Село Ильинское в составе вотчины Тетюшского Покровского монастыря: социально-экономический аспект
- Авторы: Пашина Е.В.1
-
Учреждения:
- Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
- Выпуск: Том 15, № 4 (2025)
- Страницы: 141-154
- Раздел: Публикация источника
- Статья опубликована: 16.12.2025
- URL: https://bakhtiniada.ru/2410-0765/article/view/359705
- DOI: https://doi.org/10.22378/2410-0765.2025-15-4.141-154
- EDN: https://elibrary.ru/TEKJFZ
- ID: 359705
Цитировать
Полный текст
Аннотация
История села Ильинское Тетюшского района Республики Татарстан ранее не становилось объектом специальных изысканий. На основе архивных материалов и опубликованных исторических документов показан один из этапов формирования и развития села, его роль в экономической и социальной жизни монастырской вотчины и колонизации Казанского края. В статье приводится фрагмент переписной книги Тетюшского уезда 1646 г., в которой впервые упоминается село Ильинское. Особое внимание уделено времени существования поселения в составе вотчины Покровского монастыря. Изучение истории этого села позволяет реконструировать процессы колонизации и хозяйственного освоения региона, выявить механизмы взаимодействия монастырских властей и крестьянского населения.
Ключевые слова
Полный текст
Село Ильинское1 находится в юго-западной части Татарстана, в 10 км к северу от г. Тетюши. Поселение занимает местность на обоих берегах р. Улёмка, в непосредственной близости к Волге. Именно это обстоятельство предопределило основные занятия местного населения: земледелие и рыболовство, о которых речь пойдет далее.
Предшествующие работы по истории с. Ильинское носят фрагментарный, зачастую справочный, характер. Самые ранние упоминания о нем в историографии относятся ко второй половине XIX столетия. Так, в ряде публикаций, посвященных населенным пунктам Казанской губернии, приводятся статистические данные о численности населения и количестве дворов в 1859 и 1883 гг. [4, с.33; 13, с.97]. На современном историографическом этапе с. Ильинское упоминается в энциклопедических изданиях. Например, в «Татарской энциклопедии» и электронной «Энциклопедии Тетюшского муниципального района» показаны основные этапы развития села с момента основания до настоящего времени [15, с.557].
В последнее десятилетие ранняя история села исследуется автором настоящей статьи, причем Ильинское рассматривается в контексте изучения Тетюшского Покровского монастыря и его вотчины [7; 8; 9;10]. В настоящей же работе село является объектом изучения, что позволяет осветить его социально-экономическую жизнь середины XVII – первой четверти XVIII в.
Источниковую базу исследования составляют письменные источники. В силу ряда объективных причин их сохранилось мало, поэтому особо ценными являются архивные документы. В основе работы лежат сведения переписной книги г. Тетюши и его уезда 1646 г., в которой впервые упоминается с. Ильинское.
Список с переписной книги хранится в фонде Поместного приказа Российского государственного архива древних актов (г. Москва) в составе сборника под названием «Переписная книга городов Казани, Тетюш, Лаишева, Осы, Малмыжа, Арска и Алаты, закамских острожков, дворцовых и монастырских и помещичьих сел и деревень, дорог Алацкой, Арской, Зюрейской и Нагайской Казанского уезда, переписи Т.Ф. Бутурлина»2. Документ написан на бумаге скорописью XVII в. черными чернилами несколькими почерками, листы имеют двойную нумерацию (времени составления – буквенной цифирью и более позднего периода – арабскими цифрами), документ скреплен дьяком Пятым Спиридоновым3. Книга достаточно хорошо сохранилась (см. Приложение).
Кроме описания всех категорий населения города, перепись зафиксировала уездную территорию, в состав которой входила вотчина Тетюшского Покровского монастыря: перечисляются поселения с монашескими, крестьянскими и бобыльскими дворами.
Для освещения исследуемого вопроса привлекались также ряд других архивных и опубликованных источников. К ним относятся грамоты, памяти, выписки из переписных книг, перечневые выписи, подтверждающие существование Ильинского в составе вотчины Покровского монастыря на протяжении XVII – первой четверти XVIII в. и характеризующие предпринимательскую деятельность его населения (в первую очередь рыбный промысел)4.
Село Ильинское по материалам переписной книги 1646 г. Точной даты основания села неизвестно. Вероятно, однако, появление этого поселения относится к началу XVII в., поскольку первоначальная его история связана с возведенным в 1589 г. Покровским мужским монастырем [14, с.306]. Кроме того, известно, что «крупные пожалования монастырям в Среднем Поволжье начались с 20-х гг. XVII в.» [6, с.65]. Ильинское было основано в качестве села в составе вотчины самого крупного из всех тетюшских монастырей и являлось таковым на протяжении более столетия.
Впервые же село Ильинское в исторических источниках упоминается в 1646 г., когда была произведена общая перепись дворов казанского пригорода Тетюши и его уезда. Так, за Покровским монастырем значилось 4 поселения (в том числе деревни Средняя и Задняя, слобода Звоская) в границах уездной территории и 4 двора в самом городе5, необходимые, вероятно, для ведения торговли и поддержания связи с органами управления.
Село состояло из 22 дворов с общим учтенным переписью населением 49 чел. м.п. Приведем отрывок из переписной книги с описанием Ильинского:
«…В Тетюшском уезде Тетюшскова Покровскова монастыря вотчинка село Ильинское, а в нем:
Двор монастырской, а в нем слушка Федька Евсевьев сын Белоглазов, да дворник Левка Метвеев з детьми с Стенькою да с Ывашком. Во дворе слушка Федька Филипьев сын Твертинов.
Того ж Тетюшскова Покровскава монастыря крестьянские дворы: Во дворе Якунка Филипьев // (л.847 об.) с сыном с Ларкою да со внуком с Федькою Евдокимовым. Во дворе Обрамко Максимов. Во дворе Якунка Евсевьев з детьми с Ондрюшкою, да с Стенькою, да с Никифорком. Во дворе Андрюшка Яковлев з детьми с Ондрюшкою да с Ротькою. Во дворе Фомка Васильев сын прозвище Коровя, старост[а]. Во дворе Митька Микифоров с сыном с Трошкою. Во дворе Пронька Микифоров з детьми с Якункою, да с Тимошкою, да с Ыгнашком. Во дворе Васька Гаврилов з детьми с Огейком да с Ывашком. Во дворе Васька Иванов сын Курбатов с сыном с Стенькою. У Стеньки сын Офонка. Во дворе Ивашко Гаврилов. Во дворе Волотька Гаврилов. Во дворе Васька Васильев сын Курбатов з детьми с Ыгнашком да с Ортюш // (л.848) шкою. Во дворе Федька Гаврилов сын Остафьев. Во дворе Стенька Иванов сын Кучемай. Во дворе Алешка Гаврилов з детьми с Оською да с Осташком. Во дворе Антипко Фролов з детьми с Митькою, да с Федотком, да с Стенькою.
Того ж села дворы бобыльские: Двор бобыльской, а в нем церковнай дьячек Куземка Григорьев с сыном с Костькою. Во дворе Илюшка Исаев с сыном с Пашкою. Во дворе Фролка Петров. Во дворе Ивашка Максимов.
И в том селе Ильинском двор монастырской, а в нем слушка да дворник з детьми. Всего пять человек, да двор слушки, людей в нем три человека. Да в том же селе шес[т]натцать дворов крестьянских, людей в них 16 человек крестьян, детей их // (л.848 об.) дватцать человек, внучат два человека, четыре двора бобыльских, а в них бобылей четыре человека, детей их два человека. Всего в том селе дватцать два двора, людей в них сорок девять человек»6.
Таким образом, в с. Ильинское в 1646 г. насчитывалось 2 двора монастырских служек (контролировали работу крестьян и бобылей, следили за выполнением ими повинностей), в которых проживало 5 душ м.п.; 16 дворов крестьян с 38 душами м.п.; 4 двора бобылей с 6 душами м.п. Примечательно, что в одном из дворов, принадлежащем бобылю, проживал церковный дьячок с сыном (видимо, временно в силу обстоятельств), что подтверждает наличие в селе православной церкви (по всей вероятности, сразу с основанием села в нем возвели церковь во имя Ильи-пророка, отсюда и пошло наименование поселения). Общее же число жителей могло составлять около 100 чел. обоего пола (49×2=98).
Таблица 1
Численность населения и количество дворов с. Ильинское в 1646 г.7
№ | Владельцы дворов | Количество дворов | Численность душ мужского пола |
1 | Монастырские | 2 | 5 (2 служек; дворник; у него 2 сына) |
2 | Крестьяне | 16 | 38 (16 крестьян; их сыновей 22; |
3 | Бобыли | 4 | 6 (4 бобыля; их сыновей 2) |
| Всего: | 22 | 49 |
Таким образом, село Ильинское середины XVII в. представляло собой небольшое поселение с проживающими в нем людьми, относящимися к социальным группам, характерным для вотчинного монастырского землевладения. Кроме монастырских служащих в нем имелись крестьяне и бобыли, которые по этноконфессиональному признаку были православными, русскими. Монастырские крестьяне имели минимальные размеры земельных наделов, занимались земледелием, скотоводством, огородничеством, ремеслом, промыслом, мелкой торговлей, бобыли же работали по найму. Крестьяне с. Ильинское были обязаны платить натуральный и денежный оброк, а также выполнять барщинные работы.
К сожалению, дошедших до нашего времени более подробных сведений о хозяйственном укладе жителей села крайне мало. По имеющимся источникам можно восстановить общую картину жизни населения. О размерах земельных владений села свидетельствует «Записная тетрадь Ногайской дороги Казанского уезда 1648–1649 гг.», в которой зафиксировано 3 пашенных поля (1 поле – 30 дес.; 2 поле – 60 дес.; 3 поле – 94,5 дес.) общей мерой 184,5 дес. (около 201,6 га земли) [2, с.434–435]. Особенно же был развит рыбный промысел, поскольку Покровский монастырь издавна имел право на безоброчную ловлю рыбы в Волжской акватории в районе Тетюш8. О значительных размерах предпринимательства по продаже рыбного улова свидетельствует наличие в собственности нескольких амбаров и сушила9, порядок в которых поддерживали крестьяне. Они же, вероятно, и занимались ловлей рыбы, ее засолкой и перевозкой. Из ремесел активно развивались деревообработка, производство дубовых бочек, инструментов для ловли и обработки рыбы и пр.
Помимо осуществления хозяйственной деятельности в интересах монастыря, в рассматриваемое время жители Тетюшской засечной черты обязаны были высылать с 10 дворов по человеку с «пищалями, с саблями и со всяким боем» [11, с.70]. В одном из сохранившихся актов XVII в. имеется запись о том, что в 1636 г. «крестьяне и служилые люди Тетюшского Покровского монастыря служат на нашей Тетюшской засеке с 10 дворов по человеку» [1, с.22–24]. Вероятно, крестьян всех поселений вотчины, в том числе и села Ильинское, направляли на службу у засеки. Они могли нести караульную службу, выполнять мелкие ремонтные работы наряду со служилыми людьми или под их контролем.
Село Ильинское во второй половине XVII – первой четверти XVIII в. Последующие три десятилетия Ильинское также принадлежало Покровскому монастырю. Об этом свидетельствуют архивные документы. Так, фрагмент перечневой выписи с переписной книги 1678 г. гласит: «За Тетюшским Покровским монастырем село Ильинское, что под Тетюши, да в деревне Середней, да в Звоской слободке крестьянских 22 двора, бобыльских 28 дворов»10. Социальный состав жителей села не изменился: основу населения составляли крестьяне и бобыли, но их численность значительно сократилась.
О том, что Покровский монастырь с вотчинами продолжал свое существование в начале XVIII в., указывает перепись монастырских крестьян, проведенная в Казанской губернии в 1710 г.: «Новоспасского приписного Покровского Тетюшского монастыря с. Ильинское с деревнями 67 дворов» [12, с.37] (по всей вероятности, под «деревнями» имеются в виду упоминаемые ранее – деревни Задняя и Средняя). Иными словами, к 1710 г. монастырь поправил материальное положение, несколько увеличив численность населения своей вотчины.
Последнее упоминание об Ильинском в составе вотчин Покровского монастыря относится к 1721–1722 гг. В «Книге переписной утаенных и прописных дворцовых, ясачных (русские, татары, чуваши, мордва), архиерейских и монастырских крестьян, церковнослужителей и однодворцев Ногайской дороги Казанского уезда» 1721–1722 гг. говорится о не учтенных «ревизскими сказками» двух крестьянах: «Тое ж вотчины Тетюшского Покровского монастыря села Ильинского прописные крестьяня Павел Андреев [в]осьмидесяти лет, сын Василей сорока лет»11. Это свидетельство является последним упоминанием и самого Покровского монастыря. В списке же монастырей, которые были закрыты еще до воцарения императрицы Екатерины II, о нем сообщается: «Упразднен задолго до издания штатов» [5, с.128]. Иными словами, монастырь прекратил свое существование в первой четверти XVIII в.
Дальнейшая судьба с. Ильинское связана с другим монастырем Казанского края. Так, из приказа конторы вотчинного управления Новоспасского монастыря от 1739 г. известно, что еще ранее крестьяне с. Ильинское «определены … прежними властями в ведомство судом, и расправою, и зборами в село Урай» (Лаишевского уезда) [1, с.201–202], в котором находился Троицкий монастырь (основан в 1614 г.). Таким образом, Ильинское оставалось монастырской вотчиной. Очевидно, занятия населения Ильинского оставались прежними, поскольку с. Урай расположено на р. Кама.
Объединяет оба рассматриваемых монастыря то, что они являются приписными Московского Новоспасского монастыря. Если Троицкий монастырь потерял самостоятельность и стал приписным в 1625 г., то Покровский – в 1646 г.
Новый этап истории с. Ильинское обозначает перспективу для дальнейших историко-архивных изысканий, поскольку в настоящее время отсутствуют работы, освещающие деятельность Троицкого монастыря в XVII–XVIII вв.
В заключение следует отметить, что история с. Ильинское в составе вотчины Тетюшского Покровского монастыря является составной частью региональной истории Среднего Поволжья. Монастырские вотчины в этот период играли важную роль в экономике Российского государства, являясь центрами сельскохозяйственного производства, ремесла и промысла. Изучение этой темы позволяет охарактеризовать процесс колонизации и хозяйственного освоения Казанского края (и Тетюшского уезда, в частности) XVII – первой четверти XVIII в.
Село Ильинское служит примером того, как монастырские вотчины способствовали развитию сельских территорий и формированию уникальных культурных ландшафтов. Монастырь строго контролировал использование земельных и водных ресурсов, что отражалось в системе оброков и разнообразных повинностей. Социальная структура населения с. Ильинское была типичной для монастырских вотчин. Основную массу его жителей составляли крестьяне, находившиеся в зависимости от монастыря. Управление селом осуществлялось через монастырских приказчиков – служек, которые следили за выполнением повинностей и поддерживали порядок в поселении. Безусловно, важную роль в жизни села играла церковь, которая не только выполняла духовные функции, но и способствовала укреплению монастырского влияния.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фрагменты переписной книги города Тетюши и его уезда 1646 г. с описанием с. Ильинское
РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.6445. Л.847.
РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.6445. Л.847 об.
РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.6445. Л.848.
РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.6445. Л.848 об.
1 В настоящее время деревня.
2 Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Ф.1209. Оп.1. Д.6445. Л.827–865 об.
3 Спиридонов Пятой (Павел) – справный подьячий Разрядного приказа с 9 февраля 1629 по 1633/34 гг.; с Григорием Горихвостовым были в посылке под Смоленск и вернулись в Москву 3 марта 1634 г.; 18 марта 1634 г. пожалован в дьяки и назначен в Поместный приказ, где был и 20 ноября 1634 г.; в том же году назначен в Мангазею и был там с 21 января 1635 по 1639/40 гг.; в 1636/37 гг. оклад 600 четей и 70 руб.; на Земском соборе в январе 1642 г. ему велено быть у стольников; 29 июля 1642 г. дьяк Разрядного приказа; с 20 апреля 1643 по 1646/47 гг. дьяк Приказа Казанского дворца; в 1648/49 гг. дьяк в Вологде; с 2 февраля 1653 по 18 апреля 1656 г. дьяк в Казани; с мая по 3 августа 1660 г. дьяк в Тамбове [3, с.487–488].
4 РГАДА. Ф.26. Оп.2. Д.56; Ф.281. Оп.12. Д.6463, 6523; Ф.350. Оп.2. Д.1106; Ф.1209. Оп.1. Д.9708.
5 РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.6445. Л.835 об., 846 об.–853 об.
6 РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.6445. Л.847–848 об.
7 Подсчитано нами.
8 РГАДА. Ф.26. Оп.2. Д.56; Ф.281. Оп.12. Д.6463; 6523. Л.68–76 об.
9 РГАДА. Ф.26. Оп.2. Д.56. Л.75–76.
10 РГАДА. Ф.1209. Оп.1. Д.9708. Л.168 об.
11 РГАДА. Ф.350. Оп.2. Д.1106. Л.51.
Об авторах
Екатерина Владимировна Пашина
Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан
Автор, ответственный за переписку.
Email: eka11pa@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-0097-5213
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории
Россия, КазаньСписок литературы
- Акты исторические и юридические, и древние царские грамоты Казанской и других соседственных губерний, собранные Степаном Мельниковым. Т.1. Казань: Тип. губ. правл., 1859. 231 с.
- Писцовая книга Казанского уезда 1647–1656 годов / сост. И.П. Ермолаев, Д.А. Мустафина; отв. ред. Н.М. Рогожин, М.А. Усманов. М.: ИРИ РАН, 2001. 541 с.
- Веселовский С.Б. Дьяки и подьячие XV–XVII вв. М.: Наука, 1975. 607 с.
- Волости и важнейшие селения Европейской России: по данным обследования, произведенного статистическими учреждениями Министерства внутренних дел. Вып. 4. СПб.: Центр. стат. ком., 1883. 247 с.
- Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи: в 3 т. Т.3. СПб.: Синодальная типография, 1897. 260 с.
- Ошанина Е.Н. К истории заселения Среднего Поволжья в XVII в. // Русское государство в XVII веке. Новые явления в социально-экономической, политической и культурной жизни: сб. ст. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С.50–74.
- Пашина Е.В. Монастыри Тетюшской округи во второй половине XVI–XVII вв. // Научный Татарстан. 2014. №1. С.31–45.
- Пашина Е.В. Вотчины Покровского монастыря в Тетюшском уезде XVII в. // Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. №10 (19): сборник статей по материалам XIX международной заочной научно-практической конференции. М.: Междунар. центр науки и образования, 2013. С.37–43.
- Пашина Е.В. Вотчины Тетюшских монастырей во II половине XVI–XVII вв. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. №6 (44): Ч.1. С.152–155.
- Пашина Е.В. Хозяйственная деятельность монастырей в Тетюшской округе во II половине XVI – начале XVIII вв. // Исторические судьбы народов Поволжья и Приуралья: сб. статей. Вып. 4. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ; Изд-во «Яз», 2014. С.99–109.
- Перетяткович Г.И. Поволжье в XVII и начале XVIII века (очерки из истории колонизации края). Одесса: Тип. П.А. Зеленаго (б. Г. Ульриха), 1882. 400 с.
- Покровский И.М. К истории казанских монастырей до 1764 года. Казань: Типо-литография Императорского ун-та, 1902. 80 с.
- Списки населенных мест Российской империи. Вып. 14: Казанская губерния: по сведениям 1859 года / сост. и изд. Центр. стат. ком. М-ва внутр. дел; обраб. А. Артемьевым. СПб: Тип. Карла Вульфа, 1866. 237 с.
- Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб.: Археографическая комиссия, 1877. 1122 с.
- Татарская энциклопедия: в 6 т. / гл. ред. М.Х. Хасанов, отв. ред. Г.С. Сабирзянов. Т.2. Г-Й. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2005. 655 с.
Дополнительные файлы






