Факторы привлечения образовательных мигрантов (на примере сибирских вузов)

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Привлекательность российской системы высшего образования и России в целом как принимающего сообщества для образовательных мигрантов с позиций концепции «человеческого капитала» видится как индивидуальный выбор мигранта на основе оценки издержек/выгод своего последующего роста как компетентного специалиста и проектирования жизненной траектории. Авторы рассматривают региональный аспект проблемы привлечения образовательных мигрантов в Томск и Томскую область, где научно-образовательный комплекс является градообразующим, а доля студентов в населении (в том числе иностранных) - одна из самых высоких по стране. В статье рассматривается качество отношений «иностранный студент - принимающее сообщество», региональный медийный фон, задающий общественные настроения, и возможности использования социальных медиа мигрантами для социально-психологической поддержки как важнейшие факторы одобрения/неприятия региона в целом и его системы высшего образования. Эмпирической базой статьи послужили полуформализованные интервью с образовательными мигрантами, посвященные миграции ресурсы региональных интернет-медиа и общение образовательных мигрантов в российских социальных сетях. Как показали результаты исследования, межэтническая обстановка в Томской области характеризуется образовательными мигрантами как благоприятная, однако в принимающем сообществе сложилась иерархия установок в отношении разных национально-географических сегментов образовательной миграции, многие жители региона, не испытывая открытой вражды к иностранным студентам, считают, что образовательную миграцию следует приостановить, видимо, под влиянием негативного информационного фона, создаваемого местными медиа в отношении трудовых мигрантов. Социальные сети как поддерживающая коммуникативная инфраструктура частично снимают негатив или равнодушие принимающего сообщества, выступают в эмоционально-компенсаторной роли квази-института, конвертирующего социальный капитал общения в экономические преференции и психологическую удовлетворенность.

Об авторах

Татьяна Алексеевна Булатова

Томский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: bulatowa@mail.ru

кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой рекламы и связей с общественностью Томского государственного педагогического университета

ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Андрей Петрович Глухов

Томский государственный педагогический университет

Email: GlukhovAP@tspu.edu.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Томского государственного педагогического университета

ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061

Список литературы

  1. Vlasti: bolee 18% studentov tomskikh vuzov — inostrantsy [Authorities: more than 18 percent of students at Tomsk universities are foreigners]. https://www.riatomsk.ru/article/20180507/ inostrannie-studenti-tomsk (In Russ.).
  2. Deeva A. Iz Rossii s diplomom: V tomskie vuzy naberut inostrannykh studentov [From Russia with a diploma: Tomsk universities will get foreign students]. http://smartnews.ru/regions/ tomsk/6833.html# ixzz4w24hzK8i (In Russ.).
  3. Inostranne studenty v Rossii [Foreign students in Russia]. https://studyinrussia.ru/actual/ articles/inostrannye-studenty-v-rossii (In Russ.).
  4. Kak studenty studentov izuchali [How students studied students]. https://www.hse.ru/news/ avant/74465897.html (In Russ.).
  5. Klyachko T.L., Krasnova G.A. Eksport vysshego obrazovaniya: sostoyanie i perspektivy v mire i Rossii [Export of higher education: The state and prospects in the world and Russia]. Ekonomika Nauki. 2015; 1 (2) (In Russ.).
  6. Kushnareva A.A. Realizatsiya obrazovatelnykh vozmozhnostey studentov-migrantov v vuzakh Rossii i Velikobritanii: na puti k resheniyu [Realization of educational opportunities for migrant students in the universities of Russia and the UK: Towards a solution]. Professionalnoe Obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2012; 1 (In Russ.).
  7. Nefedova A.I. Masshtaby, struktura i tseli eksporta rossiyskogo vysshego obrazovaniya [The scale, structure and goals of the Russian higher education export]. Mir Rossii. 2017; 26 (2) (In Russ.).
  8. Pogodaev N.P. Vladenie russkim yazykom kak uslovie adaptatsii studentov-migrantov iz Tadzhikistana v universitetskom prostranstve Tomska [Fluency in Russian as a prerequisite for the adaptation of migrant students from Tajikistan in the universities of Tomsk]. Vestnik TGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. 2015; 1 (In Russ.).
  9. Priezzhie studenty investiruyut v tomskuyu ekonomiku 7 mlrd. rub. v god [Migrant students invest in the Tomsk economy 7 billion rubles per year]. https://www.riatomsk.ru/article/ 20141215/studenti-investicii-tomsk (In Russ.).
  10. Radina N.K. Obrazovatelnaya migratsiya v kontekste novoy migratsionnoy politiki Rossii [Educational migration in the context of the new migration policy of Russia]. XV Aprelskaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva: v 4 kn. Pod red. E.G. Yasina. Moscow; 2015. Book 4 (In Russ.).
  11. Rykun A.Yu., Abramova M.O., Sukhushina E.V. Otnoshenie molodezhi Tomska k trudovym i obrazovatelnym migrantam (na primere issledovaniya molodezhi Tomska) [The attitude of the Tomsk youth to labor and educational migrants (on the example of the Tomsk youth survey)]. Vestnik TGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. 2017; 37 (In Russ.).
  12. Trotsuk I.V. Adaptatsiya inostrannykh studentov k usloviyam zhizni i ucheby v Rossii (na primere RUDN) [Adaptation of foreign students to the conditions of life and study in Russia (on the example of RUDN)]. Vestnik RUDN. Seriya “Sotsiologiya”. 2004; 6—7 (In Russ.).
  13. Utverzhden pasport prioritetnogo proekta “Razvitie eksportnogo potentsiala rossiyskoy sistemy obrazovaniya” [The passport of the priority project “Development of the Export Potential of the Russian Educational System” was approved]. http://government.ru/news/28013 (In Russ.).
  14. Chertkova N. Tomsk vse bolshe privlekaet inostrannykh studentov [Tomsk attracts foreign students more and more]. http://www.tvtomsk.ru/vesti/education/20416-tomsk-vse-bolshe-privlekaet-inostrannyh-studentov.html (In Russ.).
  15. Ekspertny doklad “12 resheniy dlya novogo obrazovaniya” [Expert report “12 Solutions for New Education”]. https://www.hse.ru/news/expertise/217884372.html (In Russ.).
  16. Backstrom L., Bakshy E., Kleinberg J., Lento T.M., Rosenn I. Balance of attention: How Facebook users allocate attention across friends. AAAI International Conference on Weblogs and Social Media (ICWSM); 2011.
  17. Becker G.S. Human Capital: A Theoretical and Empirical Analysis with Special Reference to Education. Chicago—London; 1993.
  18. Bessudnov A. Ethnic hierarchy and public attitudes towards immigrants in Russi. European Sociological Review. 2016; 2.
  19. Brinkerhoff J.M. Digital Diasporas. Identity and Transnational Engagement. New York; 2009.
  20. Burke M., Kraut R.E., Marlow C. Social capital on Facebook: Differentiating uses and users. Proceedings of the 2011 Annual Conference on Human Factors in Computing System; 2011.
  21. De Jong F. The production of translocality. Initiation in the sacred grove in Southern Senegal. Modernity on a Shoestring. Eds. by R. Fardon, W. van Binsbergen, R. van Dijk. Leiden; 1999.
  22. Diker E. Social media and migration. Review of Political and Social Research Institute of Europe. 2015 // http://ps-europe.org/social-media-and-migration.
  23. Ford R. Acceptable and unacceptable immigrants: The ethnic hierarchy in British immigration preferences. Journal of Ethnic and Migration Studies. 2011; 37.
  24. Hainmueller J., Hangartner D. Who gets a Swiss passport? A natural experiment in immigrant discrimination. American Political Science Review. 2013; 107.
  25. Lim K., Meier E.B. International student’s use of social network services in the new culture: A case study with Korean youths in the United States. Asia Pacific Education Review. 2012; 13.
  26. UNESCO Institute for Statistics. 2015. http://www.uis.unesco.org.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».