Ценностные ориентации студенческой молодежи в вузах светской и религиозной направленности

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье представлены результаты факторного анализа применительно к данным массового опроса, посвященного ценностным ориентациям студентов светских и духовных вузов, а именно - Московской православной духовной академии и семинарии, Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета. В начале статьи авторы предлагают краткий обзор нынешнего состояния социологических исследований ценностей и ценностных ориентаций молодежи и россиян, делая акцент на межстрановых и иных сопоставительных контекстах, столь популярных сегодня в подобных проектах. Также в статье обозначены разные акценты в социологической работе с понятиями ценностей и ценностных ориентаций на концептуальном и эмпирическом уровнях, в том числе в историографическом аспекте. Поскольку исследовательский проект состоял из нескольких этапов, решал целый ряд задач и предполагал разные форматы опросного метода применительно к разным генеральным и выборочным совокупностям (администрация вузов, профессорско-преподавательский состав и студенты), в статье представлена лишь небольшая часть материалов проекта, призванных выявить ценностные ориентаций студентов светских и духовных вузов с использованием методики С. Шварца и В. Билски. Авторы предпринимают попытку с помощью методики Шварца определить сходства и различия в ценностях и мотивах учащихся вузов светской и религиозной направленности, выделяют четыре факторных типа мотивации, предлагают возможные интерпретации обнаруженных факторов и их проявлений в разных студенческих подвыборках, в частности, апеллируя к разным обстоятельствам жизни студентов светских и духовных вузов и большей «экспертности» второй выборки в сфере (христианского, православного) морального дискурса, в отличие от большинства студентов светских вузов, которых вряд ли можно считать экспертами в светской этике.

Об авторах

Игорь Павлович Рязанцев

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: sociology-pstgu@yandex.ru
Москва, Россия

Мария Александровна Подлесная

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Email: yamap@yandex.ru
Москва, Россия

Александра Анатольевна Петрова

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Email: sr@pstgu.ru
Москва, Россия

Иван Иванович Козлов

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Email: ivan_kozlov79@mail.ru
Москва, Россия

Анна Михайловна Пахарь

Институт социологии Российской академии наук

Email: apahar@bk.ru
Москва, Россия

Список литературы

  1. Andreev A.L. Russkaja mechta: vzgljad sociologa [Russian dream” A sociological perspective]. Monitoring obshhestvennogo mne-nija: Social'nye i ekonomicheskie peremeny. 2013. No 1.
  2. Andreenkova A.V., Beljaeva L.A. (obshh. red.) Rossija v Evrope: po materialam mezhdu-narodnogo sociologicheskogo proekta «Evropejskoe social'noe issledovanie» [Russia in Eu-rope: The Results of the International Sociological Project “European Social Survey”]. M.: Academia, 2009.
  3. Beljaeva L.A., Lapin N.I. Dinamika bazovyh cennostej naselenija postsovetskoj Rossii [The dynamics of the basic values of the population of post-Soviet Russia]. Dialog kul'tur v global-izirujushhemsja mire: mirovozzrencheskie aspekty / Pod red. pod red. V.S. Stepina, A.A. Gusejnova. M.: Nauka, 2005.
  4. Gorshkov M.K., Sheregi F.E. Molodezh' Rossii: sociologicheskij portret [Russian Youth: A Sociological Portrait]. M.: Institut sociologii RAN, 2010.
  5. Gorshkov M.K., Krumm R., Tihonova N.E. (red.) O chem mechtajut rossijane: ideal i re-al'nost' [What Russians Dream About: The Ideal and the Reality]. M.: Ves' Mir, 2013.
  6. Grjaznova O.S., Magun V.S. Bazovye cennosti rossijskih i evropejskih uchitelej [Basic values of Russian and European teachers]. Sociologicheskie issledovanija. 2011. No 1.
  7. Zheleznjakova A.S., Jahimovich Z.P. (red.) Social'no-politicheskie processy i cennosti v uslovi-jah globalizacii [Social and Political Processes and Values under the Globalization]. M.: Novyj hronograf, 2012.
  8. Zubok Ju.A., Chuprov V.I. Sociokul'turnyj mehanizm formirovanija otnoshenija molodezhi k obrazovaniju [Socio-cultural mechanism of formation of the youth perception of the educa-tion]. Sociologicheskie issledovanija. 2013. No 1.
  9. Lebedeva N.M., Tatarko A.N. (red.) Cennosti kul'tury i modeli ekonomicheskogo povedenija [Cultural Values and Models of Economic Behavior]. M.: Sputnik+, 2011.
  10. Magun V.S., Rudnev M.G. Bazovye cennosti-2008: shodstva i razlichija mezhdu ros-sijanami i drugimi evropejcami [Basic Values – 2008: Similarities and Differences between Russians and Other Europeans]. Preprint WP6/2010/03. M.: GU-VShJe, 2010. URL: http://www.hse.ru/data/2010/11/09/1223233543/WP6_2010_03-fff.pdf.
  11. Narbut N.P., Trotsuk I.V. Strahi i opasenija rossijskogo studenchestva: vozmozhnosti jem-piricheskoj fiksacii [Fears and hopes of the Russian students: Possibilities of empirical fixa-tion]. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2014. No 2.
  12. Abend G. What’s new and what’s old about the new sociology of morality // Handbook of the Sociology of Morality / Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010.
  13. Bader C.D., Finke R. What does God require? Understanding religious context and morality // Handbook of the Sociology of Morality / Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010.
  14. Frerichs S., Münch R. Morality, modernity, and world society // Handbook of the Sociology of Morality / Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010.
  15. Hitlin S., Piliavin J.A. Values: Reviving a dormant concept // Annual Review of Sociology. 2004. No 30.
  16. Hitlin S., Vaisey S. (ed.) Handbook of the Sociology of Morality. N.Y.: Springer, 2010.
  17. Hitlin S., Vaisey S. The new sociology of morality // Annual Review of Sociology. 2013. No 39.
  18. Lowe B.M. The creation and establishment of moral vocabularies: Why moralizing and moral vocabularies matter // Handbook of the Sociology of Morality / Ed. by S. Hitlin, S. Vaisey. N.Y.: Springer, 2010.
  19. Rokeach M. The Nature of Human Values. N.Y.: Free Press, 1973.
  20. Schwartz S.H. Cultural Value Orientations. Nature and Implications of National Differences. M.: Publishing house of SU HSE, 2008.
  21. Schwartz S.H. Universals in content and structure of values: Theoretical advances and empiri-cal tests in 20 countries // Advances in Experimental Social Psychology / Ed. by M. Zanna. Vol. 25. N.Y.: Academic Press, 1992.
  22. Schwartz S.H., Bardi A. Influences of adaptation to communist rule on value priorities in East-ern Europe // Political Psychology. 1997. No 18.
  23. Staples P. Structuralism and symbolic universes: Second Temple Judaism and the early Chris-tian movement // Handbook of Early Christianity: Social Science Approaches / Ed. by A.J. Blasi, P.-A. Turcotte, J. Duhaime. Oxford: AltaMira Press, 2002.
  24. Troeltsch E. The Social Teaching of the Christian Churches. Vol. 1. N.Y.: Westminster John Knox Press, 1992.
  25. Μαντζαρίδης Γ. Κοινωνιολογία του Χριστιανισμού [Sociology of Christianity]. Θεσσαλονίκη: Εκδόσεις Π. Πουρναρά, 2010.
  26. Pashkov Dimitrij, svjashh. Ikonomija [Oikonomia]. Pravoslavnaja Enciklopedija / Pod red. Pa-triarha Moskovskogo i vseja Rusi Kirilla. T. 22. M.: Cerkovno-nauch. centr «Pravoslavnaja en-ciklopedija», 2011.
  27. Sorokin P.A. Krizis nashego vremeni. Social'nyj i kul'turnyj obzor [The Crisis of Our Age: The Social and Cultural Outlook]. M.: ISPI RAN, 2009.
  28. Trotsuk I.V., Savel'eva E.A. Sravnitel'nye issledovanija cennostnyh orientacij: vozmozhnosti, ogranichenija, logika razvitija [Comparative studies of value orientations: Potential, limita-tions, and the logic of development]. Vestnik RUDN. Serija «Sociologija». 2015. No 4.
  29. Sharonova S.A. Universal'nye konstanty instituta obrazovanija. Mehanizm vos-proizvodstva obshhestva [Universal Constants of the Educational Institution. Mechanism of Social Repro-duction]. M.: RUDN, 2004.
  30. Jadov V.A. (red.) Vozdejstvie zapadnyh sociokul'turnyh obrazcov na social'nye praktiki v Ros-sii (Teorii, nabljudenija, biograficheskie interv'ju. Sovety studentam) [The Impact of Social and Cultural Patterns of Western on the Russian Social Practices (Theories, Observations, Bi-ographical Interviews. Tips for Students)]. M.: TAUS, 2009.
  31. Jadov V.A. K voprosu o nacional'nyh osobennostjah modernizacii rossijskogo ob-shhestva [On the national features of the Russian society modernization]. Mir Rossii. 2010. No 3.
  32. Jadova M.A. Sovremennoe i tradicionnoe v cennostjah postsovetskoj molodezhi [Modern and traditional in the post-Soviet youth values]. Sociologicheskie issledovanija. 2012. No 1.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».