Характеристика ключевых отличительных признаков цифровой платформы как бизнес-модели

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Целью исследования является выявление наиболее характерных особенностей бизнес-модели цифровой платформы и в дальнейшем сопоставление их с эмпирическим опытом, полученным при анализе компании Яндекс.Маркет. К задачам исследования следует отнести определение основных характеристик цифровой платформы как бизнес-модели, анализ компании Яндекс.Маркет, ее основной деятельности, конкурентных преимуществ, окружения, также выявление соответствия между бизнес-моделью компании и ранее установленными ключевыми признаками цифровой платформы и анализ тех преимуществ, которые получают участники от взаимодействия с платформой. Объектом исследования являются основные факторы изменения и дальнейшего развития бизнеса под влиянием цифровой трансформации. Предметом исследования же ключевые особенности бизнес-модели цифровой платформы на российском рынке, на примере компании Яндекс.Маркет. Для достижения целей исследования в работе применены такие теоретические методы как анализ литературы, изучение интервью с бизнес-экспертами, синтез на их основе нового знания, проведение моделирования, также будут использованы такие эмпирические методы как метод экспертных оценок, эксперимент и наблюдение за деятельностью компании. Важность использования цифровых технологий сегодня осознается всеми участниками как делового, так и научного сообщества. Это способствует появлению большого количества исследований, посвященных данной тематике. Так и данная работа направлена на идентификацию тех признаков, которые присущи одной из наиболее эффективных бизнес-моделей современности, а именно цифровой платформе. Особенно актуальным для России работу делает рассмотрение опыта компании Яндекс.Маркет. Научная новизна работы заключается в выявлении уникальных признаков, присущих только бизнес-модели цифровой платформы на примере одной из российских компаний-платформ. Также в работе подробно исследуется опыт компании Яндекс.Маркет и те ключевые преимущества, которые делают компанию-платформу одной из наиболее успешных на российском рынке.

Об авторах

Павел Викторович Николаев

Высшая школа экономики

Email: doci-99@mail.ru
независимый исследователь

Список литературы

  1. Джоан Магретта (2002). Почему нужна бизнес модель. Сборник статей HBR. Москва, Альпина Паблишер, 2021, 170 с.
  2. А. Остевальдер, И. Пинье (2010). Построение бизнес-моделей. Москва, Альпина Паблишер, 2022, 288 с.
  3. Стелиос Кавадиас (2016). Революционная бизнес-модель. Сборник статей HBR. Москва, Альпина Паблишер, 2021, 170 с.
  4. Росстат (2024). Цифровая платформа // https://rosstat.gov.ru/. Просмотрено 12.10.2023.
  5. НИУ ВШЭ (2021). Что такое цифровые платформы // https://hsbi.hse.ru/articles/tsifrovye-platformy/. Просмотрено 15.11.2023.
  6. Павел Николаев (2023). Основы стратегического лидерства бизнес-модели цифровой экосистемы // Финансы и управление. – 2023. №3. Сайт https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=68956. Просмотрено 25.12.2023.
  7. Ван Альстайн (2016). Воронки продаж, платформы и новые стратегические правила. Сборник статей HBR. Москва, Альпина Паблишер, 2023, 194 с.
  8. Майкл Портер (1985). Цепочка создания стоимости М. Портера // https://finzz.ru/cepochka-cennostej-portera-primer-kak-postroit.html. Просмотрено 19.11.2023.
  9. Форбс (2023). Walmart vs Amazon Who Wins The Retail Battle in 2023? // https://www.forbes.com/sites/blakemorgan/2023/07/10/walmart-vs-amazon-who-wins-the-retail-battle-in-2023/. Просмотрено 06.12.2023.
  10. Инвестопедия (2021). Amazon's vs. Alibaba's Business Models: What's the Difference // https://www.investopedia.com/articles/investing/061215/difference-between-amazon-and-alibabas-business-models.asp. Просмотрено 28.11.2023.
  11. Майкл Портер (1979). Пять сил Портера // https://www.unisender.com/ru/glossary/model-5-konkurentnyh-sil-portera/. Просмотрено 11.12.2023.
  12. Томас Анзейман (2006). Стратегии для двусторонних рынков. Сборник статей HBR. Москва, Альпина Паблишер, 2023. 194 с.
  13. Фенг Жу (2019). Почему одни платформы процветают, а другие – нет? Сборник статей HBR. Москва, Альпина Паблишер, 2023. 194 с.
  14. Яндекс.Маркет (2024). Партнерам // https://partner.market.yandex.ru/welcome/partners. Просмотрено 09.01.2024.
  15. Михаэла Константинеску (2021). Use of Online Marketplaces for Marketing and Management Specialists: A Sustainable Business Model Perspective // International Journal of Business and Administrative Studies. – 2021. № 7(4). URL: https://www.researchgate.net/publication/356988605_Use_of_Online_Marketplaces_for_Marketing_and_Management_Specialists_A_Sustainable_Business_Model_Perspective. Просмотрено 12.12.2023
  16. Яндекс (2024). Экосистема сервисов // https://yandex.ru/all?. Просмотрено 08.01.2024.
  17. Tadviser (2024). Маркетплейсы в России // https://www.tadviser.ru/index.php/ Статья:Маркетплейсы_в_России. Просмотрено 10.01.2024.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».