Знакомые Достоевского: К. П. Вильбоа — русский композитор с французской фамилией
- Авторы: Андрианова И.С.1
-
Учреждения:
- Петрозаводский государственный университет
- Выпуск: Том 4, № 3 (2017)
- Страницы: 46-66
- Раздел: Статьи
- URL: https://bakhtiniada.ru/2409-5788/article/view/288454
- DOI: https://doi.org/10.15393/j10.art.2017.3261
- ID: 288454
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Всю свою жизнь Ф. М. Достоевский так или иначе был связан с музыкой: любил петь, посещал литературно-музыкальные вечера и концерты, русскую и итальянскую оперу, музыка нашла отражение и в его творчестве. Писатель был вхож в круг композиторов, музыкантов, певцов и артистов. С ними Достоевский встречался в разные годы, но особенно в 1860-е, — в дружеском кругу, на литературно-музыкальных вечерах, где они часто выступали вместе. Среди его знакомых были музыканты и композиторы М. И. Глинка, К. Н. Лядов, М. П. Мусоргский, А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, А. Н. Серов, П. П. Сокальский, В. Ф. Одоевский, Ф. М. Толстой, К. П. Вильбоа, Г. Венявский, Н. А. Кашевский. С некоторыми из них Достоевский встречался лишь однажды, с другими — был связан тесным общением в течение длительного периода. В конце 1860 — начале 1861 гг. состоялось знакомство Достоевского с композитором К. П. Вильбоа, учеником и помощником М. И. Глинки. Общий интерес к народности в искусстве и русской идее на короткое время сблизил Вильбоа и Достоевского. В данной статье на основе изучения периодических изданий XIX века выявлены забытые и новые факты биографии Вильбоа, дан обзор его взаимоотношений с Глинкой и с Достоевским. Сохранилось единственное письмо композитора к писателю от 2 апреля 1861 г., которое не было опубликовано полностью. Оно иллюстрирует уровень музыкальной образованности Достоевского и круг его музыкального общения в 1860-е гг. В Приложении дается комментированная публикация этого документа.
Об авторах
Ирина Святославовна Андрианова
Петрозаводский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: yarysheva@yandex.ru
кандидат филологических наук, заведующая Web-лабораторией Института филологии
Россия, ПетрозаводскСписок литературы
- Белов, С. В. Энциклопедический словарь «Ф. М. Достоевский и его окружение» / С. В. Белов. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2001. — Т. 1: [А–К]. — 572 с.
- Борисова, И. В., Жаткин Д. Н. Немецкая музыкальная классика в творческом осмыслении Ф. М. Достоевского / И. В. Борисова, Д. Н. Жаткин // Вестник РУДН. — 2008. — №2. — С. 5–10 [Электронный ресурс]. — URL : https://cyberleninka.ru/article/n/nemetskaya-muzykalnaya-klassika-v-tvorcheskom-osmyslenii-f-m-dostoevskogo (10.07.2017)
- Власкин, А. П., Щенников, Г. К. Народность / А. П.Власкин, Г. К. Щенников // Достоевский : Эстетика и поэтика : словарь-справочник. — Челябинск : Металл, 1997. — С. 28.
- Гаричева, Е. А. Достоевский и Мусоргский : к характеристике речевой и музыкальной интонации / Е. А. Гаричева // Достоевский. Материалы и исследования. — Санкт- Петербург, 2001. — Т. 16. — С. 199–221.
- Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыка / А. А. Гозенпуд. — Ленинград : Музыка, 1971. — 175 с.
- Гозенпуд, А. А. Достоевский и музыкально-театральное искусство / А. А. Гозенпуд. — Ленинград : Сов. композитор : Ленингр. отд-ние, 1981. — 224 с.
- Достоевская, А. Г. Воспоминания. 1846–1917 / А. Г. Достоевская ; вст. статья, подгот. текста, примечания И. С. Андриановой и Б. Н. Тихомирова. — Москва : ООО «Бос- лен», 2015. — 768 с.
- Достоевская, Л. Ф. Достоевский в изображении своей дочери / Л. Ф. Достоевская. — Санкт-Петербург : Андреев и сыновья, 1992. — 244 с.
- Егоров, Б. Ф. Петрашевцы / Б. Ф. Егоров. — Ленинград : Наука, 1988. — 237 с.
- Каратыгин, В. Г. Избранные статьи / В. Г. Каратыгин. — Москва : Музыка, 1965. — 351 с.
- Каренин, В. Комментарии / В. Каренин // Переписка М. А. Балакирева с В. В. Стасо- вым. — Москва, 1935. — С. 193–195.
- Лапшин, И. И. Модест Петрович Мусоргский / И. И. Лапшин // Лапшин И. И. Художественное творчество. — Петроград : Центр. кооперативное изд-во «Мысль», 1922. — С. 188–269.
- Летопись жизни и творчества Ф. М. Достоевского : в 3 т. — Санкт-Петербург : Академический проект, 1999. — Т. 1 : 1821—1864. — 536 с.
- Мерович, А. Б. Русский бытовой романс второй половины XIX века / А. Б. Мерович. — Москва, Ленинград : Гос. муз. изд-во, 1948. — V, 116 с.
- Миронова, Н. А. Московская консерватория: истоки : воспоминания и документы, факты и комментарии / Н. А. Миронова. — Москва : Московская гос. консерватория, 1995. — 93 с.
- Помазанский, А. Е. Лядовы и Помазанские — музыкальная семья. Из истории русской музыкальной культуры XIX–XX вв. / А. Е. Помазанский. — Санкт-Петербург : Политехника-сервис, 2014. — 279 с. [Электронный ресурс]. —URL : http://www.spbgasu.ru/upload-files/users/anastasia/kafedri/istorii/Ljadov.pdf (10.07.2017).
- Пустовойт, П. Г. И. С. Тургенев — художник слова / П. Г. Пустовойт. — Москва : Изд-во МГУ, 1987. — 301 с.
- Савина, Е. Константин Лядов — один из первозванных… / Е. Савина // Малоизвестные страницы истории Консерватории. — 2012. — Вып. XII. — С. 4–9.
- Соловьев, С. М. Изобразительные средства в творчестве Ф. М. Достоевского / С. М. Соловьев. — Москва : Сов. писатель, 1979. — 352 с.
- Степанова, И. Мусоргский и Достоевский / И. Степанова // М. П. Мусоргский и музыка XX века. — Москва, 1990. — С. 41–64.
- Чернов Н. Об одном знакомстве И. С. Тургенева / Н. Чернов // Вопросы литературы. — 1961. — № 8. — С. 188–193.
- Чешихин В. История русской оперы (с 1674 по 1903 г.) / В. Чешихин. — Санкт-Петербург : И. Юргенсон, 1905. — 638 с.
- Штейнпресс Б. С. Музыка XIX века / Б. С. Штейнпресс. — Москва : Сов. композитор, 1968. — Ч. 1 : Классицизм и романтизм. — 486 с.
- Шишкова М. П. Тверской край — Музыка — Санкт-Петербург / М. П. Шишкова. — Тверь : Фактор, 2003. — 143 с.
Дополнительные файлы
