Исторический факультет Казанского государственного педагогического института / университета (1934–2011): тенденции становления, развития и взаимосвязи с вузами России
- Авторы: Синицын О.В.1
-
Учреждения:
- Казанский (Приволжский) федеральный университет
- Выпуск: Том 13, № 1 (2023)
- Страницы: 52-62
- Раздел: Статьи
- Статья опубликована: 04.04.2023
- URL: https://bakhtiniada.ru/2410-0765/article/view/334337
- DOI: https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-1.52-62
- EDN: https://elibrary.ru/TQCIKR
- ID: 334337
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Характеризуется становление и развитие исторического факультета в Казанском государственном педагогическом институте, который был создан в 1934 году одновременно с восстановлением исторических факультетов в Московском государственном университете и Ленинградском государственном университете. Создание истфака в Казанском государственном педагогическом институте, а также восстановление исторического факультета в Казанском государственном университете, обосновываются сохранением подготовки учителей истории в Восточно-педагогическом институте в 1920-е гг., когда все исторические факультеты в стране были преобразованы в факультеты общественных наук. Прослеживаются этапы исторического образования в КГПИ-КГПУ-ТГГПУ, формирование и деятельность научно-педагогического состава исторических кафедр факультета, связи с вузами России.
Полный текст
История исторического факультета Казанского государственного педагогического института, носившего на протяжении своего существования разные названия, неразрывно связана с историей страны ХХ в., процессами становления исторического и педагогического образования в Казани и в Республике Татарстан [9; 10]. Также тесно соприкасается она и с моей личной историей. Автор данной статьи обучался в 1974–1979 гг. на историческом отделении историко-филологического факультета Казанского государственного педагогического института (далее КГПИ) по специальности «учитель истории, обществоведения и английского языка». После окончания института работал учителем истории Чепчуговской средней школы Высокогорского района ТАССР, обучался в аспирантуре в КГПИ, в 1983 г. защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук и стал преподавателем кафедры истории СССР педагогического института, в 1991 г. был назначен деканом историко-филологического факультета КГПИ, в 1995 г. деканом восстановленного в образованном в Казанском государственном педагогическом университете исторического факультета, затем с 2006 г. деканом факультета исторического образования в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете (далее ТГГПУ) до его реорганизации и вхождения в состав Института истории созданного Казанского (Приволжского) федерального университета (далее К(П)ФУ) в 2011 г.
Что касается моей семьи, то моя мама Синицына Клара Романовна после защиты в 1970 г. в Казанском государственном университете (далее КГУ) диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук перешла с должности заместителя директора по научной работе Государственного музея ТАССР в КГПИ на кафедру истории СССР и проработала здесь до своей кончины в 1997 г. Моя жена Рисположенская Ольга Викторовна в 1986 г. закончила с отличием историческое отделение историко-филологического факультета КГПИ и с 1987 г. по настоящее время работает по полученной специальности «история, обществоведение и английский язык» в Лицее №5 г. Казани, выполняя все эти годы и обязанности заместителя директора по учебной работе. Сын Синицын Владимир Олегович, закончив факультет международных отношений КГУ в 2008–2010 гг., работал в международном отделе ТГГПУ, а в 2012 г. защитил в Институте истории К(П)ФУ диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по всеобщей истории.
У каждого вуза, факультета, кафедры свое лицо. Это люди, связавшие с ним свои судьбы, его руководители, преподаватели, выпускники, студенты, их дела и свершения. Именно они – поколение за поколением – творят их биографии [7; 8].
Можно условно выделить несколько этапов в становлении и развитии исторического факультета педагогического института-университета в Казани:
- 1918–1934 гг. Казанский педагогический институт, Восточный педагогический институт;
- 1934–1994 гг. Казанский государственный педагогический институт;
- 1994–2005 гг. Казанский государственный педагогический университет;
- 2005–2011 гг. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Становление исторического образования в Казани имеет глубокие корни, идущие от Казанского университета и Казанского учительского института, созданного в 1876 году [11; 12]. После преобразования в октябре 1918 г. Казанского учительского института в Казанский педагогический институт постановлением Народного комиссариата просвещения РСФСР №1303 «О преобразовании существующих учительских институтов в высшие педагогические заведения» в вузе была введена специализация студентов по историко-социальному циклу. В августе 1919 г. Наркомпрос РСФСР принял решение о реорганизации педагогических институтов в Высшие институты народного образования (далее ВИНО). Это решение было связано с необходимостью подготовки кадров для всех звеньев народного образования – дошкольного, школьного, внешкольного. В уставе ВИНО было записано, что их целью является «… на основе социалистического строительства подготовка работников для всех отраслей народного образования» [3, с.51]. В протоколе коллегии отдела учебных заведений Наркомпроса РСФСР от 10 октября 1919 г. значилось: «закрыть в Казанском университете факультеты филологический, общественных наук, физико-математический, а также историко-филологические (бывшие женские) курсы. Использовать средства и педагогический персонал упраздняемых факультетов и учебных заведений для Казанского института народного образования» [3, с.52].
III отделение Казанского высшего института народного образования, на котором велась подготовка учителей для школы II ступени, продолжило готовить студентов по историко-социальному отделению (или секции). В январе 1920 г. был утвержден список кафедр института. Он включал и кафедру истории, на которой должны были работать два профессора и два преподавателя, а также кафедру методологии истории в составе одного профессора. Пополнение научного сообщества преподавателей ВИНО шло за счёт притока «внешнего элемента» – кадров историков дореволюционной или «старой школы» Казанского университета, и выпускников столичных вузов, принесших с собой традиции тех научных центров, в которых они были воспитывались. Большую роль в становлении и развитии исторического образования первых этапах существования педагогического института сыграли видные учёные, талантливые педагоги высшей школы В.В. Адоратский, профессора П.Г. Архангельский, С.А. Пионтковский.
1 октября 1921 г. ВИНО без изменения структуры основных учебных подразделений был вновь преобразован в Казанский педагогический институт. В 1921 г. был ликвидирован историко-филологический факультет в Казанском университете, а в августе 1922 г. был образован Восточный педагогический институт (далее ВПИ). Именно в нем в Казани продолжилась подготовка историков и обществоведов с высшим образованием. На работу в Восточный педагогический институт перешли известные учёные Н.Н. Фирсов, С.П. Сингалевич, М.Д. Бушмакин, В.Т. Дитякин.
Секцию истории в ВПИ возглавил Николай Николаевич Фирсов, известный казанский историк, до этого профессор Казанского университета, в 1920–1922 гг. ректор Восточной академии, которая с 1922 г. также вошла в состав Восточного педагогического института. Н.Н. Фирсов заложил в этом вузе основы краеведческого направления научных исследований по истории российского крестьянства.
В 1920-е годы в ВПИ работал выпускник Казанского университета профессор Газиз Салихович Губайдуллин, заложивший традиции изучения истории татарского народа и тюркской культуры. Еще один воспитанник Казанского университета Сергей Платонович Сингалевич в 1922 г. стал профессором и первым директором ВПИ, проработав в этой должности до 1929 г. С.П. Сингалевич являлся крупным специалистом по всеобщей истории, методистом по истории и обществознанию, видным организатором высшего педагогического образования, заведующим кафедрой всеобщей истории и методики обществоведения [2, с.79].
Одним из организаторов Казанского педагогического института был выпускник историко-филологического факультета Казанского университета историк Валентин Тихонович Дитякин. С 1918 г. он являлся профессором, проректором этого вуза, возглавлял здесь различные структурные подразделения, в частности кабинет истории и теории марксизма, предметную социально-экономическую комиссию [2, с.80].
Весомый вклад в становление и формирование кафедры всеобщей истории Восточного педагогического института внёс Михаил Дмитриевич Бушмакин, который с 1922 г. являлся здесь профессором словесно-исторического отделения. В 1943 г. он был назначен заведующим кафедрой всеобщей истории и руководил этой кафедрой до 1956 г. М.Д. Бушмакин был крупным специалистом по новой истории стран Запада, французской буржуазной революции конца XVIII в., долгие годы он также преподавал в КГПИ историю средних веков [13].
В конце 1920-х – начале 1930-х гг. на историческом факультете начали плодотворную деятельность первые выпускники Восточного педагогического института В.И. Адо, Х.Г. Гимади, Е.В. Грачев, Р.Ш. Тагиров Е.И. Чернышев. Они продолжили традицию в изучении истории местного края, в особенности крестьянского движения, заложили в вузе основы школы отечественной и всеобщей истории.
19 августа 1934 г. был издан приказ Наркомпроса РСФСР о преобразовании ВПИ в Казанский государственный педагогический и учительский институт. В составе института были образованы четыре факультета: естествознания, истории, языка и литературы, физико-математического [3, с.70]. Таким образом был создан отдельный, самостоятельный исторический факультет, а в рамках Учительского института как структурного подразделения КГПИ было еще организовано и историческое отделение с двухгодичным сроком подготовки учителей истории для неполной средней школы. Так в Казани было восстановлено высшее историческое образование. Нужно отметить, что в Казанском университете исторический факультет был вновь открыт только через 5 лет, в 1939 г.
Последующее формирование и развитие школы историков Казанского педагогического института получило продолжение в новых условиях, но с опорой на собственные традиции и использование лучших достижений отечественной исторической науки. В 1935 г. после окончания аспирантуры в Ленинграде под научным руководством академика Б.Д. Грекова начал свою деятельность в КГПИ Евгений Иванович Устюжанин, ставший одним из основателей сообщества историков Казани послевоенного периода [4; 5]. Е.И. Устюжанин являлся участником Великой Отечественной войны, вернулся в Казань в 1947 г., защитил кандидатскую диссертацию и возглавил кафедру истории СССР, которой руководил в течение 20 лет.
В 1939 г. после окончания Ленинградского государственного педагогического института на должность старшего преподавателя кафедры истории СССР КГПИ был принят Иван Михайлович Ионенко [15]. Отвоевав на фронтах Великой Отечественной войны, И.М. Ионенко вернулся в Казань, и в ноябре 1945 г. был назначен деканом исторического факультета института. Ученый проработал в этой должности до 1947 г. Дальнейшая жизнь и деятельность И.М. Ионенко была связана с Казанским университетом, где он заведовал кафедрой истории СССР, возглавлял исторический факультет, был председателем диссертационного совета по историческим специальностям. За эти годы И.М. Ионенко дал путевку в жизнь многим молодым ученым, в том числе и из Казанского педагогического института.
В 1941 г. преподавательскую и научную деятельность на историческом факультете КГПИ вели эвакуированные из Москвы в Казань академики Академии наук СССР Б.Д. Греков, Е.В. Тарле, С.П. Обнорский, член-корреспондент Академии наук СССР Е.А. Косминский. Они оказали бесценную помощь творческому и научному росту историков факультета, показали блестящий пример популяризации исторических знаний среди населения Казани.
В послевоенный период продолжилось плодотворное влияние московской и петербургско-ленинградской школ историков на учёных-педагогов Казанского государственного педагогического института. В 1950 г. из Москвы на работу на кафедру всеобщей истории прибыл выпускник Московского государственного университета, кандидат исторических наук, специалист по истории древнего мира Алексей Михайлович Ременников. В течение 50 лет он трудился в КГПИ-КГПУ, в 1967 г. стал здесь доктором исторических наук, профессором, был деканом факультета в 1960–1962 гг., а с 1962 по 1988 гг. заведовал кафедрой всеобщей истории [1]. С 1951 г. на этой же кафедре работал другой выпускник Московского университета, кандидат исторических наук Юзеф Геннадьевич Трунский – специалист по новой истории стран Запада. В 1970 г. ученый защитил докторскую диссертацию, стал профессором. Он работал в Казанском педагогическом институте до своей кончины в 1989 г.
Дальнейшее формирование коллектива научно-педагогических кадров исторического факультета и исторического отделения в составе историко-филологического факультета КГПИ связано с продолжением функционирования традиций научного сообщества историков Казанского университета, Института истории при Казанском отделении АН СССР и Казанского педагогического института. В 1940–1960-е гг. наряду с прежними опытными кадрами А.Н. Григорьевым, Е.И. Горбачевой, Н.Н. Яснитской, А.И. Черновым, на кафедре истории СССР начали свою деятельность молодые преподаватели, являвшиеся выпускниками КГУ. В 1945 г. в КГПИ начал работать Николай Петрович Муньков. Здесь он прошел более чем полувековой путь от ассистента до профессора, заведующего кафедрой, декана, проректора по учебной работе. Именно с его именем связано продолжение и развитие сложившихся научных направлений кафедры, которую он возглавлял с 1967 до 1985 гг. [14].
В 1953 г. на кафедру истории СССР пришла выпускница КГУ Ирек Мухамедовна Абдрашитова, в 1963 г. – Алтер Львович Литвин, также воспитанник Казанского университета, в 1969 г. – Владимир Васильевич Иванов, в 1970 г. – Клара Романовна Синицына. С их деятельностью связано развитие в вузе источниковедческого и историографического направлений научных исследований, продолжение многогранного изучения истории и культуры Поволжья, прежде всего важнейших вопросов истории Татарстана, а также зарождение нового направления исторических исследований – теоретико-методологического, ориентация в работе на подготовку научно-педагогической смены из числа выпускников факультета. В.В. Иванов и А.Л. Литвин стали в 1970-е гг. докторами исторических наук и профессорами.
С 1967 г. кафедрой истории СССР на протяжении ряда лет публиковались сборники «Вопросы историографии и источниковедения», продолжался выпуск сборника «Из истории Татарии», на страницах которого печатались работы как историков КГПИ, так и учёных из университетов Казани, Москвы, Самары и других городов страны. Кафедра всеобщей истории с 1967 г. стала выпускать сборник научных статей «Проблемы всеобщей истории».
Постепенно формирование научно-педагогических кадров исторического факультета педагогического вуза Казани стало опираться на профессионально подготовленных собственных выпускников. Уже говорилось о первом поколении учащихся Восточно-педагогического института конца 1920 – начала 1930-х гг. Второе поколение пришло в 1950-е гг. В это время на должность ассистента кафедры истории СССР была принята выпускница исторического факультета КГПИ Резеда Маликовна Бикметова, проработавшая в вузе 40 лет, ставшая ведущим преподавателем по истории феодализма и методистом кафедры, а в 1954 г. на должность ассистента кафедры всеобщей истории поступил выпускник факультета Ильгиз Ханович Кадыров, который стал ведущим преподавателем по новейшей истории стран Азии и Африки. Двадцать лет, с 1988 по 2008 гг., И.Х. Кадыров возглавлял кафедру всеобщей истории [3].
В 1970–80-е гг. состав кафедр исторического профиля пополнило второе поколение выпускников Казанского педагогического института. В 1970-е гг. начали плодотворную деятельность Гульшат Мударисовна Мустафина, Рашит Шамильевич Нигматуллин, в 1980-е гг. – Олег Владимирович Синицын, Владимир Вениаминович Тыринов, Елена Михайловна Шувалова. Именно они стали достойной сменой, а также ведущими преподавателями и организаторами научно-образовательной деятельности факультета, его деканами, заместителями деканов, заведующими кафедрами исторического факультета в 1990–2000-е гг.
В 1960-е – 1980-е гг. шла подготовка научно-педагогических кадров на кафедре истории СССР в рамках аспирантуры по специальностям «отечественная история», «историография, источниковедение и методы исторического исследования». Научными руководителями этих направлений являлись Е.И. Устюжанин, Н.П. Муньков, А.Л. Литвин, В.В. Иванов. В начале 1990-х гг. продолжилась подготовка аспирантов по специальности «отечественная история». Новую научную смену готовили З.З. Мифтахов, О.В. Синицын, Ю.Н. Иванов, Г.М. Мустафина.
Московско-ленинградская школа историков и историческая школа Казанского университета через своих представителей привнесли на исторический факультет Казанского педагогического вуза свои линии в проблематике научно-исследовательских работ. Это касается, в первую очередь, кафедры истории СССР-России. Е.И. Устюжанин, его ученики и последователи продолжали с локально-региональной коррекцией исследование аграрно-крестьянской проблематики. Н.П. Муньков и В.В. Иванов заложили новое историографическое и методологическое направление научной работы кафедры, которое успешно развивается их учениками и продолжателями до настоящего времени на кафедре исторического и обществоведческого образования Казанского федерального университета.
В сентябре 1998 г. на базе кафедры отечественной истории были созданы два новых подразделения: кафедра истории России во главе с Гульшат Мударисовной Мустафиной и кафедра истории Татарстана, которую возглавил Зуфар Зайниевич Мифтахов, до этого руководивший кафедрой отечественной истории. Эти кафедры стали правопреемниками кафедр истории СССР и отечественной истории, продолжателями их плодотворных традиций в научной, методической, учебно-воспитательной работе на историческом факультете КГПИ-КГПУ-ТГГПУ [6].
Третье поколение выпускников уже Казанского государственного педагогического университета пришло на исторические кафедры в начале 2000-х гг. В это время на кафедре истории России начали работу Алексей Михайлович Столяров и Альберт Наилевич Валиахметов, на кафедре всеобщей истории – Людмила Михайловна Шмелева. Все они работали заместителями декана исторического факультета и стали одними из ведущих преподавателей факультета по основным фундаментальным историческим дисциплинам, в том числе истории древнего мира и средних веков, истории России с древнейших времен до конца XVIII в., истории России ХХ в.
Исторический факультет КГПИ-КГПУ-ТГГПУ неоднократно менял свое местоположение. При создании в 1934 г. он размещался в здании №2 по адресу улица К.Маркса, 74, а с 1959 г. уже в составе историко-филологического факультета в построенном здании №3 на улице Лево-Булачной, 44. Далее с 1964 г. факультет помещался в здании бывшего Министерства местной промышленности по адресу улица Лево-Булачная, 34, а с 1975 г. в переданном здании бывшей средней школы №39 по адресу улица М.Джалиля, 5. С 1994 г. после воссоздания самостоятельного исторического факультета он опять разместился в здании на К.Маркса, 74, а при образовании ТГГПУ в 2005 г. переехал на Проспект Г.Ибрагимова, 85а, наконец, в 2010 г. он вновь разместился по адресу улица К.Маркса,74, вплоть до вхождения в состав Института истории Казанского федерального университета в 2011 г. В настоящее время педагогическое отделение по подготовке историков и обществоведов Института международных отношений К(П)ФУ размещается в здании по улице Лево-Булачной, 44.
За 77 лет своей научно-образовательной деятельности исторический факультет Казанского государственного педагогического института-университета внёс свой весомый вклад в развитие гуманитарного образования вообще и исторического образования, в особенности, как в Республике Татарстан, так и в Российской Федерации. За эти годы было подготовлено более 3,5 тысяч учителей истории. Выпускники факультета стали крупными учеными-педагогами, руководителями всех уровней образования страны, воспитателями подлинных граждан нашей Родины. За эти годы на факультете сложилось свое научное сообщество историков, впитавшее в себя лучшие качества московской, петербургско-ленинградской и казанской школ историков, и связавшее свои собственные научные исследования по отечественной истории с запросами общества на создание учебников и учебных пособий для средней школы по истории Татарстана и татарского народа. Эти славные традиции успешно и плодотворно продолжаются профессорско-преподавательским составом кафедры исторического и обществоведческого образования (на базе Института всеобщей истории РАН), кафедрой археологии и всеобщей истории, кафедрой истории Татарстана Института международных отношений, Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Казанского (Приволжского) федерального университета.
Об авторах
Олег Владимирович Синицын
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: olvsin@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-3728-5949
доктор исторических наук, профессор кафедры исторического и обществоведческого образования (на базе Института всеобщей истории РАН) Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия Института международных отношений
Россия, КазаньСписок литературы
- К 100-летию со дня рождения профессора А.М. Ременникова / Э.В. Рунг, Е.А. Чиглинцев, Г.М. Мустафина, О.В. Синицын // Вестник древней истории. 2018. Т.78. Вып.4. С.1076–1078.
- Кадыров И.Х. Проблемы всеобщей истории в трудах ученых ТГГПУ // Вестник ТГГПУ. Казань, 2006. №6. С.79–90.
- Казанский государственный педагогический институт / отв. ред. М.З. Закиев. Казань, 1974. 198 с.
- Крашенинникова Т.П., Синицын О.В. Евгений Иванович Устюжанин (1902–1968). Очерки жизни и деятельности / под ред. А.Л. Литвина. Казань: Астория, 2012. 96 с.
- Крашенинникова Т.П., Синицын О.В. Путь историка (Е.И. Устюжанин) // Гасырлар авазы – Эхо веков. 2013. №3–4. С.130–145.
- Мифтахов З.З., Синицын О.В. Научные направления и научные исследования кафедры истории России и кафедры истории Татарстана // Вестник ТГГПУ. Казань, 2006. №6. С.71–78.
- Нигматулллин Р.Ш., Мустафина Г.М., Тыринов В.В. Вехи истории исторического факультета ТГГПУ // Музейный вестник ТГГПУ, вып. 5. Казань, 2008. С.130–145.
- Нигматуллин Р.Ш. К вопросу о становлении исторического факультета КГПИ (1918–1945) // Историческое образование в вузах Казани: Материалы межвузовской научно-практической конференции. Казань, 2006. С.195–202.
- Синицын О.В. Исторический факультет Казанского государственного педагогического университета: Казанскому государственному педагогическому университету – 120 лет // Магариф. 1996. №10. С.8.
- Синицын О.В. Сообщество историков ТГГПУ (к 90-летию исторического факультета) // Музейный вестник ТГГПУ, вып. 6. Казань, 2009. С.22–28.
- Синицын О.В. Казанскому педагогическому университету – 120 лет: вехи истории // Историческая наука в Татарстане: Исследовательские и педагогические традиции. Казань: Мастер Лайн, 1996. С.3–7.
- Синицын О.В. Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет в созвездии вузов Казани (к 130-летию со дня основания) // Вестник ТГГПУ. Казань, 2006. №5. С.10–15.
- Тыринов В.В. М.Д. Бушмакин – педагог и ученый // Проблемы всеобщей истории. 2005. №5. С.133–172.
- Учитель учителей: сборник воспоминаний, документов и литературы памяти Николая Петровича Мунькова / сост. и автор предисловия Г.М. Мустафина, под ред. Г.М. Мустафиной, Р.Ш. Нигматуллина, О.В. Синицына. Казань: ООО ПК Астория», 2016. 140 с.
- Федорова Н.А., Телишев В.Ф. Иван Михайлович Ионенко. 1913–1989. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2002. 36 с.
Дополнительные файлы



