Инструктирование («живая» связь) низовых органов власти в Коми автономной области в 1920-е годы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Работа над повышением качества деятельности органов власти является важнейшей задачей для эффективного развития системы управления в стране. В 1920-е годы вышестоящие органы власти Коми автономной области взаимодействовали с низовыми в четырех формах, а именно телефонной, телеграфной, почтовой и «живой». Выезды на места инструкторов способствовали оперативному выявлению актуальных проблем в аппаратах управления и повышению качества работы местных властей. Цель: изучить важнейшие аспекты и практическое применение инструктирования низовых органов власти Коми автономной области в 1920-е годы. В статье используется литература и архивные источники, позволяющие изучить основы «живого» взаимодействия органов власти в регионе. В работе применены общенаучные методы исследования (анализ, сравнение, описание). Базовые принципы инструктирования волисполкомов и сельсоветов Коми автономной области изложены в документах и материалах органов управления. Властями из-за выявленной неудовлетворительной работы на местах признана необходимым организация регулярного инструктирования волостных исполкомов для ознакомления со всеми распоряжениями высших органов советской власти, а также для выявления недостатков и устранения возникающий вопросов. Инструкторы помогали устранять недочеты, составляли план работ, устраивали заседания, оформляли акты обследования с заключениями. Волисполкомам и сельсоветам необходимо было применять инструкторские указания вышестоящих органов как руководящий материал. В свою очередь сотрудникам волостных исполкомов следовало производить периодические инструктирования сельсоветов. Самым результативным способом взаимодействия вышестоящих организаций (областных и уездных органов, отдела внутреннего управления, областной рабоче-крестьянской инспекции, прокуратуры, налоговой, НКВД и др.) с низовыми органами власти (волисполкомы, сельсоветы) были признаны выезды на места.

Полный текст

Введение

Организация эффективной системы государственного управления после установления советской власти в 1917 г. являлась важнейшей задачей для вышестоящих органов. Вскоре после избрания центральных аппаратов (СНК, ВЦИК и др.) был запущен процесс образования советских властных структур в регионах. На местах функции управления стали выполнять волостные исполнительные комитеты. Волисполкомы являлись звеном в системе ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) ‒ ОИК (областной исполнительный комитет, облисполком) ‒ УИК (уездный исполнительный комитет, уисполком) ‒ ВИК (волостной исполнительный комитет, волисполком), поэтому директивы (постановления, инструкции, положения и др.), поступающие различными путями от вышестоящих органов власти, должны были осуществляться через низовые органы власти. В Коми крае волисполкомы были образованы в 1918‒1920 гг. и занимались выполнением административных, социально-экономических и культурных задач. Следует отметить, что в ходе революционных событий полностью сменилась политическая элита Коми региона. На смену имперским российским чиновникам пришли новые люди (причем не только из интеллигенции), в основном этнические коми (зыряне) [1, с. 116]. В августе 1921 г. была образована Коми автономная область, состоящая из 100 волостей, четырех уездов (Усть-Сысольский (с 1926 г. Сысольский), Усть-Куломский, Усть-Вымский, Ижмо-Печорский) и одного города (г. Усть-Сысольск (совр. г. Сыктывкар)). В январе 1922 года I областной съезд Советов избрал Коми областной исполнительный комитет – высший исполнительный орган в регионе [2, с. 54]. Вся полнота власти формально была в руках волостных, уездных и областных съездов Советов. В перерывах между съездами исполнительную власть осуществляли соответствующие исполкомы: волостные, уездные, областные [3, с. 868]. В процессе районирования Коми области вместо 95 волисполкомов, 40 сельсоветов и 4 уисполкомов были избраны 119 сельсоветов и 9 райисполкомов [4, с. 321]. После ликвидации в 1929 г. системы волостных съездов Советов низовыми звеньями государственной власти стали районные съезды Советов [5, с. 102]. В 1929 году произошло включение Коми автономной области (далее Коми АО) в новый административно-экономический район Северный край (с центром в г. Архангельске) [6, с. 136]. В 1936 году регион, преобразованный в Коми АССР, вышел из Северного края и избавился от подчинения Архангельску [7, с. 18].

По данным Коми областного статистического бюро, на 1 января 1921 г. на территории области проживало 181 тыс. чел. [8, с. 45]. Согласно первой Всесоюзной переписи населения 1926 г., численность населения региона составляла 207 314 человек. Из них 200 549 человек (96,7 %) проживали в сельской местности и 6765 человек (3,3 %) – в городской [9, с. 26]. Крестьянство являлось основной частью населения области (96‒97 %) [10, с. 178]. Абсолютное большинство жителей области занимались сельским хозяйством и промыслами [11, с. 50]

Взаимодействие региональных властей (облисполком, уисполкомы, волисполкомы, сельсоветы) осуществлялось в четырех формах: телефонная, телеграфная, почтовая и «живая» (выезды инструкторов на места) связь. Телефонная и телеграфная охватывали небольшую часть волостей, т. к. из-за большой отдаленности населенных пунктов от уездных центров не было возможности проведения кабеля. Основной формой связи оставалась почтовая, благодаря которой осуществлялась переписка (отправка постановлений, представление отчетов, передача протоколов и другой документации) между различными уровнями органов власти путем разноски попутчиками. В связи с тем что на местах были выявлены многократные факты халатного отношения сотрудников к своим обязанностям, несоблюдение графика работы, неудовлетворительное распределение обязанностей и др., вышестоящими органами было принято решение об организации инструктирования низовых аппаратов. «Живая» связь осуществлялась представителями областных и уездных властей (работники ОИК и УИК, налоговые сотрудники, финансовые инспекторы, представители прокуратуры и НКВД и др.) на местах для выполнения различных задач (обследование аппарата, выявление недостатков, помощь в организации различных кампаний и др.). Выезды на места инструкторов помогали оперативно выявить (и по возможности устранить) актуальные проблемы на низовом уровне и, соответственно, повысить качество работы местных властей.

Цель исследования

Изучить важнейшие аспекты и практическое применение инструктирования низовых органов власти Коми автономной области в 1920-е годы.

Материалы и методы

Материалы об организации управления и общественно-политических процессах в Коми автономии проанализированы в трудах А. К. Гагиевой, Л. А. Кызъюрова, М. В. Таскаева, М. Б. Рогачева [3; 5; 1; 4]. Данные о численности населения в регионе проанализированы в работах Н. П. Безносовой И. Л. Жеребцова, В. А. Саблина, В. В. Фаузера [8; 9]. Отдельные аспекты деятельности волостных исполнительных комитетов представлены в работе В. Н. Каракчиева [2]. В статью включены архивные источники ГАРФ и Национального архива Республики Коми, а также сборник документов и протоколы областных съездов Советов. В работе применены общенаучные методы исследования (анализ, сравнение, описание).

Результаты исследования, обсуждения

Основы инструктирования волисполкомов и сельсоветов изложены в документах и материалах органов власти (резолюции съездов Советов Коми автономной области, схемы отчетов и положения волисполкомов и др.). Так, в Положении о работе отдела по внутреннему управлению при волисполкоме от 1 декабря 1920 г. обозначено, что укрепление аппарата советской власти на местах возможно лишь путем инструктирования и постоянной живой связи волостных учреждений с уездными организациями и центром. Властями было признано необходимым инструктирование волостных исполкомов для ознакомления со всеми распоряжениями высших органов советской власти, а также для устранения на местах возникающий вопросов. В документе отмечалось, что указанную работу следовало осуществлять регулярно. Инструктирующий в первую очередь был обязан основательно ознакомиться с работой волисполкома, а далее выявить (и по возможности устранить) все недочеты и дефекты органа управления. Все замечания и указания инструктор должен был лично передать представителям органа власти. Для волисполкома все инструкторские указания необходимо было применять как руководящий материал, а в случае несогласия имелась возможность протестовать уездному отделу управления1. В резолюции по советскому строительству III-го областного Съезда Советов Коми области от 21 декабря 1923 г. указано признать первоочередной задачей дальнейшее укрепление низовых советских аппаратов, которое могло быть достигнуто путем не только улучшения материального положения и эффективного подбора сотрудников, но и с помощью инструктирования со стороны УИК и ОИК, активно практикующих выезды на места2. На IV Коми областном съезде (8‒15 декабря 1924 г.) было указано выделить в каждом районе региона опытно-показательный волисполком, который должен был быть в центре особого наблюдения и инструктирования3. На V областном съезде советов (24 января – 4 февраля 1926 г.) председатель Коми ОИК Е. М. Мишарин поручил укрепить инструкторский аппарат и увеличить количество выездов на места. На съезде отмечен факт отсутствия регулярного аппарата и недостаток инструкторов, в связи с чем членам ОИК, выполняя свои служебные обязанности, приходилось производить инструктирование попутно. Этот способ был признан не совсем удачным, т. к. сотрудники не были достаточно осведомлены о деятельности волисполкомов4. На VI областном съезде советов (20‒27 марта 1927 г.) говорилось о необходимости расширения инструкторского аппарата. Там же указано производить ревизионные обследования низовых органов не реже двух раз в год5. По Положению волисполкомов от 16 октября 1924 г. на волостные власти возлагалось руководство и контроль над деятельностью сельских советов. В частности, волисполкомы были обязаны оповещать сельсоветы обо всех постановлениях Правительства, созывать совещания председателей сельсоветов, производить периодические инструктирования и др.6. В схеме трехмесячных отчетов волисполкомов от 1926 г. низовым органам управления следовало указывать формы «живой» связи с уездными властями, сельсоветами, отдельными селениями7. По схеме полугодовых отчетов волисполкомам следовало сообщать, были ли проведены обследования и инструктирования сельсоветов8. В годовом отчете волисполкомам требовалось представлять данные о реализации периодических обследований сельсоветов и инструктирований ВИК вышестоящими структурами (ОИК, УИК и др.)9. В примерной схеме руководства и контроля волисполкома над деятельностью сельсоветов от 1928 г. указаны следующие принципы организации «живой» связи: 1) установить регулярные выезды членов ВИК не менее двух-трех раз в год в каждый сельсовет с целью ознакомления с их работой; 2) созывать не менее 4-х раз в год совещания председателей и секретарей сельсоветов по вопросам массовой и организационно-административной работы; 3) ставить на каждом заседании волисполкома устные доклады председателей сельсоветов об их деятельности; 4) устраивать открытые совместные заседания волисполкомов с сельсоветами10.

В начале 1920-х гг. Народный комиссариат внутренних дел Коми АО, после произведенных в волисполкомах ревизионных обследований, установил в большинстве волостей неудовлетворительную организацию работы властей на местах. В документе отмечалось, что письменное инструктирование не дает положительных результатов, и работоспособность ВИК находится на низком уровне11. Плохая организация работы местных исполкомов была отмечена в большинстве волостей Ижмо-Печорского и Сысольского, а также в некоторых волостях Усть-Вымского и Усть-Куломского уездов. Выводы, к которым пришли органы внутреннего управления после проверок: отсутствие планирования в работе, неудовлетворительное распределение обязанностей между сотрудниками, плохая постановка делопроизводства. Причинами такого состояния назывались низкий уровень образования сотрудников, частая сменяемость и материальная необеспеченность [2, с. 55]. Заведующий Коми областным отделом внутреннего управления Зырянский 16 ноября 1922 г. докладывал, что волисполкомы, не инструктируемые уездными властями, разложились и потеряли всякую работоспособность. В связи с указанными фактами областным отделом управления были откомандированы инструктора и уполномоченные во все уезды12. Инструктирование волисполкомов Коми автономной области осуществлялось представителями вышестоящих органов власти, в т. ч. работниками прокуратуры и внутренних дел, земельного управления, крестьянского комитета общественной взаимопомощи, налоговой, отдела социального обеспечения, уполномоченными ОИК и УИК. Заведующий организационно-инструкторским подотделом областного комиссариата внутренних дел В. И. Потапов докладывал комиссару внутренних дел Коми АО о командировке в волости Усть-Сысольского уезда (Небдинскую, Важкурскую, Пезмогскую, Корткеросскую, Маджскую волости) для проведения ревизии и инструктирования волисполкомов. В ходе работы в 1922 г. в отдельных аппаратах управления им были выявлены халатное отношение к выполнению служебных обязанностей, несоблюдение графика работы, слабая постановка делопроизводства и т. д. Инструктором даны указания по исправлению несоответствий, а также организации канцелярской работы согласно последним циркулярным распоряжениям вышестоящих властей. В. И. Потапов отметил, что сотрудники относятся к разъяснениям и инструктированию охотно13.

В феврале 1925 года Коми облисполком разработал план ревизионных обследований волисполкомов и предложил после каждого обследования специалистами один экземпляр акта предоставлять для ознакомления и учета работ Президиуму ОИКа, второй – УИКу, а третий – оставлять в ВИКе. По прибытии инструктирующих лиц в ВИК им следовало сначала ознакомится с актами, составленными ранее работавшими в этом учреждении ревизорами и инструкторами и, проверив состояние работы в момент настоящей ревизии, делать выводы об улучшении или ухудшении работы исполкомов со времени последней ревизии и об исправлении недочетов, указанных в прежнем акте. Результаты выводов следовало вносить во вновь составляемый акт14.

В соответствии с директивами одного из Усть-Куломских уездных съездов инструктор охватил обследованием и инструктирование первично 28 волисполкомов и 3 сельсовета, повторно – 7 волисполкомов и 1 сельсовет, третично – 2 волисполкома. Соответственно, все волисполкомы указанного уезда и половина сельсоветов были охвачены плановым инструктированием15. Тем не менее по области зафиксированы неоднократные факты того, что имеется нехватка инструктирований в волостях (особенно в отдаленных)16. При обследовании инструкторами давались указания по организации работы и устранению выявленных недостатков обследуемых ВИК, составлялись планы работ, устраивались заседания Президиума и Пленумы ВИК. В завершении работы составлялись акты обследования с подробными письменными заключениями17. Обследования волисполкомов (Изваильского, Помоздинского, Керчомского и др.) Усть-Куломского уезда в середине 1920-х гг. показали некоторый сдвиг в сторону улучшения, но оставались различные недочеты18.

На разработку материалов на месте, обследование и инструктирование одного волисполкома предусматривался период до месяца19. По данным годового отчета Ношульского ВИК (Сысольский уезд) «живая» связь волисполкома осуществлялась как с уездными, так и с областными учреждениями (сотрудниками прокуратуры, земельного управления, отделом местного финансирования, областным отделом труда). Постановка работы была признана удовлетворительной, указания выполнялись своевременно20. В годовом отчете Ибского ВИК (Сысольский уезд) указано, что взаимодействие с вышестоящими организациями большей частью была письменной. Но были и «живые» инструктирования, на которых давались рекомендации по составлению плана работы, изучению экономического положения волости, налаживанию деятельности по переделу земли и др.21. Безусловно, выезды на места различных инструкторов сыграли положительную роль в повышении качества работы и улучшении результативности низовых аппаратов власти на местах.

Заключение

Взаимодействие региональных органов власти в Коми автономной области в 1920-е гг. осуществлялось при помощи письменной (почтовая переписка), телефонной, телеграфной и «живой» (инструктирование, выезды на места) связи. Самым эффективным способом для оперативного решения задач были признаны выезды на места представителей вышестоящих органов власти. Волисполкомы посещали инструкторы ОИК и УИК, сотрудники отдела внутреннего управления, областной рабоче-крестьянской инспекции, прокуратуры, финансовые инспекторы, налоговые сотрудники, работники НКВД и др. Инструктирование было связано с плановыми обследованиями, выявлением проблем в организации работы, проведением различных хозяйственно-политических кампаний (перевыборы в Советы, лесозаготовка, сплав, проведение сельскохозяйственных кампаний и др.). Работники были обязаны прислушиваться к советам инструкторов, чтобы устранить имеющиеся недостатки. По такому же принципу (выезды на места) работали сотрудники волисполкомов с подчиняющимися им сельсоветами. Зафиксированы факты недостаточного количества инструктирования в волостях, особенно находящихся в отдалении от столицы региона и уездных центров. Благодаря инструктированию решались актуальные вопросы на местах, что позволило повысить уровень работы низовых органов власти в Коми автономной области и в конце 1920-х гг. приступить к выполнению новых государственных задач (коллективизация, индустриализация и др.).

 

1 Формирование нормативно-правовой базы деятельности волостных исполнительных комитетов Коми автономной области 1920-х годов: сборник документов / сост. В. Н. Каракчиев. Сыктывкар, 2023. С. 103‒104.

2 Формирование нормативно-правовой базы деятельности волостных исполнительных комитетов Коми автономной области 1920-х годов: сборник документов / сост. В. Н. Каракчиев. Сыктывкар, 2023. С. 119.

3 Протоколы 4-го областного съезда советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Автономной области Коми. 8‒15 октября 1924. Усть-Сысольск, 1925. С. 23.

4 V областной съезд советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Коми АО. Журналы съезда, происходившего 24 января – 4 февраля 1926 г. Усть-Сысольск, 1926. С. 59.

5 VI областной съезд советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Коми АО. Журналы резолюции съезда, происходившего с 20 по 27 марта 1927 г. Усть-Сысольск, 1927. С. 24, 197.

6 Формирование нормативно-правовой базы деятельности волостных исполнительных комитетов Коми автономной области 1920-х годов: сборник документов / сост. В. Н. Каракчиев. Сыктывкар, 2023. С. 38.

7 Там же. С. 151.

8 Там же. С. 157.

9 Там же. С. 145.

10 Там же. С. 163.

11 ГУРК «НА РК». Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 971. Л. 7‒7 об.

12 ГАРФ. Ф. 393. Оп. 35. Д. 541. Л. 148.

13 Там же. Л. 135.

14 ГУРК «НА РК». Ф. Р-6. Оп. 1. Д.142. Л. 30.

15 ГУРК «НА РК». Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 18. Л. 4 об.

16 ГУРК «НА РК». Ф.Р-3. Оп. 1. Д. 1000. Л. 65 ; ГУРК «НА РК». Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 42. Л. 20об. ; ГУРК НАРК Ф. Р-62. Оп. 1. Д. 88. Л. 58 и др.

17 ГУРК «НА РК» Ф. Р-6. Оп. 1. Д. 382. Л.446.

18 ГУРК «НА РК» Ф. Р-62. Оп. 1. Д. 88. Л. 58.

19 ГУРК «НА РК». Ф. Р-8. Оп. 1. Д. 474. Л.2.

20 ГУРК «НА РК». Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 25. Л. 38.

21 ГУРК «НА РК». Ф. Р-9. Оп. 1. Д. 33. Л. 33 об.

×

Об авторах

Владислав Николаевич Каракчиев

Федеральный исследовательский центр «Коми научный центр Уральского отделения Российской академии наук»

Автор, ответственный за переписку.
Email: karakchiev.vlad@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0382-5177

кандидат исторических наук, научный сотрудник, Институт языка, литературы и истории

Россия, 167982, Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26

Список литературы

  1. Таскаев М. В. Этнорегиональный фактор социальной трансформации общества (на примере автономизации Коми края) // Социальные трансформации Северного региона: исторический опыт и современность : сб. статей. Сыктывкар : ГОУ ВО КРАГСиУ, 2021. С. 112‒120. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46249476 (дата обращения: 08.09.2024).
  2. Каракчиев В. Н. Деятельность волостных исполнительных комитетов Коми автономной области в 1920-е годы. Сыктывкар : ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, 2022. 146 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49531837 (дата обращения: 08.09.2024).
  3. Гагиева А. К., Кызъюров Л. А. Партийное руководство избирательными процессами в Коми автономной области в 1920-е гг. // Вестник архивиста. 2022. № 3. С. 862‒876. DOI: https://doi.org/10.28995/2073-0101-2022-3-862-876
  4. Таскаев М. В., Рогачев М. Б. Общественно-политические процессы в Коми АО в 1920-е гг. // История Коми с древнейших времен до современности. Сыктывкар : Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2011. Т. 2. С. 314‒322.
  5. Гагиева А. К., Кызъюров Л. А. Исторический опыт становления избирательных процессов и формирование избирательных технологий при проведении выборов в органы законодательной власти в Коми области, Коми АССР (1917–1936). Сыктывкар : Коми республиканская академия государственной службы и управления, 2021. 156 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46636071 (дата обращения: 08.09.2024).
  6. Кузиванова О. Ю., Попов А. А., Сметанин А. Ф. В начале пути (Очерки истории становления и развития Коми автономии). Сыктывкар : Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 1996. 198 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26002474 (дата обращения: 08.09.2024).
  7. Жеребцов И. Л. Коми: от области к республике // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. 2016. № 3 (27). С. 15‒22. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27258447 (дата обращения: 08.09.2024).
  8. Безносова Н. П., Жеребцов И. Л., Саблин В. А. Миграции населения Коми автономии в 1920‒1930-е годы // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. 2023. № 8 (66). С. 44–51. DOI: https://doi.org/10.19110/1994-5655-2023-8-44-51
  9. Фаузер В. В. Республика Коми на рубеже веков: демография, миграция, расселение. Ижевск : Принт, 2023. 308 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=67431766 (дата обращения: 08.09.2024).
  10. Якоб В. В. Крестьянство Коми АО в период НЭПа, индустриализации, коллективизации (1920‒1930-е гг.). Екатеринбург : РИО УрО РАН, 2012. 216 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24793256 (дата обращения: 08.09.2024).
  11. Жеребцов И. Л., Лейман И. И. Создание Коми автономии как результат национальной политики большевиков // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2021. № 4. С. 44–53. DOI: https://doi.org/10.33581/2520-6338-2021-4-44-53

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки», 2024

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».