Стереотипное представление о кибержертве в языковом сознании российских студентов: на материале цепочечного ассоциативного эксперимента
- Авторы: Каменева В.А.1, Морозова И.С.1, Ермолаева Е.Н.1, Старцева Т.В.1
-
Учреждения:
- Кемеровский государственный университет
- Выпуск: Том 14, № 3 (2023): ЛИНГВОКОГНИТИВНОЕ И ЛИНГВОКУЛЬТУРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ТЕКСТЕ И ДИСКУРСЕ
- Страницы: 732-744
- Раздел: КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2299/article/view/323414
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2023-14-3-732-744
- EDN: https://elibrary.ru/EBFSJW
- ID: 323414
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящее время изучение виктимизации и виктимного поведения как явлений современного киберпространства в аспекте их стереотипизации в языковом сознании молодежи представляется крайне актуальной проблемой, обусловленной рядом экстралингвистических причин, таких как массовая вовлеченность молодых людей в виртуальное общение, анонимность киберкоммуникации и отсутствие юридической ответственности за девиантное поведение в сети Интернет, неосведомленность молодежи о необходимости корректной настройки параметров конфиденциальности личных аккаунтов и т.д. Целью данного исследования является установление наличия стереотипного представления о кибержертве в языковом сознании российских студентов. Новизна самого явления киберкоммуникации и его недостаточная изученность с психолингвистических позиций свидетельствуют о теоретической и практической значимости работ такого рода. Для решения поставленных задач был проведен цепочечный (цепной) ассоциативный эксперимент среди студентов Кемеровского государственного университета всех направлений подготовки в форме онлайн-анкетирования. Исследование полученных ассоциативных реакций респондентов на базе методов морфосинтаксического анализа и семантического гештальта позволило выделить семантические зоны, на основании которых смоделировано ассоциативное поле, характеризующее стереотипное представление о кибержертве в языковом сознании российских студентов. Результаты проведенного анализа позволяют авторам утверждать, что в представлении молодежи (студентов вуза) кибержертва как участник интернет-коммуникации не вызывает ассоциаций с национальной принадлежностью, биологическим полом, возрастом, профессией. При общем положительном отношении к кибержертве, вызывающей сочувствие, респонденты указывают на неспособность такого человека к активным действиям, что дает возможность интерпретировать стереотипный образ кибержертвы как человека без собственной жизненной позиции или человека, неспособного отстаивать ее по физиологическим или психологическим причинам, что нивелирует возможность самого человека влиять на коммуникативную ситуацию подобного типа.
Ключевые слова
Об авторах
Вероника Александровна Каменева
Кемеровский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: russia_science@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-8146-9721
SPIN-код: 9659-7646
доктор филологических наук, профессор кафедры романо-германской филологии
650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, 6Ирина Станиславовна Морозова
Кемеровский государственный университет
Email: ishmorozova@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-0862-7225
SPIN-код: 9296-1166
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии развития, директор Института образования
650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, 6Елена Николаевна Ермолаева
Кемеровский государственный университет
Email: enermolaeva@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1353-1287
SPIN-код: 3192-0142
кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии
650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, 6Татьяна Валерьевна Старцева
Кемеровский государственный университет
Email: startseva_tv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1818-0356
SPIN-код: 3670-1941
кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии
650000, Российская Федерация, г. Кемерово, ул. Красная, 6Список литературы
- Falkina, S.A. (2014). Psychological Characteristics of Teenagers Inclined to Victim Behavior on the Internet. Perspectives of Science and Education, 1, 230–236. (In Russ.).
- Lester, D., McSwain, S. & Gunn, J.F. (2013). Suicide and the Internet: The Case of Amanda Todd. International Journal of Emergency Mental Health, 15, 179–180.
- Smirnova, A.R. (2018). Analysis of the Cyberbullying Problem through the Prism of Responsibility. Bulletin of Contemporary Research, 4.1(19), 72–76. (In Russ.).
- Kolesnikov, Е.А. (2019). Study of Psychological Characteristics of Adolescents Tending to Victimal Behavior in Virtual Space. Bulletin of Udmurt University. Series Philosophy. Psychology. Pedagogy, 29(2), 148–159. (In Russ.).
- Deyneka, O.S., Dukhanina, L.N. & Maksimenko, A.A. (2020). Cyberbullying and Victimization: a Review of Foreign Publications. Perspectives of Science and Education, 5(47), 273–292. (In Russ.).
- Sheinov, V.P., Karpievich, V.A., Dyatchik, N.V. & Polkhovskaya, G.N. (2020). Danger of Cyberbullying and Internet Dependence of Teenagers: Interrelations and Properties. Journal of the Belarusian State University. Sociology, 3, 64–72. (In Russ.).
- Aboujaoude, E., Savage, M.W., Starcevic, V. & Salame, W.O. (2015). Cyberbullying: Review of an Old Problem Gone Viral. Journal of Adolescent Health, 57(1), 10–18. https://doi.org/10.1016/j.jadohealth.2015.04.011.
- Makarova, E.A. & Osadchaya, A.V. (2019). Cyber-victimization and Demographic Characteristics of Adolescents Involved in Cyberbullying. National Health, 1, 125–136. (In Russ.).
- Erentaitė, R., Bergman, L.R. & Zukauskienė, R. (2012). Cross-contextual Stability of Bullying Victimization: a Person-oriented Analysis of Cyber and Traditional Bullying Experiences among Adolescents. Scandinavian Journal of Psychology, 53(2), 181–190. https://doi.org/10.1111/j.1467-9450.2011.00935.x
- Zych, I., Ortega-Ruiz, R. & Marín-López, I. (2016). Cyberbullying: a Systematic Review of Research, its Prevalence and Assessment Issues in Spanish Studies. Psicología Educativa, 22(1), 5–18. https://doi.org/10.1016/j.pse.2016.03.002.
- Bubnovа, I.S. & Tereshenko, A.G. (2014). Problem of Victim Behavior of Adolescents and its Socio-educational Prevention. Psychology in Economics and Management, 1, 89–93. (In Russ.).
- Fomichenko, A.S. (2018). Features of Cyberbullying in Higher Education (based on foreign researches). World of Science. Pedagogy and Psychology, 5(6). URL: https://mir-nauki.com/PDF/68PSMN518.pdf (accessed: 05.12.2022). (In Russ.).
- Volkova, T.G. (2009). Victimological Prevention. Moscow: Rossiiskaya Yustitsiya. (In Russ.).
- Naumova, Yu.A. & Zakharova, E.A. (2017). To the Problem of Victim Behavior of Adolescents in Modern Reality. Strategies and Trends of Science Development in Modern Conditions, 1(3), 105–108. (In Russ.).
- Escortell, R., Delgado, B. & Martínez-Monteagudo, M.C. (2020). Cybervictimization, SelfConcept, Aggressiveness, and School Anxiety in School Children: A Structural Equations Analysis. International Journal of Environmental Research and Public Health, 17(19). https://doi.org/10.3390/ijerph17197000
- Smolyan, G.L. & Kononov, A.A. (2003). Problems of Providing Guarantees of Information Society Security. Scientific and Technical Information Processing. Series 1, 8, 13–18. (In Russ.).
- Putintseva, A.V. (2019). Peculiarities of Cyberbullying Victims. E-Scio, 9(36), 676–682. (In Russ.).
- Safuanov, F.S. & Dokuchaeva, N.V. (2015). Personality Characteristics of Victims of Illegal Attacks on the Internet. Psychology and Law, 5(4), 80–93. https://doi.org/10.17759/psylaw.2015050407. (In Russ.).
- Rodríguez-Enríquez, M., Bennasar-Veny, M., Leiva, A., Garaigordobil, M. & Yañez A.M. (2019). Cybervictimization among Secondary Students: Social Networking Time, Personality Traits and Parental Education. BMC Public Health, 11, 19(1), 1499. https://doi.org/10.1186/s12889-019-7876-9
- Razumkova, A.V. (2017). Ethnic Stereotypes of the Volga Tatars in Ordinary Language Consciousness of Russians and the Tatars of the Republic of Tatarstan. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 8(3), 682–693. https://doi.org/10.22363/23132299-2017-8-3-682-693 (In Russ.).
- Tameryan, T.Yu. (2015). Modelling of Ethnic Stereotypes in Ossetian Linguoculture. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 4, 110–116. (In Russ.).
- Goroshko, E.I. (2005). Problems of Conducting a Free Associative Experiment. Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University, 3, 53–61. (In Russ.).
- Adamova, Z.G. (2005). Modelling of the Autostereotype “Yakuts/Sakhalar” based on the Material of the Associative Experiment. Bulletin of Yakutsk State University, 2(3), 88–94. (In Russ.).
- Karaulov, Yu.N. (2000). Indicators of National Mentality in the Associative Verbal Net. In: Language Consciousness and the Image of the World. Moscow: Institute of Linguistics, Russian Academy of Sciences. pp. 191–206. (In Russ.).
Дополнительные файлы

