Динамика и виброакустика
Основными целями издания журнала являются:
- стимулирование дискуссий, формирование научно-информационной среды и распространение идей в области динамики и виброакустики машин;
- публикация результатов научно-исследовательских работ, теоретических и экспериментальных исследований, выполняемых в Самарском университете и других высших учебных заведениях, научно-исследовательских институтах, учреждениях, российских и зарубежных организациях, а также результатов исследований, выполненных по личной инициативе авторов;
- публикация статей, освещающих современное состояние отдельных проблем науки и техники;
- публикация материалов научных конференций, симпозиумов, совещаний и информации о российских и зарубежных научных школах;
- освещение результатов внедрения в производство научных работ, передового отечественного и зарубежного научно-технического опыта.
- Фундаментальные задачи в динамике и виброакустике машин;
- Вибрации и проблемы демпфирования;
- Моделирование динамических и виброакустических процессов;
- Подавление колебательных процессов и шума;
- Динамика и регулирование систем;
- Роботы, мехатроника и робототехнические системы;
- Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро- и пневмосистемы;
- Проектирование, конструкция, производство, испытания и эксплуатация летательных аппаратов;
- Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов.
Журнал включен ВАК РФ в перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, с 11.07.2023 г.
Научные специальности и соответствующие им отрасли науки, по которым присуждаются ученые степени:
1.1.7. Теоретическая механика, динамика машин (технические науки);
1.1.8. Механика деформируемого твердого тела (технические науки);
2.5.4. Роботы, мехатроника и робототехнические системы (технические науки);
2.5.10. Гидравлические машины, вакуумная, компрессорная техника, гидро и пневмосистемы (технические науки);
2.5.15. Тепловые, электроракетные двигатели и энергоустановки летательных аппаратов (технические науки).
Журнал включен в библиографическую базу данных РИНЦ (НЭБ eLIBRARY.ru). Статьям присваивается идентификатор DOI.
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 74602 от 21.01.2019
Текущий выпуск
Том 11, № 2 (2025): :27.06.2025
Статьи
Разработка математической модели оптимизации процесса фрезерования для повышения предела выносливости изделий и минимизации напряжённости процесса резания
Аннотация
В представленной статье демонстрируется работа по постановке натурного и численного экспериментов, посвящённых процессу фрезерования сплавов Д16 и Л63. Результатами натурных экспериментов стали зависимости, связывающие параметры шероховатости с параметрами режима фрезерования применительно для сплавов Д16 и Л63. Данные зависимости могут быть использованы при оптимизации технологических процессов, когда требуется назначить такие режимы обработки, которые обеспечат заданную конструктором шероховатость поверхности. Кроме этого, данные зависимости были использованы авторами для модернизации формул по определению эффективного коэффициента концентрации напряжений, что имеет практическую пользу на этапах конструкторско-технологической подготовки производства. Результатом численного эксперимента стали зависимости, позволяющие определять максимальные эквивалентные напряжения, возникающие по режущему участку фрез в процессе обработки исследуемых в данной работе сплавов. Комплексное применение результатов настоящего исследования способно оказать положительный эффект на производстве как при достижении максимального качества продукции, так и при обеспечении экономического развития предприятия, подбирая щадящие обрабатывающий инструмент режимы обработки.



Методика оценки виброактивности агрегатированного гидравлического прибора в условиях испытательного стенда
Аннотация
В настоящей работе рассматривается вопрос оценки виброактивности сложных многоканальных агрегатированных гидравлических приборов (АП), сочетающих в своей конструкции несколько одновременно задействованных рабочих элементов (дроссели, золотники), проточные каналы сложной геометрии, элементы управления задачей режимов. В таких условиях крайне важно определить вклад основных элементов в результирующую вибрационную характеристику устройства. Для выполнения указанных работ необходимо разработать порядок и методику их выполнения. В представленной работе приводятся основные положения разработанной методики и результаты их реализации, включающие в себя следующую последовательность действий:
- Перед установкой на стенд АП проводилось определение собственных частот свободных колебаний конструкции и её элементов путём его свободного подвеса. Полученные результаты учитывались при последующем анализе.
- Разработана программа выполнения измерений вибрационных характеристик АП на различных гидравлических режимах его работы. Составлена карта точек контроля вибрации, определяющая характеристики конкретных элементов конструкции АП.
- Разработана форма представления и анализа вибрационных характеристик по точкам измерения с температурным распределением результатов по 1/3 октавным полосам частот.
- Выполнены планируемые испытания, проведён анализ результатов, определены направления работ по улучшению конструкции АП и условий его испытаний.
Результаты применения приведённой методики при испытаниях виброактивности экспериментального образца АП позволили как определить направление улучшения его конструкции, так и оптимизировать режимы работы основных рабочих органов.



Спекл-интерферометрическая установка для непрерывной регистрации вибрационного состояния конструкций ГТД
Аннотация
Разработана спекл-интерферометрическая установка для исследования в автоматическом режиме форм и частот колебаний конструкций газотурбинных двигателей посредством сканирования в заданном диапазоне частот. Для привязки каждого кадра к частоте колебаний объекта сканирование гармоническим сигналом и управление видеопотоком осуществляются с компьютера с помощью одной программы. Результатом работы программы является интерферометрический фильм с информацией о вибрационном состоянии объекта на всех частотах заданного диапазона. Резонансные частоты определяются по статистическому критерию спекл-интерферограмм.
С помощью разработанной установки проведены исследования форм и частот колебаний рабочей лопатки компрессора. Проведено исследование перехода колебаний лопатки компрессора направляющего аппарата с одной формы на другую при росте частоты возбуждающего сигнала.



Комбинационные диагностические признаки технического состояния планетарных редукторов ГТД
Аннотация
Показано, что по аналогии с комбинационными диагностическими признаками в диагностике технического состояния ГТД с успехом можно использовать структурные диагностические признаки в виде суммы или разности однотипных параметров, их применение при анализе сигналов штатных тахометрических датчиков частот вращения валов существенно упрощает процедуру оценки технического состояния исследуемого объекта по сравнению с анализом вибрационных процессов. Как и в случае комбинационных диагностических признаков могут использоваться различные характеристики диагностических признаков: ширина спектральных составляющих на разных уровнях, параметры девиации частоты узкополосных процессов и другие.



Условия динамического нагружения радиальных подшипников узлов качания рулевых агрегатов ЖРД
Аннотация
Сделан краткий обзор существующих и вновь разработанных методик расчёта момента трения радиальных подшипников узлов качания на примере наиболее массовых отечественных шарнирных рулевых агрегатов ЖРД. Проведён анализ кинематической схемы рулевого привода, ведущим элементом которого является вал рулевой машины ракеты-носителя. Получены аналитические зависимости переменного во времени усилия, приходящего на исполнительный элемент рулевого агрегата, которое в последующем было сопоставлено с аналогичной экспериментальной характеристикой, зарегистрированной при полноразмерном огневом испытании. Приведена аналитическая и графическая зависимость нагрузки на исполнительный элемент в виде временной функции при заданных угловых скоростях перекладки рулевого агрегата, показан порядок преобразования указанного усилия в радиальную нагрузку на подшипник. Определена область применения полученных уточнённых данных при исследовании моментных характеристик низкооборотных радиальных подшипников рулевых агрегатов.



Расчётная отстройка от автоколебаний и экспериментальная валидация энергетического метода их прогнозирования в лопатках компрессора ГТД
Аннотация
Работа посвящена демонстрации эффективности энергетического метода прогнозирования автоколебаний (флаттера) на примере моноколеса 1-й ступени компрессора низкого давления газотурбинного двигателя. Флаттер был обнаружен во время испытаний двигателя методом тензометрирования моноколеса и с использованием бесконтактных средств диагностики. Используя инженерную расчётную методику, основанную на энергетическом методе, моноколесо было отстроено от флаттера путём перепрофилирования лопаток. Расчётное распределение работы нестационарных аэродинамических сил на упругих перемещениях лопатки за цикл колебаний по собственной форме позволяет конструктору сосредоточиться при отстройке от флаттера на вкладе определённых зон лопатки и минимизировать потери аэродинамических параметров. В данной работе впервые в отечественном двигателестроении была успешно проведена экспериментальная проверка отсутствия флаттера расчётно отстроенного рабочего колеса компрессора с использованием энергетического метода при испытаниях его в составе двигателя. Разработанная методика позволяет получить значительный экономический эффект от сокращения объёма испытаний и исключения риска разрушения двигателя.



Выбор геометрической формы проточной части дистанционно-управляемого клапана в целях минимизации его акустической излучаемой мощности турбулентного шума и гидравлического сопротивления
Аннотация
В статье с помощью численного моделирования изучается излучение акустической мощности изотропного турбулентного потока перегретого пара в проточной части запорного углового клапана. Исследование проводится в целях выбора геометрических размеров проточной части углового клапана, при которых для заданной скорости среды в подводящем патрубке будет обеспечиваться условие минимизации мощности акустического излучения в присоединённые трубопроводные магистрали. На определённые параметры проточной части клапана наложены конструктивные ограничения, определяемые как существующей базой комплектующих (сильфоны с ограничением по максимальным допустимым давлению и сжатию), так и требованием по минимальным габаритам клапана (и в частности привода, размеры которого определяются диаметром седла). В рамках исследования за счёт детального численного гидродинамического и акустического моделирования рассмотрена и оценена эффективность различных мероприятий по изменению базовой конструкции клапана, направленных на снижение акустической мощности потока в клапане, как отдельно друг от друга, так и в совокупности. Авторами установлено, что наиболее эффективными из них оказались: изменение высоты подъёма золотника, изменение радиальных размеров кольцевой полости клапана между золотником и втулкой, причём расчётная эффективность мероприятий достигает 11 дБ. Полученные результаты рекомендуются к использованию при доводке запорных клапанов пневмогидравлических систем для снижения генерируемого ими шума.



Оценка углов падения волн акустического давления на поверхность стрингерной конструкции сухого отсека при старте ракеты
Аннотация
В работе представлены экспериментальные характеристики звукоизоляции стрингерного отсека ракеты-носителя. Показано, что меняющиеся от старта к старту резонансные провалы в спектре звукоизоляции зависят от углов падения акустических волн на поверхность отсека. Данные выводы были сделаны на основании математической модели, позволяющей учесть угловое падение акустических волн на цилиндрическую оболочку. Предложены формулы оценки эквивалентных характеристик стрингерных обечаек отсеков для оценки исследуемых параметров звукоизоляции (эквивалентная толщина, модуль упругости, плотность, цилиндрическая и мембранная жёсткости).



Метод определения доверительных границ погрешностей измеряемых параметров неоднородного потока на входе в компрессор авиационного ГТД
Аннотация
Для проведения анализа результатов замера параметров неоднородного потока на входе в компрессор разработан метод определения доверительных границ погрешностей этих параметров. Предложенный метод позволяет определять предельные погрешности полного абсолютного давления в различных точках замера, а также параметров, характеризующих пульсации и неравномерность потока на входе в компрессор. Отличительной особенностью разработанного метода является возможность учёта как неисключённых систематических, так и случайных погрешностей. Апробирование метода позволило рекомендовать количество замеров атмосферного давления в процессе испытания двигателя на одном режиме. Также удалось установить возможности уменьшения погрешности определения комплексного критерия, оценивающего неоднородность потока, при повышении класса точности средства измерения полного давления в различных точках сечения на входе в компрессор.


