Российская деловая культура в контексте единой типологии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

В основе предложенной автором единой типологии деловой культуры лежит ансамбль из четырех типов культуры: лидера, бюрократа, предпринимателя и профессионала, который на макроуровне превращается в восточный (Россия), центральный (Германия), западный (США) и северный (Дания). Единая типология вбирает в себя результаты типологий Г. Хофстеде, Р. Льюиса и Ф. Тромпенаарса. Российская деловая культура имеет тип лидера (семейный, клановый), характерную для стран юга Европы и восточных стран. Среди стран с близкой культурой и существенно более высоким ВВП на душу населения следует выделить Тайвань, в Южную Корею и Португалию. Использовать рыночный опыт этих стран может быть весьма полезно для России.В статье использован механизм переноса культурных аспектов с микро- на макроуровень, в частности, показан механизм объективно возникающих противоречий между экономикой и культурой, бюрократией и инноваторами.В статье детально описаны элементы российской деловой культуры: совместные ценности, паттерны и артефакты

Об авторах

Владимир Васильевич Зябриков

Санкт-Петербургский государственный университет

Email: zyabrikov@mail.ru
Доцент кандидат экономических наук

Список литературы

  1. 1. Алексеевский В.С. Введение в российский менеджмент. / Учебное пособие. - Калуга: Манускрипт, 2001. – 37-49 c.
  2. 2. Аузан А.А. Культурные коды экономики: Как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа. - М.: Издательство АСТ, 2022. – 63 c.
  3. 3. Ахвледиани З.Дж., Зябриков В.В. Единая типология деловой культуры как инструмент. / ООО Издательство «Креативная экономика». - М., 2016. – 1605-1618 c.
  4. 4. Бляхман Л.С., Зябриков В.В. Стратегический менеджмент, кооперационная структура и корпоративная культура фирм нового типа // Проблемы современной экономики: Евразийский межрегиональный аналитический журнал. – 2013. – № 3. – c. 181-190.
  5. 5. Боенко Н.И. Экономическая культура: проблемы и тенденции развития. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005.
  6. 6. Власов М.В., Бучинская О.Н., Сухих В.В. От универсализма Просвещения к типологии культурных измерений Г. Хофстеде: принятие различий экономического поведения как естественного состояния человечества // Жизнеспособность экономических теорий: проверка порядком и хаосом: Сборник научных статей. Ред. Ю.Г. Лаврикова, Ю.Г. Мыслякова, О.Н. Бучинская. Екатеринбург, 2022. – c. 31-42.
  7. 7. Гольц Г.А. Культура и экономика России за три века XVIII-XX век. Том 1. Менталитет, транспорт, информация (прошлое, настоящее, будущее). - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002.
  8. 8. Девятов А., Мартиросян М. Китайский прорыв и уроки для Росиии. - М: Вече, 2002. – 126-135 c.
  9. 9. Дементьева В.В. Проблема типологии деловой культуры в отечественных и зарубежных исследованиях // Культурное пространство России и Монголии: теоретические и практические аспекты актуализации культурного наследия: Материалы IX международной научно-практической конференции. Улан-Удэ, 2021. – c. 159-165.
  10. 10. Дубицкая В. Капитализм под копирку: Иллюзия эффективных менеджеров. - М.: Альпина Паблишер, 2015. – 253 c.
  11. 11. Душацкий Л.Е. Ценностно-мотивационные доминанты российских предпринимателей // Социологические исследования. – 1999. – № 7. – c. 92.
  12. 12. Зябриков В.В. Методологические основы типологии национальных деловых культур. Россия и Америка в XXI веке (электронный научный журнал). Ред. акад. РАН Рогов С.М. 2014, N 2. C.12-13
  13. 13. Зябриков В.В. Типология и эволюция организационной культуры // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 4 (24). – c. 194-199.
  14. 14. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - СПб: Питер, 2004. – 220-222 c.
  15. 15. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. Последовательность человеческого развития. Фонд «Либеральная миссия». - М: Новое издательство, 2010.
  16. 16. Комкова А.А. Взаимозависимость и взаимодополняемость параметров культуры // Иностранный язык и межкультурная коммуникация: Материалы XVI Международной студенческой научно-практической конференции. Томск, 2022. – c. 217-220.
  17. 17. Лиферов А.П. Родимые пятна российской ментальности и культура ведения международного бизнеса // Вестник МГИМО Университета. – 2013. – № 5. – c. 123-130 .
  18. 18. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе. От столкновения к взаимопониманию. - М: Дело, 2001.
  19. 19. Льюис Р. Столкновение культур: Путеводитель для всех, кто делает бизнес за границей. / Ричард Льюис. – Пер. с англ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 62 c.
  20. 20. Могун В. Россия и европейские ценности. Интервью Независимой газете, приложение laquo;НГ-сценарииraquo; от 22.04.2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/stsenarii/2014-04-22/9_values.html (дата обращения: 06.07.2023).
  21. 21. Полищук Е.А. Человеческий капитал в экономике современной России: проблемы формирования и реализации. - Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2005. – 144 c.
  22. 22. Тангалычева Р.К. К вопросу методологии кросскультурного исследования // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. – 2022. – № 4. – c. 44-49.
  23. 23. Тищенко Н.Н., Лучинкина А.И. Методически особенности исследования корпоративной культуры организации // Человеческий капитал. – 2021. – № 7(151). – c. 87-94.
  24. 24. Тромпенаарс Ф., Хэмпден-Тернер Ч. 4 типа корпоративной культуры. - Минск: Попурри, 2012.
  25. 25. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Relates Values. - SAGE, 1980. – 327 p.
  26. 26. Https://www.hofstede-insights.com/product/compare-countries/ (дата обращения 06.07.23) URL: https://www.hofstede-insights.com/product/compare-countries/ (дата обращения: 06.07.2023).
  27. 27. Http://www.worldvaluessurvey.org/ Inglehart-Welzel Culture Map, (дата обращения 06.07.23)

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Зябриков В.В., 2023

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».