Герман Коген и его идея логики чистого познания
- Авторы: Сокулер З.А.1
-
Учреждения:
- Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
- Выпуск: Том 25, № 3 (2021): ФИЛОСОФИЯ ГЕРМАНА КОГЕНА И СУДЬБА КРИТИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
- Страницы: 378-393
- Раздел: ФИЛОСОФИЯ ГЕРМАНА КОГЕНА И СУДЬБА КРИТИЧЕСКОГО ИДЕАЛИЗМА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2302/article/view/325008
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2302-2021-25-3-378-393
- ID: 325008
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Герман Коген, как известно, критиковал кантовскую трактовку вещи в себе. А до него кантовскую вещь в себе критиковал Фихте и другие немецкие философы. Вероятно, по этой причине Германа Когена подчас представляют мыслителем в духе Фихте. Но подобная перспектива закрывает возможность понимания идей этого философа. Основание его критики кантовской вещи в себе совершенно отлично от мотивов, определявших критику Канта в классическом немецком идеализме. Подобное истолкование не позволяет осознать тесную связь теоретической философии Когена с происходившей на рубеже XIX-XX веков революцией в физике. В статье показывается, как требование Когена, чтобы чистое мышление само формировало собственное содержание, связано с происходившими в физике и математике преобразованиями, и демонстрируется своеобразие когеновского понимания идеализма: правильный идеализм сознает, что автономное, свободное мышление должно серьезно работать с данными чувств . Также показано, в чем состоит близость представлений Когена постпозитивистскому тезису о теоретической нагруженности наблюдения. Серьезная работа с данными чувств противоположна некритическому принятию их как данности. Истоком научного мышления является само мышление. Оно в ответ на вызов чувственного материала создает свои конструкции. Математизированное естествознание становится для Когена и примером, и подтверждением данного тезиса. С его точки зрения, реально то, что описывается на языке математического анализа, т.е. непрерывные процессы, несмотря на то что любые данные дискретны. Показано, что источник утверждений Когена по этому вопросу находится в «Критике чистого разума» И. Канта, а именно в учении об основоположениях чистого естествознания и более конкретно - в «Антиципациях восприятия». Убеждение Когена в конструктивном характере теорий математизированного естествознания подкрепляется в статье позицией А. Эйнштейна.
Об авторах
Зинаида Александровна Сокулер
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Автор, ответственный за переписку.
Email: zasokuler@mail.ru
доктор философских наук, профессор, кафедра онтологии и теории познания
Российская Федерация, 119991, Москва, ГСП-1, Ломоносовский проспект, д. 27, корп. 4Список литературы
- Belov VN. Predislovie k perevodu “Teorii opyta Kanta” [Foreword to the translation of “Kant’s Theory of Experience”]. In: Cohen H. Kant's Theory of Experience. Moscow: Akademicheskii proekt Publ.; 2012. P. 5—69. (In Russian).
- Yakovenko BV. On Theoretical Philosophy of Hermann Cohen. In: Yakovenko BV. Moshh filosofii [The Power of Philosophy]. Saint-Petersburg: Nauka publ.; 2000. P. 424—472. (In Russian).
- Cassirer E. Hermann Cohen, 1842—1918. Social Research. 1943;10(2):219—232.
- Cohen H. Kant's Theory of Experience. Moscow: Akademicheskii proekt Publ.; 2012. (In Russian).
- Gaidenko PP. Scientific rationality and philosophical mind. Moscow: Progress-Tradition; 2003. (In Russian).
- Dlugatch TB. O nekotorykh printsipakh teoreticheskoi filosofii Germana Kogena [On some principles of theoretical philosophy of Hermann Cohen]. In: Istoriko-filosofskiy ezhegodnik [History of Philosophy Yearbook]. Moscow: Nauka Publ.; 2006. P. 180—203. (In Russian).
- Patton L. Hermann Cohen's History and Philosophy of Science. [A thesis submitted to McGill University in partial fulfilment of the requirements of the degree of Ph.D.]. McGill University; 2004. Available from: https://www.researchgate.net/publication/277695700_ Hermann_Cohen's_History_and_Philosophy_of_Science.
- Cohen H. Logik der reinen Erkenntnis. Dritte Aufl. Berlin: B. Cassirer; 1922.
- Beiser FrC. Hermann Cohen. An Intellectual Biography. Oxford: Oxford University Press; 2018.
- Bachelard G. Novyi ratsionalizm [The New Rationalism]. Moscow: Progress Publ.; 1987. (In Russian).
- Cohen H. Religion der Vernunf aus den Quellen des Judentums. Frankfurt am Main: J. Kauffmann Verlag; 1929.
- Koyré A. Ocherki istorii filosofskoi mysli [Studies of the History of Philosophical Thought]. Moscow: Progress Publ.; 1985. (In Russian).
- Holton G. Tematicheskii analiz nauki [Thematical Analysis of Science]. Moscow: Progress Publ.; 1981. (In Russian).
- Einstein A. Collected scientific works, in 4 vols. Vol. 4. Moscow: Nauka Publ.; 1967. (In Russian).
- Kant I. Prolegomeni ko vsjakoj buduschej metafisike, moguschej pojavitsja kak nauka [Prolegomena to any future metaphysics that may appear as a science] // Kant I. Collected works, in 6 vols. Vol. 4 (1). Moscow: Mysl’ Publ.; 1965. P. 67—210. (In Russian).
- Kant I. Critique of Pure Reason. Moscow: Nauka Publ.; 1998. (In Russian).
- Cohen H. Das Princip der Infinitesimal-Methode und seine Geschichte. Berlin: Dümmler; 1883.
- Cohen H. Principle of the Infinitesimal Method. Epistemology and Philosophy of Science. 2010;26(4):223—229. (In Russian).
- Belov VN. The Method of the Infinitesimal as the Principle of the Theory of Knowledge in Systematic Constructions of H. Cohen. Voprosy Filosofii. 2018;(3):68—74. (In Russian).
- Secundant S. Theory of infinitesimal and its role in the development of G. Cohen's philosophical and methodological concept. Epistemology and Philosophy of Science. 2010;26(4):219—222. (In Russian).
Дополнительные файлы

