Искусственный «интеллект» и человеческий ум: футуристическая синекдоха и реальность (лингвистический и лингвоментальный аспекты)
- Авторы: Волков В.В.1
-
Учреждения:
- Тверской государственный университет
- Выпуск: Том 11, № 4 (2020)
- Страницы: 745-759
- Раздел: КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2299/article/view/323310
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2299-2020-11-4-745-759
- ID: 323310
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Цель исследования - моделирование семантических процессов при герменевтической интерпретации русского терминологического словосочетания искусственный интеллект в сопоставлении с существительным ум . Актуальность работы обусловлена тем, что «наивные» (то есть не обладающим специальными познаниями) носители языка склонны отождествлять (1) ум, (2) интеллект, (3) те имитации когнитивной деятельности человека, которые связаны с использованием автоматов и компьютерной техники. Семантика существительного ум соотносится со всем, что связано с сознанием во всех его проявлениях; в этом смысле понятие «ум» оказывается в числе «первичных», которые корректному определению не поддаются. Слово интеллект фиксирует лишь некоторую «часть ума», а именно - мыслительные способности. Человеческий ум, сознание - вне возможностей компьютерной имитации; интеллект, понимаемый как «мыслительные способности», техно-электронному моделированию частично поддается. Термин искусственный интеллект выстроен как «двойная синекдоха»: 1) часть вместо целого ( интеллект как часть - ум как целое); 2) целое вместо части ( интеллект как целое - репрезентирующий это целое набор электрических импульсов в компьютере - механизме для работы с данными ). Семантический результат составляет основание идеологии трансгуманизма, которая базируется на отождествлении ума, интеллекта, компьютерных имитаций. Термин искусственный интеллект в стилистическом и культурологическом отношении: 1) персонификация механизма (робота, автомата, компьютера), 2) деперсонификация личности (человека); в целом - деперсонифицирующая травестия. Персонификация виртуального имитационного «интеллекта» и деперсонификация реального, подлинного интеллекта / ума интерпретируется как нейтрализация привативной антонимической оппозиции, как формирование виртуального «среднего члена», что соотносится с «расчеловечиванием человека» как фундаментальной проблемой современности.
Об авторах
Валерий Вячеславович Волков
Тверской государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: volk7valery@yandex.ru
доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка
ул. Желябова, 33, Тверь, Российская Федерация, 170100Список литературы
- Mikeshina, L.A. (2009). Hermeneutics. In: Encyclopedia of epistemology and philosophy of science. Moscow: Canon+; Rehabilitation. (In Russ.).
- Bakhtin, M.M. (2003). Collected works: in 7 vols. Vol. 1. Moscow: Languages of Slavic Culture. (In Russ.).
- Gadamer, H.-G. (1988) Truth and method. The basics of the philosophical hermeneutics. Moscow: Progress. (In Russ.).
- Bogin, G.I. (2001). Philological hermeneutics in Tver University. RUDN Journal of Studies in Literature and Journalism, 5, 86—91. (In Russ.).
- Volkov, V.V. (2015). Semantic core of the concept “Human” in the light of Latin and Latinized nominations. RUDN Journal of Language Studies, Semiotics and Semantics, 1, 83—92. (In Russ.).
- Volkov, V.V. (2020). “Digital economy”: Linguistic and linguomental aspects. Philology. Theory & Practice, 7, 135—139. (In Russ.).
- Aristotle (1983). Works: in 4 vols. Vol. 4. Moscow: Mysl. (In Russ.).
- Mamardashvili, M.K. (2011). Forms and content of thought. Saint Petersburg: Azbuka-Attikus. (In Russ.).
- Latest large explanatory dictionary of the Russian language (2008) / ed. S.A. Kuznetsov. Saint Petersburg: Norint. (In Russ.).
- Encyclopedia of philosophy (1967). Moscow: Sovetskaya encyclopedia. Vol. 4. (In Russ.).
- Dvoretskiy, I.Kh. (1976). Latin-Russian dictionary. Moscow: Russian language. (In Russ.).
- Rozanov, V.V. (2006). On understanding. Experience in the study of nature, boundaries and internal structure of science as integral knowledge. Moscow: Institute of philosophy, theology and history of St. Thomas. (In Russ.).
- Dorot, V.L. & Novikov, F.A. (2004). Explanatory dictionary of modern computer vocabulary. Saint Petersburg: BHV-Petersburg. (In Russ.).
- Explanatory dictionary of the Russian language of the beginning of the XXI century: Current vocabulary (2008) / ed. G. N. Sklyarevskaya. Moscow: Eksmo. (In Russ.).
- Khoruzhiy, S.S. (2008). The problem of a posthuman, or transformative anthropology through the eyes of synergetic anthropology. Filosofskie nauki, 2, 10—31. (In Russ.).
- Literary encyclopedia of terms and concepts (2001) / ed. & comp. A.N. Nikolyukin. Moscow: Intelvak. (In Russ.).
- Novikov, L.A. (1984). Russian antonymy and its lexicographic description. In: Lvov M.R. Dictionary of Russian antonyms. Moscow: Russian language. (In Russ.).
- Losev, A.F. (1993). Being — name — space. Moscow: Mysl. (In Russ.).
Дополнительные файлы

