Спиноза в зеркале классической и современной западной философии
- Авторы: Крыштоп Л.Э.1, Малла М.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 26, № 2 (2022): ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА ИНДИИ
- Страницы: 402-417
- Раздел: ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/325332
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2022-26-2-402-417
- ID: 325332
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена исследованию основных линий рецепции философских идей Б. Спинозы. Оценки творчества данного мыслителя, его роли и значения претерпели значительные изменения в ходе развития западноевропейской и отечественной философской мысли. Основное внимание уделено изучению трансформаций, наблюдаемых в подходе и характере оценок основных философских идей Спинозы в западноевропейском философском пространстве, прежде всего в Германии и Франции. При этом устанавливается, что пик интереса к творчеству Спинозы в этих национальных традициях серьезно расходится по времени. Изначально можно говорить о преобладании интереса к философии Спинозы со стороны немецкоязычных мыслителей. Долгое время философия Спинозы характеризовалась как атеистическая и подвергалась в связи с этим яростной критике. Именно немецким просветителям принадлежит заслуга возрождения интереса к философии Спинозы на новом уровне. При этом философские взгляды этого мыслителя не только перестают оцениваться как атеистические, но иногда воспринимаются прямо противоположным образом - как проникнутые подлинной религиозной верой. Ярким примером такого подхода к философии Спинозы можно считать Ф. Шлейермахера. В дальнейшем интерес к философии Спинозы поддерживался в немецкоязычном пространстве за счет рецепции его идей у Гегеля, Фейербаха, в среде неокантианцев. Во франкоязычной философии интерес к Спинозе просыпается значительно позже - в середине - второй половине XX в., что связано, прежде всего, с именем Делеза. Однако этот «французский Ренессанс» философии Спинозы можно считать не менее значимым, нежели Ренессанс эпохи немецкого Просвещения. Именно «французский спинозизм» вывел исследования философии Спинозы на международный уровень, существенно расширив их концептуальные рамки.
Ключевые слова
Об авторах
Людмила Эдуардовна Крыштоп
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kryshtop-le@rudn.ru
ORCID iD: 0000-0002-1012-5953
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры истории философии
Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6Мохаммад Малла
Российский университет дружбы народов
Email: malla-m@rudn.ru
аспирант факультета гуманитарных и социальных наук Российская Федерация, 117198, Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
Список литературы
- Kimelev YuA. Filosofija religii. Sistematicheskij ocherk. [Philosophy of Religion. Systematic Study]. Moscow: Nota Bene; 1998. (In Russian).
- Spalding JJ. Vertraute Briefe, die Religion betreffend. Breslau; 1784. (In German).
- Kant I. Kritik der Urteilskraft. In: Kant I. Werke in 6 Bd. Hrsg. von W. Weischedel. Bd. 5. Darmstadt: WBG; 1994. (In German).
- Kant I. Kritika sposobnosti suzhdenija. In: Kant I. Sobr. soch. v 8 t. T. 5. Moscow: ChORO; 1994. (In Russian).
- Bianco B. Kant e il “Pantheismusstreit”. Rivista di Filosofia Neo-Scolastica. 1976;68(3):461—476. (In Spanish).
- Jakobi FH. Über die Lehre des Spinoza in Briefen an den Herrn Moses Mendelssohn. Breslau; 1785. (In German).
- Christ K. Jacobi und Mendelssohn. Eine Analyse des Spinozastreits. Würzburg; 1988. (In German).
- Bianco B. Freiheit gegen Fatalismus. Zu Joachim Langes Kritik an Wolff. In: Halle. Aufklärung und Pietismus. Hrsg. von N. Hinske. Heidelberg; 1989. S. 111—155. (In German).
- Mendelssohn M. Morgenstunden oder Vorlesungen über das Daseyn Gottes. In: Mendelssohn M. Ausgewählte Werke. Studienausgabe. Bd. 2. Hrsg. von Ch. Schulte, A. Kennecke, G. Jurewicz. Darmstadt: WBG; 2009. S. 215—334. (In German).
- Mendelssohn M. Moses Mendelssohn an die Freunde Lessings. Ein Anhang zu Herrn Jakobi Briefwecksel über die Lehre des Spinoza. In: Mendelssohn M. Ausgewählte Werke. Bd. 2. Hrsg. von Ch. Schulte, A. Kennecke, G. Jurewicz. Darmstadt; 2009. S. 337—367. (In German).
- Schoeps JH. Moses Mendelssohn. Königstein: Jüdischer Verlag; 1979. (In German).
- Christ K. Jacobi und Mendelssohn. Eine Analyse des Spinozastreits. Würzburg: Königshausen&Neumann; 1988. (In German).
- Mendelssohn M. Philosophische Gespräche. In: Mendelssohn M. Ausgewählte Werke. Bd. 1. Hrsg. von Ch. Schulte, A. Kennecke, G. Jurewicz. Darmstadt: WBG; 2009. S. 9—39. (In German).
- Niewöhner Fr. „Es hat nicht jeder das Zeug zu einem Spinoza“. Mendelssohn als Philosoph des Judentums. In: Moses Mendelssohn und die Kreise seiner Wirksamkeit / Hrsg. von M. Albrecht, EJ. Engel, N. Hinske. Tübingen: Max Niemeyer Verlag, 1994. S. 291—313.
- Lamm JA. Schleiermacher’s Post-Kantian Spinozism: The Early Essays on Spinoza, 1793-94. The Journal of Religion. 1994;74(4):476—505.
- Schleiermacher FD. Rechi o religii. [On Religion: Speeches] In: Schleiermacher FD. Rechi o religii k obrazovannym ljudjam, ee prezirajushhim. Monologi. [On Religion: Speeches to its Cultured Despisers. Monologues]. Saint Petersburg: Aleteia publ.; 1994. P. 43—274. (In Russian).
- Hegel HWF. Lekcii po istorii filosofii. [Lectures of History of Philosophy]. Book 3. Saint Petersburg: Nauka; 1994. (In Russian).
- Feuerbach LA. Istorija filosofii. Sobr. proizv. v treh tt. [History of Philosophy. Selected Works in 3 vols]. Vol.1. Moscow: Mysl’; 1974. (In Russian).
- Windelband W. Istorija novoj filosofii v ee svjazi s obshhej kul’turoj i otdel’nymi naukami: v 2 t. T.1. Ot Vozrozhdenija do Prosveshhenija. [A History of Philosophy, Volume II: Renaissance, Enlightenment, Modern]. Moscow: Giperboreja.; Kuchkovo pole; 2007. (In Russian).
- Fischer K. Istorija novoj filosofii. Spinoza, ego zhizn’, sochinenija i uchenie. [History of Modern Philosophy. Spinoza, His Life, Work and Teachings]. Saint Petersburg: D. E. Zhukovski Publ.; 1906. (In Russian).
- Stetter J., Ramond Ch. (ed.) Spinoza in Twenty-First-Century American and French Philosophy: Metaphysics, Philosophy of Mind, Moral and Political Philosophy. London, New-York: Bloomsbury Academic; 2019.
- Gueroult M. Spor ob atribute. [The Controversy on Attribute]. Logos. 2007; 59(2):29—58. (In Russian).
- Holland E. Spinoza and Marx. Cultural Logic. 1998;(3):1-17.
- Deleuze G. Jempirizm i subjektivnost’: opyt o chelovecheskoj prirode po Jumu. Kriticheskaja filosofija Kanta: uchenie o sposobnostjah. Bergsonizm. Spinoza [Empiricism and Subjectivity. An Essay on Hume’s Theory of Human Nature. Kant’s Critical Philosophy: The Doctrine of the Faculties. Bergsonism. Spinoza]. Moscow: PERSJE; 2001. (In Russian).
- Simkins J. On the Development of Spinosa’s Account of Human Religion. Intermountain West Journal of Religious Studies. 2014;5(1):52—72.
- Jong de MG. Spinoza’s Philosophy and Nihilism God? Truth, and Freedom in an Uncaring Universe. [MA Thesis in Philosophy]. Utrecht: University Press; 2017.
- Lord B. Spinoza’s Ethics. Edinburgh: Edinburgh University Press; 2010.
- Douglas A. Was Spinoza a Naturalist? Pacific Philosophical Quarterly. 2015; (96):77—99.
- Melamed YY. Spinoza’s Ethics. A Critical Guide. Cambridge: Cambridge University Press; 2017.
- Hubner K. Spinoza on the Limits of Explanation. Philosophy and Phenomenological Research. 2021;(103):341—358.
- Melamed YY. Spinoza’s Metaphysics: Substance and Thought. Oxford: Oxford University Press; 2013.
- Lin M. Substance, Attribute, and Mode in Spinoza. Philosophy Compass. 2006;1(2):144—153.
- Norell TA. Comprehension of Spinoza’s God. Through the Dichotomy of Labels. [MA Thesis in Philosophy of Religion]. Lund: University Press; 2015.
Дополнительные файлы

