Особенности стратегического управления качеством обслуживания пассажиров в аэропортах Кубы

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Важность обслуживания пассажиров в аэропортах определяется доминированием воздушного транспорта при осуществлении дальних поездок, где качество услуг и удовлетворенность клиентов являются приоритетом. Данная статья направлена на формулирование стратегий, способствующих улучшению обслуживания пассажиров в аэропортах Кубы. Проведен стратегический анализ деятельности системы аэропортов в целом и конкретизировано – в международном аэропорту «Антонио Масео Грахалес» (г. Сантьяго, Куба). Разработка стратегии повышения качества обслуживания пассажиров в аэропорту предполагает комплексный подход, с учетом не только экономических и социальных факторов, но и исторических и природно-климатических особенностей развития региона, а также анализ внутренней среды. Объектом исследования является система управления аэропортами, а предметом – формирование стратегии повышения качества обслуживания и удовлетворенности клиентов. Исследовательской целью стала формулировка стратегий, способствующих улучшению обслуживания пассажиров в аэропортах Кубы, с использованием SWOT-анализа. Использован следующий набор инструментов: Дельфийский или экспертный метод, опросы и интервью, матрицы факторной оценки, SWOT-анализ и др. Основополагающим результатом является формулировка общей стратегии и комплекса стратегических действий для дальнейшего развития. Интегрируя объективные данные, мнения стейкхолдеров микроокружения на субъектно-ориентированной основе и оценки специалистов-практиков относительно возможностей и перспектив развития внутренней среды, предложенный подход позволяет увидеть неочевидные направления и возможности для развития. В качестве составляющих стратегии развития аэропорта предложено: улучшение производственной и пассажирской инфраструктуры (обновление терминалов, создание комфортных зон ожидания, зонирование пунктов регистрации и т.д.); повышение качества, доступности и широты охвата информационной поддержки деятельности (цифровизация процессов, простой и удобный доступ к информации о рейсах, услугах и навигации по аэропорту, маркетинговые компании по распространению информации о новых услугах и налаживание обратной связи с пассажирами); развитие и повышение компетенций персонала (программы повышения квалификации, тренинги, обмен опытом, наставничество, включение в функционал менеджеров исследовательского типа).

Об авторах

Гретелл Артман Ромеро

Университет Орьенте (Куба)

Email: gretellh@eco.uo.edu.cu
ORCID iD: 0000-0002-0212-9807
преподаватель; факультет экономики и делового администрирования;

Дмитрий Александрович Шевченко

Южный федеральный университет

Email: dashevchenko@sfedu.ru
ORCID iD: 0000-0002-9758-4107
декан; факультет управления;

Елена Васильевна Фомичева

Южный федеральный университет

Email: efomicheva@sfedu.ru
доцент; кафедра инновационного и международного менеджмента;

Грасиела Мария Кастельянос Паллерольс

Университет Орьенте

Email: gcp@uo.edu.cu
ORCID iD: 0000-0003-2542-5972
доцент; факультет экономики и делового администрирования;

Список литературы

  1. Díaz O. La gestión de aeropuertos en la era posprivatización // Pensamiento & Gestión. 2019. No 46. Pp. 284-310.
  2. Богданова Н.И. Исследование подходов к управлению развитием аэропортов // Экономика и парадигма нового времени. 2024. № 12(33). С. 38-41. EDN: XTYYXT
  3. Aydın S. Sustainable airport management and airline marketing // Black Sea Journal of Engineering and Science. 2024. No 7(3). Pp. 478-487.
  4. Шеромова И.А., Макиевская Ю.Ю. Формирование рациональной структуры услуг в контексте развития неавиационной деятельности аэропорта // Сервис в России и за рубежом. 2018. № 2 (80). С. 145-154. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10212 EDN: VSFPQR
  5. Menguzzato M., Renau J.J. La dirección estratégica de la empresa. Un enfoque innovador de management. La Habana, Cuba: Editorial Pueblo y Educación, 1995.
  6. Talancón H.P. La matriz FODA: una alternativa para realizar diagnósticos y determinar estrategias de intervención en las organizaciones productivas y sociales // Contribuciones a la Economía. 2006. No 2(1). Pp. 1-16.
  7. Oña A.P., Vega R.K. Importancia del análisis FODA para la elaboración de estrategias en organizaciones americanas, una revisión de la última década // Universidad de las Fuerzas Armadas Espe. 2015. No 1. Pp. 1-13.
  8. Peñafiel G.A., Acurio J.A., Manosalvas L.R., Burbano B.E. Formulación de estrategias para el desarrollo empresarial de la Constructora Emanuel en el Cantón La Maná // Universidad y Sociedad, Revista Científica de la Universidad de Cienfuegos. 2020. No 12(4). Pp. 45-55.
  9. Баев Л. Развитие метода SWOT-анализа как инструмента стратегического проектного планирования и синтеза управленческих решений // Известия Байкальского государственного университета. 2024. Т. 34. № 4. С. 656-665. doi: 10.17150/2500-2759.2024.34(4).656-665 EDN: GIUGLC
  10. Маркин М.И. Применение нечеткого SWOT-анализа при разработке маркетинговой стратегии компании // Экономика и предпринимательство. 2023. № 12(161). С. 834-837. doi: 10.34925/EIP.2023.161.12.161 EDN: FKUFFB
  11. Göv S.A. SWOT Analysis and a Case Study at Kayseri Airport // Cases on Digital Strategies and Management Issues in Modern Organizations. Hershey, PA: IGI Global, 2022. Pp. 236-254.
  12. Поляков В.А., Фомичева И.В., Юдина О.В. Методика выбора стратегии развития организации по композиции многоугольника факторов на SWOT поле // Научные исследования и разработки. Экономика. 2023. Т. 11. № 4. С. 51-55. doi: 10.12737/2587-9111-2023-11-4-51-55 EDN: USNXDO
  13. Manual General de Desarrollo Empresarial. Sistema de Gestión de la Comunicación Empresarial. Código: ECASA S.A. MG.15-03, 2020.
  14. Фомичева Е.В. Трансформация мировой и национальной экономической системы в условиях панденомики // Естественно-гуманитарные исследования. 2021. № 38(6). С. 326-334. doi: 10.24412/2309-4788-2021-6-326-334 EDN: WFTSSD
  15. Аль-Харгуси С.Н.М., Шевченко Д.А., Мовсесян Б.А. Цифровая трансформация бизнеса: проявления и последствия для процессов управления в международных компаниях // Естественно-гуманитарные исследования. 2024. № 2(52). С. 403-406.
  16. Shiyas K.M.M., Kumar C., Ganguly A. The Role of Airport Retailing in Building Resilient and Sustainable Airport Businesses // International Journal of Innovation and Industrial Revolution. 2024. No 6(19). Pp. 254-267.
  17. Empresa Cubana de Aeropuertos y Servicios Aeronáuticos S.A. (Ecasa) // Bnamericas, 2024. URL: https://www.bnamericas.com/es/perfil-empresa/empresa-cubana-de-aeropuertos-y-servicios-aeronauticos-sa
  18. Прибылов В.П. Стратегические ресурсы организации: сущность и классификация в условиях цифровой экономики // Экономика, предпринимательство и право. 2025. Т. 15. № 3.
  19. Procedimiento Específico. Sistema de Gestión Integrado. Cálculo de Capacidad Aeroportuaria. Código: ECASA S.A. PE 13-02, 2019.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».