Высшее образование в Китае: особенности системы управления в ведущих вузах страны
- Авторы: Донецкая С.С.1, Бин В.2
-
Учреждения:
- Новосибирский государственный университет
- Российский университет дружбы народов
- Выпуск: Том 22, № 1 (2022)
- Страницы: 150-167
- Раздел: Современное общество: актуальные проблемы и перспективы развития
- URL: https://bakhtiniada.ru/2313-2272/article/view/323121
- DOI: https://doi.org/10.22363/2313-2272-2022-22-1-150-167
- ID: 323121
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В последние три десятилетия система высшего образования Китая динамично развивается. Одна из причин - внедренная в начале 1990-х годов в государственных университетах «система ответственности ректора под руководством партийного комитета», которая соответствует национальным особенностям страны и стала основополагающей моделью управления в китайских общих вузах. Происходящие в китайском обществе и экономике изменения обусловили открытие частных и совместных с иностранными вузами университетов, что стало толчком к трансформации этой модели и появлению новых систем. Цель статьи - раскрыть особенности современных систем управления китайскими университетами разных форм собственности, показать их преимущества и недостатки. В статье представлен краткий экскурс в историю развития китайской системы управления государственным вузом с момента образования КНР по сегодняшний день; обозначены основные черты современной системы высшего образования и динамика численности государственных и частных общих вузов за последние десять лет. Особое внимание уделено системам управления государственными, частными и совместными университетами. Показано, что система управления вузом любой формы собственности в Китае состоит из трех частей: принятие решений, их исполнение и надзор. Раскрыта специфика отношений между высшими руководящими структурами университета - партийным комитетом, ректором и управляющим советом (советом директоров), показана реальная система отношений между представителями административной и академической структур университета. Источниками информации стали: данные Министерства образования, законы и иные нормативные документы КНР, регулирующие деятельность вузов, сайты ведущих китайских университетов и публикации в открытом доступе в китайском Интернете.
Об авторах
Светлана Сергеевна Донецкая
Новосибирский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: dss@inbox.ru
доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента
ул. Пирогова, 1, Новосибирск, 630090, РоссияВан Бин
Российский университет дружбы народов
Email: 1321666299@qq.com
аспирантка кафедры социологии
ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, 117198, РоссияСписок литературы
- Guruleva T.L., Wang B. Higher education in China: Institutions and mechanisms of the state and party management. RUDN Journal of Sociology. 2020; 20 (7). (In Russ.).
- Dyakonova M.A. Innovative cooperation with Chinese universities in the knowledge management system. Ekonomika. Nalogi. Pravo. 2020; 13 (2). (In Russ.).
- Kuzmin D.V., Baginova V.V., Shisuan F. Training of specialists in the field of international logistics under the educational program of double degrees. Resursy, Informatsiya, Sberezheniya, Konkurentsiya. 2020; 4. (In Russ.).
- Lapin P.A. Education department and organization of education in China in the late Qing dynasty (late 19th — early 20th century). Gumanitarnye Issledovaniya v Vostochnoy Sibiri i na Dalnem Vostoke. 2016; 1. (In Russ.).
- Medyanik E.I. Chinese-foreign educational programs development: History and the present state. Otechestvennaya i Zarubezhnaya Pedagogika. 2019; 2 (2). (In Russ.).
- Guan P. The system of the president responsibility under the leadership of party committees and the contemporary university system. China Higher Education. 2015; 15. (In Chinese).
- Fang F. The power allocation, operation and supervision in the changes of the university governance structure. Journal of Higher Education Management. 2011; 6. (In Chinese).
- Zhang D. Historical changes of the Chinese university governance since 1949 — reflections on the policy reform. China Higher Education Research. 2016; 2. (In Chinese).
- Zhang Q., Song B. On Chinese leadership system of private universities: Historical review, practice and optimized path. Modern Education Management. 2020; 2. (In Chinese).
- Chen J. On the construction of the internal governance structure of universities in China. Journal of Higher Education Management. 2017; 11. (In Chinese).
- Dong X., Maassen P., Stensaker B., Xu X. Governance for excellence and diversity? The impact of central and regional affiliation for the strategic positioning of Chinese top universities. Higher Education. 2020; 80 (5).
- Han S., Xu X. How far has the state ‘stepped back’: An exploratory study of the changing governance of higher education in China (1978–2018). Higher Education. 2019; 78 (5).
- Schulte B. Innovation and control: Universities, the knowledge economy and the authoritarian state in China. Nordic Journal of Studies in Educational Policy. 2019; 5 (1).
- Shi X. Modes of university governance. International Journal of Chinese Education. 2015; 4 (1).
Дополнительные файлы

