Поэт как речевая роль: к семантике и прагматике русского поэтизма
- Авторы: Векшин Г.В.1, Лемешева М.М.1
-
Учреждения:
- Московский политехнический университет
- Выпуск: Том 10, № 4 (2019): Лингвистическая семантика, лингвосемиотика и текстология
- Страницы: 1067-1087
- Раздел: СЕМАНТИКА И ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2299/article/view/341081
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2019-10-4-1067-1087
- ID: 341081
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья посвящена семантике и прагматике русских поэтизмов как дейктических указателей на сферу поэтического и одну из шести универсальных социокультурных ролей - роль поэта-сочинителя. Коммуникативная роль осмысливается как элемент речевого поведения, определяемого базовыми установками общения: быть и казаться. Показано, что стилистическая окраска поэтизма формируется только за счет его устойчивого соотнесения с типическим контекстом и ролью; поэтизмы сами по себе не создают поэзии и не могут даже считаться ее обязательным признаком, что и делает их в первую очередь предметом теории литературного языка, отражающего общекультурное сознание говорящих. В связи с требованием разграничения стилистики языка и речи рассматривается отличие поэтического стиля языка, который представляет собой хранилище поэтизмов, от поэтического языка как стиля речевого (операциональной системы приемов и тактик, обеспечивающих выполнение художественной задачи); дается развернутое определение поэтического языка. Рассматриваются поэтизмы на разных уровнях языковой системы. Предлагается описание семантической структуры русского поэтизма. Показано, что поэтизмы могут использоваться с учетом их художественной песпективы (как нарративное средство, инструмент ролевой игры, для остраннения какого-либо речевого образа, в ироническом ключе и т.д.), однако их сгущение в тексте говорит о приоритете внеэстетической стратегии самопрезентации в роли поэта и, как следствие, может быть показателем «плохой поэзии». Дается анализ типичного текста массовой поэзии с обилием поэтизмов. Используется опыт составления поэтического корпуса «Живого стилистического словаря русского языка», возможности его диагностики стилистической семантики слова и первичной оценки художественного качества текста.
Ключевые слова
Об авторах
Георгий Викторович Векшин
Московский политехнический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: philologos@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор
107023, г. Москва, ул. Б. Семеновская, Российская Федерация, 38Марина Михайловна Лемешева
Московский политехнический университет
Email: lemesheva.m@list.ru
магистр лингвистики, выпускник Санкт-Петербургского государственного университета
107023, г. Москва, ул. Б. Семеновская, Российская Федерация, 38Список литературы
- Kozhina, M.N. & Bazhenova, E.A. (2011). Literary Style (Literary-Figurative, Literary-Belletristic) In Stylistic Encyclopaedical Dictionary of Russian Language, M.N. Kozhina (Ed.). Moscow: Flinta: Nauka. pp. 594—608. (In Russ).
- Kozhina, M.N., Duskaeva, L.R., Salimovskij, V.A. (2008). Stylistics of Russian Language. Moscow: Flinta, Nauka. (In Russ).
- Bahtin, M.M. (1996). On Pilosophical Foundations of Humanities In Collected writings in 7 vols. Vol. 5. Moscow: Russkie Slovari Publ. and Jazyki Slavjanskih Kul'tur Publ. pp. 7—10. (In Russ).
- Ivanov, Vjach. Vs. (2007). Mask as an Element of Culture In Selected Works on Semiotics and History of Culture. Vol. 4. Sign Systems of Culture, Art and Science. Moscow: Jazyki slavjanskih kul'tur. pp. 333—344. (In Russ).
- Bahtin, M.M. (2012). Word in Novel In Collected writings in 7 vols. Vol. 3. The Theory of Novel. Moscow: Russkoe Slovo. pp. 9—121. (In Russ).
- Lihachev, D.S., Panchenko, A.M. & Ponyrko, N.V. (1984). Laugh in Ancient Rus. Leningrad: Nauka. (In Russ).
- Dolinin, K.A. (1978). French Stylistics. Moscow: Prosveshhenie. (In Russ).
- Grigor'ev, V.P. (1979). Poetics of Word. On the material of Russian Soviet Poetry. Moscow: Nauka. (In Russ).
- Dolinin, K.A. (2010). Interpretation of the text. Moscow: KomKniga. (In Russ).
- Gasparov, M.L. (2012). Selected Works. In 4 vol. Vol. IV. Linguistics of Verse. Analysis and Interpretations. Moscow: Jazyki Slavjanskoj Kul'tury. (In Russ).
- Gasparov, B. (1996). Language, Memory, Image. Linguistics of Language Existence). Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie. (In Russ).
- Lekmanov, O.A. (2014). Russian Poetry in 1913. Moscow: Vostochnaja Kniga. (In Russ).
- Ronen, O. (1997). Lexical and Rhythm-Syntactic Repeatitions and Uncontrolled Subtexts, Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Literature and Language, 56, 40—44. (In Russ).
- Brik, O.M. (2012). Rhythm and Syntax In Slavic Verse. pp. 501—550. (In Russ).
- Vinokur, G.O. (1990). Concept of the Poetic Language) In Philologic Researches: Linguistics and Poetics. Moscow: Nauka. pp. 140—145. (In Russ).
- Mukarzhovskij, Ja. (1967). Literary Language and Poetic Language In Prague Linguistic Circle. Moscow: Progress. pp. 406—431. (In Russ).
- Shklovskij, V.B. (1983). Art as a Technique In Theory of Prose. Moscow: Sovetskij pisatel'. pp. 9—25. (In Russ).
- Tynjanov, Ju.N. (2002). The Problem of Poetic Language In Literary Evolution: Selected Works. Moscow: Agraf. pp. 29—166. (In Russ).
- Lotman, Ju.M. (1972). Analysis of Poetic Text: Verse Structure. Leningrad: Prosveshhenie. (In Russ).
- Hanzen-Ljove, Oge A. Russian Formalism: Methodological Reconstruction of the Development based on the Principum of Defamiliarization, S.A. Romashko (Transl.). Moscow: Jazyki russkoj kul'tury, 2001.
- Shalamov, V.T. (1976). Phonetic Reduplication — Search for Meaning (Notes on Verse Harmony) In Semiotics and Computer Studies. Moscow: VINITI Publ. Issue 7. pp. 128—152. (In Russ).
- Apresjan, Ju.D. (1995). Connotation as a part of word pragmatics) In Integral description of the language and System lexicography. Moscow. pp. 156—177. (In Russ).
- Vekshin, G.V. & Gejchenko, S.A. (2017). Theoretical Fundamentals of Stylistic Semantics. Moscow: Moskovskij Tehnologicheskij Universitet (MIREA) Publ. (In Russ).
- Vekshin, G.V. & Lemesheva, M.M. (2019). Semantics of Poeticism and Common Verse-Composing Discourse (Experience Developing the Digital “Russian Live Stylistic Dictionary”, Proceedings of Voronezh State University, (In publ.). (In Russ).
- Kretov, A.A. (2010). The Concept of Markeme: Methodology of its Identification and Practice of Use In Universals of Russian literature, A. Faustov(Ed.). Voronezh: Nauka-Junipress. pp. 138—153. (In Russ).
- Kashkina, A.V. (2013). Markeme Analysis of the Language of Russian Poetry) [dissertation]. Voronezh. (In Russ).
- Grigor'ev, V.P. (2003). Words in the Contexts of 20th Century Russian Poetry, Bulletin of the Russian Academy of Sciences: Literature and Language, 62(5), 12—23. (In Russ).
- Rudelev, V.G. (2002). Principles of Segmentation of Poetic Speech Segmentation In Collected Writings In 6 vols. Vol. 2, ch. 2. Tambov: TGU Publ. pp. 85—91. (In Russ).
- Faryno, J. (2004). Introduction to Literary Studies. Saint-Petersburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena Publ. (In Russ).
- Vinogradov, V.V. (1963). Stylistics, Theory of Poetic Discourse, Poetics. Moscow: Izdatel'stvo Akademii nauk SSSR. (In Russ).
- Zubova, L.V. (2008). Poetic Liberties and Spelling, Arion, 3 URL: https://magazines.gorky.media/ arion/2008/3/poeticheskie-volnosti-i-orfografiya.html (accessed: 25.05.1019).
- Avamilova, Je.A., Vekshin, G.V., Kretov, A.A. & Maksimov, E.S. (2019). Algorithms for Composition of Text Corpora of “Russian Live Stylistic Dictionary” and its Software Development In Book in the Modern World: the Place in the Cultural Paradigm of the Society in the Conditions of Digital Revolution. Voronezh: VGU Publ. pp. 5—19. (In Russ).
- Orehov, B.V. (2012). “Poeticism”: Logical Analysis of the Term, Vestnik Bashkirskogo universiteta, 17(3(I)), 1647—1648. (In Russ).
- Russian Live Stylistic Dictionary (2019). URL: http://livedict.syllabica.com/ (accessed: 25.05.1019). (In Russ).
Дополнительные файлы

