От учительского института к педагогическому: исторический опыт подготовки педагогов в Елабуге в начале 1950-х годов
- Авторы: Крапоткина И.Е.1
-
Учреждения:
- Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета
- Выпуск: Том 13, № 1 (2023)
- Страницы: 186-191
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 04.04.2023
- URL: https://bakhtiniada.ru/2410-0765/article/view/347118
- DOI: https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-1.186-191
- EDN: https://elibrary.ru/FLRDOT
- ID: 347118
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В статье раскрывается один из этапов развития педагогического образования в Елабужском институте (филиале) КФУ. На основе архивных материалов автор анализирует реорганизацию Елабужского Учительского института в Елабужский государственный педагогический институт в 1953 г. Источники позволяют выявить преподавательский состав, уровень и качество обучения в вузе, охарактеризовать культурно-образовательное пространство института. Проведённый источниковедческий анализ даёт возможность показать, какие требования Министерство просвещения РСФСР предъявляло к качеству подготовки советских педагогических кадров, каким был статус профессорско-преподавательского состава Елабужского института, уровень материально-технической обеспеченности вузов, какую финансовую поддержку от государства получали студенты, как оценивался труд педагогических работников, как была представлена повседневная жизнь преподавателей и студентов.
Полный текст
Одной из актуальных проблем современного общества является повышение качества образования. В течение жизни каждый человек пребывает в роли ученика, воспитанника, учителя, наставника. Поэтому значимость педагогической профессии и внимание к ней не вызывают сомнений.
В Елабуге располагается один из старейших в Прикамье педагогических вузов – Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета. В 1898 г. по инициативе потомственной почётной гражданки г. Елабуги Глафиры Фёдоровны Стахеевой было основано Епархиальное женское училище, сыгравшее значительную роль в деле развития отечественного просвещения и образования, а его воспитанницы достойно влились в ряды педагогической интеллигенции города и края, стояли у истоков формирования советской школы.
В здании Елабужского института за 124 года с момента его строительства действовали: Епархиальное женское училище, татарская семинария, педагогический техникум, педагогическое училище, учительский институт, государственный педагогический институт, университет, и с 2011 г. – Елабужский институт является структурным подразделением Казанского (Приволжского) федерального университета. При этом за всю богатую историю вуза не прерывалась подготовка педагогических кадров для образовательных заведений региона. В 2023 г. исполняется 70 лет со дня реорганизации Елабужского Учительского института в Елабужский государственный педагогический институт.
В данной статье анализируются неопубликованные источники, находящиеся в фондах Архива Елабужского института (филиала) КФУ. В оборот введены нормативные документы Учительского и педагогического института в начале 1950-х гг., приказы Министерства просвещения и Министерства высшего образования, документы, регламентирующие организацию учебной, воспитательной, методической работы при подготовке учителей. В ходе работы с документами выявилась одна особенность – секретари продолжали называть институт учительским и в 1954 г., что вносит определённую путаницу при исследовании.
19 августа 1952 г. Совет Министров РСФСР постановил создать на базе Елабужского учительского института новый педагогический вуз. Вопросами реорганизации, первым набором студентов в ЕГПИ занимался коллектив учительского института во главе с директором Константином Фёдоровичем Елизовым. 6 октября 1953 г. был издан Приказ по Министерству просвещения РСФСР за № 1789 о реорганизации Елабужского учительского института в педагогический институт. Исполняющим обязанности директора ЕГПИ назначался Абдулхак Галеевич Аминев [1, л.2]. В должности ректора А.Г. Аминев находился с 1953 по 1960 гг. Коллеги отзывались о нём как о деятельном педагоге, принципиальном руководителе. Абдулхак Галеевич был востоковедом, кандидатом филологических наук, доцент по специальности «Татарская литература». В 30-х годах XX в. окончил рабфак, затем Казанский пединститут и до начала Великой Отечественной войны работал учителем в школах Высокогорского и Красноборского районов ТАССР. Пройдя войну, работал инструктором партийной школы Красноборского района, окончил Высшую партийную школу, возглавлял отдел культуры [6]. Имеющийся административный опыт позволил Абдулхаку Галеевичу возглавить педагогический институт. Главной заботой А.Г. Аминева стали обеспечение учебно-воспитательного процесса в ЕГПИ научно-педагогическими кадрами, создание учебно-методических кабинетов, лабораторий, решение жилищно-бытовых проблем преподавателей и студентов, а в перспективе – расширение вуза, открытие новых кафедр и специальностей. Первоначально было организовано пять кафедр: марксизма-ленинизма, педагогики, математики, физики, русской и зарубежной литературы (было задействовано 22 преподавателя) [6].
В структуре педагогического института функционировали следующие отделения:
– по заочной форме обучения: физико-математическое, естественно-географическое, историческое, русского языка и литературы, татарского языка и литературы (обучалось 200 студентов);
– по очной форме обучения: филологическое и физико-математическое (обучалось 150 чел.) [4, л.161–166об.]. Приказом № 69 от 9 июня 1954 г. со ссылкой на приказ заместителя министра просвещения РСФСР товарища Арсентьева в Елабужском учительском институте ликвидировались историческое и естественно-географическое заочные отделения. Студентов переводили в педагогические институты города Казани и Молотова (совр. Пермь) [4, л.169об.]. В приложении к приказу по ЕГПИ были представлены списки студентов-заочников, которые на основании личных заявлений делали выбор о переводе, как правило, в Казанский педагогический институт, при этом в списке были указаны фамилии студентов-второгодников. Студентам, не определившимся с вузом, рекомендовали переводиться в город Уфу [4, л.170].
Реконструируя повседневную жизнь преподавателей необходимо сказать о материальной обеспеченности. На основании приказа № 66 от 2 сентября 1953 г. можно наглядно продемонстрировать уровень оплаты преподавателей ЕГПИ: за 1 лекционный час в летнюю сессию 1953 г. преподаватель и старший преподаватель получали 20 руб., за 1 практический час – 10 руб. Доцент получал за 1 час лекций 25 руб., практический час – 12 руб.
Старшие преподаватели и преподаватели, являющиеся членами вступительных экзаменационных комиссий, получали за 1 час 12 руб., ассистенты – 10 руб., председатель комиссии получал за 1 час 15 руб. [4, л.158об.].
Обучаясь в институте, студенты оплачивали свою учёбу. К числу льготников относились учителя начальных, семилетних и средних школ, работники дошкольных учреждений и библиотекари на II и III курсах, являющиеся студентами заочного отделения; воспитанники детских домов и интернатов очной и заочной форм обучения; дети пенсионеров и учителей, а также погибших в годы Великой Отечественной войны [4, л.160об.].
Студенты-выпускники заочной формы обучения, во время сессии получали выплату проездных и квартирных денег: 1 руб. за сутки снимаемого жилья, за проезд – согласно тарифу литературы [4, л.178об.].
Отдельное внимание уделялось организации научно-исследовательской деятельности студентов. В источниках отмечалось, что научная работа студентов под руководством профессоров и преподавателей должна быть тесно связана с учебной работой, служить её развитию и углублению Студенты принимали участие в конкурсах на лучшую студенческую работу, в научных конференциях, в городских и других научных смотрах. Студенты, активно участвующие в научно-исследовательской работе и добившиеся результатов (одобрение совета вуза, наличие публикаций – И.К.), пользовались преимуществом при поступлении в аспирантуру, при направлении на работу в вузы или научно-исследовательские учреждения [2, л.42–44]. Нужно отметить, что массовым характером научно-исследовательская работа студентов не отличалась, в конференциях и конкурсах принимали участие наиболее способные ребята.
Так как основная масса учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава была представлена женщинами, то интерес привлекают традиции праздничной культуры. Так, отмечая Международный женский день 8 Марта, руководитель вуза объявлял «благодарность за созидательное и добросовестное отношение к порученному делу» [3, л.19]. Далее перечислялись фамилии преподавателей, лаборантов и служащих.
Основной контингент студентов ЕГПИ тех лет составляла сельская молодежь. Учитывая это, а также отдаленность института от столичных культурных центров, А.Г. Аминев считал необходимым повышать общекультурный уровень студентов, много внимания уделял организации их досуга, проведению внеаудиторных культурно-массовых мероприятий. Приглашал преподавателей-музыкантов из Елабужского култьпросветучилища для работы руководителями кружков художественной самодеятельности, композитора А.З. Бакирова из Казани, который организовал студенческий хор, вел уроки игры на скрипке, баяне, фортепьяно. В институте были созданы кружки народного, классического танца, фотокружок, драматическая студия. Все занятия организовывались в вечернее время, после 20:00, во втором полугодии предусматривалась сдача зачёта [3, л.20об.].
Большое значение придавал А.Г. Аминев встречам с деятелями литературы и искусства. По его просьбе в начале июня 1954 г. Елабугу посетили композиторы С.Сайдашев, Дж.Файзи, А.Ключарев, А.Бакиров, писатели Г.Кашшаф, Б.Рахмат, А.Исхак, А.Давыдов, певцы М.Рахманкулова, Р.Билалова [6].
В 1957 г. состоялся первый выпуск учителей ЕГПИ. Из 117 студентов, допущенных к государственным экзаменам, успешно выдержали испытания 106 человек, 18 из них получили дипломы с отличием. Студенты физико-математического отделения сдавали «Основы марксизма-ленинизма», «Элементарную математику», «Педагогику» и «Физику». Студенты филологического отделения – «Основы марксизма-ленинизма», «Русский язык», «Педагогику» и «Литературу». Ответы студентов оценивались критериями «отлично», «хорошо», «посредственно» и «неудовлетворительно» [5, л.12–16]. Все экзамены проходили в устной форме, предметы по специальности, кроме теоретических вопросов, содержали практические задания. Фотодокументы, хранящиеся в Музее истории Елабужского института, наглядно демонстрируют, каким образом проходила подготовка студентов к экзаменам, как проводилась итоговая аттестация. Студенты сидели в читальном зале, в коридорах института и повторяли материал, записанный в тетрадях. Аудитории, где проходили государственные экзамены, оформлялись цветами, на столах были скатерти, всё было торжественно [6].
Таким образом, в начале 1950-х гг. были заложены основы для дальнейшего развития Елабужского пединститута по всем основным направлениям его деятельности. Молодой педагогический вуз постепенно становится центром культуры и просвещения не только в городе, но и во всем Прикамском крае, сохраняя традиции, заложенные ещё в Епархиальном женском училище.
Об авторах
Ирина Евгеньевна Крапоткина
Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета
Автор, ответственный за переписку.
Email: ikrapotkina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7106-1113
кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории
Россия, ЕлабугаСписок литературы
- Архив Елабужского института (филиала) КФУ. Ф.ЕГПИ. Д.1.
- Архив Елабужского института (филиала) КФУ. Ф.ЕГПИ. Д.67.
- Архив Елабужского института (филиала) КФУ. Ф.ЕГУИ. Д.123.
- Архив Елабужского института (филиала) КФУ. Ф.ЕГУИ. Д. Приказы директора заочного отделения.
- Архив Елабужского института (филиала) КФУ. Ф.ЕГУИ. Д.140.
- Фонд Музея истории Елабужского института. Папка ЕГПИ (1953–2003 гг.).
Дополнительные файлы



