Адвокаты философии: стратегии обоснования необходимости преподавания философии как обязательной дисциплины в современных российских вузах
- Авторы: Козолупенко Д.П.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 29, № 4 (2025): В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- Страницы: 1037-1055
- Раздел: В ПОИСКАХ СТРАТЕГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЛОСОФИИ: РОССИЙСКИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/362042
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2025-29-4-1037-1055
- EDN: https://elibrary.ru/IODVXJ
- ID: 362042
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Согласно единому образовательному стандарту (ФГОС ВО 3++), философия является обязательной дисциплиной во всех современных российских вузах и на всех факультетах независимо от их основной специализации. Однако необходимость преподавания данной дисциплины на непрофильных факультетах не только обосновывается различным образом в различных источниках, но и в принципе не очевидна. В представленном исследовании анализируется широкий спектр публикаций отечественных авторов, посвященных проблемам преподавания философии в современных российских вузах, приводится классификация имеющихся в нем подходов к апологии философии как обязательной дисциплины для непрофильных факультетов и выделяются их сильные и слабые стороны. Демонстрируется, что некоторые стратегии, связанные по своей цели с повышением статуса философии в ряду других дисциплин, в действительности способствуют снижению этого статуса. В частности, как показывает автор, это происходит при таком пересмотре понятия философии, и ее роли в становлении личности обучающегося, при котором предполагается акцентирование личностного и общекультурного значения философского знания. В исследовании также делается акцент на сравнительном изучении двух наиболее распространенных сегодня в отечественной литературе тенденциях прагматизации философского образования, связанных с: 1) необходимостью коррекции курсов философии с учетом специфики основной дисциплины специализации обучающихся; 2) использованием философии как «школы критического мышления», полезной любому человеку независимо от его профессиональной специализации. Обе тенденции, по мнению автора, фактически не соответствуют классическому пониманию философии и ее основной цели, так как в обоих случаях философия начинает рассматриваться как принципиально вторичная, вспомогательная дисциплина, не имеющая самостоятельной ценности и не влияющая на становление мировоззрения и ценностные ориентиры личности. Также постулируется, что такое понимание философии не соответствует и основной цели образования, так как прикладное направление в образовании, особенно в образовании высшем, направленном на формирование исследователей, ученых, не может и не должно становиться основным вектором развития всей образовательной системы.
Об авторах
Дарья Павловна Козолупенко
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: petrovich.tr@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-5363-323X
SPIN-код: 5250-2319
доктор философских наук, профессор кафедры философии образования философского факультета
Российская Федерация, 119991, ГСП-1, Москва, Ломоносовский проспект, д. 27, к. 4Список литературы
- Karelin VM, Kuznetsova NI, Griftsova IN. «Philosophy» as an Educational Course: the Change of the Concept. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2017;(10):64–74. (In Russian). EDN: ZOWUHB
- Radaev VV. Teaching in Crisis. Moscow: HSE Publishing House; 2011. (In Russian). doi: 10.17323/978-5-7598-2759-7
- Mironov VV. Reflections on the reform of Russian education. Philosophy of education. 2012;(1):3–43. (In Russian).
- Bryzgalina EV. Philosophy of education in the context of traditions and innovations. In: Kiseleva MS, editor. Man yesterday and today: interdisciplinary research. Issue 4. Moscow: IFRAN; 2010. P. 3–18. (In Russian).
- Kondratieva SB. Why does a student need philosophy: problems of teaching philosophy in higher education. Problems of modern education. 2018;(2):27–32. (In Russian). EDN: YXNTFI
- Ivakhnenko EN, Kuznetsova NI. On the Benefits of Rational Simplicity: How to Teach Humanities in Technical Universities? Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2022;31(4):92–99. (In Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2022-31-4-92-99 EDN: TXKZCC
- Gubanov NN, Kozhevnikov NN, Danilova VS. Philosophy for technical colleges. Vestnik Severo-Vostočnogo federalʹnogo universiteta imeni M.K. Ammosova. 2015;12(2):72–77. (In Russian). EDN: TZUHLR
- Mizhevich OM, Yurys TA. Specific character of philosophy teaching at the University of the Postmodern Age. Bulletin of the I.P. Shamyakin Mozyr State Pedagogical University. 2015;(2):85–90. (In Russian). EDN: VVIDOR
- Mineev VV, Petrov MA. On the question of the purpose of the philosophy course: the unity of theoretical, methodological and methodological-practical aspects. Bulletin of the Volgograd University. Series 7. Philosophy. 2012;(2):151–158. (In Russian). EDN: PCWHJT
- Tolpykin VE. Modernization of the education system and teaching of philosophy in the context of the development and renewal of Russian society. Theory and practice of social development. 2012;(4):30–32. (In Russian). EDN: OYKFHJ
- Valeeva GV. Pedagogical principles of teaching the discipline “philosophy”. Humanities Bulletin of Tolstoy State Pedagogical University. 2015;(3):100–104. (In Russian). EDN: VKXUCN
- Yuzhaninova ER. About methods, forms and means of teaching philosophy at the university. Vestnik Orlovskogo gos. un-ta. 2014;(3):108–113. (In Russian). EDN: SEWKJB
- Antipov GA, Donskikh OA, Kuzin VI, Kurlenya KM, Kryukov VV, Makarova NI. The meaning of teaching philosophy at the university. Ideas and ideals. 2013;1(1):5–38. (In Russian). EDN: PZZOXR
- Mamchur EA. Should philosophy be the necessary discipline at the university? Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2012;(4):127–135. (In Russian). EDN: OXJBNT
- Chernavsky D, Nikiforov A, Mamchur EA. Do universities need philosophy? Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2007;(4):119–122. (In Russian). EDN: HZQQYB
- Nikiforov AL. Is fundamental science dying? In: Krushanov AA, Mamchur EA, editors. The future of fundamental science: conceptual, philosophical and social aspects of the problem. Moscow: KRASAND publ.; 2011. P. 150–154. (In Russian).
- Rozov MA. What do we expect from philosophy? (Notes by an old teacher). Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2010;(8–9):20–29. (In Russian). EDN: MWDQND
- Kondratieva SB. Teaching philosophy in higher education: problems, forecasts, prospects. Knowledge. Understanding. Ability. 2018;(4):122–131. (In Russian). doi: 10.17805/zpu.2018.4.12 EDN: XQEGZR
- Teplykh MS, Akhmetzyanova MP, Bashirova TA. Problematization as an innovative form of philosophy teaching. Perspectives of Science and Education. 2019;(1):120–134. (In Russian). doi: 10.32744/pse.2019.1.9 EDN: VUSMEV
- Kuznetsova NI. “History and Philosophy of Science”: Advantages of the Decreed Novelty. Epistemology & Philosophy of Science. 2010;26(4):119–135. (In Russian). EDN: NDBDCR
- Kuznetsova NI. Higher School and Science: Values and Meanings (To the Question of a Status of the Course “History and Philosophy of Science”). Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018;27(6):140–151. (In Russian). EDN: XRODTV
- Martishina NI. Philosophy of Science in Engineering Education: A Practice-Oriented Approach. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2013;(10):151–156. (In Russian). EDN: RLZDBH
- Porus VN. Philosophy of Science for Postgraduates – Experimentum Crucis. Epistemology & Philosophy of Science. 2007;14(4):63–79. (In Russian). EDN: NCXYJD
- Shipovalova LV. Science Communication and Education of Future Researchers. To the Question of Teaching the History and Philosophy of Science at University. Vysshee obrazovanie v Rossii =Higher Education in Russia. 2019;28(6):115–127. (In Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-6-115-127 EDN: NVGFTK
- Delbanco A. College: What It Was, Is, and Should Be. Kushnareva I, transl. Moscow: HSE Publishing House; 2015. (In Russian).
- Varava V. Lawyer of the Philosophy. Moscow: Eterna publ.; 2014. (In Russian).
- Bezgodov DN, Vologin EA, Shilova SV. Philosophy as an Academic Discipline for Technical Undergraduates and Specialist Degree Students. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2018;27(3):135–143. (In Russian). EDN: YTMQSA
- Golenkov SI. Philosophy as an instrument of students’ reflective activities. Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2019;25(2):64–70. (In Russian). doi: 10.18287/2542-0445-2019-25-2-64-70 EDN: XVJHYA
- Guseva EA, Panfilova MI. To the Discussion on Academic Philosophy: What, How, and What for. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2019;28(2):69–78. (In Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-69-78 EDN: YYEZXF
- Antonovski AYu. Social philosophy of science: German version. Friedrich Schleiermacher on the reformation of German University and the role of the faculty of philosophy. Epistemology & Philosophy of Science. 2018;55(1): 204–214. (In Russian). doi: 10.5840/eps201855117 EDN: YUCEIS
- Petrova GI, Zykova SN, Yershova IA, Booth OA, Stakhovskaya YuM. Corporate culture of a modern university: the role of forming a graduate’s professional and personal identity. Tomsk: Tomsk University Publishing House; 2017. (In Russian).
- Karpov A. The Knowledge Society: “Knowledge” vs “Information”. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2017;(12):19–36. (In Russian). EDN: YMAVPX
- Gusakovsky MA, Polonnikov AA, editors. Concepts of education Minsk: BSU publ.; 2013. (In Russian).
- Mironov VV. The unity of diversity. Diversity of Unity. Moscow: Lomonosov Moscow State University publ.; 2015. (In Russian).
- Weinberg S. Dreams of a definitive theory. Yekaterinburg: Ural University Publishing House; 2004. (In Russian). EDN: QJNBYL
- Feynman RP, Leighton RB, Sands M. The FeynmanLectures on Physics. Vol. 1. Moscow: Mir publ.; 1976. (In Russian).
- Biryukova NV. Methods of contextual teaching of non-core disciplines in higher education (using the example of teaching mathematics): an educational and methodological guide. Tyumen: State Agrarian University of the Northern Urals publ.; 2023. (In Russian). EDN: QKXSFU
- Porus VN. The philosophical status of “Metaphilosophy of science”. Epistemology & Philosophy of Science. 2019;56(2):134–150. (In Russian). doi: 10.5840/eps201956234 EDN: KITCRN
- Kozhevnikov NN, Danilova VS. The course "Philosophical methodology in social sciences and humanities" in the modern educational process. Bulletin of the North-East Federal University named after M.K. Ammosov. 2018;(1):39–48. (In Russian). EDN: YTSJXA
- Sadiykova AR, Nikitina EK, Korzhuev AV, Ikrennikova YuB. Course “History & Philosophy of Science” for Doctoral Programs in Education and Pedagogical Sciences. Vysshee obrasovanie v Rossii = Higher Education in Russia. 2019;28(2):79–93. (In Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2019-28-2-79-93 EDN: YYEZXV
- Znepolsky B. How philosophy is taught and how philosophy should be taught (French discussion). Otechestvennye zapiski. 2002;(2). Available from: https://strana-oz.ru/2002/2/kak-prepodaetsya-i-kak-dolzhna-prepodavatsya-filosofiya (accessed: 25.06.2025). (In Russian).
- Mamardashvili MK. How I understand philosophy: a collection of articles. Senokosova YuP, compil., editor. Moscow: Progress publ.; Culture publ.; 1992. (In Russian).
- Bogoyavlenskaya DB, Paley EV. The Role of Philosophy in Developing a Researcher’s Capacity for Creativity. Russian Journal of Philosophical Sciences. 2024;67(1):74–97. (In Russian). doi: 10.30727/0235-1188-2024-67-1-74-97 EDN: FRFZEP
- Paley EV. The problem of forming a researcher subject in the context of value transformations of modern education. In: Bogoyavlenskaya DB et al., editors. From an educational project to research and development: collection of proceedings of the International Conference on Research Education of Schoolchildren, ICRES’2020. Moscow: NTA APFN publ.; 2020. P. 111–118. (In Russian). EDN: JRWDHP
- Shchelkunov MD. University Philosophy Course: Reboot is Required. Vyssheye obrazovaniye v Rossii = Higher Education in Russia. 2021;30(10):99–107. (In Russian). doi: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-99-107 EDN: JXBBHZ
- Kozolupenko DP. Philosophy in Contemporary Education: Foundation or Instrument? Russian Journal of Philosophical Sciences. 2024;67(1):98–130. (In Russian). doi: 10.30727/0235-1188-2024-67-1-98-130 EDN: ECILHR
Дополнительные файлы

