Том 14, № 3 (2024)

Обложка

Весь выпуск

Статьи

Исследование параметрических колебательных движений в автомобильной системе

Аветисян Т.В., Львович Я.Е., Преображенский А.П.

Аннотация

Цель исследования - понять стабильность автомобильных систем путем изучения параметрических колебаний. Функцию Матье используют для вычисления собственных значений системы, которые имеют решающее значение для определения поведения системы с течением времени. Результаты исследования выявляют зону резонанса системы и предоставляют алгоритм вычисления собственных значений функций Матье. Результаты этого исследования могут быть применены при анализе различных транспортных систем для оценки их устойчивости. Эти знания могут быть использованы для повышения комфорта и эксплуатационных характеристик транспортных средств за счет минимизации воздействия параметрических колебаний. В исследовании делается вывод о том, что анализ параметрических колебаний в автомобильных системах может дать ценную информацию о стабильности системы. Для более глубокого анализа исследование предполагает, что численное интегрирование следует использовать, когда глубина модуляции невелика. Такой подход позволит получить более точное представление о поведении системы.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(3):7-22
pages 7-22 views

К вопросу о назначении явок локомотивным бригадам

Вакуленко С.П., Колин А.В., Насыбуллин А.М., Айсина Л.Р.

Аннотация

В железнодорожной отрасли фиксируется дефицит работников, задействованных в поездной и маневровой работе, особенно в грузовых перевозках. Среди причин ухода из профессии «машинист» и «помощник машиниста» часто озвучивается развитие и прогрессирование профессиональных заболеваний, а также неудовлетворительные условия соблюдения режима труда и отдыха в отельных депо.

Цель. Настоящая статья рассматривает потенциальную оптимизацию существующей системы назначения явок локомотивных бригад, задействованных в грузовом движении для упорядочивания режима труда и отдыха и возможности планирования обеспеченности трудовыми ресурсами с более глубоким горизонтом. Необходимо изучить существующий функционал программного обеспечения, заблаговременно информирующего работников локомотивных бригад, задействованных в грузовом движении и предложить потенциальные решения по увеличению глубины прогнозирования и качества формирования очередности вызова.

Метод и методология работы. В статье использована совокупность методов анализа, синтеза, дедукции и индукции.

Результаты. Авторами предлагается повышение качества прогнозирования поездообразования и выдачи локомотивов под поезда на станциях, формирующих грузовые поезда, в увязке с компетенциями различных локомотивных бригад при назначении явок с целью улучшения условий труда.

Область применения результатов. Настоящая статья может представлять практический интерес для дирекций тяги, организации движения и технического департамента ОАО «РЖД», а также организаций, представляющих интересы работников локомотивного хозяйства в части совершенствования и улучшения условий труда (локомотивные профсоюзы, Роспрофжел). Отдельные положения могут быть использованы в качестве дополнительных настроек для работы действующих программных продуктов, выполняющих функцию подбора работников локомотивных бригад для назначения на конкретный локомотив и поезд.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(3):23-42
pages 23-42 views

Использование беспилотной транспортной техники в доставке металлопроката и проблемы с навигацией

Изотов А.И.

Аннотация

В статье представлен комплексный анализ использования беспилотных автомобильных транспортных средств в логистических процессах с особенным акцентом на транспортировку металлопроката. Рассмотрены ключевые аспекты интеграции и эксплуатации БАТС, включая их экономическую эффективность, безопасность и экологическую устойчивость. Обсуждаются актуальные проблемы и разработанные решения, связанные с безопасностью транспортировки металлопроката, включая методы крепления грузов и учет сил инерции. Подробно рассмотрены современные технологии навигации и системы обеспечения безопасности, такие как LiDAR и радары, применяемые в беспилотных автомобилях. Также представлены данные о российских компаниях, ведущих разработку и внедрение БАТС, таких как Evocargo, КамАЗ, СберАвтоТех и Starline, их достижения и перспективы развития в данной области.

Цель – исследовать текущее состояние и перспективы использования беспилотных транспортных средств в логистике, особенно для перевозки металлопроката.

Методы. Анализ нормативных документов и стандартов, изучение практического опыта и кейсов, сравнительный анализ навигационных технологий, теоретический анализ и обобщение.

Результаты. Для успешной интеграции беспилотных транспортных средств в доставку металлопроката рекомендуется запуск пилотных проектов на ключевых маршрутах, развитие инфраструктуры зарядных и заправочных станций, создание нормативной базы и сотрудничество с отраслевыми партнерами.

Область применения. Результаты полезны для субъектов, занимающихся логистикой и транспортировкой металлопроката. Интеграция беспилотных транспортных средств может повысить эффективность и безопасность доставки, снизить выбросы CO₂, что важно для устойчивого развития и снижения затрат.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(3):43-61
pages 43-61 views

К проблеме управления надежностью информационной системы в условиях интервальной неопределенности

Калашников П.В.

Аннотация

В ходе выполненного исследования рассматриваются аспекты функционирования информационных систем в случае  неопределенности, описываемой данными интервального типа, а также изучаются основные виды ошибок, возникающих при их функционировании.

Цель исследования состоит в поиске эффективных подходов к обеспечению надежной работы информационных систем при условии наличия неопределенности в значениях параметров, задаваемых данными интервального типа.

Материалы и методы. В данной статье приведен подход к решению задачи управления надежностью сложной информационной системы при наличии фактора неопределенности в значениях параметров, которые могут быть описаны с использованием данных интервального типа и соответствующего математического аппарата работы с ними.

Научная новизна описанного подхода заключается в возможности наиболее точно учитывать фактор погрешностей, имеющих место при работе информационной системы в условиях неопределенности и определять оптимальные варианты коррекции значений ее параметров, не допуская выхода за допустимые интервалы их изменений.

Заключение. Предлагаемый в статье подход предполагается применять при решении задачи обеспечения надежной работы информационной системы в случае наличия неопределенности, которую можно описать с помощью аппарата интервальных данных. Разработанный метод позволяет найти оптимальное управляющее воздействие на параметры системы в данный момент времени, при котором вероятность возникновения сбоевых отказов будет сведена к минимуму.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(3):62-76
pages 62-76 views

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НАЗЕМНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПО ОБЪЕКТАМ И ВИДАМ РАБОТ С УЧЕТОМ ИХ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

Карагодин В.И.

Аннотация

При планировании работы наземных транспортных и транспортно-технологических средств недостаточно учитывается их техническое состояние. Это может привести к незапланированному выходу машин из строя и невыполнению запланированных работ оставшимися машинами.

         Предлагаемые методы распределения машин по объектам и видам работ основаны на теории старения машин, но в отличие от потенциала работоспособности машин, который отражает техническое состояние среднестатистической машины, ориентированы на конкретную машину, вероятность отказа которой определяется с помощью методов технического диагностирования.

         Приведены результаты исследования зависимости вероятности отказа автомобиля от величины межконтрольного периода, закономерностей изменения вероятности отказа в течение межконтрольного периода и с увеличением пробега автомобиля. Предложены математическая модель и методика распределения машин по объектам и видам работ с учетом их технического состояния.

Цель повышение эффективности использования наземных транспортных и транспортно-технологических средств.

Метод и методология проведения работы. Теория старения машин, математическое моделирование, статистические методы анализа.

Результаты. Получены и обоснованы новые зависимости вероятности отказа автомобиля от величины межконтрольного периода, закономерности изменения вероятности отказа в течение межконтрольного периода и с увеличением пробега автомобиля.

Область применения результатов: эксплуатация наземных транспортных и транспортно-технологических средств.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(3):77-99
pages 77-99 views

Анализ и минимизация рисков вредоносных зависимостей в процессе непрерывной интеграции и внедрения программного кода

Алексеев Д.Н., Хамитов Р.М.

Аннотация

Процессы непрерывной интеграции и непрерывного развертывания (CI/CD) стали важнейшими элементами современной разработки программного обеспечения, обеспечивая автоматизацию и оптимизацию рабочих процессов. Однако эти процессы сопровождаются рисками, связанными с уязвимостями в цепочке зависимостей, что может привести к серьезным последствиям, таким как несанкционированный доступ и утечка данных. В статье рассматривается необходимость внедрения надежных механизмов обнаружения и смягчения рисков зависимостей для повышения надежности CI/CD.

Основной риск в процессах CI/CD связан с эксплуатацией вредоносных зависимостей, используемых в процессе сборки и развертывания программного обеспечения. Основные виды атак включают путаницу зависимостей, перехват зависимостей и киберсквоттинг опечаток. Для предотвращения этих угроз предлагаются различные методы защиты, такие как контроль доступа к приватным пакетам, использование автоматизированных инструментов для мониторинга и проверки зависимостей, а также внедрение систем машинного обучения для обнаружения подозрительных пакетов. Эти меры направлены на обеспечение целостности и безопасности программных продуктов, минимизируя риски, связанные с зависимостями в CI/CD.

Цель – проанализировать атаки на цепочку зависимостей и определить эффективные методы решения рисков для обеспечения высокой безопасности процессов непрерывной интеграции и развертывания для улучшения практики разработки программного обеспечения путем выявления и устранения потенциальных уязвимостей и проблем стабильности, что обеспечивает более безопасные и надежные конвейеры доставки программного обеспечения, снижая вероятность сбоев и сбоев в производственных средах.

Метод и методология проведения работы. Данная работа включает в себя результаты как международных, так и местных научных исследований. Для выявления взаимосвязей и получения оригинальных выводов автор использует теоретические методы исследования, уделяя особое внимание поиску и анализу информации. Авторами применяются теоретические методы исследования, связанные с поиском и анализом информации для выявления связей и получения уникальных выводов.

Результаты. Проведен анализ рисков вредоносных зависимостей в процессе непрерывной интеграции и внедрения программного кода. Определены методы минимизации рисков злоупотребления зависимостями, необходимость внедрять многоуровневые меры безопасности, включая автоматизированные инструменты для мониторинга и анализа, строгий контроль доступа к репозиториям и использование криптографических методов для проверки целостности пакетов. Кроме того, регулярные аудиты и обучение сотрудников помогают поддерживать высокий уровень безопасности и осведомленности о потенциальных угрозах.

Область применения результатов. Полученные результаты целесообразно применять в области DevOps разработки с целью оптимизации процесса разработки и выпуска приложений путем устранения известного узкого места: минимизация рисков вредоносных зависимостей в процессе непрерывной интеграции.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(3):100-116
pages 100-116 views

Анализ шумовых характеристик транспортных потоков на примере г. Краснодара

Котенкова И.Н., Сенин И.С., Замбржицкая А.А.

Аннотация

В данной статье авторы рассматривают шумовые характеристики транспортных потоков в городских условиях. Неравномерность транспортных потоков во времени и в пространстве влечет изменение шумовых воздействий на окружающую среду.

Основным источником шумового загрязнения является двигатель внутреннего сгорания, который производит аэродинамический шум и  структурный шум. Измерения уровня шума осуществляются отдельно для транспортных средств, находящихся  в движении, и для стоящих транспортных средств.

На уровень шума прямое влияние оказывает режим движения автомобилей, скорость транспортного потока, интенсивность транспортного потока.

Ухудшение условий труда и отдыха при высоком уровне транспортного шума может привести к снижению производительности труда и возникновению нервных расстройств. Поэтому защита населения от шума, создаваемого транспортом, имеет не только социальное, но и экономическое значение.

Цель – проанализировать уровень шумовых воздействий транспортного потока в городских условиях.

Метод и методология проведения работы. В статье использовались методы наблюдения, статистический анализ, синтез.

Результаты. Были осуществлены замеры уровня шума на выбранном участке улично-дорожной сети, а также получены расчетные данные исходя из заявленных характеристик транспортного потока.

Область применения результатов: научно-исследовательская деятельность по повышению экологической безопасности транспортного потока.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(3):117-134
pages 117-134 views

Анализ применения кодово-локационного позиционирования на восточном направлении Западно-Сибирской железной дороги

Шугаев О.В., Покровская О.Д., Почетуха В.В., Лемихов С.В.

Аннотация

Представленная исследовательская работа с научным уклоном посвящена анализу применения системы кодово-локационного позиционирования подвижного состава на разветвлённых рельсовых цепях Восточного направления Западно-Сибирской железной дороги. Текущая работа описывает предмет и объект исследований с включённой строгой последовательностью проведения отдельных этапов изыскания с указанием специфики получения и обработки данных.  Публикация условно разделена на 2 основные части, первая посвящена методологии проведения изысканий, описания исследовательского процесса, входных данных и структурному описанию работы отдельных элементов используемой системы интервального регулирования. Математический аппарат предусматривает использование статистических методов обработки данных, скорректированных для текущих условий проведения аналитической обработки данных. Определение пропускной и перерабатывающей способности систем интервального регулирования выполнено нестандартным способом с привлечением зарубежных приёмов  и авторской методологии определения эффективности работы линии при текущей системе интервального регулирования. Заключение первого раздела работы предусматривает повествование необходимости использования представленного математического сопровождения. Вторая часть настоящей публикации отражает результаты исследовательской деятельности с поэтапными промежуточными выводами.   Уникальность процесса проведения изысканий состоит в разделении исследовательской части на несколько отдельных этапов и их реализации в течении нескольких месяцев на действующем перегоне магистрального сообщения. Первый этап исследований посвящён выявлению точности фиксации местоположения подвижного состава при использовании системы кодово-локационного позиционирования. Второй включает оценку динамики изменения пропускной и провозной способности на отдельном нагруженном перегоне Восточного направления Западно-Сибирской железной дороги. Заключительный этап исследовательской части содержит оценку степени безопасности эксплуатации локационного принципа организации движения через скорость отклика используемой системы. Результаты проведения изысканий и подведение итогов по всей работе сосредоточены в заключительной части публикации, включающей аналитическое представление и анализ текущего процесса исследований. В итоговом разделе сосредоточены рекомендации по улучшению условий эксплуатации согласно полученным данным и выходная субъективная оценка эффективности работы системы кодово-локационного позиционирования подвижного состава на отдельном перегоне участка магистрального сообщения Восточного направления Западно-Сибирской железной дороги.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(3):135-173
pages 135-173 views

Логистика и эффективность тяжеловесного движения

Покровская О.Д., Шугаев О.В.

Аннотация

Состояние вопроса. Статья посвящена исследованию организации тяжеловесного движения. Актуальность темы связана с неуклонным повышением средней массы грузовых поездов, обращающихся на грузонапряженных направлениях железных дорог России и соответствующей необходимостью комплексной оценки потенциала тяжеловесного движения.

Цель: охарактеризовать проблемные вопросы логистики тяжеловесного движения в условиях Российской Федерации, обусловленные смешанным движением, разным ландшафтом и климатом нашей страны, а также переориентацией грузопотоков на восток.

Методы. Использовались методы сравнительного анализа, логистики, нормирования эксплуатационной работы железных дорог, визуализация.  

Результаты. Выполнен аналитический обзор проблемного поля организации тяжеловесного движения с позиций логистики. Выявлены особенности логистики, сформулированы актуальные треки развития и вызовы, возникающие при организации тяжеловесного движения.  Предложен интегральный показатель – Индекс потенциала развития тяжеловесного движения для комплексной оценки эффективности организации как отдельного маршрута, так и связанных мультипликативных эффектов.

Заключение. Показано, что применение показателя обеспечит научно обоснованное решение задачи наращивания пропускной способности железных дорог при ответах на обозначенные в исследовании проблемные вопросы тяжеловесного движения.

Транспорт и информационные технологии. 2024;14(3):174-187
pages 174-187 views

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».