Трансгрессия романтического направления в западном обществе: единство романтизма и модернизма
- Авторы: Капишин А.Е.1
-
Учреждения:
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 24, № 4 (2024)
- Страницы: 906-927
- Раздел: Вопросы истории, теории и методологии
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2272/article/view/323167
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2024-24-4-906-927
- EDN: https://elibrary.ru/QIDDTQ
- ID: 323167
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Статья представляет собой первую часть исследования и призвана быть наиболее общей. Она посвящена тезису, высказанному не впервые, но, тем не менее, не вполне проясненному и распространенному в отечественной науке: якобы в западных культурах и обществах в XIX-XX веках оформилось единое «романтическое направление», развертывающееся в несколько этапов. Романтическое направление рассматривается не в ракурсе искусствоведения (как течение в искусстве), но в более широком смысле - как направление, определяющее культуру западного общества. Романтизм («высокий романтизм») - первый представитель этого направления, в нем проявляются все его «родовые черты», рассматриваемые как принципы не только искусства, но и мировоззрения - развертываемые в философии и определяющие параметры культуры. За «высоким романтизмом» следует модернизм, в котором выделяют декаданс («поздний романтизм», модернизм конца XIX века) и модернизм XX столетия, называемый часто авангардом в широком смысле этого слова (не только направление в живописи и искусстве, но и новое мировоззрение). Романтизм, декаданс и авангард рассматриваются не просто как следующие во времени друг за другом социокультурные явления, в чем-то различные, в чем-то похожие, но как стадии развертывания единой системы принципов духовной культуры - в терминологии Т. Мана этапы единого «умственного движения». Исследование также основано на идее, что романтизм - антагонист направления, не имеющего единого названия, но смысл которого вполне определен: порой, заимствуя терминологию искусства и обозначая им все «умственное движение», его называют «реалистическим» или же, заимствуя терминологию науки, «позитивистским» (оно связано с «принципами Просвещения»). Два направления, «течения мысли» составляют пару, их борьба определяет социокультурную динамику, поэтому корректно говорить об их дуализме. Еще Ф. Ницше утверждал дуализм аполлонийского и дионисийского начал, хотя аполлоническое начало в его концепции не сводится к «Просвещению», ограничившему возможности интеллекта. Общая тема всех статей исследования - трансгрессия романтического направления в западном обществе в период с XIX до первой половины XX века. Термин «трансгрессия» можно заменить на «наступление» или «распространение», поскольку суть в том, что романтическое направление не просто сосуществует с реалистическим, меняя формы, но постепенно и необратимо вытесняет его в западных обществах, становясь в итоге доминантой их культуры. Если в начале XIX столетия, во время «высокого романтизма», культурной доминантой западного общества было направление «Просвещения», выразившееся в классицистском искусстве и позитивистской науке, то к концу эпохи «высокого романтизма», в середине XX, произошла смена доминант, завершившаяся утверждением постмодернизма, который также относится к романтическому направлению.
Ключевые слова
Об авторах
Александр Евгеньевич Капишин
Российский университет дружбы народов
Автор, ответственный за переписку.
Email: kapishin-ae@rudn.ru
кандидат философских наук, доцент кафедры социологии ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198 Россия
Список литературы
- Andreev L.G Zapadnoevropeyskaya literatura, XX vek [Western European literature, XX century]. Voprosy Literatury. 1983; 8. (In Russ.).
- Andreev L.G. Impressionism = Impressionnisme: Videt. Chuvstvovat. Vyrazhat [Impressionism = Impressionnisme: To See. To Feel. To Express]. Moscow; 2005. (In Russ.).
- Arkan Yu.L., Naumova E.I. Romantizm vs Prosveshchenie? [Romanticism vs. Enlightenment?]. Vestnik SPbGU. Filosofiya i Konfliktologiya. 2013; 2. (In Russ.).
- Basinsky P. Imenno Baudelaire byl rodonachalnikom “moderna” v poezii [It was Baudelaire who was the founder of “modernism” in poetry]. Rossiyskaya Gazeta. 2021; 7. (In Russ.).
- Weingartner M. Kolledzh sotsiologii i instituta sotsialnyh issledovaniy: Benjamin i Bataille [College of Sociology and Institute of Social Research: Benjamin and Bataille]. NLO. 2004; 4. (In Russ).
- Kondrakhina G.K. Traditsii primitivizma v graficheskom modernizme [Traditions of primitivism in graphic Modernism]. Vestnik PGU. Rossiyskaya i Zarubezhnaya Filologiya. 2009; 2. (In Russ.).
- Krivykh E.U. Metafizika voli v irratsionalisticheskih kontseptsiyah A. Schopenhauera, R. Wagnera, F. Nietzsche [Metaphysics of will in irrationalist concepts of A. Schopenhauer, R. Wagner, F. Nietzsche]. Vestnik ChelGU. 2009; 33. (In Russ.).
- Lifshits M.A., Reingardt L.Ya. Krizis bezobraziya: ot kubizma k pop-artu [Crisis of Ugliness: From Cubism to Pop Art]. Moscow; 1968. (In Russ.).
- Mann T. Khudozhnik i obshchestvo. Statyi i pisma [Artist and Society. Articles and Letters]. Moscow; 1985. (In Russ.).
- Mikhaylovsky N.K. Literaturnye vospominaniya i sovremennaya smuta [Literary Memories and Contemporary Turmoil]. Vol. II. Saint Petersburg; 1900. (In Russ.).
- Nalivayko D.S Iskusstvo: napravleniya, napravleniya, stili [Art: Trends, Trends, and Styles]. Kyiv; 1985. (In Russ.).
- Nietzsche F. Rozhdenie tragedii [The Birth of Tragedy]. Moscow; 2001.
- Nordau M. Vyrozhdenie. Sovremennye frantsuzy [Degeneration]. Moscow; 1995. (In Russ.).
- Paglia C. Lichiny seksualnosti [Sexual Personae]. Yekaterinburg; 2006. (In Russ.).
- Plekhanov G.V. Evangelie ot dekadansa [Gospel of decadence]. Plekhanov G.V. Literatura i estetika: in 2 vols. Moscow; 1958. Vol. 2.
- Pokidchenko I.M. Fenomen desyatiletiya v sfere kultury vtoroy poloviny XIX — nachala XX veka [The Phenomenon of the Decade in the Cultural Sphere of the Second Half of the 20th — Early 20th Century]: Diss. k. kulturologii. Moscow; 2019. (In Russ.).
- Saveliev K.N. Literatura angliyskogo dekadansa: istoki, stanovlenie, samorefleksiya [Literature of English Decadence: Origins, Formation, Self-Reflection]: Diss. d.f.n. Moscow; 2008. (In Russ.).
- Tolstoy L.N. Chto takoe iskusstvo? [What Is Art]. Moscow; 1951. (In Russ.).
- Khorolsky V.V. Osnovnye napravleniya v angliyskoy i irlandskoy poezii rubezha XIX–XX vekov (problemy istoriko-tipologicheskoy differentsiatsii i khudozhestvennoy revolyutsii) [Main Directions in English and Irish Poetry in the 19th–20th Centuries (Issues of Historical-Typological Diversity and Artistic Revolution)]: Diss. d.f.n. Moscow; 1995. (In Russ.).
- Yakimovich A.K. Rozhdenie avangarda. Iskusstvo i mysl [The Birth of the Avant-Garde. Art and Thought]: Diss. d. iskusstvovedeniya. Moscow; 1998. (In Russ.).
- Entsiklopediya simvolizma: zhivopis, grafika, skulptura. Literatura. Muzyka [Encyclopedia of Symbolism: Painting, Graphics, Sculpture. Literature. Music]. Moscow; 1998. (In Russ.).
Дополнительные файлы

