в свободных формах движения может быть охарактеризована частотным энергетическими функциями и функциями демпфирования, отображающими особенности учета сил вязкого трения в системе [24]. Частотные энергетические функции, являясь аналогом отношения Рэлея [25], для систем без учета трения отображают условие равенства максимальных значений кинетической и потенциальной энергии, которое позволяет выразить частоту в зависимости от формы колебания элементов механической колебательной системы. Частотная энергетическая функция, рассматриваемая как функция формы колебания системы, в экстремальных точках достигает значений собственных частот, а в критических точках (ноль или бесконечность) – значений парциальных частот.
Особенности частотных энергетических функций позволяют рассматривать собственные колебания, как колебания системы, для которых максимальные значения потенциальной и кинетической энергии равны между собой. В свою очередь, вынужденные колебания системы могут рассматриваться как колебания, для которых максимальные значения потенциальной и кинетической энергии различны. Силы трения могут быть учтены путем рассмотрения модифицированной частотной энергетической функции и функции демпфирования, которые также в экстремальных значениях достигают значений собственных частот и коэффициентов затухания колебаний соответственно.
Рис. 6. Функции для анализа динамических особенностей диады: а – расчетная схема диады; б – параметризующая функция; в – частотная энергетическая функция (вариант 1); г – функция демпфирования (вариант 1); д –частотная энергетическая функция (вариант 2); е – функция демпфирования (вариант 2)
Для анализа энергетических особенностей механическая колебательная система может быть преобразована к системе уравнений относительно рычажных и упругих связей.
- Отображение динамических особенностей диады с помощью упругих и рычажных связей. На основе расчетной схемы диады (рис. 1) с помощью формализма Лагранжа и использования интегрального преобразования Лапласа с учетом нулевых начальных условий может быть построена система линейных уравнений относительно изображений для вариантов кинематических (Табл1, строка 1, столбец I) и силовых возмущений (Табл1, строка 1, столбец II).
Для учета форм колебаний координат системы и связности внешних возмущений могут быть введены коэффициенты α1, β1, γ1, γ2 (табл.1, строка 2) отображающие рычажные связи между обобщенными координатами и силами системы, а также коэффициент β2 (табл.1, строка 2), отображающий динамическую податливость.
В рамках новых обозначений линейные системы в изображениях (табл. 1, строка 1) с учетом системы связей (табл. 1, строка 2) приводятся к системам относительно коэффициентов рычажных связей и коэффициента податливости (табл. 1, строка 3).
Для отображение характерных особенностей рычажных связей, расчетная схема (рис. 1) может быть представлена в эквивалентном в виде с помощью виртуальных рычагов (рис. 7) [26].
В частности, диада с учетом наличия связи с опорными поверхностям в условиях кинематического возмущения может быть представлена в эквивалентном виде (рис. 7а), где связные кинематические возмущения представлены виртуальным рычагом A1B1. Связные кинематические возмущения приводят к движению массоинерционных элементов диады с амплитудами, которые также могут быть представлены с помощью виртуального рычага АВ, обладающим характерной точкой, являющейся неподвижной точкой опоры т.О.
Таблица 1. Аналитические характеристики диады в условиях кинематических и силовых возмущений
| I | II |
1 | ||
2 | , , | , , |
3 | ||
4 | ||
|
Вынужденные движение диады в условиях силовых возмущений аналогично могут быть представлены виртуальным рычагом A2B2 с опорой в т. О2 (рис. 7б).
Рис. 7. Отображение динамических свойств диад с помощью рычажных и упругих связей. а – в условиях кинематических нагружений; б – в условиях силовых нагружений
Представления динамических состояний диад с помощью рычажных связей создает предпосылки для детализированного анализа особенностей энергетических отношений механической колебательной системы.
Разработанная система представлений может быть использована для создания способов и устройств регулирования характеристик вибрационных полей технологических машин на основе учета распределения амплитуд [26-28].
Заключение. Структурные образования имеют существенное значение в формировании динамических состояний сложных технических объектов. В системе технического объекта структурное образование способно выполнять определенные функции: регулировать форму движения рабочего органа; сохранять неудерживающий контакт, регулировать жесткости многокорпусных конструкций, изменять скорости вибротранспортных систем и др.
В качестве структурного образования, потенциально реализующего совокупность функции, выступает диада – механическая колебательная система, образованная двумя массоинерционными элементами с учетом дополнительных вязко-упругих элементов и устройств для преобразования движения.
Диада с учетом включения в состав вязко-упругих элементов и устройств для преобразования движения обладает набором настроечных параметров. Одним из настроечных параметров диады может служить массоинерционный коэффициент устройства для преобразования движения. Особенности диад могут быть отображены с помощью положений характерных точек, удовлетворяющих системе условий. Варьирование настроечных параметров способно изменять положения характерных точек и пространственных габаритов диады.
Система уравнений относительно обобщенных координат и сил может быть преобразована к системе уравнений относительно рычажных и упругих связей. На основе преобразованной системы относительно рычажных и упругих связей могут быть получены энергетические соотношения, определяющие частотную энергетическую функцию и функцию демпфирования. Множество структурных образований в виде диады может быть представлено совокупностью пар частотной энергетической функции и функции демпфирования.
Множество образований в виде диады с различными параметрами может быть представлено совокупностью пар частотных энергетических функций и функций демпфирования, представляющих собой функциональные характеристики системы.
Совокупность пар частотной энергетической функции и функции демпфирования обладает рядом топологических особенностей, которые могут быть использованы в качестве признаков классификации динамических особенностей диад.
Можно полагать, что совокупности с частотными энергетическими функциями и функциями демпфирования позволяют производить анализ энергетических соотношений свободных и вынужденных колебаний на новом уровне детализации.
Совокупность разработанных положений может быть рассмотрена как основа научно-методологической концепции структурно-функционального подхода, в рамках которого диада выступает в роли структурного образования, обладающего потенциалом реализации широкого набора функций в рамках системы за счет варьирования набора настроечных параметров, а также с помощью частоты и структуры внешних возмущений силовой или кинематической природы.
Об авторах
Андрей Владимирович Елисеев
Иркутский государственный университет путей сообщения
Автор, ответственный за переписку.
Email: eavsh@ya.ru
ORCID iD: 0000-0003-0222-2507
SPIN-код: 8781-1123
кандидат технических наук, доцент кафедры математики
Россия, ИркутскАртем Сергеевич Миронов
Иркутский государственный университет путей сообщения
Email: art.s.mironov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0921-0915
SPIN-код: 6733-5363
соискатель
Россия, ИркутскСписок литературы
- Riess Sebastian, Kaal William, Herath Kristian. Frequency-Adaptable tuned mass damper using metal cushions. Vibration, 2021, no. 4, pp. 77-90, doi: 10.3390/vibration4010007
- Vellingiri Vishwa, Sadasivam Udhayakumar Effect of vibrator parameters and physical characteristics of parts on conveying velocity. Strojniški vestnik - Journal of mechanical engineering, 2023, no 69, pp. 352-363, doi: 10.5545/sv-jme.2022.510.
- Kletschkowski T. Theoretical and non-dimensional investigations into vibration control using viscoelastic and endochronic elements. Vibration, 2023, no. 6(4):1030-1047, doi: 10.3390/vibration6040060
- Tophoj Laust, Grathwol Nikolaj, Hansen Svend. Effective mass of tuned mass dampers. Vibration, 2018, no 1, pp. 192-206, doi: 10.3390/vibration1010014.
- Korendiy V., Kachur O., Predko R. et al. Generating rectilinear, elliptical, and circular oscillations of a single-mass vibratory system equipped with an enhanced twin crank-type exciter. Vibroengineering Procedia, 2023, no. 51, pp. 8-14, doi: 10.21595/vp.2023.23657.
- Krot Pavlo, Hamid Shiri, Przemysław Dąbek, Radosław Zimroz Diagnostics of bolted joints in vibrating screens based on a multi-body dynamical model. Materials, 2023, 16, no. 17: 5794, doi: 10.3390/ma16175794.
- Moueddeb Maryam, Louf François, Boucard Pierre-Alain, et al. An efficient numerical model to predict the mechanical response of a railway track in the low-frequency range. Vibration, 2022, no 5, pp 326-343, doi: 10.3390/vibration5020019.
- Sehner Michael, Nava Luis, Seidl-Nigsch Markus, Loy Harald. Vibration mitigation: under-ballast mats in heavy-haul applications. Practice periodical on structural design and construction, 2023, no. 28, 05023004, doi: 10.1061/PPSCFX.SCENG-1258.
- Zhao Zhenhang, Gao Ying, Li Chenghui Research on the vibration characteristics of a track’s structure considering the viscoelastic properties of recycled composite sleepers. Applied sciences, 2020, no. 11, 150 p., doi: 10.3390/app11010150.
- Zou Yu, Wen Yongpeng, Sun Qian Study on the urban rail transit sleeper spacing considering vehicle system. MATEC Web of Conferences, 2019, 296, 01008, doi: 10.1051/matecconf/201929601008.
- Yoshino Shun, Abe Kazuhisa, Koro Kazuhiro An analytic solution of mathematical expectation for bogie-track interaction problems. Mechanical engineering journal, 2023, no. 10, doi: 10.1299/mej.22-00300.
- Dumitriu Madalina, Apostol Ioana Influence of interference between vertical and roll vibrations on the dynamic behaviour of the railway bogie. Vibration, 2022, no. 5, pp. 659-675, doi: 10.3390/vibration5040039.
- Chu Song Yang Study on dynamic interaction of railway pantograph–catenary including reattachment momentum impact. Vibration, 2020, no. 3, pp. 18-33, doi: 10.3390/vibration3010003.
- Korendiy Vitaliy, Volodymyr Gursky, Oleksandr Kachur, Petro Dmyterko, Oleh Kotsiumbas, Oleksandr Havrylchenko Mathematical model and motion analysis of a wheeled vibro-impact locomotion system. Vibroengineering PROCEDIA, April 21, 2022, 77–83, doi: 10.21595/vp.2022.22422.
- Елисеев А.В. Диады в механических системах: особенности динамических свойств. Часть I /А.В. Елисеев // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2017. – Т. 21. – № 7(126). – С. 26–38. – doi: 10.21285/1814-3520-2017-7-26-38
- Елисеев А.В. Диады в механических системах: особенности динамических свойств (Часть II) / Елисеев А.В. // Вестник Иркутского государственного технического университета, 2017. – Т. 21. – № 8. – С. 22–37.
- Елисеев С.В. Устройства для преобразования движения в структуре диады механической колебательной системы /С.В. Елисеев, А.И. Орленко, Д.Х. Нгуен // Вестник Донского государственного технического университета, 2017. – Т. 17. – № 3 (90). – С. 46-59.
- Eliseev S.V., Eliseev A.V. Theory of oscillations. structural mathematical modeling in problems of dynamics of technical objects. Series: studies in systems, decision and control. Springer international publishing, Cham, 2020, vol.252, 521 p.
- Eliseev A.V. Structural mathematical modeling applications in technological machines and transportation vehicles. Hershey, PA: IGI Global, 2023, doi: 10.4018/978-1-6684-7237-8
- Хоменко А.П. Структурные образования в механических колебательных системах: диада как форма взаимодействия элементов / А.П. Хоменко, С.В. Елисеев // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, 2017. – № 2 (54). – С. 8-14.
- Елисеев С.В. Структурные образования в механических колебательных системах: диады, их свойства, возможности изменения динамических состояний / С.В. Елисеев, А.И. Орленко, А.В. Елисеев // Транспорт Урала, 2017. – № 3 (54). – С. 56-63. – doi: 10.20291/1815-9400-2017-3-56-63
- Елисеев А.В. Особенности динамических свойств диады в подходах с позиций мезомеханики / А.В. Елисеев, С.В. Елисеев // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, 2019. – № 2 (62). – С. 23-33.
- Елисеев А.В. Частотная функция и функция демпфирования в оценке динамических процессов в механических колебательных системах с симметрией / А.В. Елисеев // Advanced engineering research (Rostov-on-Don), 2020. – Т. 20. – № 4. – С. 360-369.
- Елисеев А.В. Связность движений в системах с диссипацией энергии: системные подходы / Елисеев А.В. // Информационные и математические технологии в науке и управлении, 2020. – № 3 (19). – С. 43-56.
- Рэлей Д.В. Теория звука. Т. 1. / Джон Вильям Стрэтт Рэлей. – Москва; Ленинград : Гостехтеоретиздат, 1940. – 500 с.
- Елисеев А.В. Некоторые возможности управления одномерным вибрационным полем технологической машины / А.В. Елисеев, К.Ч. Выонг // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование, 2016. – № 1 (49). – С. 33-41.
- Елисеев А.В. некоторые подходы к обоснованию схемы инерционного возбуждения в технологических вибрационных машинах / А.В. Елисеев, Л.А. Мамаев, И.С. Ситов // Системы. Методы. Технологии. 2015. – № 4 (28). – С. 15-24.
- Елисеев А.В. Характерные особенности распределения амплитуд в свободных колебаниях механических систем: введение дополнительных связей, структурные образования / А.В. Елисеев, Н.К. Кузнецов, А.В. Николаев // Машиностроение: инновационные аспекты развития: Материалы международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург: СПбФ НИЦ МС, 2019. – №2. – 237 с.
Дополнительные файлы
