Трансгрессия романтического направления в западном обществе: единство романтизма и модернизма

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья представляет собой первую часть исследования и призвана быть наиболее общей. Она посвящена тезису, высказанному не впервые, но, тем не менее, не вполне проясненному и распространенному в отечественной науке: якобы в западных культурах и обществах в XIX-XX веках оформилось единое «романтическое направление», развертывающееся в несколько этапов. Романтическое направление рассматривается не в ракурсе искусствоведения (как течение в искусстве), но в более широком смысле - как направление, определяющее культуру западного общества. Романтизм («высокий романтизм») - первый представитель этого направления, в нем проявляются все его «родовые черты», рассматриваемые как принципы не только искусства, но и мировоззрения - развертываемые в философии и определяющие параметры культуры. За «высоким романтизмом» следует модернизм, в котором выделяют декаданс («поздний романтизм», модернизм конца XIX века) и модернизм XX столетия, называемый часто авангардом в широком смысле этого слова (не только направление в живописи и искусстве, но и новое мировоззрение). Романтизм, декаданс и авангард рассматриваются не просто как следующие во времени друг за другом социокультурные явления, в чем-то различные, в чем-то похожие, но как стадии развертывания единой системы принципов духовной культуры - в терминологии Т. Мана этапы единого «умственного движения». Исследование также основано на идее, что романтизм - антагонист направления, не имеющего единого названия, но смысл которого вполне определен: порой, заимствуя терминологию искусства и обозначая им все «умственное движение», его называют «реалистическим» или же, заимствуя терминологию науки, «позитивистским» (оно связано с «принципами Просвещения»). Два направления, «течения мысли» составляют пару, их борьба определяет социокультурную динамику, поэтому корректно говорить об их дуализме. Еще Ф. Ницше утверждал дуализм аполлонийского и дионисийского начал, хотя аполлоническое начало в его концепции не сводится к «Просвещению», ограничившему возможности интеллекта. Общая тема всех статей исследования - трансгрессия романтического направления в западном обществе в период с XIX до первой половины XX века. Термин «трансгрессия» можно заменить на «наступление» или «распространение», поскольку суть в том, что романтическое направление не просто сосуществует с реалистическим, меняя формы, но постепенно и необратимо вытесняет его в западных обществах, становясь в итоге доминантой их культуры. Если в начале XIX столетия, во время «высокого романтизма», культурной доминантой западного общества было направление «Просвещения», выразившееся в классицистском искусстве и позитивистской науке, то к концу эпохи «высокого романтизма», в середине XX, произошла смена доминант, завершившаяся утверждением постмодернизма, который также относится к романтическому направлению.

Об авторах

Александр Евгеньевич Капишин

Российский университет дружбы народов

Автор, ответственный за переписку.
Email: kapishin-ae@rudn.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198 Россия

Список литературы

  1. Andreev L.G Zapadnoevropeyskaya literatura, XX vek [Western European literature, XX century]. Voprosy Literatury. 1983; 8. (In Russ.).
  2. Andreev L.G. Impressionism = Impressionnisme: Videt. Chuvstvovat. Vyrazhat [Impressionism = Impressionnisme: To See. To Feel. To Express]. Moscow; 2005. (In Russ.).
  3. Arkan Yu.L., Naumova E.I. Romantizm vs Prosveshchenie? [Romanticism vs. Enlightenment?]. Vestnik SPbGU. Filosofiya i Konfliktologiya. 2013; 2. (In Russ.).
  4. Basinsky P. Imenno Baudelaire byl rodonachalnikom “moderna” v poezii [It was Baudelaire who was the founder of “modernism” in poetry]. Rossiyskaya Gazeta. 2021; 7. (In Russ.).
  5. Weingartner M. Kolledzh sotsiologii i instituta sotsialnyh issledovaniy: Benjamin i Bataille [College of Sociology and Institute of Social Research: Benjamin and Bataille]. NLO. 2004; 4. (In Russ).
  6. Kondrakhina G.K. Traditsii primitivizma v graficheskom modernizme [Traditions of primitivism in graphic Modernism]. Vestnik PGU. Rossiyskaya i Zarubezhnaya Filologiya. 2009; 2. (In Russ.).
  7. Krivykh E.U. Metafizika voli v irratsionalisticheskih kontseptsiyah A. Schopenhauera, R. Wagnera, F. Nietzsche [Metaphysics of will in irrationalist concepts of A. Schopenhauer, R. Wagner, F. Nietzsche]. Vestnik ChelGU. 2009; 33. (In Russ.).
  8. Lifshits M.A., Reingardt L.Ya. Krizis bezobraziya: ot kubizma k pop-­artu [Crisis of Ugliness: From Cubism to Pop Art]. Moscow; 1968. (In Russ.).
  9. Mann T. Khudozhnik i obshchestvo. Statyi i pisma [Artist and Society. Articles and Letters]. Moscow; 1985. (In Russ.).
  10. Mikhaylovsky N.K. Literaturnye vospominaniya i sovremennaya smuta [Literary Memories and Contemporary Turmoil]. Vol. II. Saint Petersburg; 1900. (In Russ.).
  11. Nalivayko D.S Iskusstvo: napravleniya, napravleniya, stili [Art: Trends, Trends, and Styles]. Kyiv; 1985. (In Russ.).
  12. Nietzsche F. Rozhdenie tragedii [The Birth of Tragedy]. Moscow; 2001.
  13. Nordau M. Vyrozhdenie. Sovremennye frantsuzy [Degeneration]. Moscow; 1995. (In Russ.).
  14. Paglia C. Lichiny seksualnosti [Sexual Personae]. Yekaterinburg; 2006. (In Russ.).
  15. Plekhanov G.V. Evangelie ot dekadansa [Gospel of decadence]. Plekhanov G.V. Literatura i estetika: in 2 vols. Moscow; 1958. Vol. 2.
  16. Pokidchenko I.M. Fenomen desyatiletiya v sfere kultury vtoroy poloviny XIX — nachala XX veka [The Phenomenon of the Decade in the Cultural Sphere of the Second Half of the 20th — Early 20th Century]: Diss. k. kulturologii. Moscow; 2019. (In Russ.).
  17. Saveliev K.N. Literatura angliyskogo dekadansa: istoki, stanovlenie, samorefleksiya [Literature of English Decadence: Origins, Formation, Self-­Reflection]: Diss. d.f.n. Moscow; 2008. (In Russ.).
  18. Tolstoy L.N. Chto takoe iskusstvo? [What Is Art]. Moscow; 1951. (In Russ.).
  19. Khorolsky V.V. Osnovnye napravleniya v angliyskoy i irlandskoy poezii rubezha XIX–XX vekov (problemy istoriko-­tipologicheskoy differentsiatsii i khudozhestvennoy revolyutsii) [Main Directions in English and Irish Poetry in the 19th–20th Centuries (Issues of Historical-­Typological Diversity and Artistic Revolution)]: Diss. d.f.n. Moscow; 1995. (In Russ.).
  20. Yakimovich A.K. Rozhdenie avangarda. Iskusstvo i mysl [The Birth of the Avant-­Garde. Art and Thought]: Diss. d. iskusstvovedeniya. Moscow; 1998. (In Russ.).
  21. Entsiklopediya simvolizma: zhivopis, grafika, skulptura. Literatura. Muzyka [Encyclopedia of Symbolism: Painting, Graphics, Sculpture. Literature. Music]. Moscow; 1998. (In Russ.).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».