НЕФТЯНОЙ СЕКТОР РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
- Авторы: Пятых А.С.1, Боркова Е.А.1
-
Учреждения:
- Санкт-Петербургский государственный экономический университет
- Выпуск: № 11 (2025)
- Страницы: 274-279
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2411-0450/article/view/359809
- DOI: https://doi.org/10.24412/2411-0450-2025-11-274-279
- ID: 359809
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Нефть, как важный сырьевой ресурс, всегда занимала ключевое место в Российской экономике. Исторически углеводороды определяют вектор развития экономики нашей страны. За многие годы данный сектор подвергся инновационным изменениям и столкнулся с различными вызовами. На основе статистических данных и собственного анализа рассмотрим несколько значимых аспектов. Во-первых, определим какое место в развитии нашей страны занимает нефть. Во-вторых, выясним, что влияет на ее стабильность как инвестиционного актива. В-третьих, на примере деятельности трех компаний «Сургутнефтегаз», «ЛУКОЙЛ» и «Газпром» и анализе их финансовой отчетности объясним, почему в настоящее время крупные российские нефтяные компании рискуют потерять доходность. Наконец, рассмотрим экспертные мнения по оценке нефтяных запасов и возможные альтернативы углеводородам.
Полный текст
Невозможно представить экономику Российской Федерации без ее сырьевого потенциала. Нефть наряду с природным газом всегда занимала ключевую позицию в ВВП и экспорте. Чтобы понять причины такого процесса, необходимо обратиться к истории и географии.
Вплоть до XIX века разработка нефтяных месторождений считалась убыточным, однако, с изобретением керосина спрос вырос. А прорыв в сфере энергопотребления в XX веке вывел нефть на лидирующие позиции среди иных углеводородов. Стоит отметить преимущества нефти перед другими сжигаемыми видами топлива:
- Во-первых, в сравнении с природным газом нефть обладает большим энергетическим потенциалом.
- Во-вторых, транспортировать нефть легче и удобнее благодаря танкерам и трубопроводам.
- В-третьих, «черное золото» можно перерабатывать и получать большой спектр производных продуктов.
Нефть для России – главный экспортируемый и используемый внутри страны ресурс. На 2024 год по оценке Роснедр и Минприроды страна находится на пятом месте по запасам нефти – 31,4 млрд тонн [1]. Россия является одним из лидеров по экспорту минеральных ресурсов. За 2024 год на продажах нефти страна заработала 189 млрд $ [2].
На основе статистических данных проследим как цена за баррель марки Brent влияла на рост ВВП России [3] (рис. 1).
Из графика видно, что за последнее десятилетие ВВП РФ меняется вслед за ценами на нефть в мире. Однако почему так видна корреляция, ведь по официальным данным Росстата на 2023 год доля углеводородов в ВВП составила 16,5% ВВП? Для этого есть одна важная причина: нефть влияет на смежные сектора экономики. Приток денежных масс с экспорта стимулирует производство, создание новых НПЗ и разработку месторождений. Так создаются новые рабочие места, происходит торговля с другими секторами и инвестируются денежные средства в научные и производственные организации. Это приводит к увеличению отчислений в государственный бюджет, соответственно растут расходы на внутренние нужды страны: на инфраструктуру, социальную политику и оборону. Таким образом, формируется денежный поток, из которого складывается существенная доля в ВВП. Нефтяная промышленность оказывает не только прямое, но и косвенное влияние на экономический рост России. Нефть – это основной компонент таких отраслей как энергетика, транспорт, химическая промышленность и медицина. В сумме 4 сектора занимают 26,3%, а связанные с нефтью отрасли – 20,9% [5]. Можно сделать вывод, что нефтяные доходы на самом деле стимулятор роста для российской экономики, а значит нефть обладает мультипликационным эффектом.

Рис. 1. Изменение ВВП вслед за ценами на нефть 2015-2024 гг. [4]
В экономики России существует понятие бюджетного правила [6]. Этот механизм позволяет перераспределить доходы от экспортных сырьевых сделок, а его целью является снижение зависимости бюджета от колебаний цен на сырье. Рассчитаем зависимость Российского бюджета от нефти. Чтобы посчитать долю нефтегазовых доходов в общих доходах федерального бюджета воспользуемся следующей формулой:
Нефтегазовая доля (%) = (Нефтегазовые доходы (млрд. руб.) / Общий доход федерального бюджета (млрд. руб.) * 100%
Сравним значения за несколько лет: с 2011 по 2013 годы и с 2020 по 2024 годы (на основе данных Минфин РФ [7]):
2011 год: (13306,2/27277,9)*100%=49%
2012 год: (15963,9/31407,6)*100%=51%
2013 год: (15911/31987,7)*100%=50%
2020 год: (13538,1/45759)*100%=29%
2021 год: (20635,3/59776)/*100%=34%
2022 год: (29443/68734,8)*100%=43%
2023 год: (19414,3/66919)*100%=29%
2024 год: (28084,4/88812,4)*100%=32%
Проанализируем полученные результаты. В период стабильного экономического подъема в 2010-2013 гг. заметна высокая зависимость бюджета от нефтяных доходов. Цены в среднем стабильно держались 100$ за баррель. Любое падение цены могло в значительной степени повлиять на доходность бюджета, соответственно экономика была уязвима. Учтем также кризис 2014 года, когда цены на нефть значительно снизились. Появилась необходимость использования средств Резервного фонда. Это показало, что неэффективно иметь лишь резервы денежных средств, необходимо установить ограничитель роста бюджета, которым стало бюджетное правило. Оно было введено еще в 2004 году, но в 2017 году была пересмотрена его значимость. Полноценно правило заработало к 2019. Государство устанавливало базовые цены на сырье, и все доходы, полученные сверх плана, шли в ФНБ. Однако в связи с введением санкций в 2022 году бюджетное правило пришлось пересмотреть. В 2023 году произошел отказ от базовых цен на сырье и переход к целевому уровню нефтегазовых доходов. Видно, что за последние годы идет снижение зависимости бюджета России от нефти, значит экономика в долгосрочной перспективе при подобных положительных тенденциях может успешно диверсифицироваться несмотря на санкции.
На нефтяной промышленности также складываются инвестиционные отношения. Есть несколько основных способов инвестирования: покупка акций и фьючерсов нефтегазовых предприятий и вкладывание средств в иностранные биржевые фонды. Для российских инвесторов актуально рассматривать те нефтяные компании, которые наращивают добычу и своевременно выплачивают дивиденды. На данный момент можно выделить Лукойл как одного из эмитента, в полном объеме выплачивающего дивиденды по акциям.
На стабильность нефти как инвестиционного актива влияют многие факторы: от геополитики до развития рынков сбыта. В России «черное золото» сталкивается с рядом проблем, которые способны снизить доходность этого актива. Начнем с государственной политики в экономике в целом. В связи с увеличением государственного долга и ускорением темпов инфляции, правительство проводит ряд мер, направленных на стабилизацию экономической системы. Повышение налоговых ставок и увеличение ключевой ставки приводит к сворачиванию предпринимательской деятельности и деловой активности. У нефтяных компаний создаются дополнительные статьи расходов, которые могут влиять на темпы разработки новых месторождений. Кроме того, не стоит забывать о санкционной политике по отношению к России. У крупных российских нефтяных комплексов уменьшается заказ, а угрозы установить низкий потолок цен на нефть подрывают ясность и стабильность нефтяного рынка для российских инвесторов.
Соединяя все эти аспекта вместе, можно сделать вывод о том, как нынешняя обстановка повлияла на экономику России. Для разрешения сложившейся ситуации государство разворачивает сдерживающую монетарную и фискальную политику, что приводит к снижению привлекательности приобретения нефтяных акций и нефти как ресурса из-за ограниченности средств у инвесторов. Нефтяные комплексы не хотят терять прибыль и уходить в убытки, поэтому увеличивают цену для российского рынка. Так, даже несколько факторов способны определить, насколько значимы и прибыльны будут инвестиции в «черное золото» и насколько рискованно будет вкладываться в этот сектор.
Не менее значимыми факторами, которые могут повлиять на доходность нефтяных компаний, становятся непредвиденные события, катастрофы, устаревание технологий на предприятиях. В качестве примера катастрофы, можно привести разлив мазута в Керченском проливе в 2024 году. Потеря нескольких тысяч тонн нефтепродукта, привело к экологическому кризису. Выросли расходы государства на устранение данной проблемы, а нефтяные компании понесли убытки. Более того, была выявлена проблема с танкерами: многие эксплуатировались дольше положенного срока. Это стало одной из причин их крушения в Черном море. Технологическая проблема стала особенно острой с 2022 года. Введение санкций привело к сокращению поставок иностранного оборудования на НПЗ, поэтому появилась необходимость в замещении на отечественную продукцию. Это стало новой статьей расходов для нефтяных компаний, ведь отечественная продукция, хоть и нацеленная на нужды российского рынка, обходилась дороже, как уже было сказано, из-за сокращения импорта необходимых в производстве материалов. Не все нефтяные предприятия имеют финансовую возможность переходить на новое оборудование, поэтому и возникает проблема устаревания технологий и их использования сверх срока службы.
Ужесточенная политика в области санкций оказывает огромное влияние на экспорт российской нефти. В 2022 в обход санкциям был создан «теневой флот», однако иностранные государства перестали принимать поставки танкеров по морю и установили потолок в 60$ за баррель. В ответ на это Россия отказалась торговать со странами, ограничивающими цены. Для большинства нефтяных компаний этот год выдался низким по прибыли (рис.2). В два последующих года ситуация стабилизировалась: мировая экономика ощутила нехватку поставок российской нефти. Санкции стали неэффективны в условиях зависимости мирового рынка от «черного золота» России.
Рассмотрим, какие экономические модели применяют Лукойл, Газпром и Сургутнефтегаз и проанализируем их устойчивость в санкционных условиях.

Рис. 2. Чистая прибыль основных нефтяных российских компаний [8]
Газпром, по промежуточному отчету за январь-июнь 2025, понес убытки на сумму 10,7 млрд руб. [8]. Но по сравнению с 2024 годом убытки снизились в 47 раз. Компания больше ориентируется на внутренний рынок, успешно развивая сеть дочерних компаний. Основной доход идет именно с них, так как в сложных экспортных условиях Газпром не может давать такие же показатели, как и раньше. Более того российский рынок вынужден соглашаться с ценами нефтяной компании, ведь нет альтернативы. Таким образом, будучи крупнейшим экспортером нефти в стране, Газпром сохраняет свои позиции. Прогнозируется, что при стабильном уровне добычи компания останется лидером, нарастит прибыль, а при послаблении санкций вновь переориентируется на мировой рынок, что снизит платежную нагрузку с населения России.
Лукойл приспособился к новым условиям быстрее и лучше по сравнению со своими конкурентами. Во-первых, сама деятельность компании построена на контроле над всеми этапами производственной цепочки – от разведки до сбыта. Во-вторых, ЛУКОЙЛ применяет стратегии для привлечения инвесторов. По отчетам за первое полугодие 2025 года может показаться, что предприятие становится убыточным из-за сокращения прибыли. Однако за полгода компании выкупила собственные акции на 654 млрд руб. [9] Этот шаг позволит ЛУКОЙЛу повысить доходность с акций, и тем самым нарастить прибыль за счет поступлений от инвесторов. В-третьих, ЛУКОЙЛ находится в частных руках, что делает компанию менее подверженной к санкциям. В перспективе данная компания будет в более выгодном положении, так как оно не находится под влиянием экспортных проблем.
Сургутнефтегаз – пример непродуманной экономической политики компании [10]. Он не обладает большими перерабатывающими мощностями и ориентируется в основном на экспорт. Укрепление рубля и введение новых санкций закономерно снижают доходность. Сейчас компания старается перестроиться на рациональное распределение доходов, снизить зависимость от экспорта.
Из приведенных данных можно сделать вывод, что с санкциями справляются компании, в которых меньше всего доля государства, а также больше контроля над всеми производственными процессами.
Анализ нефтяного сектора РФ помогает нам понять важность этого ресурса для экономики страны. Однако не стоит забывать об ограниченности данного топлива. Самым главным и волнующим вопросом для государства становится именно экологическая составляющая. Для образования нефти требуются миллионы лет, а активная добыча всё время наталкивает на мысль, что в скором времени ресурс закончится. Разберемся, насколько на самом деле хватит запасов, и почему этот вопрос настолько важен для Российской экономики.
По оценке Минприроды РФ к разработке готовы 13,3 млрд тонн, в то время как общий ресурсный потенциал составляет 81,6 млрд тонн. При среднем уровне добычи по мнению главы Минприроды Александра Козлова запасов хватит на 26 лет. Однако ученые не дают точную оценку, насколько еще хватит «черного золота». Темпы добычи с каждым годом меняются в зависимости от различных процессов в экономике. Кроме того, в России осуществляется поддержка иных секторов для снижения существенной роли нефти в ВВП. Как было выявлено в анализе выше, на экономический рост значительно влияют доходы нефтяных компаний. Следовательно, для страны очень важны подсчеты потенциальных запасов. Так государство сможет разработать долгосрочную стратегию, которая позволит избежать коллапса в экономике.
Существует несколько способов по достижению данной цели. Например, всеми известные альтернативные источники энергии могут стать заменой невозобновляемому ресурсу. Хоть на данный момент в России они не находят широкого распространения, в будущем вероятность их использования возрастает. Также можно использовать переработку как основной источник энергии. Нефтепродукты могут быть использованы заново, а тяжелую нефть (запасы которой достаточно огромны на территории России) будут очищать в больших количествах, чем сейчас. Конечно, существует еще масса способов заменить нефть, но в нынешних реалиях переход от нефти не кажется близким и полностью реализуемым. По данным АО «СО ЕЭС» по итогам первого полугодия 2025 года доля ВИЭ составила 2,6% [11]. Таким образом, нефть заменить можно, но есть ли в этом острая необходимость? Мнения расходятся, но с уверенностью можно сказать, что в ближайшие 50 лет этот вопрос будет рассмотрен не один раз. На данный момент Россия не выводит в ряд с ключевыми проблему нехватки нефти.
Итак, нефтяной сектор Российской Федерации играет важную роль в развитии нашей экономики. Тяжело представить страну без «черного золота». Это не только важнейшее топливо для различных видов транспорта, структурный элемент промышленности, но и инвестиционный актив, приносящий доход при правильном анализе рынка. Экономику России нельзя назвать полностью завязанной на данном ресурсе, но нельзя и отрицать вклад нефти в ВВП страны. Данный сектор отличается высокой технологичностью, его ждут инновационные изменения в дальнейшем. Нефть, как ценный ресурс, требует бережного и разумного отношения. Российская Федерация ставит перед собой задачу сохранить «черное золото» для будущего страны.
Об авторах
А. С. Пятых
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: annapyatykh07@gmail.com
студент
Россия, Россия, г. Санкт-ПетербургЕ. А. Боркова
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Email: annapyatykh07@gmail.com
канд. экон. наук, доцент
Россия, Россия, г. Санкт-ПетербургСписок литературы
- Плюс 39 новых месторождений углеводородов за 2024 год: всё о запасах газа и нефти в России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mnr.gov.ru5.
- Что производит и экспортирует Россия на мировой рынок. – [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://journal.sovcombank.ru/biznesu/chto-proizvodit-i-eksportiruet-rossiya
- Центральный банк Российской Федерации // Банк России. – [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://cbr.ru/.
- Социально экономическое положение России. Росстат. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm
- Росстат – Национальные счета. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts.
- Гайрабекова З.М. Бюджетное правило в России // Электронная наука. – 2022. – № 4. – С. 163-170.
- Краткая ежеквартальная информация об исполнении федерального бюджета (млрд. руб., накоплено с начала года). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/fedbud/execute?id_57=80039-kratkaya_ezhekvartalnaya_informatsiya_ob_ispolnenii_federalnogo_byudzheta_mlrd._rub._nakopleno_s_nachala_goda.
- «Сургутнефтегаз». Отчетность. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.surgutneftegas.ru/investors/essential_information/reporting/.
- «ЛУКОЙЛ». Финансовые отчеты предприятия. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lukoil.ru/InvestorAndShareholderCenter/FinancialReports.
- «Газпром». Отчетность. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2024/.
- 2025 год| АО «Системный оператор Единой энергетической системы». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.so-ups.ru/functioning/markets/surveys/renewable/2025/.
Дополнительные файлы



