🔧На сайте запланированы технические работы
25.12.2025 в промежутке с 18:00 до 21:00 по Московскому времени (GMT+3) на сайте будут проводиться плановые технические работы. Возможны перебои с доступом к сайту. Приносим извинения за временные неудобства. Благодарим за понимание!
🔧Site maintenance is scheduled.
Scheduled maintenance will be performed on the site from 6:00 PM to 9:00 PM Moscow time (GMT+3) on December 25, 2025. Site access may be interrupted. We apologize for the inconvenience. Thank you for your understanding!

 

Позиционирование по отношению к учащимся с дислексией: мнение хорватских преподавателей английского языка как иностранного

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Недостаточное изучение получил вопрос о том, как учителя иностранного языка позиционируют учащихся с дислексией, и какие роли они берут на себя при работе с этой группой учащихся. В данном исследовании, используя теорию позиционирования в качестве теоретической основы и собирая данные с помощью углубленного полуструктурированного собеседования и наблюдений за уроками, которые впоследствии были закодированы, мы попросили 10 практикующих хорватских учителей начальной и средней школы рассказать про их отношение к ученикам с дислексией. Мы хотели узнать, как участники опроса позиционировали учащихся с дислексией, и как они определяли свое поведение по отношению к этой группе учащихся. Анализ показал, что участники в целом выражали позитивное отношение, в то время как их стратегии поведения были разнообразными. Учителя позиционировали себя как заботливых наставников для всех учащихся. Учитывая различные потребности школьников, они сумели создать инклюзивную среду образовательного процесса, адаптируя подходы к обучению и предоставляя специальные условия. Такой эксперимент не только потребовал от участников эмоциональной выдержки, но и принес много положительных ощущений. Полученные результаты дают основание полагать, что обучение детей с дислексией является достаточно сложной задачей, и мы надеемся, что рассмотрение роли учителя в этом контексте может помочь преподавателям лучше понять их роль при работе с учащимися с особыми потребностями в обучении.

Об авторах

Agnieszka Kałdonek-Crnjaković

Варшавский университет

Email: agnieszka.kaldonek@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4372-567X
Institute of English Studies

Zrinka Fišer

Университет Славонски Брод

Email: zrinkafiser@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5425-6659
Faculty of Teacher Education

Список литературы

  1. Acheson, K., Taylor, J., & Luna, K. (2016). The burnout spiral: The emotion labor of five rural U.S. foreign language teachers. Modern Language Journal, 100(2), 522-537. DOI:https://doi.org/10.1111/modl.12333
  2. Benesch, S. (2012). Considering emotions in critical English language teaching: Theories and praxis. Routledge.
  3. Benesch, S. (2017). Emotions and English language teaching: Exploring teachers' emotion labor. Routledge.
  4. Benesch, S. (2018). Emotions as agency: Feeling rules, emotion labor, and English language teachers' decision-making. System, 79, 60-69. DOI:https://doi.org/10.1016/j.system.2018.03.015
  5. Benesch, S. (2020). Emotions and activism: English language teachers' emotion labor as responses to institutional power. Critical Inquiry in Language Studies, 17(1), 26-41. DOI:https://doi.org/10.1080/15427587.2020.1716194
  6. Chernobilsky, E., Kosheleva, E., & Kobzeva, N. (2015). Student views of a caring teacher in an undergraduate English language classroom in Russia. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 166, 303-308. DOI:https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.12.528
  7. Collins, S., & Ting, H. (2014). The complexity of care.Complicity, 11, 5-19. DOI:https://doi.org/10.29173/cmplct21452
  8. Crombie, M. (1997). The effects of specific learning difficulties (dyslexia) on the learning of a foreign language in school. Dyslexia, 3(1), 27-47. :1<27::AID-DYS43>3.0.CO;2-R. DOI:https://doi.org/10.1002/(SICI)1099-0909(199703)3
  9. Davies, B., & Harré, R. (1990). Positioning: The discursive production of selves. Journal for the Theory of Social Behaviour, 20(1), 43-63. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1468-5914.1990.tb00174.x
  10. Fišer, Z. (2019). Kompetencije budućih i sadašnjih nastavnika stranih jezika u hrvatskim školama za poučavanje učenika s disleksijom [Competence of Croatian pre- and in-service teachers of foreign languages in teaching students with dyslexia] [Unpublished doctoral dissertation]. University of Zagreb.
  11. Gkonou, Ch., & Miller, E. R. (2019). Caring and emotional labour: Language teachers' engagement with anxious learners in private language school classrooms. Language Teaching Research, 23(3), 372-387. DOI:https://doi.org/10.1177/1362168817728739
  12. Guest, G., MacQueen, K. M., & Namey, E. E. (2012). Applied thematic analysis. Sage Publications.
  13. Hargreaves, A. (2000). Mixed emotions: Teachers' perceptions of their interactions with students. Teaching and Teacher Education, 16(8), 811-826. DOI:https://doi.org/10.1016/S0742-051X(00)00028-7
  14. Harré, R., & Moghaddam, F. (2015). Positioning theory and social representations. In The Cambridge Handbook of Social Representations (pp. 224-233). Cambridge University Press.
  15. Harré, R., & van Langenhove, L. (1999). The dynamics of social episodes. In R. Harré, & L. V. Langenhove (Eds.), Positioning theory: Moral contexts of intentional action (pp. 1-13). Blackwell.
  16. Hazari, Z., Cass, C., & Beattie, C. (2015). Obscuring power structures in the physics classroom: Linking teacher positioning, student engagement, and physics identity development. Journal of Research in Science Teaching, 52(6), 735-762. DOI:https://doi.org/10.1002/tea.21214
  17. Held, V. (2006). The ethics of care: Personal, political, and global. Oxford University Press.
  18. Hiver, P., & Dörnyei, Z. (2017). Language teacher immunity: A double-edged sword. Applied Linguistics, 38(3), 405-423. DOI:https://doi.org/10.1093/applin/amv034
  19. Hochschild, A. (1983). The managed heart: Commercialization of human feeling. University of California Press.
  20. Isenbarger, L., & Zembylas, M. (2006). The emotional labour of caring in teaching. Teaching and Teacher Education, 22(1), 120-134.https://psycnet.apa.org/doi/. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tate.2005.07.002
  21. Kałdonek- Crnjaković, A., & Fišer, Z. (2017). ‘Dyslexia-friendly' approaches in the teaching practice of Croatian English as a foreign language (EFL) teachers. In S. Letica Krevelj, & R. Geld (Eds.), UZRT 2016 Empirical Studies in Applied Linguistics (pp. 139-149). FF Press.
  22. Kayi-Aydar, H. (2014). Social positioning, participation, and second language learning: Talkative students in an academic ESL classroom. TESOL Quarterly, 48(4), 686-714. DOI:https://doi.org/10.1002/tesq.139
  23. Kayi-Aydar, H. (2015). Teacher agency, positioning, and English language learners: Voices of pre-service classroom teachers. Teaching and Teacher Education, 45, 94-103. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tate.2014.09.009
  24. Kayi-Aydar, H. (2019). Positioning theory in applied linguistics: Research design and applications. Springer.
  25. Kayi-Aydar, H., & Miller, E. R. (2018) Positioning in classroom discourse studies: A state-of-the-art review. Classroom Discourse, 9(2), 79-94. DOI:https://doi.org/10.1080/19463014.2018.1450275
  26. King, J. (2015). ‘It's time, put on the smile, it's time!': The emotional labour of second language teaching within a Japanese university. In C. Gkonou, C., D. Tatzl, & S. Mercer (Eds.), New directions in language learning psychology (pp. 97-112). Springer.
  27. Kormos, J, &Kontra, E. H. (2008). Hungarian teachers' perceptions of dyslexic language learners. In J. Kormos, & E. H. Kontra (Eds.), Language learners with special needs: An international perspective (pp. 189-213). Multilingual Matters.
  28. Kormos, J. (2017). The second language processes of students with specific learning difficulties. Routledge.
  29. Kormos, J., & Csizér, K. (2010). A comparison of the foreign language learning motivation of Hungarian dyslexic and non-dyslexic students.International Journal of Applied Linguistics, 20(2), 232-250. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1473-4192.2009.00247.x
  30. Kormos, J., & Nijakowska, J. (2017). Inclusive practices in teaching students with dyslexia: Second language teachers' concerns, attitudes and self-efficacy beliefs on a massive open online learning course. Teaching and Teacher Education, 68, 30-41. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.08.005
  31. Kormos, J., & Smith, M. A. (2012). Teaching languages to students with specific learning differences. Multilingual Matters.
  32. Kormos, J., Csizér, K., & Sarkadi, A. (2009). The language learning experiences of students with dyslexia: Lessons from an interview study. Innovation in Language Learning and Teaching, 3(2), 15- 130. DOI:https://doi.org/10.1080/17501220802638306
  33. Koster, Sh. (2011). The self-managed heart: Teaching gender and doing emotional labour in a higher education institution. Pedagogy, Culture & Society, 19(1), 61-77. DOI:https://doi.org/10.1080/14681366.2011.548988
  34. Kumaravadivelu, B. (2012). Language teacher education for a global society: A modular model for knowing, analyzing, recognizing, doing, and seeing. Routledge.
  35. Lantolf, J., & Thorne, S. L. (2007). Sociocultural theory and second language learning. In. B. van Patten, & J. Williams (Eds.), Theories in second language acquisition (pp. 201-224). Lawrence Erlbaum.
  36. Mercer, S., & Kostoulas, A. (2018).Introduction to language teacher psychology. In S. Mercer, & A. Kostoulas (Eds.), Language teacher psychology (pp. 1-17). Multilingual Matters.
  37. Mercer, S., Oberdorfer, P. & Saleem, M. (2016). Helping language teachers to thrive: Using positive psychology to promote teachers' professional well-being. In D. Gabryś-Barker, & D. Gałajda (Eds.), Positive psychology perspectives on foreign language learning and teaching (pp. 213-229). Springer International Publishing.
  38. Miller, E. R., & Gkonou, C. (2018). Language teacher agency, emotion labor and emotional rewards in tertiary-level English language programs. System, 79, 49-59. DOI:https://doi.org/10.1016/j.system.2018.03.002
  39. Nijakowska, J. (2010). Dyslexia the foreign language classroom. Multilingual Matters.
  40. Nijakowska, J. (2014). Dyslexia in the European EFL teacher training context. In M. Pawlak, & L. Aronin (Eds.), Essential topics in applied linguistics and multilingualism (pp. 129-156). Springer.
  41. Nijakowska, J., Tsagari, D., & Spanoudis, G. (2018). English as a foreign language teacher training needs and perceived preparedness to include dyslexic learners: The case of Greece, Cyprus and Poland. Dyslexia, 24(4), 357-379. DOI:https://doi.org/10.1002/dys.1598
  42. Piechurska-Kuciel, E. (2008). Input, processing and output anxiety in students with symptoms of developmental dyslexia. In J. Kormos, & E. H. Kontra (Eds.), language learners with special needs. An International Perspective (pp. 86-109). Multilingual Matters.
  43. Prior, M.T. (2019). Elephants in the room: An ‘affective turn,' or just feeling our way? Modern Language Journal, 103(2), 516-527. DOI:https://doi.org/10.1111/modl.12573
  44. Reeves, J. (2009). Teacher investment in learner identity. Teaching and Teacher Education, 25(1), 34-41. DOI:https://doi.org/10.1016/j.tate.2008.06.003
  45. S⊘reide, G. E. (2006). Narrative construction of teacher identity: positioning and negotiation. Teachers and Teaching: Theory and Practice, 12(5), 527-547. DOI:https://doi.org/10.1080/13540600600832247
  46. Sabat, S. R. (2003). Malignant positioning and the predicament of people with Alzheimer's disease. In R. Harré &, F. M. Moghaddam (Eds.), The self and others: Positioning individuals and groups in personal, political, and cultural contexts (pp. 85-98). Praeger.
  47. Sparks, R. L., & Ganschow, L. (1991). Foreign language learning differences: Affective or native language aptitude differences? Modern Language Journal, 75(1), 3-16. DOI:https://doi.org/10.2307/329830
  48. Trent, J. (2012). The discursive positioning of teachers: Native-speaking English teachers and educational discourse in Hong Kong. TESOL Quarterly, 46(1), 104-126. DOI:https://doi.org/10.1002/tesq.1
  49. van Langenhove, L., & Harré, R. (1999).Introducing positioning theory.In R. Harré, & L. van Langenhove (Eds.), Positioning theory: Moral contexts of intentional action (pp. 14-31). Blackwell.
  50. van Lier, L. (2008). Agency in the classroom. In J. P. Lantolf, & M. E. Poehner (Eds.), Sociocultural theory and the teaching of second languages (pp 163-186). Equinox.
  51. White, C.J. (2018). Language teacher agency. In Mercer, S., & Kostoulas, A. (Eds.). Language teacher psychology (pp. 196-210). Multilingual Matters.
  52. Yoon, B. (2008). Uninvited guests: The influence of teachers' roles and pedagogies on the positioning of English language learners in the regular classroom. American Educational Research Journal, 45(2), 495-522.https://doi.org/10.3102%2F0002831208316200.
  53. Zembylas, M. (2002). Structure of feeling in curriculum and teaching: Theorizing the emotional rules. Educational Theory, 52(2), 187-208. DOI:https://doi.org/10.1111/j.1741-5446.2002.00187.x

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».